8(800)350-83-64

Исторические формы брака и семьи — как это выглядит в россии и других странах

Понятие семьи в современной и исторической плоскости

Исторические формы брака и семьи - как это выглядит в России и других странах

Семейный союз любящих сердец рассматривается обществом с духовной и юридической стороны.

Определение брака можно найти в исторических, социологических, юридических и философских трактатах.

Что же такое брак и как это понятие менялось со временем в разных странах мира?

Юридический взгляд на семью

В плоскости правоотношений брак — это официально оформленный по закону добровольный союз с целью создания семьи. Его регистрация порождает взаимные права и обязанности супругов, касающиеся личных и имущественных вопросов.

С точки зрения закона, заключение брачного союза основывается на правовых нормах, а не на моральных устоях.

Семейный статус определяет систему обязанностей и прав для каждого из супругов.

Официальный брак регистрируется в государственных или религиозных инстанциях, наделенных соответствующими полномочиями. Права и обязанности супругов возникают исключительно в зарегистрированном союзе.

Простое сожительство партнеров (гражданский брак) не порождает никаких правоотношений.

Штамп в паспорте гарантирует соблюдение прав каждого члена семьи в различных правовых ситуациях.

Для решения наследственных, алиментных, жилищных вопросов необходимо представить свидетельство о заключении брака.

Условия заключения брака

Поскольку заключение брачного союза регулируется Семейным кодексом РФ, имеется ряду условий:

  • обоюдное желание жениха и невесты;
  • отсутствие других действительных браков;
  • дееспособность обеих сторон;
  • возраст старше 18 лет (в некоторых регионах он может быть снижен локальными нормативными актами, но не более чем на 2 года);
  • жених и невеста не должны состоять в родственных связях по прямой линии.

Такое решение принимает исключительно суд. Например, сокрытие венерической болезни или наличие действующего брака дает законное право обманутой стороне требовать расторжение брачного союза. При этом права детей, родившихся в недействительном браке, соблюдаются в полном объеме.

Для заключения брачного союза мужчина и женщина должны подать совместное заявление в ЗАГС. Законом предусмотрен месячный срок для проверки их намерений. Он может быть сокращен или увеличен, если на то имеется уважительная причина (максимум на месяц).

Брак может быть заключен в день подачи заявления в особенных случаях:

  • беременность;
  • рождение чада;
  • угроза жизни невесты или жениха.

Брак вступает в юридическую силу с момента росписи супругов в Книге регистрации актов гражданского состояния.

Союз не имеет определенного срока действия.

Формы брака

Семейно-брачные отношения прошли длинный исторический путь от группового брака до традиционного союза. Еще не так давно, общество принимало лишь семьи, созданные с церковного позволения, то есть церковную форму брака.

Сегодня же свободные отношения стали обыденным явлением.

В современном социуме существует несколько форм брачных союзов.

По способу заключения

Церковный брак

Форма союза с многовековой историей и широким распространением в средние века. Бракосочетание относится к обрядам Святого Таинства и называется венчанием.

Его проводит священнослужитель, наделенный соответствующими полномочиями. И по сей день такой союз обладает юридической силой во многих странах (Англия, Кипр, Польша и др.).

Гражданский брак

Брачный союз, оформленный органами государственной власти. Впервые был введен в Нидерландах в XVI веке, чтобы поддержать интересы диссидентов и католиков.

Позже в Батавской республике он был введен в обязательном порядке. Вслед за Нидерландами, гораздо позже гражданский брак переняли другие европейские государства (Англия, Шотландия, Ирландия).

Фактический брак

Сожительство мужчины и женщины, никак не оформленное перед законом. Такой союз юридически признается не во всех странах. В качестве исключения можно назвать Германию, Италию, Эквадор и др. Определяющими моментами считаются — ведение совместного хозяйства и наличие общих детей.

По временному периоду

Временный брак

Союз, заключенный на определенный период времени. Его указывают в брачном соглашении по обоюдному согласию сторон. По истечению оговоренного периода брак прекращается, а вместе с ним и любые правоотношения между супругами.

Данная форма семейных отношений пришла из Корана. Чаще она практикуется у мусульман и называется «мута». Женщина обладает всеми правами законной супруги, а дети являются наследниками.

Фиктивный брак

Официальная регистрация союза без реального намерения создать семью. Цель — получение выгоды в той или иной форме (гражданство, имущество, льготы и т. д.). В некоторых странах за «обманный» союз предусмотрена ответственность перед законом в разной форме.

По социальной принадлежности супругов

Морганатический брак

Официально зарегистрированный союз между лицами, принадлежащими к разным социальным слоям общества. Форма не такая уж и редкая для наших дней. Например, в Японии в 2005 году принцессу лишили титула из-за брака с простолюдином.

При этом не только она, но и ее дети не смогут занять императорское место. В истории полно примеров неравных брачных союзов.

Впервые запрет был введен в немецкоговорящих странах в XVII веке.

Знатные особы должны были заключать союзы только с равными себе, чтобы сохранить династические порядки.

Однополый брак

Официальные однополые отношения. Вопрос признания гомосексуальных браков с недавних пор остро встал перед государственной властью.

В некоторых странах (Гренландия, Норвегия, Швеция, Германия, Бельгия и др.) такой брак обладает юридической силой и признается государством и обществом.

Большинство церквей и правительств все же отвергают такую форму брака.

По количеству супругов

Моногамия

Союз одного мужчины и одной женщины.

Возможность прокормить свое потомство без помощи рода дала толчок развитию «личных» отношений на двоих. Встречается в двух видах — допускающий развод и пожизненный союз.

Полигамия

Союз одного мужчины и нескольких женщин одновременно. Брак заключается отдельно с каждой женой. Многоженство практикуется в исламских государствах и имеет религиозное обоснование.

Законы Шариата допускают не более четырех жен.

После восстановления численного равновесия между полами такие браки отменялись.

Полиандрия

Союз одной женщины с несколькими мужчинами одновременно. Многомужество относится к редким брачным формам.

Историческая причина ее появления — необходимость регулировать численность населения в странах с ограниченными природными ресурсами.

Была развита в углубленных районах Тибета, Индии, Крайнего Севера, на полинезийских островах. Ранее многомужество встречалось повсеместно — в период матриархата.

Сегодня такой семейный уклад сохранился у малочисленных народов Гавайских островов и Тибета.

Групповой брак

Сожительство нескольких женщин и мужчин. Более привычное название — «шведская семья», хотя сами шведы официально не признают такую форму семейного союза. Групповой брак скорее экспериментальная форма отношения для представителей современной молодежи.

Формы брака в современной России

Согласно Семейному кодексу РФ, закон признает лишь одну форму брака — гражданский союз. Это официально зарегистрированные отношения перед уполномоченным лицом.

В последнее время масштабно обсуждается вопрос внесения поправок, призванных узаконить религиозные обряды и фактическое сожительство.

Пока инициатива остается на уровне обсуждения.

Если обратиться к истории, то в дореволюционной России функции ЗАГСа исполняла именно церковь. Венчание приравнивалось к признанию союза законом и государством. Современным молодоженам требуется сначала посетить ЗАГС, а затем уже по желанию пройти обряд венчания.

Социальные процессы не стоят на месте. На смену традиционному браку пришли альтернативные его формы. Но они являются лишь новым веянием, которое не находит отражение в правовой плоскости.

Например, молодежь предпочитает гостевой брак, при котором каждый из супругов проживает на своей «территории» после регистрации отношений. Они встречаются по желанию периодически и не ведут совместного хозяйства.

Или открытая форма отношений, когда супруги позволяют друг другу иметь отношения на стороне. Как правило, это прописывается в брачном контракте, чтобы исключить дальнейшие споры. При этом свободная сексуальная жизнь не приравнивается к измене для обоих партнеров.

Пробный брак — это совместно проживание людей, проверяющих свои отношения на прочность. Как только пара хочет завести совместных детей, она идет регистрировать брак.

Конкубинат или «адюльтер» стал уже обыденным явлением. Когда женатый мужчина состоит в связи со свободной женщиной. Он оказывает ей финансовую поддержку, в случае рождения ребенка признает все его права. Это одна из форм полигинии.

Стоит отметить, что альтернативные формы брака являются вариациями традиционных его видов.

Они возникают из-за развития интересов узких социальных групп — гомосексуалистов, сторонников свободных отношений, религиозных фанатов.

Их успех и развитие зависит от жизнеспособности и активности данных групп, их «веса» в обществе.

Несмотря на то, что Россия активно перенимает иностранный опыт во многих сферах, до сих пор на ее территории многие западные веяния остаются незаконными — полигамные и гомосексуальные браки.

Заграничный опыт

Особенно интересен институт брака в восточных странах.

Китай

В Китае семейные отношения регламентирует «Закон о браке». Они предусматривает равные права и обязанности сторон. Китайцы не признают полигамию, поэтому нахождение в нескольких союзах одновременно запрещено.

Для жениха и невесты перед бракосочетанием процедура медицинского обследования является обязательной. Нарушение запрета на заключение союза с родственным лицом грозит уголовным наказанием.

Условия заключения и расторжения брачного союза схожи с нормами других стран мира. Регистрация проводится в брачном бюро с выдачей свидетельства. Иностранные граждане также имеют право заключать брак на территории Китая.

Гомосексуальные отношения запрещены. Бракосочетание может не состояться по нескольким причинам:

  • невеста младше 20 лет, жених — 22;
  • серьезное заболевание;
  • родственная связь между сторонами;
  • наличие действующего брака у одной из сторон.

Для традиционного китайского общества сам процесс развода является аномальным, тенденция порицается обществом. Тем не менее, статистика по бракоразводным процессам только растет — уже достигла 39%.

Египет

В Египте брак заключается по закону Шариата, если глава семьи мусульманин.

Минимальный возраст для создания семьи для женщины — 16 лет, для мужчины — 18.

Вторую жену могут позволить себе лишь обеспеченные граждане.

Муж должен относиться ко всем своим женам одинаково, никого не выделяя, в том числе оказывать равную материальную поддержку.

По закону египетский муж должен оповестить первую супругу о намерении обзавестись второй семьей. При этом согласие женщины не требуется.

Первая супруга может подать на развод в течение одного года, если возражает против увеличения семьи.

В таком случае инициатором развода будет считаться мужчина.

Ислам допускает развод. В Египте статистика разводов достаточно высокая для арабских стран — 40%. Если есть дети, родственники супругов сделают все, чтобы предотвратить распад семьи.

Чтобы развестись, мужчине-мусульманину достаточно произнести трижды «развод».

После двух первых слов еще возможно примирение, после третьего — брак считается аннулированным, если в течение трех месяцев не выяснится, что женщина беременна.

Если развестись хочет жена, процесс проходит сложнее и может длиться годами. При этом она не получает компенсацию со стороны супруга, а это очень большие деньги.

У египетских христиан развод под запретом за редким исключением. В любом случае разрешение на повторное венчание получить будет невозможно. А все браки заключаются исключительно церковным обрядом.

Речи об однополом браке в арабской стране быть не может

Япония

Японцы отличаются более поздним возрастом вступления в брак. Хотя по закону для создания семьи мужчина должен быть старше 18 лет, а женщина — 16 лет.

Реальная статистика показывает, что жители восточной страны вступают в брак после 30 лет. Это связано с необходимостью финансово состояться.

В Японии регистрация брака и сама свадьба — это два разных события. Если в России молодожены в один день регистрируют союз и отмечают это, то у японцев между этими датами может быть промежуток от нескольких месяцев до десятилетий.

Японцы, как самая традиционная нация, отрицают многоженство. Между тем, в 2015 году властями было принято решение выдавать регистрационные свидетельства однополым парам в некоторых городах (Токио, Ига).

Японцы до сих пор предпочитают заключать договорные браки, выгодные их семьям. Союзы по любви также встречаются, но реже.

У каждого народа имеется своя история становления института семьи в зависимости от ментальных особенностей, территориального положения и прогрессивного фактора.

В целом, традиционные формы семьи все-таки превалируют над альтернативными видами. Официальный брак во всем мире дает гарантию соблюдения прав каждого из супругов.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/semejnoje/zakluchenije-braka/ponyatie-semi-v-istorii-i-kulture.html

Формы брака и формы семей. Исторические формы брака и семьи :

Формы брака и формы семей. Исторические формы брака и семьи :

Формы брака, которые присутствуют в разных странах и государствах, со временем подвергаются изменениям. Обычно в современном социуме двое людей, решивших образовать семью, вместе вести домашний быт и воспитывать совместных детей, сочетаются браком.

Вот форма заключения брака может быть разной, как официальной, согласно с законодательством государства, в котором проживают молодожены, так и церковной, — ведь для многих верующих людей религиозная церемония имеет огромное значение.

Рассмотрим некоторые особенности этого феномена сквозь пелену столетий.

Исторические формы брака

Чтобы понять сущность того или иного явления, следует вернуться к его истокам. Каждый народ имеет собственные исторические формы брака. Они были связаны с некоторыми традиционными обрядами и обычаями этой нации.

Древний Рим

Понятие формы семьи и брака в эпоху Древнеримской империи обладало признаками святости и нерушимости.

Уже в тот период бракосочетание происходило в виде специального юридического договора между двумя свободными людьми, хотя часто бывало, что желание женщины не учитывалось, и семья выдавала ее замуж за кого хотела.

Римские формы брака предусматривали проведение религиозного ритуала, похожего на обряд венчания у христиан. Но, как уже указывалось, помимо традиций, брак регистрировался в виде документа, который потом могли использовать дети для унаследования материальных благ своих родителей.

Византия

До 11 века Византия признавала две формы браков и формы семей, а именно – церковное венчание и обыкновенное сожительство. Интересным является тот факт, что свободные мужчины и женщины могли жить вместе, и это приравнивалось к образованию новой семьи.

Несмотря на то что церковный обряд не проводился, брак считался действительным, если сожительство длилось более года, и это могли подтвердить свидетели, а также муж предъявлял документы о получении приданого от семьи жены. А начиная с 11 столетия Византийская империя признавала только церковные формы брака.

Современный период

На сегодняшний день исторические формы брака и семьи являются только лишь примерами из человеческого прошлого.

Много людей в европейских и постсоветских государствах не хотят регистрировать свои отношения согласно с законодательством, другие же расписываются в соответствующих органах, например, в ЗАГСе.

Византийское сожительство или церковное венчание в современном обществе не имеют юридической силы, поэтому для установления нормальных правовых отношений в случаях получения наследства от супруга отношения должны быть официально зарегистрированы.

Но зато сейчас процветают иные формы брака. Мы можем говорить об открытом, неравном, временном, гостевом и фиктивном союзе.

Бывает, что некоторые семьи не хотят менять стиль жизни после регистрации и предпочитают оставаться гостями.

Для них комфортным будет проживание в разных квартирах, отсутствие совместного быта и встречи раз в неделю или раз в месяц по договоренности.

Если рассматривать открытые формы брака, то они предусматривают наличие взаимного согласия о том, что и мужчина, и женщина могут вести свободную сексуальную жизнь, и это не считается изменой.

В последнее время в мире появляются диковинные для восприятия многих людей браки, например, гомосексуальные союзы или постсмертная регистрация в случае смерти одного из супругов. Некоторые страны признали действительность таких бракосочетаний, но все-таки однополые союзы незаконны в большинстве государств мира.

Ситуация посмертной регистрации возможна в том случае, если супруг или супруга умирает прямо перед свадебной церемонией.

Такая процедура необходима для овдовевшей стороны, чтобы получить выплаты или специальные пособия по факту трагического случая.

Все формы браков и формы семей предусматривают вступление в них без принуждения, по собственной воле и взаимному согласию.

Виды семьи

В прошлом человечества были актуальны несколько типов брачно-семейных отношений:

  • Групповая семья – одновременно несколько мужчин и женщин пребывали в близких отношениях (характерно для первобытных племен).
  • Полигамная семья – ярким примером является гарем, когда один мужчина содержит несколько женщин (скотоводы-кочевники отличались таким устройством).
  • Полиандрия – это редкий пример семьи, ведь она встречалась только в одном индокитайском народе и предусматривала одну женщину и несколько мужчин.
  • Моногамная семья – характерна для земледельческих народов, где в отношения вступают один мужчина и одна женщина.

В чем суть каждой формы?

Моногамия представлена в двух видах – пожизненном и допускающем развод. В древний период сложно себе представить неполную семью. Это явление было крайне редким.

Полиандрии как таковой в современном мире нет, она просто исчезла. Групповой брак характерен для некоторых племен, а полигамию мы можем наблюдать в мусульманских странах.

Также увеличилось количество семей неполных.

Ученые антропологи удивляются, что в обществах, где были разрешены разные браки и семьи, люди выбирали моногамию, и объясняют это с точки зрения экономической целесообразности. Также этнографы вместе с другими научными работниками выделили 2 базовые системы, определяющие родство. Это классификационная и описательная системы.

Характеристика систем родства

Классификационная система свойственна первобытному обществу.

Все представители мужского и женского пола обозначаются одними и теми же терминами, а в описательной системе, характерной для классового общества, каждый родственник имеет свое название: мать, дочь, сын, отец, сестра, брат и т. д.

Первую можно использовать для объяснения группового родства или брака. Например, люди из племени Западной Виктории, Австралия.

Это общество поделено на две группы и носит название Белый и Черный какаду. Все мужчины одной части племени считаются мужьями второй половины, куда входят женщины.

Для них свойственны не два, а даже четыре или восемь брачных уз.

Конечно, для современного человека вряд ли это явление станет примером настоящей семьи, но благодаря таким примерам эволюции сейчас у нас развивается теперешняя форма семьи, такая как моногамия или полигамия. Важно помнить, что ничего не происходит просто так, и даже форма брака отвечала тем требованиям адаптации к изменчивым условиям среды.

Мы не можем категорически оценивать то или иное явление, ведь тогда оно помогло нашим предкам выжить и предать свой генетический материал наследникам.

С улучшением экономического и политического положения, с достижениями технического прогресса брак и семья тоже переживают изменения, и кто знает, что будет через несколько десятков лет.

Возможно, то, что приемлемо для нас, будет повергать в ужас наши последующие поколения.

Источник: https://www.syl.ru/article/168315/new_formyi-braka-i-formyi-semey-istoricheskie-formyi-braka-i-semi

1.2 происхождение и современные формы семьи и брака

1.2 происхождение и современные формы семьи и брака

До начала 60-х годов ХIХ века об истории семьи не могло быть и речи. Наука в этой области целиком находилась под влиянием Пятикнижия Моисея.

Патриархальную форму семьи, изображенную там подробнее, чем где бы то ни было, безоговорочно считали самой древней и отождествляли с современной семьей. Семья не переживала никакого исторического развития.

Самое большее допускалось, что в первобытные времена мог существовать период неупорядоченных половых отношений.

Изучение истории семьи начинается с 1861 года, когда вышла в свет оригинальная работа швейцарского историка Иоганна Якоба Бахофена«Материнское право». Источником для анализа послужила классическая литература древности (древние мифы, «Орестея» Эсхила и пр.). Автор выдвинул в ней следующие положения:

1) у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые он обозначил термином гетеризм;

2) такие отношения исключали всякую возможность достоверно установить отца, происхождение можно было определить лишь по женской линии;

3) вследствие этого женщины как единственные достоверно известные родители молодого поколения пользовались высокой степенью уважения и почета, доходившей до полного господства.

Бахофен не сформулировал эти положения с такой ясностью, но он их доказал.

Его работа была написана на языке нации, которая в то время менее всего интересовалась предысторией современной семьи, поэтому осталась неизвестной.

Ближайший преемник Бахофена, Джон Фергюсон Мак-Леннан, английский юрист и историк, занимавшийся предысторией семьи независимо от Бахофена, даже не слышал о нем.

Его сочинение появилось в 1865 году и называлось «Первобытный брак». Оно базировалось на точных этнографических фактах из древнего быта греков, кельтов, германцев и подтвердило открытие Бахофена о первоначальном материнском праве.

Следующий исследователь, Льюис Генри Морган, выступил с новым материалом. Его главное произведение «Древнее общество» вышло в свет в 1877 году.

Материалом для нее послужили наблюдения автора за бытом и общественным устройством американских индейцев.

В своих работах Морган разработал научную теорию семьи, опроверг догматы о божественном происхождении семьи и единобрачии как единственно возможной и неизменной форме семейных отношений.

Это не укладывалось в общепринятые тогда рамки и вызвало нападки на автора. Официальная наука и печать устроили заговор молчания вокруг произведений Моргана. В настоящее время он считается основателем отдельной отрасли социологии, науки о семье.

Согласно Моргану, возникновению брака и семьи предшествовала предполагаемая стадия неупорядоченных половых отношений в первобытном обществе, обозначенная им как промискуитет.Он также выделил 5 последовательных форм семьи, каждой из которых соответствовал свой порядок брака.

1) кровнородственная семья – первая ступень семьи. Она основывалась на групповом браке между братьями и сестрами. В настоящее время этот тип семьи вымер;

2) пуналуальная семья. В ее основе лежал групповой брак нескольких братьев с женами каждого из них, причем общие жены могли не состоять в родстве друг с другом и наоборот. В этот период происхождение определялось по женской линии, так как отцовство детей не могло быть достоверно установлено;

1) синдиасмическая, или парная семья – базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Продолжительность этого типа союза зависела от доброй воли сторон;

2) патриархальная семья – основывалась на браке одного мужчины с несколькими женщинами, сопровождающемся, как правило, затворничеством жен;

3) моногамная семья. Здесь отдельная пара объединялась раз и навсегда. Морган полагал, что именно этому типу семьи было суждено эволюционировать до тех пор, пока не будут признаны равенство полов и равноправие брачных отношений.

В первобытном обществе между людьми существовали беспорядочные половые связи, родственные отношения отсутствовали, что приводило к борьбе, столкновениям, убийствам, мешало общему хозяйствованию.

Когда появилась угроза сохранению общности, люди запретили инцест: исключили из половых связей детей, внуков, ближайших родственников. Так появилась социальная форма контроля, норма регулирования отношений между мужчиной и женщиной – брак.

Брак носил случайный, эпизодический характер и часто мужчина уходил от женщины еще до рождения ребенка.

На этапе общинного хозяйствования зародился групповой полигамный брак. С разделением труда, разложением родового строя возник моногамный (однопарный) брак.

До конца средних веков заключение брака оставалось делом, которое решалось не самими вступающими в брак. Вначале люди появлялись на свет уже состоящими в браке с целой группой лиц другого пола.

В позднейших формах группового брака сохранялось такое же положение, только при большем сужении группы. При парном браке матери договаривались относительно браков своих детей.

Здесь решающую роль играли соображения о новых родственных связях, которые обеспечивали молодой паре более прочное положение в роде и племени.

С появлением заинтересованности в передаче имущества по наследству господствующее положение заняло отцовское право и моногамия.

Заключение брака стало зависеть от соображений экономического порядка.

К настоящему времени форма брака-купли почти исчезла, однако на брачном рынке продолжает устанавливаться цена (теперь не только по имуществу, но и по личным качествам будущих супругов).

Теперь рассмотрим современную классификацию семьи. Их много, поскольку основой для типологий могут являться разные факторы. Вот лишь некоторые из них:

1) в зависимости от юридической регистрации брака:

· семьи, основанные на браке;

· фактические семьи или внебрачные сожительства;

2) в зависимости от очередности брака:

· семьи, основанные на первом браке обоих супругов;

· семьи, основанные на повторном браке одного или обоих супругов.

3) в зависимости от социально-демографических характеристик супругов (возраста, профессионального статуса, образования, места жительства и пр.):

· семьи несовершеннолетних, молодые семьи, семьи пожилых и пр.;

· студенческие семьи, семьи рабочих, служащих и пр.;

· городские и сельские семьи;

4) в зависимости от специфических проблем семьи:

· семьи с несовершеннолетними правонарушителями;

· семьи с детьми-инвалидами;

· семьи алкоголиков и пр.;

5) в зависимости от числа членов семьи:

· полные семьи;

· неполные семьи;

1) в зависимости от этапа жизненного цикла:

· семьи молодоженов без детей;

· семьи с первым младенцем;

· семьи, в которых первый ребенок идет в школу;

· семьи, в которых последний ребенок идет в школу, а мать – на работу;

· семьи пожилых супругов, от которых отделился последний ребенок;

· семьи бабушки и дедушки;

· семьи пенсионеров;

2) в зависимости от числа детей:

· бездетные семьи;

· малодетные семьи (1 – 2 ребенка);

· многодетные семьи (3 и более детей);

3) в зависимости от уровня материальной обеспеченности:

· материально обеспеченные семьи;

· мало обеспеченные семьи и др.

Рассмотрим эволюцию классификации семей в России на примере переписей населения. В 1918 году в Петрограде для проведения переписи населения использовали классификацию, выделяющую только 4 типа семей:

1) простые семьи – родители и дети;

2) сложные семьи – родители с детьми и представители старшего поколения (сюда входили только родственники по прямой линии);

3) слитные семьи – простые и сложные семьи, в структуре которых имеются родственники по боковой линии (братья или сестры);

4) безбрачные семьи – одиночки и семьи, состоящие только из родственников по боковой линии.

Дальнейшее развитие классификация семьи по демографическому признаку получила в материалах переписи населения 1926 года. Тогда были выделены четыре типа семей:

· тип А. Семьи с брачной парой (не имеющие детей, имеющие детей от существующего брака, имеющие детей от прежних браков):

— без родственников;

— с несамодеятельными родственниками (то есть материально зависящими от других членов семьи);

— с самодеятельными родственниками (то есть самостоятельно обеспечивающими себя материально).

· тип Б. Семьи без брачной пары, имеющие в своем составе детей главы:

— без родственников;

— с несамодеятельными родственниками;

— с самодеятельными родственниками.

· тип В. Семьи без брачной пары, не имеющие в своем составе детей главы:

— с несамодеятельными родственниками;

— с самодеятельными родственниками.

· тип Г.

Сложные семьи: семьи, состоящие из двух и более брачных пар, в каждой из которых хотя бы один член активный, самодеятельный, и семьи с главой, не состоящим в браке, в составе которых есть брачная пара, один или оба члена которой являются самодеятельными, активными. Активными здесь считались самодеятельные члены семьи, имеющие доход от какого-либо вида деятельности.

В современных российских переписях населения принята более упрощенная классификация семей. Все семьи подразделяются на состоящие из:

· одной брачной пары с детьми и без детей;

· одной брачной пары с детьми и без детей, с одним из родителей супругов;

· одной брачной пары с детьми и без детей, с одним из родителей супругов или без него, с другими родственниками;

· двух или более брачных пар с детьми и без детей, с одним из родителей супругов или без него, с другими родственниками или без них;

· матерей (или отцов) с детьми;

· матерей с детьми, с одним из родителей матери;

· отца с детьми, с одним из родителей отца;

· прочие семьи.

Браки в зависимости от признака можно разделить следующим образом:

1) по числу брачных партнеров;

2) по социальным характеристикам вступающих в брак;

3) по форме регистрации;

4) по очередности.

По числу брачных партнеров брак может быть моногамным и полигамным. Моногамия может быть пожизненной или допускающей развод. Полигамия также делится на полиандрию и полигинию. Частный случай полигамии – двоеженство, двоемужество.

Моногамия – форма брака и семьи, единобрачие, устойчивое сожительство одного мужчины с одной женщиной; в настоящее время является господствующей формой брака.

Полигамия – многобрачие (многоженство или многомужество), форма брака, разрешающая иметь более одного супруга.

Бигамия – форма брака мужчины с двумя женщинами или одной женщины с двумя мужчинами (то есть двоеженство, двоемужество).

Полиандрия – многомужество, форма группового брака, при которой женщина имеет одновременно нескольких мужей, приходящихся друг другу братьями (братская полиандрия) или не состоящих в родстве.

Полигиния – форма полигамии, при которой муж имеет одновременно нескольких жен, приходящихся друг другу сестрами (сороральная полигиния) или не состоящих в родстве.

По социальным характеристикам вступающих в брак он может быть гомогамным или гетерогамным. Варианты гетерогамного брака – гипергамия и гипогамия. Такие браки образуются в силу обычаев эндогамии и экзогамии.

Гомогамия – брак между людьми со сходными социальными характеристиками.

Гетерогамия – брак между людьми, которые отличаются между собой по социально значимым признакам (происхождение, национальность, раса, религия и пр.).

Гипергамия – 1) обычай, запрещающий женщинам определенного социального слоя выходить замуж за человека более низкого положения; 2) брак женщины с мужчиной более высокого социального положения.

Гипогамия – брак женщины с мужчиной более низкого социального положения.

Эндогамия – обычай, согласно которому браки заключались только между лицами одной общественной группы.

Экзогамия – обычай, согласно которому браки заключались между лицами разных общественных групп.

По форме регистрации брак может быть зарегистрированным или нет. Неузаконенную форму длительных брачных отношений называют конкубинатом.

По очередности брак может быть первым или повторным.

Источник: http://libraryno.ru/1-2-proishozhdenie-i-sovremennye-formy-sem-i-i-braka-semieved/

Развитие института брака в России

Рассмотрены этапы развития института брака в России. Показана тенденция изменения правовых норм, регулирующих отношения по заключению, прекращению и признанию брака недействительным.

Ключевые слова: институт брака, заключение брака, прекращение брака, признание брака недействительным, участники семейных отношений, условия заключения брака, способы заключения брака.

The development of the institution of marriage in Russia. Сonsidered stages of development in Russia. Shown tendencies of change of legal norms,regulatory relationships at the conclusion, termination and annulment of the marriage.

Keywords: the institution of marriage, marriage, the termination of marriage, marriage annulment, participants of family relations, the conditions of marriage, the ways of marriage.

Историческоеразвитие человечества показывает, что самый первый нравственно-социальный запрет, возникший в глубокой древности, касался сферы брачных отношений и определял социокультурный порядок брачных связей.

Эти запреты в отличии от других запретов, существующих лишь для слабейших особей, касались всех членов родовой общины.

«Простейшие нравственные запреты образуют вечный фундамент, над которым надстраивается все многообразие более поздних моральных ценностей и норм» [1].

Институт брака — это правовой институт, представляющий собой систему правовых норм, регулирующих отношения по заключению, прекращению и признанию брака недействительным.

Проследив изменения, вносимые в эти три составляющие, мы можем рассмотреть историю развития института семьи в России.

По классификации правовых институтов, институт брака относиться к материально-правовой отрасли права, хотя включает в себя отдельные процессуальные нормы и имеет регулятивно-охранительный характер.

Нормативно-правовая база, регулирующая семейно-брачные отношения, подвергалась изменениям на протяжении всей истории становления и развития семейного права.

Развитие института семейного права России началось с периода становления русской государственности, когда участников семейных отношений начали наделять определенным статусом, и они стали приобретать некоторые права и обязанности.

Именно условия заключения и расторжения брака, а также их способы заключения и расторжения брака играют важнейшую роль в семейном законодательстве, т. к.

с момента заключения брака возникают правоотношения, регулируемые государством и соответственно обстоятельства, влияющие на права и обязанности супругов и других участников семейно-брачных отношений.

В России до начала XX века существовал только церковный брак и поэтому условия заключения брака регулировались церковным брачным законодательством.

В дореволюционной России постановления русского церковного права, касающиеся заключению или прекращению брака носили религиозный характер и регулировались религиозными правилами конфессий, к которым относились брачующиеся.

При смешанных браках одному супругу приходилось подчиняться правилам вероисповедания другого.

В виду воззрения на брак, как на таинство формой заключения брака был религиозный обряд венчания.

Венчание рассматривалось законом не только как формальное, но и как материальное условие брака.

Русское законодательство XIX — начала XX веков знало только церковную форму брака, и только эта форма имела силу для лиц всех вероисповеданий, признанных государством.

Условий для вступления в брак были следующими:

          добровольное согласие лиц, вступающих в брак;

          возраст лиц, вступающих в брак: для лиц мужского пола брачное совершеннолетие наступало по достижении 18-ти лет, а для лиц женского пола — по достижении 16-ти лет от рождения.

Законодательство определяло также возраст, по достижении которого лицо уже не могло вступить в брак.

Этот возраст, одинаковый для лиц обоего пола, — наступление 80-ти лет от рождения;

          согласие родителей лиц, вступающих в брак, их опекунов и попечителей, если они состоят под опекою или попечительством, и начальства, если они состоять на государственной службе;

          лица, вступающие в брак, не должны были состоять между собою в известных степенях родства и свойства, и брак между лицами, состоящими в таких степенях родства или свойства, признавался недействительным;

          препятствие для заключения брака составляло монашеское звание лица;

          для лиц православного исповедания допускалось последовательно только три брака;

          если лицо состояло уже в браке, то заключение нового брака не дозволялось;

          препятствием для заключения брака служило также осуждение лица на всегдашнее безбрачие;

          лицам православного и римско-католического исповеданий запрещались браки с нехристианами.

Церковь понимала брак как союз двух лиц разного пола, продолжающийся даже за пределами земной жизни; но в то же время вынуждена была идти на уступки потребностям гражданской жизни, устанавливая различные способы прекращения брака. Таким образом, ею допускалось само понятие «прекращение брака».

Все способы прекращения брака можно было свести к двум видам: или брак прекращался непосредственно сам собою, например — смерть лица, или брак должен был признан прекратившимся со стороны общественной власти, например — лишение лица всех прав состояния. Однако до вынесения приговора судом о прекращении брака, вследствие лишения супруга всех прав состояния, брак считался существующим.

С образованием Киевской Руси и с принятием христианства семейные отношения регулируются не только обычаями, но и нормами права (нормы писанного права, церковные уставы князей: Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича).

Процесс правового регулирования семейно-брачных отношений был продолжен сводом этических правил и наставлений, изданных 1849 году под звучным названием — «Домострой», которым определялись взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, осуждались блуд и сквернословие.

Начиная с реформ, проводимых Петром I в брачно-семейном законодательстве, законодатель стремился обеспечить в первую очередь социально-политические и экономические интересы государства, умаляя роль церкви в вопросах регулирования семейных отношений (Указы Перта I 1702, 1714, 1722, 17844 годов, «Свод законов»). «Подчинение церкви государству сказалось и на семейном праве, традиционно соответствовавшем каноническим нормам. Уже при Петре I светский закон вносит некоторые изменения в семейно-правовые институты. И на протяжении всего XVIII в. Издается довольно много царских указов и постановлений Синода, вносящих порой заметные изменения в семейное право» [2]. Синод выполнял как законодательную, так и судебную функции, а с 1805 года решение всех бракоразводных дел возлагалось на этот орган.

Церковный брак в России был отменен в декабре 1917 года.

Статьей 1 Декрета «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» вместо церковного вводится единственно признаваемый гражданский брак (не по церковным правилам, в государственных органах) [3].

Церковный брак был объявлен частным делом граждан, не порождающим юридических прав и обязанностей, таким образом, семья была отделена от церкви. Однако браки, заключенные в церкви до принятия декрета признавались действительными.

Второй декрет был принят 19 декабря 1917 года.

Если ранее бракоразводные дела рассматривались судами духовных консисторий, то в соответствии с Декретом «О расторжении брака» рассмотрение бракоразводных дел возлагалось на местные суды (если инициатором развода был один из супругов), либо в органах ЗАГС (если инициаторами развода были оба супруга) [4].

16 сентября 1918 года сессией ВЦИК РСФСР был принят первый кодекс, регулирующий семейные отношения — «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Он регулировал практически все вопросы семейных отношений.

Им были отменены многочисленные препятствия к заключению брака, предусмотренные семейным законодательством Российской империи (монашество, принадлежность к разным вероисповеданиям).

Были определены правовые последствия недействительности брака, брак аннулировался с момента его заключения.

Декрет закрепил принцип единобрачия, установил брачный возраст для мужчин — 18 лет, для женщин — 16, запретил браки между близкими родственниками, лицами, уже состоящими в браке, умалишенными.

Была установлена раздельность имущества супругов: каждый из них считался собственником того имущества, которое во время брака было приобретено на его средства. Декрет взял под охрану закона права детей, рожденных вне брака, установив, что они в своих правах и обязанностях с родителями приравниваются к детям, рожденных в браке, супруги были уравнены в решении вопросов семейной жизни. Был введен институт опеки.

Кодексом законов о браке, семье, и опеке (КЗоБСО) введенным в действие с 1 января 1927 года, регулировались семейные отношения в послереволюционной России.

Были введены правила об общности имущества, нажитого супругами в процессе совместной жизни. Процедура расторжения брака проводилась только в ЗАГСе и отсутствовали правила о признании брака не действительным.

Кодекс установил единый брачный возраст для мужчин и женщин — 18 лет.

Кодексом о браке и семье (КоБС) принятым 30 июля 1969 года было подтверждено то, что юридическое значение имеет только брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа.

Был установлен двоякий порядок расторжения брака: при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, и взаимном отсутствии имущественных споров путем регистрации в органах ЗАГС, а при отсутствии согласия на развод одного из супругов и при наличии несовершеннолетних детей или спора о разделе имущества — в суде. При расторжении брака в судебном порядке были предусмотрены: выяснение причин развода, принятие мер к примирению супругов и сохранению семьи. Основанием для развода считался окончательный распад семьи. С новым Кодексом стало установление отцовства в судебном порядке. Основанием для вынесения положительного решения судом являлось совместное проживание ответчика с матерью ребенка и ведения совместного хозяйства до рождения ребенка. Жене предоставлялось право на получение алиментов в период беременности и в течении полутора лет после рождения ребенка.

В дальнейшем в развитие семейного права повлияли Закон СССР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детей» от 22 мая 1990 года. Законом СССР от 1990 года суду вменялось в обязанность примирять супругов при расторжении брака.

В настоящее время вопросы государственной регистрации брака регулируются статьями Семейного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».

Условия необходимые для заключения брака:

        взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак;

        достижение ими брачного возраста.

Взаимное добровольное согласие на вступление в брак выражается в письменном заявлении о регистрации брака в органах ЗАГСа, в личном присутствии при регистрации заключения брака, в устном согласии на вступлении в брак непосредственно при регистрации заключения брака и подтверждение этого их подписями [5].

Семейное законодательство устанавливает брачный возраст в 18 лет. Лицо, желающее вступить в брак, должно достигнуть возраста 18 лет на момент заключения брака, а не на момент подачи заявления в орган ЗАГСа о регистрации брака. Верхний предельный возраст регистрации брака не ограничен.

Брачный возраст может быть снижен до 16 лет при наличии уважительных причин (рождении ребенка, беременности невесты и т. п.) с согласия органов местного самоуправления [5].

Условия, при которых заключение брака не допускается:

          если один из желающих вступить в брак состоит в другом зарегистрированном браке;

          желающие вступить в брак являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей линии и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

          усыновителями и усыновленными;

          лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства [5]. Вопросы признания гражданина недееспособным регулирует 29 статья Гражданского кодекса Российской Федерации.

Свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга и решение суда о признании брака недействительным являются документами, подтверждающими прекращение прежнего брака.

Орган ЗАГСа может отказать в государственной регистрации заключения брака, если наличествует хотя бы один из вышеперечисленных фактов [6].

При несоблюдении условий статьи 12 Семейного кодекса и выявлении обстоятельств, перечисленных в статье 14, а также установлении факта заключения брака без намерения создать семью как со стороны обоих супругов, так и одного из супругов к признанию брака фиктивным и к аннулированию брака и всех его правовых последствий с момента регистрации брака в органах ЗАГСа. Брак признается недействительным только судом в порядке искового производства.

Несмотря на столь длительную историю развития семейного права России оно по настоящее время подвергается изменениям под влиянием тенденций развития общественных отношений.

Появляются новые нормы семейного права, ранее действовавшие нормы права прекращают свое существование, вносятся изменения и дополнения в действующее законодательство.

Для сохранения института семьи и брака главное не утерять веками наработанные традиционные правила, переросшие в правовые нормы.

Литература:

  1.      Т. А. Новолоцкая, В. Н. Садовников «Философские проблемы социально-гуманитарного знания» Санкт-Петербург, 2008;
  2.      История отечественного государства и права. 3-е изд., пер. и доп.-М.: 2005;

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/8964/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть