8(800)350-83-64

Для чего нужны тренинги в компаниях и организациях?

Обучение персонала: насколько эффективны тренинги?

Для чего нужны тренинги в компаниях и организациях?

Некоторые руководители до сих пор уверены, что текущие умения и навыки их рабочего персонала — это максимальные возможности работников, их так называемый потолок.

Однако как показывает практика, возможности и потенциал сотрудников при должном обучении практически безграничен.

Это доказывают различные тренинги, проводимые с целью повышения профессиональных, коммуникативных и интеллектуальных навыков.

Многие компании считают такое капиталовложение одним из самых выгодных для эффективной работы и развития бизнеса.

Креативное мышление, расширенные профессиональные познания, умение брать инициативу в нужный момент на себя — вот те качества, которые развивает в себе постоянно обучающийся персонал.

Определение понятия

В более широком смысле любой тренинг — это также:

  • Практическое обучение. Персонал тренируется и отрабатывает какие-то определённые навыки, вырабатывает особый способ мышления и модель поведения. Практические упражнения делают обучение живым. Важно преподать не столько и не только теорию, сколько применение знаний в реальных условиях бизнеса.
  • Эффективное групповое обучение. Работая в группе, каждый сотрудник получает уникальный опыт взаимодействия, находит оригинальные решения той или иной проблемы. Позже все полученные навыки он сможет воплотить в жизнь. Работа любой группы, сконцентрированная на одной идее или общих интересах, всегда результативнее работы одиночки. В группе рождаются дискуссии и обсуждения, позволяющие изменить ракурс и подход к той или иной проблеме.
  • Интерактивное обучение. Общение во время тренинга несравнимо с любыми другими способами обучения. Например, на лекциях инициативу проявляет только один лектор. А при групповой работе во взаимодействие включаются все участники. Их активность поощряется тренером. Он хочет услышать мнение каждого человека и это единственный способ для всех овладеть новым способом мышления или моделью поведения.

Востребованность

Практика показывает, что не бывает одинаковых тренингов, даже если их ведёт один и тот же человек, и они организованы по одной программе.

Цель опытного тренера — найти оптимальный способ преподавания для той аудитории, которая находится перед ним в данный момент.

Поэтому стиль преподавания и содержание занятий каждый раз изменяется.

К человеку, ведущему тренинг, выдвигаются особые требования:

  1. он должен обладать ораторским искусством;
  2. управлять эмоциональным состоянием аудитории;
  3. иметь достаточный опыт в проведении таких мероприятий;
  4. и являться профессионалом в той области, которой посвящён конкретный тренинг.

Проблема любого молодого специалиста заключается в отсутствии практических навыков. Будучи студентом, он получил в вузе лишь общие теоретические познания. А вот их практическое применение ставит его в тупик.

Хорошим примером такого состояния является первый врачебный опыт молодого врача.

Без поддержки более опытного коллеги он с большой долей вероятности обречён на разочарование и неудачу в профессиональной деятельности.

Та же самая ситуация наблюдается в компаниях и даже крупных корпорациях.

Поэтому при проведении корпоративных тренингов упор делается на конкретные познания и навыки, необходимые сотрудникам в ежедневной трудовой деятельности.

Наиболее востребованы следующие темы:

  • управленческие, рассматривающие вопросы, связанные с управлением персоналом или производственной, коммерческой деятельностью;
  • посвящённые тайм-менеджменту или искусству управления личным и служебным временем;
  • касающиеся продаж и ведения переговоров.

История развития

Такой вид передачи ценной и полезной информации, как тренинги насчитывает тысячелетнюю историю.

Ну а первооткрывателем тренингов в современном понимании стал Дейл Карнеги, который с 1912 года занимался в своём центре обучением всех желающих навыкам публичного выступления и уверенности в себе.

Полноценные тренинговые группы стали создаваться чуть позже, с 1946 года Куртом Левиным, известным на то время социальным психологом.

Его ученики успешно обучали политиков, менеджеров и управленческий персонал.

Такие группы со временем приобрели большую популярность, а с 1960 года началась активная подготовка профессионалов разного уровня и самых различных профессий.

Основные виды

Руководители предприятий и компаний чаще всего организуют и оплачивают следующие виды тренингов для своего рабочего персонала:

  • Психологические, призванные повысить самооценку каждого члена коллектива, вселить уверенность в собственных силах и умениях, а также снизить тревожность. Опосредствованно такое обучение влияет на профессиональный и карьерный рост.
  • Посвящённые тайм-менеджменту, важному для продуктивного и своевременного решения производственных задач. Сотрудник, умеющий правильно спланировать своё время, всегда успевает справиться с поставленными перед ним задачами.
  • Посвящённые навыкам коммуникации, необходимой для эффективного взаимодействия работников в коллективе и решения общих задач, поставленных перед ними руководством. Такой тренинг помогает погасить конфликтные ситуации и найти альтернативные варианты решения проблем.
  • Посвящённые навыкам управления — это один из самых важных для бизнеса видов тренинга, помогающий выявить лидерские качества, умение сплотить коллектив и объединить вокруг одной цели дружную команду профессионалов.
  • Посвящённые профессиональным навыкам, например, умению вести переговоры, правильной организации продаж и так далее.

Как строится обучение?

Результативность любого тренинга во многом определяется его правильным планированием, чёткой формулировкой задач и точным выбором целей. В этой сфере всё зависит от конкретных потребностей компании или предприятия. Тренер должен понимать, что именно и для чего он делает.

Упрощённый алгоритм обучения выглядит следующим образом:

  1. Руководство подбирает тематику тренинга и приглашает специалиста в нужной для коллектива сфере.
  2. Тренер составляет план обучения с учётом потребностей всех уровней рабочего коллектива (выясняет, кто будет участвовать и в какое время лучше проводить обучение). Затем ещё раз согласовывает тематику и форму обучения с руководителями компании, организации или предприятия.
  3. После получения одобрения от руководства по всем пунктам плана (по времени, форме и темах обучения) выбранный тренер (наставник) приступает к обучению персонала. Тренинг может быть как разовым, так и состоящим из цикла групповых встреч.

Каким должен быть тренер?

Правильный выбор тренера (инструктора) играет решающую роль. По статистике 80% успеха обучения зависит именно от личности тренера.

Он должен:

  • обладать навыками оратора и хорошо владеть «языком тела»;
  • уметь правильно себя подать аудитории;
  • уметь установить доверительные и даже дружественные отношения в группе;
  • управлять групповым общением (вовремя реагировать на любые эмоциональные изменения в группе, участвовать в активном обсуждении и дискуссиях);
  • добиваться высокой эффективности через комбинирование различных методик и стилей обучения;
  • активно применять свои познания;
  • поддерживать и поощрять учеников, дарить им мотивацию для действий.

Различают следующие методики подачи материала:

  • в виде кейсов или готовых решений проблемных ситуаций;
  • в виде деловой игры или проработки возможных ситуаций с предложением их решения;
  • в виде ролевой игры или проработки возможных проблем в коллективе;
  • в виде групповых дискуссий или активного общения для решения общих проблем;
  • в виде мозгового штурма или поиска креативных способов решения поставленной задачи.

Достоинства и недостатки

При всех очевидных преимуществах у такой формы обучения существуют также некоторые недостатки, которые необходимо учесть руководителю компании или предприятия.

Это:

  • Замкнутость и неискренность участников — не все хотят раскрываться перед коллегами или обсуждать свои недостатки, проблемы.
  • Возможность утечки информации. Для избегания этой проблемы с участниками заключаются договоры о неразглашении информации, полученной во время обучения.
  • Ошибки тренера. Например, он не смог правильно расставить приоритеты обучения или дал отрицательный импульс, подвергнув кого-то из работников критике.

К очевидным достоинствам для участников относят:

  1. получение новых знаний и практических навыков;
  2. приобретение уверенности в себе;
  3. понимание собственных ошибок и способов их устранения;
  4. расширение общих познаний в профессиональной и психологической сфере.

А руководители компаний и предприятий выигрывают, получив в результате тренинга более сплочённый и обученный персонал.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/trudovoe/upravlenije/obuchenije/treningi.html

Для чего нужны тренинги

Для чего нужны тренинги

Golden Staff, центр бизнес-обучения | Могильник Анна

Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кад­ровой политики многих предприя­тий.

Еще совсем недавно такая форма образования, как тренинги, была в нашей стране большой редкостью. Но прошло немного времени, и они стали неотъемлемой частью кад­ровой политики многих предприя­тий.

Однако, несмотря на то.

что к услугам тренеров сегодня прибе­гает все большее количество ком­паний, это не всегда сопровожда­ется информированием широкой общественности о пользе и реаль­ных возможностях краткосрочного обучения.

Что такое тренинг

Тренинг — это процесс освое­ния техник, направленных на по­строение эффективной професси­ональной деятельности. Его основ­ной задачей является научение бизнес-технологиям, необходимым для конкурентной борьбы на рын­ке.

С другой стороны, тренинг можно определить как интенсив­ную форму обучения, сочетающую теоретические лекции и практи­ческую отработку навыков за ко­роткий промежуток времени (1-2 дня).

При этом полученные навыки являются достаточно устойчивыми и эффективными, а их использова­ние в дальнейшем обеспечивает результаты, на которые они были рассчитаны.

Кто такой тренер

Очень важная роль в процессе обучения отводится тренеру-кон­сультанту. От его личности, как считают эксперты, на 90% зависит успех всего мероприятия.

Однако отсутствие однозначных критери­ев оценки профессионализма тре­неров способствует появлению большого количества шарлатанов, людей, «продающих воздух». По­требность в профессионалах уве­личивается с каждым годом.

Рост спроса на тренинговые услуги про­порционален росту предубежде­ний и стереотипов. Кто же такой тренер?

Тренер — это совершенно само­стоятельная профессия. Этот спе­циалист не является ни продавцом, ни управляющим, ни маркетологом. Это фасилитатор [от англ.

, to fascilitate — опосредовать какой-либо процесс], который с помощью спе­циальных методов и подходов опе­ративно (в течение одного-пяти дней) и эффективно обучает про­давцов — продавать, руководите­лей — управлять, секретарей — ко­ординировать работу офиса, груп­пу управляющих — согласованно планировать стратегию дальней­шего развития компании.

К методам, которые использует в своей практике тренер, относятся умело и грамотно спланированные и согласованные между собой дело­вые и ролевые игры, специальные упражнения, групповые дискуссии, «мозговой штурм», психогимнастика и др.

Тренер успешно планирует систему обучения в любой органи­зации не только благодаря опыту работы в этой сфере, но и основы­ваясь на системном понимании биз­нес-процессов в целом, умении опе­ративно анализировать специфику обсуждаемой сферы бизнеса и со­бирать всю информацию, необходи­мую для разработки курса обуче­ния. Профессиональный тренер должен уметь создавать на занятии атмосферу доброжелательности, оптимизма и взаимной симпатии между участниками. После прохож­дения профессиональных тренингов слушатели обретают новые силы, воодушевление, интерес к опреде­ленной деятельности, заряд энергии на всю рабочую неделю.

Какие тренинги наиболее востребованы сегодня

«Мода» на тренинги в Украине прошла, уступив место трезвому расчету. Сегодня клиенту нужен не универсальный пакет инстру­ментов, а индивидуальный подход, максимально учитывающий спе­цифику его бизнеса.

Эффектив­ность тренинга и всей программы обучения напрямую зависит от степени их проработанности для конкретного слушателя.

Все уси­лия специалистов тренинговых компаний направлены на резуль­тат, который клиент получает по окончании обучения, а не на сбыт «продукции» — тренингов и семи­наров.

При создании программы тренинга учитываются специфика деятельности предприятия и сос­тав участников, особенно если обучение ориентировано на руко­водителей высшего звена. На этом уровне ошибки непозволи­тельны, а значит, процесс обуче­ния должен тщательно планиро­ваться совместно с заказчиком.

Эксклюзивный тренинг стоит дороже стандартного, так как на его подготовку уходит больше времени — разработка ведется в несколько этапов. Клиент, как правило, готов к таким затратам, поскольку понимает, что таким об­разом он повысит эффективность обучающего процесса.

Специалисты выделяют три ви­да тренингов

Коммуникативные тренинги на­правлены на развитие индивидуаль­ных деловых качеств, а именно: уме­ний вести переговоры, управлять конфликтом, планировать собствен­ное время, правильно расставлять приоритеты и т. д.

Тренинги личностного роста способствуют налаживанию эф­фективной коммуникации, целеполаганию. развитию памяти и вни­мания, лидерских качеств и т. д.

В процессе обучения тренеры уси­ленно «ковыряются» в вашем прошлом, извлекая наружу все комплексы, после чего вы совме­стными усилиями пытаетесь их преодолеть.

Специализированные и отрас­левые (маркетинг, менеджмент, логистика и т. д.) тренинги рас­считаны на специалистов опреде­ленной сферы.

Обучающие прог­раммы отраслевой направленности особенно востребованы предприя­тиями, занимающимися продажа­ми, а также менеджерами разного уровня.

К этой группе относятся также тренинги по управлению пер­соналом, финансовому, регулятор-ному менеджменту, бизнес-процес­сам, маркетингу, рекламе и PR-тех­нологиям, сбытовой и администра­тивной логистике.

В последнее время значительно возрос спрос на профессиональ­ные, так называемые «навыковые», тренинги.

Во-первых, предприятия испытывают потребность в высоко­квалифицированных кадрах. Во-вторых, рынок, условия организа­ции бизнеса и методы работы быстро меняются.

И в-третьих, эф­фективность таких мероприятий оценить намного легче.

Неизменной популярностью поль­зуются тренинги личностного роста, однако специалистов, способных проводить на высоком уровне тре­нинги «абстрактного характера», недостаточно. К тому же многие слу­шатели не всегда могут определить, насколько полезными были для них занятия.

Сегодня все больше внимания компании уделяют обучению линей­ных руководителей, проводя для них тренинги, направленные на усо­вершенствование управленческих навыков (ситуационное руковод­ство, тайм-менеджмент, управле­ние конфликтами, навыки публич­ного выступления).

Что касается формы проведения тренингов, то в последнее время значительно возросло количество корпоративных мероприятий. Одна­ко несмотря на это, есть основания полагать, что и в будущем открытая форма проведения занятий будет превалировать.

Почему тренинги иногда оказываются неэффективными

Неэффективность тренинга мо­жет быть вызвана следующими причинами: ошибочное определе­ние потребностей заказчика, не­правильно подобранный состав группы, отсутствие «обратной свя­зи» и посттренингового сопровож­дения, плохая организация подачи материала, слабые презентацион­ные навыки преподавателя. Одна из наиболее частых причин неэф­фективности тренинга — отноше­ние к нему как к наказанию. Такой стереотип складывается под влия­нием множества нюансов: руковод­ство выбрало неудобные для со­трудников компании время и место обучения, сообщение о прохожде­нии тренинга было сделано в виде приказа и т. д.

Часто недоразумения возника­ют из-за поверхностного понима­ния руководством компаний зна­чения слова «тренинг».

Тренинг — это не магическое действо, а ин­тенсивное обучение, направлен­ное на развитие неспецифических для конкретной профессии дело­вых и психологических качеств.

Тренинг организуется компанией с целью повышения эффективнос­ти труда.

При организации корпоративно­го тренинга нужно учитывать все тонкости. Порой возрастная разни­ца тренера и слушателей может осложнить установление личност­ного контакта между ними, особен­но если тренер моложе.

Наконец, многое зависит от расписания занятий. Скажем, тренинг, назна­ченный на субботнее утро, вряд ли вызовет у слушателей положи­тельные эмоции.

В этом случае по­надобятся талант и профессиона­лизм тренера, чтобы преодолеть накопившиеся негативные эмоции аудитории.

Как оценить результат тренинга

Замерить результативность и эффективность обучения доволь­но сложно, но все же полученные знания и сформированные навыки можно оценить с помощью вход­ного и выходного тестирова­ния.

Важнейший показатель эф­фективности — отсутствие зату­хающей динамики: чем дольше сохраняются результаты тренин­гов и семинаров, тем выше каче­ство обучения.

У специалистов, прошедших обучение по индиви­дуально разработанной програм­ме, этот показатель, как правило, очень высокий.

В зависимости от задач обуче­ния объективным его результатом может стать уменьшение количест­ва конфликтных ситуаций в кол­лективе, увеличение количества удовлетворенных клиентов, повы­шение авторитета компании, рост уровня продаж.

Происходит струк­турирование опыта сотрудников, повышается их мотивация к ра­боте, улучшается эмоциональный климат в коллективе, создается и укрепляется корпоративная куль­тура компании.

В любом случае, эффективность тренинга опреде­ляется последующим применением приобретенных знаний и умений на практике, в реальной действитель­ности.

Ton-менеджеры наблюдают улучшение производственных по­казателей, а сотрудники, освоив­шие современные методы работы, могут претендовать на более высо­кую заработную плату. Таким об­разом, и руководители, и работни­ки понимают, что и время, и деньги были потрачены не зря.

Источник: https://www.trn.ua/articles/7328/

Корпоративные тренинги

Сегодня стал популярен такой вид обучения, как корпоративные тренинги. Его целью является получение знаний о трудовых правоотношениях, улучшение навыков командной работы и деятельности отдельных сотрудников компании. Сейчас этот метод считается самым распространенным в мире.

Что собой представляют корпоративные семинары, тренинги и семинар-тренинги

Многие путают термин «семинар» с понятием «тренинг».

Это связано с тем, что многие авторы стремятся взять за свой семинар плату как за корпоративный тренинг, ведь последнее в тренде и лучше покупается.

Однако подготовка действенного продукта этого рода требует больше усилий, чем в случае с семинаром.

Семинар (от лат. seminarium – «рассадник») – групповые занятия, где участвующие лица ведут дискуссию по предварительно заготовленным выступлениям.

Он несколько похож на лекцию, только с обязательными элементами обсуждения.

Этот вид обучения дает возможность как приобрести знания, так и досконально разобраться в уже имеющихся.

Ведущий стоит выше группы обучающихся, поскольку излагает непогрешимо истинную информацию.

Число участвующих ограничено только размерами аудитории, где проходит семинар.

Продолжительность обучения в таком формате может достигать нескольких дней.

Эффективность зависит от объема усвоенной участниками информации.

Минус: люди, получая знания, не учатся применять их на практике. Чтобы быть успешным продавцом, управленцем, одной теории мало.

Понимание того, как продать какое-то предложение, как грамотно давать задание подчиненным, работать над мотивацией дает не много. Необходимо УМЕТЬ это.

Тренинг переводится с английского как «тренировка». Это понятие включает в себя последовательное решение задач для получения либо усовершенствования определенного навыка.

цель занятий, в том числе и корпоративных тренингов, заключается в отработке на практике полученных знаний. Лучше всего, если в процессе такого обучения необходимые навыки перейдут в разряд автоматических.

Хорошее обучение такого рода включает 10 % теории и 90 % практики.

Высококлассный корпоративный тренинг всегда представляет собой вариант активного обучения. Он строится на самостоятельной деятельности, работе в группах, с кейсами, обсуждений и т. д.

Во время практической части прорабатываются способы преодоления ситуаций, вызывающих больше всего проблем. Все обучаемые участвуют в различных играх, выполняют задания, неоднократно повторяя принцип поведения в случае сложностей.

Обязательна обратная связь, при которой участники и тренер высказывают свое мнение об успешности выполнения упражнения. Прорабатываются все удачные решения и недостатки стратегии участника.

Так он имеет возможность скорректировать свои действия, опираясь на взгляд других людей, и продолжить оттачивать наработанные навыки. Зачастую занятие сопровождается видеосъемкой для последующей проверки уровня работы над заданиями.

Задача ведущего корпоративного тренинга состоит в том, чтобы пришедшие к нему люди действовали. Именно поэтому после окончания лучших тренингов многие негодуют: «Почему, отдавая такие деньги, мы должны сами пахать?!».

Если на вопрос: «Сколько человек одновременно сможет участвовать в занятии?», автор корпоративного тренинга вам ответит: «Количество не имеет значения», то знайте – это точно не тренинг.

Чтобы осуществить качественный процесс обучения, необходима группа от 6 до 15 человек. Многократно проработать навык, услышать обратную связь реально в группе не более этого количества.

Минимальный порог в шесть человек связан с тем, что большинство упражнений идет в формате парной либо групповой работы.

Эффективность мероприятия проверяется действительными переменами в поведении участников. Проявляются проработанные умения, не существовавшие до этого, понимание, что человек умеет делать что-то новое.

Минус: такая работа не может проводиться с неподготовленным рабочим составом.

Свыше половины обучающих программ, предлагаемых сегодня и обозначенных как корпоративные тренинги, в реальности оказываются тренингами-семинарами. Такие мероприятия скорее похожи на лекцию, совмещенную с практической частью.

Участники слушают теорию о существующих схемах и алгоритмах выхода из сложившейся сложной ситуации. После этого данные методы применяются при решении не требующих много времени практических задач.

В этом случае будет примерно 90 % теории и 10 % практики.

Ведущий такого мероприятия обычно стремится, насколько это возможно, подробнее и эмоциональнее посвятить пришедших в главную тему. Для этого у него есть множество методик, примеров из жизни, видеосюжетов, полезной информации в формате «раздатки».

Однако для продуктивной учебы важнее всего ДЕЙСТВИЯ участников. Если весь «тренинг» люди лишь сидели, то его итоги не имеет смысла обсуждать. Остается лишь отметить способность преподавателя, так называемого «коуча», хорошо излагать материал, производить приятное впечатление.

Но все это не может носить имя корпоративного тренинга – это лекция.

Данная разновидность подходит в качестве первой ступени в долгосрочной программе либо промежуточного, подготавливающего этапа для дальнейшего проведения работающего тренинга. В идеале, первый день занимает тренинг-семинар, а второй – непосредственно тренинг.

Тренинг-семинар наделяет обучаемых информированностью, дарит чувство «я понимаю, как это сделать», «теперь я знаю, как это реально действует», «все не настолько трудно!».

Минус: опасно полагать, что такое обучение уничтожит все сложности.

Источник: https://practicum-group.com/blogs/stati/korporativnye-treningi/

Что такое тренинг и зачем он нужен? Цели и виды тренингов :

Тренинг – слово, которое в наше время у всех на слуху. Тренинг — это модно. Это современно. Это уже неотъемлемая часть жизни в целом, и образования в частности. Так что такое тренинг?

История тренинга

Сам термин «тренинг» пришел к нам из англоязычного мира.

Одним из его влиятельных сторонников и распространителей, как метода преподавания, стал Дейл Карнеги, создавший в начале XX века тренинговый центр имени самого себя, где более чем успешно обучал желающих ораторскому искусству и другим социально-значимым навыкам.

Но настоящее рождение в психологии тренинг получил благодаря деятельности небезызвестного Курта Левина, который со своими сторонниками создал в 40-х годах прошлого столетия тренинговые группы для людей, жалующихся на низкие коммуникативные способности.

Формат его занятий показал настолько впечатляющие результаты, что вскоре в США была создана целая академия тренинга.

С тех пор этот метод является неотъемлемой частью как образовательного процесса, так и развития личности в разных сферах жизни, например, в семейных отношениях и в бизнесе.

Особенности тренинга

Что такое тренинг и чем он отличается от других методов обучения? Во-первых, нужно понять, что тренинг — это не просто тренировка или лекция, это – нечто большее. Но при этом он включает в себя их элементы.

Программа тренинга такова, что включает в себя и теоретический материал, и практическую часть, призванную привить и развить у человека определенные навыки и умения. Причем последней уделяется основное внимание.

Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности. Этим он отличается от лекции, где только рассказывается «как надо». В тренинге же моделируется ситуация, которая тут же разыгрывается участниками, а затем обсуждается.

Благодаря этому теоретическая информация прорабатывается в условиях реального времени, в результате участник кроме знаний выносит реальный опыт.

Важной особенностью тренинга является также то, что он всегда проводится в группе. Такая категоричность в обязательном взаимодействии людей имеет под собой основания в ряде психологических законов.

Группа — это не просто несколько человек, это единый организм, обладающий своей коллективной памятью. Поэтому, благодаря методам, которые предполагает тренинг, развитие и рост личности протекают быстрее.

Это объясняется законом синергии, что делает обучение в разы эффективнее, чем при индивидуальном обучении.

Классификация тренингов

В современной науке нет единой системы классификации тренингов. Здесь мы последуем наиболее распространенным концепциям и разделим тренинговую систему на три группы по видам их направленности. Кроме того, тренинги можно разделить по целям, которые они ставят перед своими участниками.

Итак, тренинги бывают следующих видов:

— Бизнес-тренинги.

— Психологические тренинги.

— Личностные тренинги.

Что касается целей, то по этому критерию можно выделить всего две категории:

— Инструментальные тренинги.

— Фундаментальные тренинги.

Три вида тренингов

Первый тип тренинга связан с бизнесом. В его задачу входит обучение предпринимателей, директоров и менеджеров коммерческих предприятий различным техникам и секретам успешного ведения дел, выживаемости в условиях конкуренции, решения конфликтов, мотивации персонала и тому подобного.

Что такое тренинг психологический? Это тренинг, задача которого проапгрейдить человека в области коммуникативных навыков, социальной адаптации и вообще, привить личности социально-полезные индивидуальные навыки.

Например, тренинг общения с сотрудниками государственной автоинспекции или тренинг по техникам продаж будут называться психологическими, так как в отличие от первого работают на индивидуальность, а не на компанию.

Однако в их компетенции находятся все-таки такие качества, которые проявляются в общественной, профессиональной, либо в какой-нибудь иной социальной деятельности. Поэтому существуют также личностные тренинги или тренинги по личностному росту.

Эти тоже направлены на апгрейд индивидуального человека, но работают с внутренним миром человека – комплексами, психологическими блоками, страхами и прочим «добром», которое мы таскаем с собой каждый день как ненужный груз и не можем его сбросить.

Среди таких тренингов также может быть тренинг общения, к примеру, с лицами противоположного пола – чтобы преодолеть какой-либо внутренний барьер, возможно боязнь или смущение.

Две цели тренингов

Что такое тренинг не с точки зрения формата, а с точки зрения цели? Это метод обучения, который помогает человеку решить определенную задачу. И делает он это двумя способами.

Во-первых, предоставляя человеку инструментарий, позволяющий с его помощью достичь нужного эффекта, преодолев все препятствия. В таком случае тренинг будет называться инструментальным.

Во-вторых, тренинг может ставить своей целью привитие навыков общего видения проблемы и усвоение базовых механизмов ее появления и решения для самостоятельного адекватного выбора конкретного инструментария.

Другими словами, человеку дается не одна конкретная «таблетка» от проблемы, а понимание концепции — знание того, как, когда и какую именно «таблетку» в каждой отельной ситуации нужно изготовить и принять. Вот что такое тренинг, носящий наименование фундаментального.

Источник: https://www.syl.ru/article/167973/undefined

Насколько эффективно проведение тренингов для персонала?

С целью обеспечения себя грамотными, квалифицированными сотрудниками многие предприятия используют проведение тренингов для персонала.

Современные условия диктуют правила жесткой конкуренции на кадровом рынке.

Поэтому обучение и развитие персонала, повышение его квалификации — вопросы очень важные.

Что такое тренинг для сотрудников и какова его основная функция? Тренинг (от английского train, что означает «воспитывать, развивать, обучать») — кратковременная форма активного обучения, во время прохождения которого происходит развитие знаний, умений, навыков, социальных установок и психологических приемов, а также применение и укрепление полученных знаний.

Корпоративный тренинг, или тренинг для персонала, используется для развития навыков сотрудников, укрепления управленческого взаимодействия, он повышает эффективность деятельности организации или предприятия.

Для того чтобы достичь необходимого результата, используется комплекс тренингов.

Несмотря на то что это достаточно емкий и сложный процесс, который затрагивает все аспекты ведения бизнеса, этот метод полностью оправдывает все временные и финансовые затраты, с ним связанные.

Доказано, что в результате успешного проведения обучения персонала в подобной форме показатели эффективной работы сотрудников предприятия в своих отраслях значительно возрастали.

Виды тренингов для персонала

Для профессионального роста своих подчиненных руководители предприятий используют несколько видов тренингов:

  1. Тренинги, которые призваны выработать и улучшить уровень профессиональных навыков сотрудников. Они улучшают умение вести переговоры, оптимизируют технику продаж.
  2. Тренинг управления помогает развить лидерские способности, умение строить команду, сплотить коллектив вокруг одной общей цели.
  3. Тренинги успешной работы в команде направлены на развитие коммуникативных навыков, умений эффективного общения в группе, нахождения альтернативных вариантов решения проблем и конфликтов в рабочем коллективе.
  4. Тренинг тайм-менеджмента, который учит правильному планированию своего времени, благодаря чему рабочие задачи выполняются более продуктивно и в необходимый срок.
  5. Психологические тренинги для персонала направлены на то, чтобы повысить самооценку членов группы, помочь людям обрести уверенность в себе, побороть свои страхи, комплексы, устранить тревожность. Совершая важные изменения в сознании участников, такие тренинги также способствуют их личностному и профессиональному росту.

С чего начинать обучение персонала?

Результативность тренинга, эффективное выполнение всех поставленных перед ним задач зависит от четкого планирования, грамотного выбора целей, на которые тренинг будет ориентирован, обусловленных потребностями компании.

Для планирования обучения необходимо учесть все уровни рабочего коллектива, которые будут принимать участие в тренинге, заранее согласовать время обучения, форму и тематику с членами тренинга и их непосредственными руководителями. Важен и правильный выбор самого тренера.

Исследования показывают, что большая доля успеха проведенного обучения зависит от составления грамотного плана: за 80% отличных результатов отвечают верный выбор формы обучения, личность тренера, который поможет создать необходимую мотивацию на успех.

Момент создания мотивации, направленности на результат проведения обучения, очень важен.

Ведь, если сотрудники отнесутся к тренингу как к наказанию или очередным каникулам, проделанная работа не принесет необходимого эффекта и не позволит добиться поставленных целей.

Выбирая тренера, важно обратить внимание на следующие факторы:

  • для тренера необходимы навыки самопрезентации и «языка тела»;
  • тренер должен уметь установить доверительные отношения в группе, для того чтобы быть услышанным аудиторией;
  • важно легко и ловко управлять процессом проведения тренинга (высокий уровень умения вести дискуссию, следить за динамикой коллективных мыслительных процессов, быстро реагировать на любые изменения в групповой активности);
  • уметь использовать и комбинировать формы обучения, сочетая их таким образом, чтобы добиться наибольшей эффективности тренинга;
  • тренер должен поощрять энтузиазм участников, вызывать у них желание активно применять свои знания.

В ходе тренинга для персонала используются различные методики:

  1. Метод кейса — выделение конкретной проблемной ситуации с последующим нахождением оптимальных путей ее решения.
  2. Деловая игра — тренер моделирует возможные ситуации, на которые необходимо найти несколько подходящих вариантов возможного развития событий.
  3. Ролевая игра — участники берут на себя разные роли и проигрывают определенные ситуации, которые могут возникать в трудовом процессе.
  4. Групповая дискуссия, или консилиум, групповое обсуждение проблем, задач, вопросов для того, чтобы найти верное решение сообща.
  5. Мозговой штурм — стимулирование развития креативности, творческого начала у членов группы.

Также используются контрольные упражнения, позволяющие определить уровень овладения необходимыми навыками и знаниями.

Оценить, насколько результативно прошло обучение персонала, можно с помощью наблюдения непосредственного руководства «в поле», то есть за исполнением сотрудником своих трудовых обязанностей.

Проведение тренингов для персонала — выгодное капиталовложение, ведь высокий уровень квалификации сотрудников, их блестящие профессиональные знания и умения являются одной из основных составляющих успешной деятельности всей организации.

Источник: http://1PoPersonalu.ru/info/provedenie-treningov-dlya-personala.html

Зачем нужен тренинг

Кому и зачем нужен психологический тренинг?

Ответ на вопрос «Зачем нужен психологический тренинг?» прежде всего, зависит от того, что Вы  хотите от психологического тренинга  получить.

Большинство   существующих   психологических   тренингов  направлено  на  снятие ограничений и преодоление трудностей,  мешающих развитию человека, как  в  повседневной  жизни,  так  и  в профессиональной сфере.

Термин «тренинг» (от англ.  train,  training)  имеет ряд значений: обучение, воспитание,  тренировка, дрессировка. Тренинг определяется и как способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления поведением и деятельностью.

Тренинг —  это особая  форма  обучения,  которая  отличается  от традиционной тем,  что при  обучении  задействован  весь  личный  опыт участника, который  в  деловых  играх  помогает  ему приобретать новые знания и в то же время корректируется отрицательной  реакцией  группы. Человек получает  возможность  осознать  те сильные стороны,  которые помогли ему добиться успеха и те, что послужили причиной неудач.

Тренинговая атмосфера —  это  концентрация  знаний  и  опыта, как тренера, так  и  всех  участников  группы.  Здесь  с  легкостью  можно получить ответы на вопросы, которые индивидуально решаются годами.

Все знания получаются  в  тесной  взаимосвязи  с   практикой,   а   значит, усваиваются без  особых  усилий  и  готовы  к немедленному применению. Время участия в тренинге  воспринимается  очень  субъективно.

  Высокая насыщенность занятий создает впечатление быстро пролетающего времени и значительного жизненного периода одновременно.

Успех   тренинга во  многом  зависит от  того,  насколько  четко  Вы представляете, для кого, с какой целью и по  какой  программе  необходимо проводить  тренинг.  Представляется  также  важным понимание участника тренинга целей и задач, которые могут быть решены в ходе тренинга.

Ответ на  вопрос  «Кому нужен тренинг?»

не  отличается особой оригинальностью:  всем  от  домохозяйки  до   опытного   руководителя   крупной   фирмы.

Естественно предприниматели, создавшие конкурентоспособные фирмы и  ни  разу  не  проходившие  тренинг  могут  скептически улыбнуться,  имея на это заслуженное право.

  И все же предлагаю честно ответить самому себе: “С каким трудом давался опыт? Сколько ошибок было совершено, какой ущерб они нанесли? Сколько упущенной прибыли Вы могли бы реализовать, имея тогда теперешний опыт?  Часто ли Вам приходилось анализировать  свои  ошибки, как в профессиональной практике, так и в манере поведения”.

Если для Вас ответы на эти вопросы совершенно очевидны,  вряд  ли  есть необходимость  тратить  свое  время  и вкладывать  деньги в обучение.  Для тех же, кто готов совершенствоваться сам, и  заинтересован  в  повышении  эффективности работы  сотрудников  фирмы, предлагаем ознакомиться  с  основными   формами   психологического   тренинга   и оценить выгоду,  которую  можно  извлечь для организации и себя лично.

Существует большое количество  тренингов,  различающихся  как  по решаемым задачам,  так и по методам проведения.

Не вдаваясь в тонкости теоретических дискуссий можно выделить три  основные  вида тренингов, которые могут заинтересовать человека так или иначе связанного с миром бизнеса.

  Это социально-психологический тренинг (СПТ)  и  в  частности тренинг   коммуникативной   компетентности,  тренинг  профессиональных умений, и тренинг личностного роста.

Социально-психологический тренинг предназначен для   освоения человеком приемов эффективного взаимодействия с другими людьми.

Могут быть поставлены   достаточно   конкретные   цели,    перед    группой, объединенной общими интересами и имеющей сходные запросы.

В обобщенном же виде можно сказать о том,  что человек получает возможность увидеть себя глазами  других  людей.

  Много  нового  открывается в устоявшихся представлениях о себе:  как мы выглядим в  глазах  других  людей;  как слышат то,  что  мы  пытаемся донести до других;  как нас воспринимают окружающие. Далеко не всегда наши представления  о  себе  совпадают  с реальностью.

Увидеть свой социальный портрет,  узнать свои  сильные  и  слабые стороны   в   общении  можно  только  в  процессе  самого  общения.

  В тренинговой группе это  можно  сделать  целенаправленно  и  безопасно.

Обратная  связь,  полученная  от  членов  группы  в  процессе тренинга, поможет освоить  новые  более  эффективные  способы  взаимодействия  с людьми.

Тренинг профессиональных умений может  охватывать  самый  широкий спектр профессий и зависит прежде всего от их специфической направленности.

  Предлагается более  детально  рассмотреть  его  специфику  на  примере  конкретного тренинга  для  менеджеров по продажам,  проведенном в одной из крупных фирм города.

В состав участников группы входили менеджеры,  имеющие от 2 до 14 лет опыт оптовых продаж.  Согласно  предварительной  договоренности  с заказчиком  накануне тренинга будущие участники прошли предварительное профориентационное обследование.

  При чем предварительное обследование прошли  более 20 человек,  а в тренинге участвовали 14.

  Таким образом, заказчик, во-первых, сэкономил деньги на тренинге, так как отобрал для участия наиболее перспективных, во-вторых, получил для себя рейтинг менеджеров, в соответствии с которым в  последующем  был  сформирован резерв на выдвижение.

  Кстати один из участников после тренинга получил должность исполнительного директора в  одном  из  филиалов  фирмы,  и это было встречено с одобрением всеми сотрудниками,  так  как  его  качества  руководителя рельефно  проявились  в  ходе  тренинга  и были признаны всеми членами группы.

  Заказчик  получил   профориентационную   карту   на   каждого сотрудника,    прошедшего    обследование   с   описанием   интересов, склонностей,  профессиональной направленности, а также рекомендации по осуществлению  эффективного  и  бесконфликтного  влияния  на каждого с учетом личностных особенностей. Результаты обследования сотрудников на профпригодность позволили   заказчику   сократить  расходы  на  оплату участия в тренинге менеджеров, а  тренеру скорректировать  план проведения тренинга с учетом индивидуальных особенностей участников и в целом повысить эффективность его проведения.

В соответствии  с  результатами,  полученными  в  ходе проведения тренинга,  заказчику был представлен рейтинг участников  в  виде  трех групп:  наиболее перспективных, с достаточным уровнем профессиональной самореализации и работников фирмы, которым следует приложить некоторые усилия в профессиональном совершенствовании.

Интересно отметить,   что   рейтинг    участников    тренинга, определенный по   результатам   обследования,   практически  полностью подтвердился в ходе тренинга,  за исключением двоих человек, у которых был высокий  потенциал,  но субъективные личностные причины мешали его реализации. Эти причины  вскрылись  в  ходе  тренинга.  Также  в  ходе тренинга несколько   участников   пришли   к  выводу  о  необходимости прохождения тренинга личностного роста. Который впоследствии проходили по индивидуальным  заказам  в составе групп,  состоявших из совершенно незнакомых людей. В основном личностные проблемы негативно сказывались на мотивации к труду.

Было и  некоторое  расхождение  в  оценках  экспертов   фирмы   и руководства   компании   перспективы   и   потенциальных  возможностей некоторых менеджеров.

  Во-первых,  вперед выдвинулись  имеющие меньше практического  опыта,  но  перспективные  с  точки  зрения личностного потенциала,  кстати,  назначенный на высокую руководящую должность был как  раз  одним  из  них.

  Руководство  компании  его еще недостаточно изучило  в  практической  работе.  Последующие  положительные   отзывы показали   правильность   выбора.

   Некоторые   работники,  объективно превосходящие  других  по  своему  потенциалу,  что  справедливо  было замечено  руководством,  уступили  свое  место  в общем рейтинге из-за низкой заинтересованности в профессиональной деятельности.

В ходе  тренинга  работникам фирмы была предоставлена возможность учиться   на    своем    непосредственном    опыте.

    Была    создана «концентрированная  среда»  пристального  внимания  к  себе  и другим.

Каждый  получил  возможность  осознать  те  сильные   стороны   своего характера,  которые  позволяют  быть  успешным продавцом, и из-за каких личностных особенностей была упущена прибыль.

Каждый участник  тренинга получил возможность выяснить до деталей и смоделировать,  из каких шагов состоят его  личные  профессиональные навыки  —  установление  контакта,  умение  убедить партнера,  причины возникновения  конфликтов  и  способы  их  предупреждения.   Детальная проработка  каждого  шага  позволила  легче  осознать каждому, какой из шагов в реальности обеспечивает успех,  а какой уводит  в  сторону  от цели.

Участники тренинга сравнили  свои  потенциальные  возможности  со степенью   их   реализации,  а  также  оценили  свою  профессиональную компетентность в сравнении с другими.

Отзывы о тренинге участников, записанные на видеокассету, вместе с отчетом были представлены руководству фирмы.  Ознакомившись с отзывами и отчетом президентом  фирмы,  было  принято  решение  о   подготовке проведении тренинга с управленческим персоналом фирмы.

Тренинг полезен  как  для  опытных  профессионалов,  так  и   для начинающих.  Тем,  кто  впервые и в течение краткого времени поработал продавцом,  тренинг может показать путь к дальнейшему  развитию  своих способностей, реализации своего потенциала.

Продавцам с большим практическим опытом позволит осознать приемы, используемые  интуитивно,  обогатить  свой арсенал новыми эффективными способами продажи и проанализировать сильные и  слабые  стороны  своей профессиональной деятельности.  Особенно это полезно тем, кто перестал творчески относиться к своей профессии и  незаметно  для  самого  себя перешел к шаблонному использованию нескольких эффективных приемов.

Программа по   желанию   заказчика   может   быть  рассчитана  на одновременное участие профессионалов с опытом работы и начинающих свою профессиональную   карьеру.

   Такая  программа  составляется  с  целью реализовать потенциальные ресурсы профессионалов в  области  продаж  и привить   некоторые   навыки  начинающим  коммерсантам.

Одновременное участие в тренинге и тех и других  принесет  взаимную  пользу,  каждый может  взять  от  участия в тренинге то,  что до настоящего времени не было реализовано в его личностном потенциале.

Говоря о тренингах профессионального роста, следует несколько слов сказать о тренинге для управленческого персонала.

  Наиболее конкретным    и    эффективным     методом     сплочения управленческого персонала,   обучения   технике  ведения  переговоров, разрешения конфликтов наиболее  удобных, конструктивных,  быстро действующих  форм  психологической  работы  со специалистами,  чья деятельность связана с активным общением, является специально   организованный   тренинг    развития    профессионального самосознания,  включающий  помимо  специальных  психотерапевтических и психокоррекционных  техник  деловые  и   организационно управленческие игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т.д.

Программы могут быть разнообразны  в  зависимости  от  поставленной задачи.

  Темы тренингов также могут быть самые разнообразные:  эффективное лидерство, развитие навыков  деловой  и  межличностной  коммуникации  в бизнесе,  принятие групповых  решений,  создание  управленческих  команд   универсального назначения и для решения конкретной задачи.

Для сегодняшних руководителей,  которые не всегда  прошли специальный курс обучения, и   которым  время  и  ситуация  позволили  стремительно изменить свой статус и уровень жизни, может быть весьма  полезен  такой тренинг. Превосходно развитых деловых качеств, благодаря которым стали возможны нынешние  достижения,  может   не   хватать   для   выживания. Представляется полезным  приобрести  опыт  в учете глубинных мотивов, которые движут поступками окружающих — коллег, подчиненных, партнеров, клиентов; разрешении  конфликтных ситуаций;  помочь своим подчиненным, которые по каким-либо причинам не могут эффективно работать в команде.

Высокое нервное  напряжение  всегда  сопровождает бизнес.  Каждый находит свои индивидуальные способы  расслабления,  далеко  не  всегда безопасные для здоровья.  Но самое интересное, что человек выбирает их не сознательно.

  Тренинг позволяет  задуматься  и  над  этим  жизненно важным вопросом.

  Не  случайно  после  тренинга,  как правило несколько участников группы договариваются  с  руководителем  об  индивидуальной работе или участии в тренинге личностного роста.

Участвуя в работе тренинговой  группы  можно  обучиться  способам саморегуляции и   использовать   собственные  ресурсы,  чтобы  снимать напряжение и  восстанавливать  силы   без   риска   для   здоровья   и безопасности фирмы.

Лучше всего тренинг личностного роста проходить в составе группы, участники которой  не  знают  друг  друга.  Как правило, такие тренинги проводятся по мере комплектования групп.

Принципы подхода  к подготовке и проведению тренинга,  изложенные выше,  легли в основу разработанных специальных тренинговых  программ, которые корректируются,  исходя из конкретных задач.

Для каждой группы составляется свой индивидуальный план, содержательные аспекты которого зависят  от  целого  ряда  факторов:  актуальных проблем данной фирмы, личностных  особенностей  участников   группы,   выявленных   в   ходе предварительного     обследования,     их     социального     статуса, профессиональной направленности,  заявленных жизненных проблем, уровня общей психологической культуры, возраста и т.д.

В качестве базовых тренинговых методик были использованы  техники и     приемы,    применяемые    в    различных    психологических    и  школах   —   в нейролингвистическом     программировании,     транзактном     анализе,    психодраме,    психосинтезе. Кроме того, применяется ряд авторских методик.

Использование техник разных психологических школ  диктовались стремлением обогатить программу  наиболее  действенными практическими методиками,  имеющими  собственную практическую ценность.

  Эти техники применяются в соответствии с наработанным годами  практическим опытом индивидуальной   и   групповой  работы  с  организациями  по  вопросам психологического обеспечения безопасности бизнеса.

По материалам http://www.poligraf.sp.ru/

Источник: http://psychologiya.com.ua/zachem-nuzhen-trening.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть