8(800)350-83-64

Как осуществляется регистрация сервитута на земельный участок?

Содержание

Регистрация сервитута на земельный участок

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Регистрация сервитута на земельный участок

Иногда возникает необходимость воспользоваться чужим земельным участком – например, для постоянного прохода через земельный участок соседа к собственному дому или гаражу. В сельской местности и в частных секторах возникают и иные нужды. Например, проведение бытовых коммуникаций обычно происходит путем подключения к центральной сети. Для этого к ней прокладываются дополнительные ветви водопровода, устанавливаются столбы для линии электропередачи и т.д., но что, если единственный путь к центральной линии лежит через соседний участок? Выход один – использовать его как для установки линейных объектов, так и для их последующего ремонта. 

В перечисленных случаях Гражданский кодекс предусмотрел возможность установления частного сервитута, однако право ограниченного пользования третьему лицу предоставляется только при соблюдении ряда условий: – сервитут устанавливается в отношении соседнего участка; – без сервитута нужды пользователя не могут быть удовлетворены; – имеется соглашение с собственником или судебное решение; – сервитут, как и любое вещное право на недвижимость, необходимо зарегистрировать.Таким образом, частный сервитут на землю устанавливается для ее использования конкретным лицом или группой лиц, которые имеют право ограниченного использования участка земли для своих нужд. Публичный сервитут отличается тем, что пользователю нет необходимости регистрировать это обременение публичной собственности, чтобы использовать землю для прохода, подъезда, проведения охоты и т.д. Узаконением права ограниченного пользования, поскольку оно установлено одновременно для всех, а, следовательно, является публичным, занимаются государственные органы или органы местного самоуправления, в зависимости от того, чьим решением такое обременение образовано. Также публичный сервитут предполагается безвозмездным. Государственная регистрация сервитута. Регистрация предполагает, что государством в строго определенной процедуре совершается юридический факт, влекущий: 1. возникновение у не собственника права пользования в той части, которая ему необходима для удовлетворения собственных нужд; 2. признание государством установленного права на ограниченное пользование; 3. удостоверение признания права ограниченного пользования, которое производится в определенном порядке в два этапа путем учета в специальном реестре и выдачи удостоверения; 4. ограничение правомочий собственника в части предоставленного не собственнику правомочия.

Юридическое значение государственной регистрации неоспоримо и заключает в том, что совершенный юридический факт – единственно признаваемое государством доказательство существования права ограниченного пользования.

Осуществление регистрации прав ограниченного пользования земельным участком

Подведомственной Министерству юстиции РФ является Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, сотрудники которой ведут Единый государственный реестр прав.

Основанием внесения в реестр является заявление, которое подается в зависимости от ситуации: – собственником земли; – лицом, для которого устанавливается право пользования, что возможно только при наличии у него соглашения с собственником по поводу установления для него обременения; – обладателем ограниченного вещного права или арендатором со сроком аренды от года в случае, если участок находится в нечастной собственности. Заявителю необходимо предъявить: – копию документа о существующей записи в реестре о праве собственности на участок; – документ об основании установления обременения, т.е. соглашение, распоряжение уполномоченного органа или решение суда об установлении сервитута, в которых определяются дата установления обременения и срок его действия. В нем же определяется безвозмездность пользования или указывается размер платы за пользование землей.

В зависимости от площади использованного для ограниченного пользования участка зависит дополнительное требование о предоставлении кадастрового плана, который необходим для определения конкретной части земельного участка, используемого не собственником.

Порядок и сроки государственной регистрации земельного сервитута

Процедура государственной регистрации начинается с подачи заявления в Росреестр.

Одновременно с заявлением предоставляется квитанция об уплате пошлины за оказание государственной услуги в размере 1500 рублей для физических лиц и 6000 рублей, когда ограниченное пользование устанавливается в интересах организаций.

Порядок регистрации земельного сервитута предусмотрен Федеральным законом от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с ним процедура происходит в 4 этапа: 1. Прием документов и их регистрация. 2.

Правовая экспертиза принятых документов, что предполагает не только непосредственную проверку документов на предмет их соответствия требованиям закона, но и проверку законности сделки, а также проверку возможности ее совершения.

На этом этапе также проверяется, не противоречит ли заявление уже существующим правам. 3. Внесение сведений об установленном обременении в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. 4.

Выдача соответствующего удостоверения, а также совершение соответствующих надписей на правоустанавливающих документах. Проведение данной процедуры по общему правилу занимает до 10 дней со дня принятия заявления и приложенных документов.

  Указанный срок можно значительно сократить, подав документы, удостоверенные нотариусом. Поскольку удостоверительная надпись нотариуса будет означать, что документы достоверны соответствуют закону, это уменьшит срок этапа экспертизы сотрудниками. Таким образом, полный порядок действий для заявления с приложенными нотариально удостоверенными документами может занять до 3 дней.

Приостановление государственной регистрации

На срок до 1 месяца процедура внесения записи в реестр может быть приостановлена в случае: – возникновения у регистратора сомнений относительно наличия оснований к внесению записи либо при не предоставлении документов или возникновении сомнений в их подлинности и достоверности; – отсутствия сведений о границах земельного участка или наличии сведений о том, что одна из границ пересекает границы иной земельной площади, которые подтверждаются данными из государственного кадастра; – подачи заявления о возврате документов с прерыванием процедуры признания права.  Процедура также приостанавливается до принятия решения, если уже подано аналогичное заявление, по которому еще не принято решение.  Отказать по поданному заявлению регистратор обязан в ограниченном количестве случаев. Для сервитута такими являются: – несоответствие объекта, означающее, что границы объекта не указаны в кадастре или указаны, но пересекают границы иного участка; – несоответствие субъекта, т.е. заявитель не имеет права на подачу заявления, недееспособен или является ненадлежащим субъектом по иным причинам; – несоответствие документов, что может проявляться в том, что заявитель не представил документы либо документы недостоверны, составлены в противоречии с нормами закона и т.д.;

– несоответствие требований, например, когда требования противоречат уже существующим правам.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/gosudarstvennaya-registraciya-i-kadastr-nedvizhimosti/registraciya-servituta-na-zemelnyj-uchastok.html

Государственная регистрация земельного сервитута

Сервитут, определенный по земельному участку, подлежит обязательной регистрации в Росреестре.

Он считается вещным правом, предоставляющим возможность пользования чужим участком для обеспечения интересов собственников соседних участков.

Условия регистрации данного ограничения определяются Гражданским и Земельным Кодексами РФ.

Законодательство

Положениями Земельного Кодекса регулируется процесс ввода обременений на земельный участок для защиты интересов и условий жизнедеятельности участков, которые нуждаются в установлении сервитута по конкретной земле.

Статьи 274-277 Гражданского Кодекса определяют главные условия действия сервитута как субъекта вещного права, вводящего ограничения и порядок пользования данного земельного участка.

Ввод сервитута подлежит обязательной регистрации, как любое иное право на земельную собственность.

 Процедура производится согласно положениям статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Единственным исключением могут считаться обстоятельства, когда необходимость в сервитуте отпадает до заключения договора (к примеру, работы по установке линий коммуникаций завершились раньше, чем стороны согласовали договор).

Другим случаем, когда введенное ограничение не нуждается в регистрации, считается передача обремененного земельного участка в наследство.

При этом вступает в силу принцип следования, когда одновременно с собственностью к наследнику переходят все обязательства по ней, включая различные обременения.

В остальных случаях регистрация обязательна.

Регистрация сервитута

Порядок регистрации сервитута включает четыре ступени:

  • Подготовка и сдача документации. Собирается пакет обязательных документов, которые под расписку сдаются в органы регистрации. При этом производится проверка оформления заявки и наличие всех необходимых документов.
  • Правовая экспертиза. Проводится тщательная проверка подлинности представленных документов, чтобы обеспечить правовую базу регистрации и исключить вероятность ее оспаривания.
  • Ввод новых данных или изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость. Производится регистрация сервитута и в соответствующие документы вносится запись об этих изменениях.
  • Выдача свидетельства о регистрации сервитута. Этот документ в случае появления спорных вопросов является подтверждением подлинности заключенного договора по сервитуту.

Документация

При регистрации сервитута собирается пакет документов, который должен соответствовать условиям, определенным законодательством.

В список обязательных документов входят:

  • договор о вводе сервитута (в трех экземплярах, один предназначается для Росреестра);
  • заявления сторон о регистрации установленного права пользования;
  • кадастровый паспорт земельного участка, по которому введены ограничения;
  • справка о выплате госпошлины за регистрацию сервитута.

Когда стороной договора является юридическое лицо, то необходимо к заявлению приложить действительную выписку из ЕГРЮЛ и заверенные копии уставных документов для подтверждения полномочий представителя организации.

Величина госпошлины по регистрации права и вводу новых данных в ЕГРН равна 2 тысячам рублей для граждан и 22 тысячам рублей для организаций. Обычно данная процедура занимает 10 рабочих дней.

Регистрация по доверенности

Любая из сторон договора по сервитуту вправе оформить документы о регистрации обременения посредством представителя, наделенного соответствующими полномочиями.

Например, если человек болеет, то он может попросить заниматься процедурой регистрации родственника или друга.

Также по доверенности могут действовать сотрудники организации, которая оформляет регистрацию.

В этом случае пакет обязательных документов дополняется нотариально заверенной доверенностью.

Данная доверенность должна содержать перечень полномочий, которые даны представителю.

Полномочный представитель при правильно составленной доверенности наделен всеми правами по процедуре регистрации сервитута.

Скачать образец доверенности можно здесь.

Отказ в праве регистрации возможен при наличии ошибок в подаваемой заявке. Если отказ не имеет оснований, то можно обжаловать решение в установленном законом порядке.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/gosudarstvennaya-registraciya.html

Договор и регистрация публичного сервитута на земельный участок

Публичный сервитут на земельном участке

Земельным кодексом нашей страны установлены два вида сервитутов на землю:

Если же рассматривать их с точки зрения срока действия выделяют: срочные и постоянные.

Требования, предъявляемые при установлении сервитута земельном участке

  • участок, на котором устанавливается сервитут, не должен подвергаться значительному обременению вследствие его установления;
  • владелец участка продолжает свободно пользоваться и распоряжаться собственным участком, т.е. он не лишается своих гражданских прав на землю;
  • сервитут оформляется строго определенным лицам, поэтому право ограниченного пользования невозможно переуступить или продать иному гражданину;
  • документ, которым устанавливается сервитут, обязательно должен содержать цели его установления и именуется договором о сервитуте земельного участка;
  • если земельный участок, на котором установлен сервитут, будет продан, обременение все-равно останется (право следования); при этом обязательным требованием к договору будет наличие информации о таком обременении;
  • он должен иметь письменное оформление и пройти обязательную государственную регистрацию, после чего признается действительным.

Установление и регистрация обременения в виде сервитута на землю

Целей установления ограниченного пользования земельным участком может быть несколько, некоторые из которых можно встретить в Гражданском кодексе РФ:

  • при установке и ремонте ЛЭП, других коммуникаций, если их нельзя провести другим путем;
  • для проезда или прохода к земельному участку, в случае, если отсутствуют варианты другого пути.

Представленные варианты установления сервитута являются самыми распространенными, но на этом список целей не заканчивается, поскольку является открытым.

Важно, чтобы цели установления обременения земли были законными, а его назначение (обременения) определялось исходя из нужд конкретных собственников.

Особенности регистрации договора публичного сервитута на земельный участок

Такой вид ограниченного пользования землей устанавливается на любом уровне власти (включая муниципальную) в виде нормативного акта с целью решения определенных государственных или местных задач. Вместе с этим, Земельный кодекс РФ также предусмотрел примерный список возможных ситуаций, при которых также возможно установить сервитут:

  • для прохода с/х животных;
  • для осуществления охоты и рыболовства;
  • для проведения дренажных работ;
  • для осуществления исследований и изысканий;
  • для забора (изъятия) воды с водных объектов.

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается после обязательного проведения публичных слушаний, порядок которых не имеет четкого законодательного закрепления.

Поскольку такой процесс напоминает сход граждан, поэтому имеется возможность применять закон о местном самоуправлении. Данный процесс напоминает «мини-референдум».

Публичное ограниченное пользование земельным участком может быть установлено как для определенных лиц (рыболовов или охотников), так и для неограниченного количества граждан (например, для территории какого-нибудь колхоза).

Субъектный состав обязательно должен отражаться в выносимом акте государственного (или местного) органа, которые устанавливают это ограничение.

Публичный сервитут не преследует цели изъятия какого-либо земельного участка, но в случаях, когда после его установления стало невозможным дальнейшее использование земли, то ее владелец может потребовать от государства:

  • предоставление аналогичного земельного участка;
  • выкуп земельного участка, как способ изъятия;
  • возмещения убытков.

Прекращение публичного сервитута осуществляется путем вынесения органом, установившим его, специального акта, если отпадает необходимость его дальнейшего использования.

Особенности частных земельных сервитутов

Частный сервитут представляет собой договор о сервитуте земельного участка между их владельцами, оформляемый в виде регистрации сервитута на земельный участок в ЕГРП.

Регистрация сервитута на земельный участок осуществляется в специальный госорганах. Стороны, при оформлении обременения частного характера могут договориться об установлении определенной платы за пользование землей.

Прекращается обременение следующим образом:

  • в случае если цель его установления отпала;
  • при дальнейшей невозможности его использования по целевому назначению.

В случае если стороны не придут к взаимному согласию по вопросу прекращения сервитута, этой цели можно будет достигнуть только путем обращения в суд.

В завершение следует отметить, что установление сервитута является довольно-таки непростым процессом. Чаще всего лица не могут прийти к согласию, поэтому им приходится обращаться в суд.

В таких случаях помощь профессиональных юристов может пойти лишь на пользу и ускорить процесс установления выгодного обременения.

Источник: https://www.consultinga.net/dogovor_i_registravija_publichnogo_servituta_na_zemelnyj_uchastok.html

Сервитут на земельный участок – что это такое? Виды и порядок установления сервитута на земельный участок :

Земельные права собственников участка довольно часто нарушаются другими лицами в личных интересах. Следствием этого являются многочисленные разногласия, решением которых занимается в дальнейшем суд.

Чтобы снизить количество таких случаев, на государственном уровне были разработаны нормы отношений между собственниками участков и лицами, посягающими на личные владения.

Их взаимодействие регулируется законодательными актами, разъясняющими права сторон. В нормативных актах данные взаимоотношения зовутся сервитутом.

Узнаем, чем интересен сервитут на земельный участок, что это такое и каким образом его применять.

Что подразумевает сервитут?

Значение понятия «сервитут» мало кто знает, да и само слово не у всех на слуху. Связано это с довольно редким использованием такого права в жизни с соблюдением норм законов.

Сервитут представляет ограничивающее право на пользование чужой недвижимостью в собственных целях. В случае с землёй его действие распространяется на соседний участок. К примеру, владелец надела может пользоваться землёй соседа для беспрепятственного прохождения к собственному дому.

Меньшинству понятно, что данное право нужно регистрировать, а иногда – платить за него.

Чаще всего происходит устная договорённость между владельцами участков, что нарушает существующие законы.

Зная, как правильно оформить сервитут на земельный участок, что это такое, можно отстоять своё право в любых спорных вопросах.

Что характерно сервитуту?

Если на землю оформлен сервитут, это не означает, что собственник надела теряет свои права.

Он распоряжается им в собственных интересах, не нарушающих закон. Собственник может и отменить сервитут, если посчитает, что последний нарушает его права.

Это происходит в добровольном порядке или через суд.

Сервитут распространяется на:

  • частные земли;
  • государственные или муниципальные участки.

Закон не запрещает регистрировать ограничивающее право на участок в интересах сторон, которым земля предоставлена для:

  • пожизненного пользования;
  • бессрочного владения.

Как только окончилась регистрация сервитута на земельный участок, владелец, получивший на него права, может законно распоряжаться наделом в пределах пунктов договора.

Причины для сервитута

Когда собственнику нужно разместить на соседнем участке своё имущество, он оформляет сервитут в письменном виде, согласовывая его условия с владельцем используемого надела в добровольном порядке или через иск. Причины для таких действий могут быть следующие:

  • Использование земли соседа является необходимостью, независимой от его желания.
  • Сервитут не зарегистрирован должным образом. Заключение договора позволяет контролировать правовые отношения собственников.
  • Владелец надела получает неудобства или вред от бесконтрольного использования его земель.
  • Собственник вправе получать денежную компенсацию за пользование его наделом.

Таким образом, сервитут позволяет регулировать земельные отношения в интересах сторон.

Как возникает сервитут?

Мало кто знает, зачем нужен сервитут и для чего он используется. Однако, его установление оказывает неоценимую помощь при проведении важных строительных операций, использовании земель согласно сельскохозяйственному назначению.

Государственный и частный сервитут на земельный участок может возникнуть по поводу:

  • обеспечения открытого доступа к берегу, общественным местам или объектам коммуникаций;
  • выполнения ремонта;
  • осушения земель;
  • использования леса для охоты или рубки деревьев;
  • выращивания сельскохозяйственных культур;
  • разведения рыбы и её вылова;
  • проведения разных исследовательских работ.

Представленный список не считается исчерпывающим. Каждый случай индивидуален и может потребовать других поводов.

Сроки сервитутов

Существующие права на участок бывают:

  • срочные;
  • неограниченные или бессрочные.

Первый случай говорит о том, что право сервитута на земельный участок получено на период, установленный при подписании договора. Он согласуется сторонами исходя из целей создания такого права. Срочный сервитут может действовать для:

  • проводки коммуникаций (электро-, газо-, водоснабжения и других);
  • проезда с осуществлением ремонта постройки.

Бессрочное право позволяет распоряжаться участком без ограничения по времени. Это может пригодиться для:

  • постоянного проезда по проложенной дороге;
  • прохода через участок соседа при отсутствии других путей.

Последний пункт играет важную роль, если нужно добраться до другого надела при условии, что это единственно доступный способ.

Разновидности сервитута

Узнав о возможностях, которые даёт сервитут на земельный участок, что это такое,разберёмся, какими формами он представлен. Право ограничения на землю имеет два вида:

Публичный сервитут устанавливают государственные или муниципальные власти для целей населения региона или страны в целом. Такой вид может использоваться при:

  • проходе к побережью;
  • прогоне скота.

Сервитут на земельные участки муниципальной собственности— довольно распространённое явление в связи с большим количеством земель во владении местных властей.

Частный сервитут принимается по согласованию участников в личных удобствах. Целями его использования могут быть:

  • проведение коммуникаций;
  • прокладка проводов.

Оба вида права возможно установить путём подачи иска инициатором.

Оформление публичного сервитута

Чтобы зарегистрировать публичный сервитут на земельный участок, необходимо пройти этапы:

  • собрать требуемую документацию, объясняющую необходимость использования надела;
  • подать коллективное заявление от населения в орган власти, имеющий права на данный участок;
  • ожидать решения в течение месяца по назначению даты общественных собраний заинтересованных сторон;
  • результатом проведённых собраний станет отказ или одобрение необходимости оформления сервитута;
  • если властями принято положительное решение, то создаётся нормативный акт, регулирующий отношения участников подписанного соглашения.

После прохождения всех этапов ограниченный доступ к земельному наделу будет узаконенным.

Частный сервитут

Частный сервитут обычно заключается между физическими и юридическими лицами. Нередко заинтересованным участником выступают государственные и местные органы власти. Порядок установления сервитута на земельный участок включает шаги:

  • переговоры сторон;
  • подписание договора при компромиссе или решение суда при разногласиях участников соглашения;
  • оценка стоимости используемого участка (осуществляется владельцем надела или решением суда);
  • сбор всех требующихся документов, включая договор, стороной-инициатором и передача в РосРеестр для оформления прав;
  • после появления регистрационной записи сервитут начинает своё действие.

Договор на сервитут

Для регулирования земельных взаимоотношений между участниками сервитута подписывается определённый договор. Он составляется в письменном виде.

Для частного сервитута потребуется три экземпляра договора для обеих сторон и РосРеестра.

Публичный сервитут на земельный участок не требует оформления письменного соглашения, так как в подобном случае создаётся нормативный документ.

Договор обязательно содержит данные:

  • дата и местоположение составления;
  • особенности земельного участка;
  • период действия соглашения;
  • границы использования надела;
  • плата за устанавливаемое право;
  • возможности и обязанности сторон;
  • порядок решения спорных вопросов;
  • адреса и реквизиты участников с подписями.

Документы, требуемые для узаконения права

Большая часть сделок требует документального оформления. Это применяется для полноценного перехода прав. Чтобы оформить сервитут на часть земельного участка, нужно подготовить документы для подачи в Росреестр. Их список включает:

  • заявление от заинтересованной в праве пользования чужим наделом стороны;
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • документ, удостоверяющий личность инициатора;
  • подписанное соглашение;
  • технические документы на участок.

Подача бумаг производится лицом, желающим воспользоваться чужим участком. Регистрация производится в течение одного месяца.

Причины прекращения прав на участок

Сервитут перестаёт существовать в результате окончания времени его действия согласно договору либо по иным причинам. К ним могут относиться:

  • нецелевое использование предоставленных земель;
  • злоупотребление правообладателем полученными возможностями;
  • нарушение условий договора одной из сторон;
  • разрушение земельного участка и невозможность его использования по назначению;
  • выкуп надела инициатором сервитута;
  • отказ заинтересованного лица от использования участка;
  • решение обоих участников договора;
  • ограничения на сервитут со стороны властей.

Решение спорных вопросов

Если участниками переговоров не заключено добровольное соглашение об установлении сервитута на земельный участок, рассмотрением вопроса занимается суд.

В этом случае заинтересованное лицо подаёт иск в органы судебной власти по месту нахождения участка. Необходимо привести исчерпывающие доказательства необходимости использования соседнего земельного надела.

В противном случае, решение по вопросу будет отрицательным, и сервитут зарегистрирован не будет.

После оформления права на участок также можно с законными требованиями обратиться к судебной власти.

Если собственник надела несёт убытки, не покрываемые платой за пользование землёй, он может расторгнуть договор.

Нередко инициаторы сервитута проявляют сопротивление к действиям собственника, а потому решение может принять только суд.

Передача прав на земельный участок

При смене собственника надела сервитут продолжает своё действие. Участок может быть продан, передан во владение другим лицам или стать объектом других операций. Однако, ограничивающее право на распоряжение им сохраняется за инициатором сделки на всё время действия соглашения.

Не может использоваться в качестве залога или стать обособленным предметом договора купли-продажи сервитут на земельный участок.

Виды прав на него остаются исключительно за стороной сервитута, выступающей за его первоначальное оформление.

Не допускается передача права ограничения на участок этим лицом каким-либо из способов.

Все неправомерно совершённые сделки с сервитутом не имеют законных оснований, а потому не могут существовать. Факт их обнаружения карается властями и приводит к расторжению договора между сторонами.

Подводя итоги

Разобравшись в том, как зарегистрировать сервитут на земельный участок, что это такое, каждый собственник земли должен своевременно реагировать на нарушение личных прав, чтобы данное действие не привело к серьёзным последствиям. Препятствовать объективным действиям со стороны других лиц также не стоит ввиду разногласий.

Сервитут — возможность доказать свои права на землю независимо от воли собственника или по достигнутому соглашению.

Введение данного права на государственном уровне значительно сокращает количество недоразумений со стороны владельцев наделов или желающих воспользоваться чужим участком.

Следуя закону, можно пресечь попытки посягательств на собственное имущество или доказать целесообразность использования соседской земли.

Источник: https://www.syl.ru/article/307726/servitut-na-zemelnyiy-uchastok---chto-eto-takoe-vidyi-i-poryadok-ustanovleniya-servituta-na-zemelnyiy-uchastok

Статья 27. Государственная регистрация сервитутов

Комментарий к статье 27 ФЗ – О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1. В соответствии со ст.

274 ГК РФ сервитут – это ограниченное право пользования, устанавливаемое для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Статья 23 ЗК РФ регулирует особенности установления сервитутов на земельные участки.

Сервитут является одновременно правом пользования для лица, в чью пользу устанавливается сервитут, и обременением для собственника обременяемого объекта недвижимого имущества.

Сервитут, как правило, устанавливается, когда собственник или иной владелец (пользователь) объекта недвижимого имущества нуждается в дополнительной территории, принадлежащей соседу, для обеспечения своих нужд, которые невозможны по тем или иным причинам без установления сервитута.

Так, например, можно установить сервитут проезда через чужой земельный участок, если собственный лишен выхода к дороге; для прокладки линий электропередач, связи, трубопроводов, обеспечения водоснабжения, мелиорации и т.д. Применительно к зданиям, строениям сервитуты используются редко, обычно все же заключают договор аренды. Сервитуты обычно устанавливают на таких сооружениях, как частные железнодорожные пути, трубопроводы.

Различают публичные и частные сервитуты. Публичные сервитуты устанавливаются в интересах государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления и населения, то есть в отношении неопределенного круга лиц.

Основанием для установления публичных сервитутов являются федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Публичные сервитуты устанавливаются по результатам публичных слушаний.

Публичные сервитуты в основном устанавливаться для следующих целей:

– прохода или проезда через земельный участок;

– использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

– размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

– проведения дренажных работ;

– забора воды и водопоя;

– прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

– сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

– использования земельных участков в целях охоты и рыболовства;

– временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и иных работ;

– свободного доступа к прибрежной полосе.

Основанием для возникновения частного сервитута являются договор или соглашение, заключаемые между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, либо решение суда.

Сервитут может быть срочным или бессрочным (постоянным). В договоре или соглашении сервитуте должны быть указаны следующие условия:

– за какую цену устанавливается сервитут; конкретный вид сервитута (для каких целей, срочный или постоянный);

– срок, на который устанавливается сервитут, в случае если сервитут срочный; конкретная часть земельного участка, обременяемая сервитутом.

Как частный, так и публичный сервитут может быть установлен в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для регистрации публичного сервитута необходимы следующие документы:

– заявление на государственную регистрацию от лица, уполномоченного органом государственной власти или местного самоуправления, на основании нормативного правового акта которых устанавливается публичный сервитут;

– документ, удостоверяющий личность заявителя;

– документ, подтверждающий полномочия лица действовать от имени соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления;

– документы, определяющие статус органа государственной власти или местного самоуправления юридического лица как юридического лица с полномочиями действовать от имени публичного образования;

– закон или иной нормативный правовой акт, устанавливающий публичный сервитут;

– документ проведения общественных слушаний;

– если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.

Для государственной регистрации частного сервитута необходимы следующие документы:

– заявление;

– документ, подтверждающий оплату государственной пошлины (данный документ можно представить после подачи заявления на государственную регистрацию);

– документ, удостоверяющий право собственности на объект недвижимого имущества, на который устанавливается сервитут;

– договор или соглашение об установлении сервитута;

– если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута;

– нотариально заверенное согласие всех сособственников земельного участка, находящегося в общей собственности.

Договор или соглашение об установлении сервитута составляется не менее чем в трех экземплярах. Все экземпляры представляются на государственную регистрацию.

Если сервитут устанавливается на основании судебного решения, то необходимо представить две копии судебного акта, заверенные подписью судьи и скрепленные гербовой печатью суда, а также с отметкой о вступлении судебного акта в законную силу.

Для государственной регистрации сервитута достаточно подачи заявления от одного субъекта (собственника или лица, в чью пользу регистрируется обременение). В последнем случае, как предписывает Закон, необходимо наличие соглашения о сервитуте.

В зависимости от того, кто обращается с заявлением, в ЕГРП, соответственно, вносится запись об обременении права или о сервитуте как вещном праве.

Согласно п. 15 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки, утвержденных Приказом Минюста России от 26 июля 2004 г.

N 132, в случае установления публичного сервитута на земельный участок записи о сервитуте рекомендуется вносить в подраздел III-3 ЕГРП как об ограничении (обременении) права.

Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП, даже если он установлен решением суда.

Пример из судебной практики.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в отсутствие зарегистрированного в интересах истца сервитута требования обеспечить беспрепятственный доступ истца в переданный ему объект недвижимого имущества незаконны (см. подробнее: Постановление ФАС Центрального округа от 11 мая 2010 г. по делу N А62-818/2009).

Для прекращения бессрочного сервитута необходимо подать совместное заявление обеих сторон (лица, чьи права обременяются, и лица, в пользу которого устанавливалось обременение) о прекращении права ограниченного пользования земельным участком и о снятии обременения.

Если сервитут был срочным и стороны решили отказаться от сервитута досрочно, то кроме совместного заявления необходимо представить дополнительное соглашение о прекращении сервитута.

2. В случае если сервитут распространяется на часть земельного участка, то необходимо представить на государственную регистрацию кадастровый паспорт уже с выделенной частью сервитута.

Таким образом, заинтересованное лицо сначала обращается в ФГБУ “Кадастровая палата” за кадастровым паспортом и представляет соответствующее основание для установления сервитута.

В данном случае орган, осуществляющий государственную регистрацию, не запрашивает кадастровый паспорт.

В случае если сервитут устанавливается на весь участок, в кадастровый паспорт никакие изменения не вносятся, его представление на государственную регистрацию не требуется.

Источник: http://narodirossii.ru/?p=5052

Государственная регистрация земельного сервитута: необходимые документы и нюансы процедуры

Установленный земельный сервитут должен быть зарегистрирован, так как является одним из вариантов вещных прав, означающих использование участка, находящегося в привилегированном положении, для улучшения положения других участков, находящихся по соседству.

Правила регистрации такого обременения рассматриваются в Гражданском и Земельном Кодексе Российской Федерации.

Законодательное регулирование

Вопрос установления и регулирования сервитута на законодательном уровне освещается двумя крупнейшими в этой сфере нормативными актами — Гражданским и Земельным Кодексами.

Земельный Кодекс допускает возможность установления обременения на земельный участок, если целью такого обременения становится обеспечение нормальных условий существования, а также полноценного функционирования других участков, чье положение хуже, но может улучшиться за счет установления режима использования в определённых целях соседнего участка.

Что же касается Гражданского Кодекса, то он в положениях, закрепленных в статьях 274-277, формулирует основные принципы действия сервитута как особого вещного права, формирующего обременение и режим особого использования для подчиненного надела.

Однако вопросов, касающихся правил регистрации сервитута как вида права, эти статьи не касаются.

Подробно этот процесс рассматривается в статье 27 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Когда необходимо регистрировать сервитут, а когда — нет?

По общему правилу, распространяющемуся на все действующие в современном государстве права, сервитут как вещное право должен проходить обязательную регистрацию.

Исключение может быть только в том случае, если действие сервитута в отношении обремененного имущества было прекращено еще до момента подписания соответствующего соглашения (например, прокладка инженерных коммуникаций к участку через соседний, на который должно было быть наложено обременение, произошла быстрее, чем стороны подготовили и подписали соглашение).

Еще один случай, когда установленный сервитут не надо регистрировать, связан с переходом обремененного земельного участка по наследству.

В этом случае для имущества действует принцип следования, когда вместе с недвижимостью к наследнику переходят права на нее, а также все наложенные обременения.

Во всех остальных случаях регистрация такого права пользования землей должна происходить.

Процедура регистрации сервитута

Как уже говорилось выше, процедура регистрации сервитута носит обязательный характер и должна осуществляться также, как и регистрация других прав владения и использования недвижимости.

Именно по этой причине, а также из-за особенностей сервитута как вещного права, необходимо уделить особое внимание всей процедура регистрации, а также необходимым для получения соответствующего свидетельства, документам.

Вся процедура состоит из четырех частей, каждая из которых оказывает существенное влияние на последующий этап:

  1. Приём документов. На этом этапе происходит не только приём документов под подпись, но и первичная проверка правильности их заполнения.
  2. Правовая экспертиза. Этот этап посвящён более детальному изучению всех представленных документов с целью установления законности совершенной сделки, а также исключения возможности оспаривания подписанного соглашения.
  3. Внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость. На этом этапе происходит внесение соответствующих изменений в данные, хранящиеся в Едином государственном реестре прав, а на правоустанавливающих документах по результатам таких изменений ставится соответствующая отметка.
  4. Выдача свидетельства о регистрации сервитута. Это финальный этап, который завершает весь процесс регистрации сервитута как права обременения на недвижимость. В случае возникновения спорных ситуаций полученное на этом этапе свидетельство можно рассматривать как одно из доказательств законности подписанного соглашения.

Необходимые документы

Для того чтобы сервитут прошел государственную регистрацию в полном объёме, весь необходимый пакет документов должен быть подготовлен в полном соответствии с установленными законом требованиями. К перечню необходимых документов будут относиться:

  • Сам договор об установлении сервитута (в трёх экземплярах, так как один из них остаётся в Росреестре);
  • Заявления сторон о регистрации возникшего права пользования;
  • Кадастровый паспорт земельного участка, на который наложено обременение;
  • Квитанция об оплате госпошлины за регистрацию права.
  • В том случае, если одной из сторон соглашения выступает юридическое лицо, такому участнику соглашения надо будет предоставить действительную выписку из ЕГРЮЛ, а также заверенные копии уставных документов, где будут зафиксированы полномочия представителя организации.

Если регистрация осуществляется по доверенности

В том случае, если один или оба участника соглашения не могут лично подать документы о регистрации сервитута, это могут сделать их представители по доверенности.

Для этого в пакет документов, подаваемых в Росреестр, должна быть включена нотариально заверенная доверенность, срок действия которой не истечет до момента завершения процедуры регистрации, а в тексте этого документа должны быть зафиксированы все те полномочия, которыми доверенное лицо наделено волей доверителя.

Никаких ограничений, если доверительный документ правильно оформлен, на осуществление своих действий доверенное лицо не имеет, а отказ в регистрации права таким путём можно будет обжаловать ввиду его недействительности.

Каких проблем опасаться?

Государственная регистрация сервитута на земельный участок осуществляется в обычном порядке регистрации прав на недвижимость, если речь идёт об установлении какого-либо обременения или возникновения права пользования. Именно поэтому проблемы, возникающие при регистрации сервитута и вызывающие отказ во внесении соответствующих сведений, носят классический характер:

  • Неправильно или не полностью оформленные документы. В этом случае весь пакет направляется на повторное оформление;
  • Невозможность осуществления регистрации по причине того, что наложенное обременение может серьезно ухудшить имущественное или материальное положение владельца обремененного имущества. В этом случае происходит пересмотр условий договора;
  • Отказ в регистрации такого права из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, которые не позволят полноценно использовать полученное право.

Сервитут представляет собой обременение недвижимого имущества, из которого появляется право пользования этим имуществом. И это право должно быть официально зарегистрировано.

Чтобы такая процедура прошла, сторонам, чьи интересы затрагиваются установлением сервитута, необходимо подготовить весь пакет документов, который потребуется для доказательства законности подписанного соглашения.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/registraciya.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть