8(800)350-83-64

Государственная собственность на землю и ее основные виды

Содержание

Виды права собственности на землю

Государственная собственность на землю и ее основные виды

Виды права собственности на землю, установленные земельным законодательством:

  • собственность на землю граждан и юридических лиц;
  • государственная собственность на землю;
  • собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю;
  • собственность на землю субъектов Российской Федерации;
  • муниципальная собственность на землю.

 

Собственность на землю граждан и юридических лиц

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Государственная собственность на землю

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.

Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Собственность на землю субъектов Российской Федерации

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Муниципальная собственность на землю

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  • которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам бесплатно.

Источник: http://lallc.ru/vidy-prava-sobstvennosti-na-zemlyu/

Государственные земли

Государственные землиПерейти к следующей статье

В соответствии со статьей 5 «Участники земельных отношений» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) наряду с гражданами, юридическими лицами и муниципальными образованиями участниками земельных отношений являются Российская Федерация (РФ) и ее субъекты, которым принадлежит право государственной собственности на землю. Такие земли с полным основанием можно называть «государственными». Государственные земли ─ это земли, находящиеся в государственной собственности.

Согласно Статье 214 «Право государственной собственности» Гражданского кодекса Российской федерации (ГК РФ) и Статье 16 «Государственная собственность на землю» ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Это, помимо всего прочего, означает, что муниципальные и государственные земли ─ совсем не одно и то же.

Право государственной собственности на землю является совокупностью юридических норм, регулирующих имущественные отношения принадлежности земельных участков государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Это ─ в объективном смысле.

В субъективном смысле под правом государственной собственности на землю понимается право собственности государства, выступающего в качестве субъекта права. Субъекты государственной собственности на землю в данном случае ─ Российская Федерация (федеральные власти) и ее субъекты.

Поскольку государственный учет земель проходит этап своего становления, достаточно большой массив составляют т. н. неразграниченные государственные земли.

В соответствии со Статьей 1 «Основные принципы земельного законодательства» ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю (или, точнее говоря, правовые основы и порядок ее разграничения на виды государственной собственности на землю ─ собственность Российской Федерации и собственность ее субъектов) ─ устанавливаются федеральными законами.

Государство ─ крупнейший собственник земли

Государство продолжает оставаться самым крупным собственником земли в Российской Федерации.

Государственная собственность РФ на землю возникает в нескольких случаях:

  • в результате разграничения государственной собственности на землю;
  • по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • если она признается федеральными законами (например, согласно Статье 8 «Право собственности на лесные участки» Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда ─ иногда говорят «земли государственного лесного фонда» ─ находятся в федеральной собственности).

Государственная форма собственности на землю зачастую оказывается эффективней частной при решении задач охраны земельных ресурсов.

Так, Российская Федерация имеет в собственности земельные участки, относящиеся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (преимущественно это земли государственных природных заповедников).

Если говорить об использовании земли как средства производства или базиса для организации бизнес-процессов, мировой опыт свидетельствует о высокой эффективности частной собственности на землю. Поэтому государство стремится найти и привлечь частного собственника, используя такие правовые механизмы, как продажа и аренда государственной земли.

О том, как это должно происходить, установлено в различных нормативных документах, в т. ч.

соответствующих статьях ЗК РФ: Статье 30 «Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 30.

1 «Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 30.2.

«Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», Статье 34 «Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством».

Интересно, что, если имеет место продажа государственной земли, арендатор реализуемого земельного участка обладает преимущественным правом его покупки.

Полномочия государства в области земельных отношений

Российская Федерация и ее субъекты наделены широкими полномочиями в области земельных отношений. Функции государственного управления землями включают:

  • установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений (Распоряжением от 3 марта 2012 г. № 297-р Правительство РФ утвердило Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы);
  • разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель;
  • определение ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
  • ограничение оборотоспособности земельных участков;
  • резервирование земель для государственных нужд Российской Федерации и изъятие земель для государственных нужд, в т. ч. путем выкупа,

а также иные полномочия, определяемые Конституцией Российской Федерации, ЗК РФ, федеральными законами.

И, разумеется, Российская Федерация осуществляет государственное управление землей ─ земельными участками, находящимися в ее собственности.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие, в т. ч.

путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.

Государство и охрана земель

Охрана земель (а именно так называется одна из глав ЗК РФ) ─ не только важнейшая экологическая, но экономическая и социальная задача, в решении которой государство должно принимать и принимает самое активное участие. Учитывая значение земли как важнейшего природного ресурса, тщательный государственный контроль за использованием земель и государственный контроль за охраной земель являются объективной необходимостью.

Обязанность государства ─ управление мониторингом земель, государственным земельным надзором, землеустройством.

Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга, представляющего систему наблюдений за состоянием земель. Его объекты ─ все земли в Российской Федерации.

Государственный земельный надзор регулируется Положением «О государственном земельном надзоре», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.11.

2006 № 689 и устанавливающем порядок его осуществления, направленный на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства.

Важная роль в этой работе отводится должности ─ государственный инспектор по охране земель (полное название ─ государственный инспектор по использованию и охране земель).

Главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель является Руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а «солдатами» его «армии» ─ должностные лица Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальных органов.

Государственный кадастр недвижимости

Для того чтобы эффективно распоряжаться землей и следить за тем, как с этим справляются другие, государству необходимо организовать тщательный учет земельных ресурсов.

Поэтому столь важна государственная регистрация земель: как для учета всех земельных ресурсов в Государственном кадастре недвижимости (ГКН), так и государственная регистрация прав на землю и государственная регистрация сделок с землей, приводящих к возникновению, прекращению или изменению этих прав.

Сегодня в Российской Федерации ведется активная работа по формированию ГКН.

Цель государственного учета земель ─ получение систематизированных данных о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель ─ информации, необходимой для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли.

Единый государственный реестр земель возник в силу объективной необходимости получения сведений о земле не только как о первоисточнике материальных благ, но и объекте налогообложения.

Государственный кадастр земли был в Древнем Риме еще в VI в. до н. э.

В Европе в результате филологических трансформаций (французское слово cadastre дословно означает «книга-реестр») стали употреблять выражение «государственный реестр земель».

В России для описания земель в XVI в. было создано специальное учреждение ─ Поместный приказ, ставшее общегосударственным единым центром, объединяющим межевые, кадастровые и крепостные работы.

В начале XX столетия земельные отношения в России претерпели коренные изменения. Земля была национализирована, став единой государственной собственностью и фактически перестав служить объектом налогообложения.

Но поскольку государство все равно нуждалось в сведениях о земле, земельный кадастр существовал и в условиях плановой экономики.

Однако в период экономических реформ, когда земля снова стала объектом гражданского оборота и налогообложения, этот земельный кадастр, не содержавший, например, сведений о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки, перестал отвечать требованиям времени. И на смену ему пришел новый кадастр, установленный Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Он и стал родоначальником современного ГКН.

Источник: http://zakadom.ru/gosudarstvennye_zemli

Собственность на землю граждан и юридических лиц

Собственность на землю граждан и юридических лицЭнциклопедия МИП » Земельное право » Земля в собственности » Собственность на землю граждан и юридических лиц

В статьях 35 и 36 Конституции РФ закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками.

Земельная реформа, проведенная в России, стала детерминантой того, что созрела необходимость отказаться от исключительно государственной собственности на землю. Иными словами, появились новые виды земли: частная и муниципальная.

Перед тем как перейти к раскрытию основной темы статьи, необходимо выделить ключевые отличия дефиниций «собственность» и «право собственности».

Обратившись к юридической теории, можно сделать вывод о том, что собственность – это форма присвоения любых предметов, будь то средства и орудия труда или же предметы потребления, иными словами, это то, что произведено самой природой либо усилиями человека. Право собственности – это совокупность всех правомочий владения, распоряжения, пользования имуществом, которые принадлежат владельцу земли – субъекту.

Если обратиться к главному нормативно-правовому акту России – Конституции РФ, то в ст. 35 и ст. 36 закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками.

Частная собственность на землю и ее виды в РФ

Земельный кодекс РФ дает четкую трактовку понятию частная собственность – это земельные участки, которые были приобретены гражданином или же юрлицом на основаниях, изложенных в современном российском законодательстве. Иными словами, приобретение участка должно осуществляться законно.

При этом законодательно установлено, что все граждане и юридические лица без исключения имеют равные права на доступ к приобретению земельного участка в собственность. Кроме того, не существует различий и в правомочиях указанных лиц, а также в дальнейшем правовом режиме оформленных земель.

На сегодняшний день выделяется два основных вида частной собственности на землю:

  • индивидуальная собственность, правообладателем которой является гражданин или же юридическое лицо.
  • общая собственность.

Таким образом, владение, распоряжение или же пользование земельными участками может осуществляться субъектами права как в индивидуальном порядке, так и общественном.

Общая собственность на участок земли может возникнуть в двух случаях:

  • в силу закона (норма закреплена законодательными актами РФ);
  • по договору между участниками (при этом происходит объединение земельных участков субъектов по добровольному согласию).

При этом выделяются следующие виды общей частной собственности:

  • совместная (в указанном случае не происходит выделение долей земли, которые должны были принадлежать каждому из участников соглашения);
  • долевая (каждый субъект правоотношений заранее знает о своей доли в собственности).

Передача земельных участков в частную собственность. Бесплатная передача земли в собственность

Порядок передачи земли в частную собственность регламентируется ЗК РФ. Ст.

28 данного Кодекса гласит, что земельный участок, который находится в государственной или же муниципальной собственности, может быть передан гражданину или юридическому лицу за определенную плату.

Но данная статья регламентирует одномоментно возможность передачи земельного участка бесплатно, если существуют основания, перечисленные в ЗК РФ, федеральных законах РФ и законах субъектов РФ.

Для этого субъекты правоотношений должны доказать факт владения земельным участком на праве бессрочного использования.

В данном конкретном случае речь идет уже не о предоставлении муниципальной или государственной земли, а о процедуре изменения вида собственности с постоянного пользования участком на право собственности.

Но и в данном случае существуют исключения. Граждане, которые обладают правом постоянного пользования землей, могут лишь однократно приобрести бесплатно участок в частную собственность.

Взимание каких-либо дополнительных финансовых издержек, кроме закрепленных законом госпошлин, нарушает порядок передачи государственной или муниципальной земли частным лицам.

Это может стать основанием для отмены решения, принятого незаконным способом.

Сделка, которая позволяет приобрести земельный участок бесплатно, должна быть зарегистрирована в учреждении юстиции, регистрирующем права собственности. Только в этом случае владение землей будет считаться полностью законным.

Ограничения на передачу земельных участков в частную собственность

Законодательство РФ предусматривает категории земельных участков, которые не могут быть переданы в частную собственность. Иными словами, ст. 27 ЗК РФ устанавливает ограничения на оформление земли в частную собственность следующих категорий:

  • изъятые из оборота (таковыми являются участки, отнесенные к заповедным зонам и национальным паркам);
  • ограниченные в обороте (земли в составе лесничества).

Правовой режим пользования, распоряжения и владения сельскохозяйственными землями намного либеральнее. Но при этом государство также может накладывать определенные ограничения на правомочия со стороны собственника. Кроме того, субъектами права должен выполняться ряд обязанностей:

  • своевременная оплата земельного налога;
  • осуществление мероприятий, направленных на охрану земельных участков;
  • соблюдение регламента градостроения;
  • своевременное использование и облагораживание территорий;
  • эффективное использование земли в соответствии с первоначальными целями.

Объекты и субъекты частной собственности на землю

Объекты частной собственности на землю прописаны в ст. 15 ЗК РФ. В частности, это:

  • земля, которая прошла оформление согласно законодательству РФ и на праве собственности принадлежит гражданину или юридическому лицу;
  • земля, которая считается государственной или муниципальной собственностью.

При этом объекты права должны обладать следующими характеристиками:

  • индивидуализация (каждый участок должен иметь кадастровый номер, границы, определенные и зафиксированные в официальной документации, площадь, а также определенный вид пользования и предназначения, разрешенный госорганами);
  • качественные характеристики (например, выделенные доли, если предусмотрена общая долевая собственность);
  • кадастровая оценка стоимости земельного участка;
  • оборотоспособность территории;
  • делимость участка, т.е. соответствующий размер.

Субъекты права частной собственности также определены ст. 15 ЗК РФ. Это лица, которые являются собственниками того или иного участка земли, но при этом должен быть полностью соблюден порядок и процедура признания их таковыми.

Субъектами частной собственности считаются:

  • физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, на которых наложены государством определенные ограничения, лица без гражданства);
  • юридические лица (в том числе и иностранные с ограниченными правами);
  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования.

Приобретение земельного участка в собственность юридическим лицом и иностранным гражданином

Юридические лица, так же как и граждане, могут приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на единых основаниях. Процедура купли-продажи давно прошла утверждение и практически не изменяется с течением времени:

  • На первом этапе необходимо направить заявление в орган местного самоуправления на приобретение участка или участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности.
  • После того, как госорганы примут решение о купле-продаже земель, находящихся в собственности муниципалитета или государства, предложение приобретения участка адресуется заявителю.
  • Если были выявлены какие-либо нарушения в документации (например, неправильно проведена кадастровая оценка), то проводится процедура по их устранению.
  • Далее следует оформление договора купли-продажи, что регламентируется ст. 32 ЗК РФ.

Что касается приобретения земли иностранным гражданином, то здесь государство накладывает определенные ограничения. В частности, таким субъектам запрещена покупка земли на приграничных территориях (даже если проведена государственная оценка, участок поставлен на кадастровый учет и т.д.).

Кроме того, иностранные граждане, доля капитала которых составляет более 50% при оформлении права собственности, не имеют право приобретения земель сельскохозяйственного предназначения. Они предоставляются им на правах аренды. Основания прописаны в Законе №101-ФЗ.

Не предусмотрена законодательством РФ и возможность получения бесплатно иностранным гражданином земельного участка с правом постоянного пользования (ст. 20 п. 5 ЗК РФ). Приобретение такого участка может проходить только за плату после того, как будет проведена кадастровая оценка.

Приобретение земельного участка из муниципальной собственности

Выкуп земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, может происходить только в следующих ситуациях:

  • приобретение происходит собственником капитального строительства на территории этой земли. При этом субъект выплачивает стоимость, но не выше той, которая была установлена в момент оценки;
  • выкуп доли земельного участка собственниками многоквартирного жилого помещения;
  • приобретение земли по праву бессрочного пользования;
  • выкуп участка гражданами, которые стали обладателями права на землю до наступления 29 октября 2001 года;
  • покупка земли гражданами и юридическими лицами с целью строительства жилого помещения;
  • приобретение участка для целей, не связанных со строительными работами;
  • выкуп участка лицом, который подписал договор на развитие территории.

Процедура оформления земли в частную собственность

Процедура приобретения земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, подразумевает собой соблюдение определенных этапов:

  • Перед оформлением сделки необходимо провести межевание участка, если существуют какие-либо вопросы о правомерности установленных границ. Кроме того, этого требует порядок составления картографических и геодезических документов.
  • После выделения определенной территории надел ставится на кадастровый учет, что придает ему характер индивидуализации.
  • На третьем этапе проводится экспертиза, которая позволяет выявить законодательные нарушения или их отсутствие при определении границ надела.
  • Представленная заявителем документация подлежит тщательному анализу, что позволяет подтвердить наличие прав субъекта на эксплуатацию земли и отсутствие дополнительных обременений на этот участок.
  • После проверки осуществляется оформление свидетельства о собственности с передачей всех правомочий заявителю и выдача подтверждающих документов.

Предусмотрены российским законодательством и основания, которые могут стать причиной для прекращения права частной собственности как в добровольном порядке, так и принудительном.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/zemlya-v-sobstvennosti/sobstvennost-na-zemlyu-grazhdan-i-yuridicheskih-lic.html

Что такое формы и виды собственности на землю?

Собственность с точки зрения права и экономики представляет собой особую форму взаимодействия между людьми и имеющимися у них вещами, недвижимостью, которая позволяет им получать какую-либо выгоду. Это же можно сказать и для земельных участков.

Для одного и того же участка в России может быть использованы разные вид и форма собственности. Как различить, какой именно вид и какая форма должны быть установлены для того или иного участка? Какими нормативными актами регулируется?

Экономические виды

С экономической точки зрения в России на сегодняшний день выделяются три вида собственности:

  • Общественная;
  • Коллективная;
  • Частная.

Такое разделение происходит в зависимости от того, сколько юридических или физических лиц может осуществлять эксплуатацию того или иного участка.

Общественная

Объектом общественной собственности принято считать такие земельные участки, эксплуатировать которые может любой желающийнезависимо от того, имеет ли он на этот участок какое-то право или нет. Как правило, широкое распространение общественная собственность получила в различных муниципальных и административных образованиях в виде мест общественного пользования.

Части таких земельных участков могут быть сданы в аренду или переданы в постоянное бессрочное пользование в зависимости от целей использования таких земель.

Если же передача в пользование другим лицам общественной собственности не предусмотрено, ее эксплуатация не предусматривает получение от пользователей каких-либо денежных средств (если иное не зафиксировано в каких-то нормативных документах о пользовании конкретным земельным участком).

Коллективная

Коллективную собственность достаточно часто путают с общественной, так как такой вид предусматривает также возможность использовать конкретное недвижимое имущество, например, земельные участки, большим количеством пользователей.

Однако, ее главное отличие от общественного вида заключается в том, что перечень лиц, имеющих доступ к эксплуатации конкретного ресурса и, соответственно, получению прибыли, будет ограничен определенным списком юридических и физических лиц, которые вложили в приобретение этого ресурса свои деньги или силы (например, при организации крестьянского или фермерского хозяйства или при создании коллективного предприятия, вклад в основные ресурсы которого делался всеми теми лицами, которые стояли у истоков создания такого предприятия).

Наиболее ярким примером коллективной собственности следует считать предприятие, созданное по принципу акционерного.

Частная

С экономической точки зрения существует еще один вид собственности – частная.

Эта собственность означает нахождение того или иного имущества во владении узкого круга лиц, ограниченного лишь теми, кто приобрел эту собственность и, в отличие от коллективной, который не будет расширен в дальнейшем.

Частная собственность может принадлежать как физическим лицам, так и юридическим.

В этом заключается еще одно отличие частной собственности от общественной или коллективной, которая характерна только для юридических лиц или государственной власти в лице самого государства или его представительных органов.

Особенностью частной собственности является возможность ее использования в качестве капитала путем сдачи в аренду, найм или использования в качестве инструмента для производства чего-либо и получения прибыли.

Юридические виды 

С юридической точки зрения право собственности регулируется гражданским законодательством. Именно оно выделяет такие виды собственности как:

  • Общую (долевую и совместную);
  • Собственность, определяемую по одному субъекту (делится на государственную, муниципальную и частную).

Долевая и совместная

Общая собственность с юридической точки зрения представляет собой такую форму владения и распоряжения тем или иным видом имущества, в том числе, и земельными участками, которая была приобретена совместно несколькими физическими или юридическими лицами. Если сравнивать этот вид собственности с экономическим делением, то он схож с коллективной собственностью по праву ее приобретения.

Однако, если говорить о существующих в рамках этого вида формах управления имуществом, следует отметить, что долевая и совместная формы управляются по-разному.

Совместная собственность предполагает, что все принимаемые решения относительно оборота имеющегося имущества должны приниматься совместно всеми собственниками, так как разделения на отдельные доли в этом случае не предусмотрено.

Например, при заключении договора купли-продажи определенного участка земли было сформулировано правило только совместного использования конкретного участка без выделения самостоятельных долей (наиболее ярким примером станет приобретение земли несколькими семьями для организации крестьянского или фермерского хозяйства).

Долевая собственность подразумевает выделение в едином объекте недвижимости долей для управления и эксплуатации участка.

При этом, в отношении такого объекта могут быть установлены разные режимы эксплуатации (с выделением в натуральный вид обозначенных долей или без такового, но с получением пропроционально существующим долям результатов эксплуатации). Например, в случае передачи по наследству того или иного земельного участка нескольким наследникам на участок может быть оформлена долевая собственность. Заключаемое соглашение о режиме использования участка будет обозначать тот вид долевой собственности, который установлен в отношении конкретного участка.

Собственность одного субъекта

Еще одно деление собственности с юридической точки зрения подразумевает выделение трех видов, определенных государством – государственной, муниципальной и частной.

Государственная

Под государственной собственностью принято рассматривать то имущество, которое находится в распоряжении и управлении государством, а также на его балансе.

Управление таким имуществом осуществляется либо непосредственно самим государством в лице его уполномоченных на то органов (комитетов по распоряжению и управлению государственным имуществом), либо через представительные органы государства, установленные на федеральном и региональном уровнях.

Муниципальная

Муниципальная собственность по общему правилу, действующему на территории РФ, представляет собой одну из разновидностей государственной, однако переданной путем разграничения госсобственности в ведение муниципалитетов.

Такая форма собственности представляет собой относительно небольшой процент по сравнению с объемами государственной и частной. Управление ею осуществляется на уровне органов исполнительной власти, сформированных муниципалитетами.

Частная

Частная собственность в настоящее время занимает все больший объем за счет постоянно реализуемой политики приобретения имущества,принадлежащего ранее государству, в собственные владения физическими и юридическими лицами, а также за счет образования новых объектов собственности, на которые распространяется правило статьи 219 Гражданского Кодекса РФ.

Любой объект недвижимости, относимый к частной собственности, может находиться во владении и распоряжении как физических, так и юридических лиц.

Однако действующее законодательство делает ограничения на возможности владения некоторыми объектами недвижимости для определенных категорий потенциальных собственников.

Так, например, иностранные граждане не могут стать собственниками земель, расположенных в приграничных территориях и иных режимных зонах.

Законодательное регулирование

Конституция РФ

Пункт 2 статьи 9 Конституции РФ говорит о том, что земля в России может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

То есть данный пункт нормативного акта говорит о возможности установления относительно земли как определяющего ресурса одной из возможных форм собственности.

Определяющей в соответствии с положениями статьей 35 и 36 Конституции РФ является частная собственность, в том числе и на земельные участки. На основании этого положения идет речь и об установлении именно такой формы собственности как определяющей в остальных нормативных актах.

Однако Земельный Кодекс (ЗК РФ) в Главе 3 все определенные в Конституции формы собственности ставит в равные условия как возможно существующие формы для земли как основного ресурса на территории РФ.

Права частных лиц

Частной собственностью ЗК РФ считает собственность граждан и юридических лиц на существующие земельные наделы, если такие наделы были приобретены с использованием возможностей, перечисленных в действующем законодательстве. При этом, законодатель определил равные возможности приобретения земельных наделов как для физических, так и для юридических лиц.

Кроме того, и иностранные граждане, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 ЗК РФ имеют право на приобретение земли в частную собственность, кроме специально определенных особых форм.

Что касается иностранных компаний или организаций, у которых часть уставного капитала принадлежит иностранным государствам, то они право собственности на земельные участки не могут оформить в силу наложенных законом ограничений.

Государственная и федеральная

Государственная собственность (в соответствии со статьей 16 ЗК РФ) определяется как собственность на земли, которые не находятся в муниципальном или частном владении.

Эта собственность определена в качестве возможной для использования подавляющего количества земель и Конституцией РФ. Государственная собственность может быть разграниченного и неразграниченного видов.

В зависимости от этого выделяется общегосударственная собственность на земли и собственность федерального уровня (статья 17 ЗК РФ).

Однако, по положениям Земельного Кодекса, федеральная собственность на землю относится к иным, не перечисленным в Конституции формам собственности на земельные территории, однако управление таким имуществом осуществляют органы исполнительной власти, функционирующие на уровне субъектов Российской Федерации.

Муниципальные участки

Муниципальная собственность также имеет распространение на земельные участки (статья 18 ЗК РФ).

В ведение муниципалитетов и приравненных к ним административных образований передаются те земельные участки, эксплуатация которых отвечает целям развития тех территорий, которые включены в эти участки.

Возникнуть такая собственность может как путем разграничения существующей госсобственности, так и иными путями, предусмотренными действующим законодательством (например, в случае отказа действующего собственника от своих прав на участок, полученный по наследству).

Вывод

В современном российском законодательстве определены как экономические, так и юридические формы собственности, распространяемые на земельные участки. Так, выделяются с экономической точки зрения общественная, коллективная и частная собственность.

С юридических позиций существуют два вида собственности, определяемой по наличию субъекта права (государственная, муниципальная и частная), а также разделение общих видов собственности на общую совместную и общую долевую. Каждый из этих видов собственности применим и к земельным участкам. А разделение с юридических позиций на государственную, муниципальную и частную заложено и в Конституции РФ.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/sobstvennost/formy

Государственная собственность на землю

Государственная собственность на землю

Земельные участки, принадлежащие государству на правах собственности, относятся к особой категории субъектов РФ. В нижеприведенной статье читайте, что такое государственная собственность на землю, какие ее виды существуют и возможен ли выкуп участка от государства.

Собственность земли в юридическом своем понимании признается, как одна из основных экономических категорий в российском законодательстве.

В отличие от права собственности и другие вещные права на имущество, форма земельной собственности напрямую зависит свойств земли, ее особенностей и, соответственно, ее целевого назначения.

В теории права существует два основных понятия:

  • собственность объекта – система отношений между лицами посредством производства, обмена, потребления, распределения, то есть приобретение чего-либо в свою принадлежность; собственность земли носит бессрочный характер и существует в течение всего времени, пока существует непосредственно объект недвижимого имущества; согласно закону, земельный участок может принадлежать одному или нескольким собственникам;
  • право собственности – полное имущественное право, порядок назначения в котором определен законодательными актами РФ; право собственности позволяет совершать любые действия с объектом недвижимости, не запрещенные законом.

Земля входит в число обособленных объектов гражданско-правового института, и кроме права частной собственности на землю и полного распоряжения имуществом, российское федеральное законодательство предусматривает ряд ограничений прав на землю (Земельный кодекс РФ, ФЗ «Об оборотоспособности земельных участков», ФЗ «О правовом режиме земель», и т.д.). В первую очередь, ограничения связаны с необходимостью в сохранении природных объектов и памятников, несущих историческую и культурную ценность, с охраной жизни и здоровья людей, с созданием условий, необходимых для ведения хозяйственной деятельности, а также, с эксплуатацией транспортных, телекоммуникационных и промышленных объектов. Различные целевые назначения определяют ограничения прав на землю, устанавливаемые актами органов местного управления либо органами законодательной власти.

Право государственной собственности на землю

Как и любое иное недвижимое имущество, земля может находиться в собственности государства, физических и юридических лиц.

При этом, государственная собственность на землю предполагает принадлежность непосредственно государству правомочий владения, пользования и распоряжения объектом.

Государственная собственность на земельные участки подразделяется на следующие виды:

  • Собственность федерального значения – земли, принадлежащие государству РФ на праве собственности. К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные таковыми на основании федерального закона (п. 1 ст. З ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
    • земельные участки, право собственности государства РФ на которые возникло в порядке разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены государством РФ на основании пунктов Гражданского кодекса РФ.
  • Собственность субъектов РФ – земли, принадлежащие субъектам государства РФ на праве государственной собственности (республики, края, области, автономные округа и области). К таким землям относятся:
    • земельные участки, признанные собственностью субъектов РФ на основании федерального законодательства;
    • земельные участки, право собственности на которые возникло в процессе разграничения государственной собственности на землю;
    • земельные участки, которые были приобретены субъектами РФ на основании гражданского законодательства.

При этом правомочия государственной собственности распределяются между различными органами государственной власти и местными органами самоуправления, а их реализация и исполнение осуществляется посредством установленной системы полномочий и функций управления, определенной государством.

Объекты права государственной собственности на землю – земельные участки, расположенные на индивидуально обособленных территориях и не являющиеся собственностью физических или юридических лиц, муниципальных образований (п.2 ст.214 ГК РФ).

Государственные земли обладают большей площадью и несут в себе значительную экологическую и экономическую значимость.

Подавляющее большинство промышленно-производственных и природоохранных предприятий располагается землях, принадлежащих государству.

Государственные земли могут быть переданы в пользование физическим либо юридическим лицам на правах срочного или бессрочного пользования, аренды, пожизненного наследования.

По закону допускается приватизация земель, находящихся в собственности у государства, при этом учитываются ограничительные меры, которые были установлены для земель отдельных категорий.

Приобретатели земельных участков от государства несут круг обязанностей относительно рационального использования земель.

Пользование государственной землей является платным, уплата налога должна производиться в установленном законом объеме и сроках, также в соответствующие сроки в государственные органы предоставляется налоговая декларация по земельному участку.

Как выкупить земельный участок у государства

Земельный участок, находящийся в собственности у государства, можно выкупить, взять в аренду, а также, получить бесплатно в безвозмездное пользование, если только он не является землей особого назначения (заповедник, земля, на которой расположены оборонные объекты и т.д.). Право приобретения регулируется ст.ст. 20, 21, 28, 29, 36, 37 Земельного кодекса РФ.

Покупка земельного участка у государства имеет свое целесообразное значение и может быть необходимой:

  1. если недвижимость, переданная по наследству и расположенная на государственной земле, может быть оформлена в собственность только в случае покупки данного земельного участка у государства;
  2. если планируется индивидуальное жилищное строительство на участке, принадлежащем государству, но ранее уже использовано право на приватизацию объекта недвижимости;
  3. если ранее приватизированный земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, имеет площадь менее заявленной в документах.

Для того, чтобы произвести выкуп участка у государства, необходимо подать в органы местной администрации заявление с указанием в нем точное место расположения земельного участка, его размер и площадь, целевое назначение, письменное подтверждение согласия на внесение авансового платежа.

Вместе с заявлением необходимо приложить следующий пакет документов:

  • документ, подтверждающий право пользования землей;
  • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность (паспорт);
  • документ, на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.

Поданное заявление рассматривается местными властями в течение 30 дней, затем заявителю отсылается уведомление о разрешении либо мотивированном отказе на приобретение земельного участка.

В случае получения положительного решения заявителю необходимо:

  • Обратиться в местную администрацию для заключения договора об авансовом платеже и внесения установленной суммы.
  • После утверждения договора, в присутствии нотариуса необходимо заключить договор купли-продажи, в котором определяются условия выплаты оставшейся части суммы за земельный участок.
  • Далее, в течение 30 календарных дней заявителем вносится на банковский государственный счет 50% от экспертной оценочной стоимости участка. Оставшаяся сумма выплачивается равными частями в срок не реже, чем один раз в квартал. Просрочка платежа предполагает начисление пени в размере, установленной договором.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/land/gosudarstvennaya-sobstvennost-na-zemlyu/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть