8(800)350-83-64

Когда допускается использование земель запаса?

Содержание

Использование земель запаса: основные правила

Когда допускается использование земель запаса?

Далеко не все земли, которые есть у государства, могут использоваться юридическими или физическими лицами в своих интересах.

Большинство тех земель, которые можно увидеть вокруг населенных пунктов, относится к особой категории ресурса, именуемой землями запаса.

Однако эти земли также могут быть использованы, если в этом возникла необходимость. Как именно это можно осуществить?

Законодательное регулирование

Так как земли запаса представляют собой особую категорию земельных участков, регулирование их режима использования осуществляется на законодательном уровне тоже по-особому.

Вопрос регулирования правоотношений, связанных с использованием земли, в том числе земель, относящихся к категории земель запаса, осуществляется с помощью Земельного Кодекса Российской Федерации.

Говоря более подробно о том, как именно происходит регулирование этой сферы правоотношения, следует отметить, что подробная регламентация осуществляется с помощью статьи 103 указанного нормативного акта.

Еще одной нормой, которая должна использоваться при регулировании вопроса использования земель запаса, будет являться статья 80 Земельного кодекса Российской Федерации. Эта статья формулирует основные правила формирования фонда перераспределения земель, составленных из земель запаса.

Если говорить о том, как должен производиться перевод земель запаса в любую другую категорию, здесь распространяют свое действие федеральный закон “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”.

Кроме того, использование земель запаса может регулироваться также и региональным законодательством, если такая возможность предусмотрена на федеральном уровне.

В этом случае будет действовать основное правило, согласно которому, в том случае, если использование регионального законодательства будет происходить, такие нормы права не должны противоречить федеральным нормативно-правовым актам.

Что такое земли запаса и какие виды существуют

Статья 103 Земельного Кодекса Российской Федерации дает конкретное определение, что можно считать землями запаса.

Формирование земель запаса происходит из участков, которые были специально выведены из оборота. К этой категории земель будут относиться:

  • Сельскохозяйственные земли, использование которых временно не может осуществляться из-за снижения их плодородия.
  • Кроме того, сюда будут относиться и такие сельскохозяйственные угодья, эксплуатация которых не планируется ввиду отсутствия необходимости в этом (например, в конкретном регионе нет необходимости использовать резервные площади для возделывания сельскохозяйственных культур, так как получаемого урожая вполне хватает и для обеспечения внутренних нужд, и для поставки в другие регионы России).
  • Земли лесного фонда, а также участки, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, использование которых либо на данный момент не представляется возможным, либо они находятся в резерве для последующего строительства необходимых для региона крупных объектов промышленности или инженерных сооружений.
  • Земли, на которых находятся естественные водоемы, в использовании которых нет необходимости ввиду их непригодности для иных вариантов эксплуатации, кроме рекреационных.

В целом же, земли запаса могут подразделяться на три основных вида по степени подчиненности ресурса одному из уровней собственности:

  • Федеральные земли (если на них расположены объекты недвижимости федерального значения, а также такие участки, на которых расположены приватизированные объекты недвижимости, которые до прохождения процедуры приватизации находились в федеральной собственности);
  • Земли субъектов Российской Федерации (к ним относятся такие участки, которые были включены в территориальные границы муниципальных образований, находящихся на территории этого субъекта, или включенные в границы непосредственно субъекта, а также те земли, на которых находится недвижимость, принадлежавшая до приватизации субъекту Российской Федерации);
  • Земли муниципальных образований (в эту категорию включаются все остальные территории, не имеющие разделения на федеральный и региональный уровни).

Использование этих земель может производиться только в том случае, если в этом возникла крайняя необходимость, а участки были переведены в другую категорию земель в соответствии с положениями действующего законодательства с учетом возможных целей его использования.

Правила использования земель запаса

Так как земли запаса относятся к особой категории земель, существующих на территории государства, для осуществления их эксплуатации необходимо соблюдать определенные правила, которые могут запрещать или разрешать использования этой категории ресурса.

Так, разрешается использование земель запаса без перевода их в другую категорию в том случае, если:

  • Участок не относится к территории закрытых образований, а имеющиеся на нем природные объекты могут свободно эксплуатироваться людьми в своих интересах (Например, через земли, относящиеся к категории земель запаса, протекает река, в которой ловится щука. Рыбалка в этом случае будет разрешена, так как этот вид рыб не относится к запрещенным для ловли).
  • Еще одним случаем, когда участок может эксплуатироваться даже без перевода его в другую категорию, это использование участка для охоты, а также для прогона скота к месту выпаса без остановки на этом участке.
  • Третьим случаем возможности использования участка, относящегося к землям запаса, без перевода его в иную категорию, будет относиться сбор сухостоя на нем без организации вырубки насаждений, если такой сухостой используется для отопления своего собственного жилья и не направлен на извлечение прибыли.

Порядок использования земель запаса

Как уже говорилось выше, использование земель запаса может осуществляться как с переводом в другую категорию, так и без такового.

Если речь идет об использовании без перевода, то в этом случае осуществление эксплуатации этого ресурса возможно только в трех перечисленных случаях. В остальных придётся переводить земли в другие категории в соответствии с целями их возможного использования.

Перевод земель запаса в другие целевые категории возможен только в исключительных случаях, установленных на уровне федерального законодательства. К таким исключительным случаям будут относиться:

  • Необходимость создания территорий с особым режимом эксплуатации и охраны (например, природные парки или заповедники);
  • Необходимость изменения существующих территориальных границ субъектов Федерации или муниципальных образований, а также выделения новых административных образований;
  • Потребность в осуществлении консервации имеющихся земель ввиду их износа (например, снижения плодородия существующих сельскохозяйственных площадей);
  • Необходимость возведения объектов инженерной инфраструктуры, социально-культурного и бытового назначения (строительство дорог, ресурсоснабжающих предприятий, например, водозаборов, школ или больниц и т.д.);
  • Обеспечение безопасности государства и его границ (строительство новой военной части или комплекса оборонительных сооружений вблизи границ государства);
  • Разработка новых месторождений полезных ископаемых с последующей организацией их добычи.

Порядок перевода земель из категории земель запаса в любую другую определяется Федеральным законом “О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую”. В рамках этого закона подробно регламентирован алгоритм осуществления такой процедуры:

  • Первым этапом будет подача соответствующего прошения, именуемого в законе ходатайством, об изменении категории земель. Уровень подачи такого ходатайства определяется уровнем принадлежности земельного участка государству, субъекту или муниципальному образованию (если участок принадлежит государству — прошение подается в Правительство РФ, если субъекту — в исполнительный орган на региональном уровне, муниципальному образованию — в ответственный орган на муниципальном уровне);
  • На втором этапе необходимо подготовить все требуемые документы для подтверждения правомерности просьбы о переводе участка из одной категории в другую (кадастровые документы, а также документы, подтверждающие возможность использования участка в конкретных целях);
  • На третьем этапе, после проведённой проверки, осуществляется вынесение соответствующего постановления о разрешении перевода земли из категории запаса в заявленную или о невозможности такого действия.

В том случае, если перевод был разрешён, решение оформляется соответствующим Постановлением уполномоченного органа с обязательным закреплением новой категории во всех правоустанавливающих документах на участок.

Земли, принадлежащие к категории земель запаса, являются особым объектом в сфере земельных правоотношений, так как до своего перевода в другую категорию не могут эксплуатироваться, а также не могут быть переданы в собственность физическим или юридическим лицам. Однако, если процедура перевода в другую категорию осуществлена, участок может использоваться в зависимости от его нового целевого назначения.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/ispolzovania-zemel-zapasa.html

В каких случаях допускается использование земель запаса?

Использование земель запаса допускается при соблюдении требований, предусмотренных законодательством. Они относятся к особой категории угодий, назначение которых изначально не установлено.

Что относится к такой площади и её виды

Земля запаса – это территории, право распоряжения, которыми принадлежит государству или муниципальным властным органам, за исключением площадей, входящих в фонд перераспределения для с/х целей.

Статьей 96 ЗК РФ устанавливается запрет на передачу такого вида земли нанимателям или собственникам из-за отсутствия её предназначения до того времени, когда будет произведена их передача в другую земельную группу.

В соответствии со ст.45 ЗК РФ существует возможность осуществлять на такой площади землеустроительные и кадастровые работы, геодезические изыскания и иные мероприятия по исследованию такой местности.

Образование земель запаса производится из площадей, которые в установленном режиме выводились из оборота. К ним относятся:

  • Угодья с/х назначения, пользование которых приостановлено в виду утраты их плодородия, а также из-за отсутствия необходимости в использовании;
  • Земли лесного фонда, пользование которых невозможно либо они зарезервированы для строительства крупных промышленных объектов;
  • Площади, на которых располагаются естественные водоемы, неиспользуемые из-за их непригодности.

Территории земель запаса делятся на три основных вида:

  • Федеральные, если на них находятся объекты государственного значения;
  • Субъектов РФ, входят участки расположенные в границах муниципальных образований;
  • Муниципалитетов, в них входят оставшиеся территории.

Использование этих участков может осуществляться, когда возникает особая необходимость, а сами площади переданы в другую категорию на основании действующих норм права.

Правовой режим

Площади из земель запаса не предоставляются компаниям и физическим лицам, так как запрещается их фактическая эксплуатация до смены их категории и предоставления заинтересованным лицам для осуществления хозяйствования.

При этом они не являются бесхозными наделами, так как они прошли государственный учет и на них существует кадастровая документация, содержащая все необходимые экономические, правовые и хозяйственные характеристики.

Кроме того, они защищены законом от присвоения и иных посягательств, несогласованных с уполномоченными органами власти.

Такие земли имеют резервное значение, но могут включаться в структуры различных фондов.

Положениями статьи 60 ЗК РФ местные администрации наделяются полномочиями для предоставления гражданам, не являющимся членами колхозных образований и не работающими на сельхозпредприятиях, участками из земель запаса с целью организации фермерских хозяйств.

При перераспределении территории они могут передаваться на основании итогов конкурса или нанимателю с правом дальнейшего выкупа. Те объекты, которые не были распределены по различным обстоятельствам, могут передаваться в бесплатное пользование или продаваться по кадастровой цене.

Вся деятельность фондов, которым поступает такая земля, контролируется местными муниципалитетами, которые не теряют своих правомочий, пока угодья не будут переведены в другую группу и представлены заинтересованным субъектам для их дальнейшей реализации.

Правила использования

Учитывая, что земли запаса входят в особую группу территорий, для их эксплуатации потребуется придерживаться определенных принципов, запрещающих или разрешающих пользование такого вида ресурсов.

Например, разрешается использовать такие участки без перевода их в другой тип в ситуации, если:

  1. Площадь не входит в территорию закрытого образования, а располагающиеся на нем природные ресурсы могут свободно использоваться людьми в личных интересах. Это может быть рыбалка или сбор ягод и грибов;
  2. Использование территории в целях охоты или прогона домашнего скота к месту еговыпаса без осуществления остановки на нем;
  3. Заготовка сухостоя на территории без проведения вырубки лесных насаждений, если он будет использован для отопления индивидуального жилища и не связан с получением дохода.

В других случаях, эксплуатация земель запаса требует их перевода в другую группу, а их незаконное использование преследуется по закону.

Перевод в другую категорию

Процедура занимает большой промежуток времени и достаточно трудоемка, по его результатам выдается разрешение федерального или муниципального властного органа. После того, как он сменит свое предназначение, он может быть использован только в соответствии с ним.

Перевод земель возможен в случаях, прямо устанавливаемых законодательством. К ним относятся

  • Необходимость создания объектов с особым режимом использования и охраны. Это могут быть заповедные зоны, природные парки;
  • Потребность изменения границ регионов или муниципальных образований;
  • Нуждаемость земель в консервации в виду их износа. Это касается снижения плодородия с/х площадей:
  • Важность строительства объектов инфраструктуры, культурного и бытового назначения. К ним относятся: сооружение ресурсоснабжающих предприятий, образовательных и медицинских учреждений, дорог и мостов и другое;
  • Реализация мер по безопасности государственных границ (возведение сооружений оборонительного назначения или военных объединений);
  • Разработка залежей природных ресурсов с дальнейшим развертыванием их добычи.

Это полный список оснований для смены категорий, внесение изменений в него возможно только в законодательном порядке.

Порядок перемещения земель в иную целевую группу регламентируется ФЗ «О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую».

Последовательность совершаемых операций будет следующая:

  1. Подготовить прошение. В нем необходимо изложить необходимые сведения:
  • Номер участка в кадастре;
  • Текущая и желаемая категорийность площади;
  • Цели и аргументы, подтверждающие возможность изменения назначения.
  1. Собрать необходимую документацию:
  • Гражданский паспорт заявителя;
  • Выписку из ЕГРП и государственного кадастра;
  • Экспертное заключение экологической инспекции России.
  1. Подать пакет документов в соответствующую инстанцию в зависимости от принадлежности собственнику. Если это государство – прошение представляется в Правительство РФ, у субъекта – региональный исполнительный орган, у муниципалитета – местная соответствующая служба.
  2. По результатам проведенной проверки принимается решение о присвоении заявляемой категории либо об отказе в переводе. При положительном решении оформляется Постановление соответствующей организации с обязательным установлением новшества в правоустанавливающей документации. Отказ оформляется актом.

ВНИМАНИЕ! Отказ в изменении категории может быть обжалован заявителем в судебном порядке!

Основания для отказа

Отрицательный ответ может быть получен в следующих ситуациях:

  1. Когда заявитель является ненадлежащим лицом, которое может обращаться с такой просьбой.
  2. Если представленный пакет документов не соответствует требованиям, установленных законодательством.

Земли запаса представляют особый объект в сфере земельных правоотношений, так как до изменения своего назначения не могут использоваться, а также передаваться в личное владение заинтересованным лицам. Но, в ситуациях когда перевод совершен, территория может эксплуатироваться в соответствии со своим предназначением.

Источник: http://law03.ru/land/article/ispolzovanie-zemel-zapasa

Земли запаса

Земли запасаЭнциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли запаса

К землям запаса относятся земли, которые находятся в собственности государства или муниципалитета и не предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель.

Понятие земель запаса четко определено в действующем Земельном кодексе РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту к подобной категории относятся земли, которые находятся в собственности государства или отдельных муниципальных органов.

Земли запаса ни в коем случае не должны быть предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель.

Подобный фонд, в который входят земли запаса, формируется в соответствии с нормами земельного законодательства.

Фонд формируется из участков, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения.

Соответственно, состав земель запаса представлен следующими участками:

  • земли, не находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;
  • земли, состоящие в специальном фонде.

В свою очередь, в земли запаса, которые составляют фонд, входят земельные участки, приобретенные государством, отдельными субъектами государства и муниципальными органами на основаниях, установленных законодательством.

https://www.youtube.com/watch?v=zM297O4V6Sg

Земли запаса могут быть использованы для удовлетворения следующих целей государства:

  • чтобы обеспечить сельскохозяйственное производство;
  • чтобы создавать и впоследствии расширять фермерские и крестьянские хозяйства;
  • чтобы вести на участках подсобное хозяйство;
  • чтобы вести садоводство;
  • чтобы вести животноводство;
  • для сенокоса;
  • чтобы выпасти скот.

Правовой режим запаса. Правила осуществления перевода земель запаса в иную категорию земель, а также последующее использование таких земель

Использование, выделение и оценка земель запаса осуществляется на основании нормативно-правовых актов федерального уровня, в частности, соответствующего закона и Земельного кодекса России.

Перевод земельный участков в другую категорию допускается только в отдельных исключительных случаях, которые устанавливаются на уровне федерального или регионального законодательства. В соответствии с федеральным законодательством к данным исключительным случаям относятся следующие:

  • необходимость проведения консервации земель;
  • необходимость в создании особых охраняемых территорий. В соответствии с данным отнесением требуется перевод земель в природоохранное, историко-культурное или рекреационное назначение;
  • необходимость установления или изменения установленных границ существующих населенных пунктов;
  • при необходимости разместить на данных землях объекты промышленности, если их кадастровая стоимость не превышает установленный средний уровень;
  • при необходимости перевести земли сельскохозяйственного назначения с непригодной почвой в земли иной категории, к примеру, в земли лесного фонда;
  • при необходимости осуществить строительство дорог, линий коммуникаций, которые требуются для нормальной жизнедеятельности проживающих в данном районе граждан и землепользователей.
  • чтобы обеспечить государственные нужды, направленные на установление и поддержание обороны государства;
  • при необходимости разместить на участке объекты социально-культурного и бытового значения;
  • для добычи полезных ископаемых;

Отдельно стоит отметить, что перевод земель из одной категории в другую допускается, при этом кадастровая стоимость данного объекта недвижимости повышается на один уровень.

Незаконное использование земель запаса

В Земельном кодексе России незаконное использование земель запаса урегулировано общими положениями о нарушениях прав на пользование участками. В частности, к незаконному использованию земель, могут относиться следующие виды нарушений:

  • самовольное занятие участков;
  • уничтожение расположенных на участках знаков;
  • пользование недрами, расположенными под землей, без получения на это специальной лицензии;
  • самовольная застройка участка;
  • повреждение объектов водоснабжения;
  • повреждение прудов, озер и рек, располагающихся на участке;
  • незаконная добыча янтаря на участке;

Правила охраны земель запаса

Участок земли, вне зависимости от того, в какую целевую категорию он входит, всегда охраняется государством. Все нормативно-правовые акты рассматривают землю в качестве основы для нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих на определенной территории.

При использовании земель в обязательном порядке должны соблюдаться следующие условия:

  • требуется обеспечивать сохранение экологического состояния участка;
  • требуется обеспечивать и следить за способностью земли быть средством производства;
  • требуется использовать участка в производственной и любой другой хозяйственной деятельности.

На законодательном уровне выделяется определенные цели, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации осуществляется охрана земель запаса:

  • предотвращение деградации и загрязнения земель;
  • предотвращение любого другого негативного воздействия на участок;
  • улучшение состояния участка;
  • восстановление участка.

Чтобы обеспечить охрану земель, каждый собственник участка должен выполнять следующие виды работ:

  • обеспечивать охрану почвы;
  • обеспечивать защиту почвы от водной или ветровой эрозии;
  • обеспечить защиту участка от зарастания деревьями и сорными травами;
  • при необходимости ликвидировать все загрязнения;
  • сохранять мелиорацию земель;
  • проводить рекультивацию земель;
  • обеспечивать сохранение уровня плодородия почв.

Чтобы оценить состояние земель, на законодательном уровне устанавливаются определенные нормативы.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/kategorii-zemel/zemli-zapasa.html

Земли запаса

Земли запаса

:

Под фондом этого типа участков понимаются земли, которые не предоставляются юридическим или физическим лицам для осуществления разрешенных видов деятельности.

Статус таких территорий считается резервным, земли запаса не могут подпадать под регламент градостроительства или входить в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Понятие и состав земель запаса

Правовой режим земель запаса распространяется на неосвоенные территории, которые чаще располагаются на Дальнем Востоке и в районе Крайнего Севера.

При необходимости такие участки могут переведены в другую категорию и, соответственно, изменить свое назначение.

Процедура перевода территорий заключается в продаже или заключения договора аренды.

Законом предусматривается поиск направлений по пополнению фонда земель запаса.

Статьей 14 Земельного кодекса предусмотрены случаи, по которым может быть изменен состав земель запаса за счет территорий, которые подверглись химическому загрязнению или радиоактивному заражению.

После признания участков непригодными к дальнейшему использованию по прямому назначению, они считаются как земли запаса и консервируются.

В состав запасных территорий включаются:

  • Земли, которые были переведены в другую категорию в установленном порядке после прекращения права собственности на них со стороны гражданского населения или организаций;
  • Земли под водными объектами или болотистой местностью;
  • Участки под автомобильными дорогами, застройками;
  • Нарушенные земли.

Правовой режим земель запаса. Незаконное использование земель запаса

Действие закона в отношении временно не используемых участков подразумевает отсутствие свободного права занятия таких земель. Правомочным собственником пока не востребованных земель является государство.

Вместе с тем, на практике часто бывает так, что территории могут самовольно заниматься жителями соответствующих районов, где такие земли расположены.

Застройка или занятие сельскохозяйственными культурами конкретной территории без согласования (оформления права собственности) с муниципальными органами не означает перевод участков в другую категорию.

https://www.youtube.com/watch?v=QfiHt5GbCuc

На практике органы государственной власти редко принимают меры к таким фактам нарушений до того момента, как земли будут спланированы под капительное строительство.

В том случае, когда обнаруживается самовольное использование земель не по целевому назначению, нарушители привлекаются к установленной законом ответственности, нанесенный им ущерб не подлежит возмещению.

Понятие земель запаса подразумевает правовой режим, который охраняет права собственников, имеющих статус физических или юридических лиц.

Если законные владельцы прекратили использование своих наделов, оставили их без надзора или охраны, это не значит, что такие участки подлежат немедленному переводу в состав земель запаса.

Муниципалитет сможет получить право оперативного ведения таких территорий только после внесения соответствующих изменений в кадастровый учет по представлению законных владельцев. Окончание процедуры перерегистрации будет означать, что это снова земли запаса.

Перевод земель запаса в другую категорию земель и последующее их использование

Для того, чтобы сменить категорию, земельных участков, относящихся к резервному фонду, и наладить законное использование земель запаса, потребуется составить ходатайство, в котором инициатор процесса должен будет указать следующие данные:

  • Номер участка в кадастровом реестре;
  • Причины, по которым заявитель хочет осуществить смену категории земельного надела;
  • Актуальная категория участка и желаемая.

Документация:

  • Заявление о смене назначения территории;
  • Документы, по которым можно удостоверить личность соискателя;
  • Выписка из единого государственного реестра о нахождении участка, планируемого к переводу в другую категорию, на учете;
  • Выписка из кадастра об отсутствии права собственности на территорию;
  • Заключение экологической экспертизы.

Земли запаса на практике довольно часто меняются свое целевое назначение. Это вызвано нехваткой территориальных ресурсов для строительство новых объектов инфраструктуры уже имеющихся жилых комплексов и освоения новых.

Земли запаса особенно привлекательны для инвесторов, которым такие участки обходятся много дешевле, в отличие от оформления сделок по участкам под жилищное строительство. Выделение участков под застройку осуществляется муниципальными органами. Смена категории подразумевает изменение целевого назначения.

Земли запаса – виды участков

Согласно действующему законодательству, после перевода участков в другую категорию, целевое назначение территорий может стать следующим:

  • Территории, на которых разрешается ведение сельского хозяйства, в том числе строительство объектов инфраструктуры;
  • Участки, на которых проводится строительство населенных пунктов или жилых комплексов;
  • Одним способов смены целевого назначения земель, является их выделение под нужды промышленности. Эта территория должна находиться за пределами жилых зон;
  • Территории, имеющие статус охраняемых, например, территории заповедников;
  • Земли, входящие в фонд водный и лесной.

Охрана земель запаса

Ставит своей целью создание системы правовых, экономических и технологических мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование земель запаса. За собственником территории закрепляется обязанность по сохранению земель от разрушения и других видов негативного воздействия.

https://www.youtube.com/watch?v=NvMgBUSVowA

Административным методам, применяемым в отношении незаконного использования земель в РФ, характерна императивность. Государством осуществляется вмешательство в вопросы, связанные с землей, только в случаях, подпадающих под уголовную юрисдикцию.

Источник: http://zemadvo-femida.ru/kategorii-zemel/zemli-zapasa.html

Мнение адвоката о правовом режиме земель запаса |

Мнение адвоката о правовом режиме земель запаса |

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли в Российской Федерации разделяются на семь категорий. Правовой режим первых шести категорий земель установлен достаточно определенно. Под номером семь в ст.

7 Земельного кодекса указана категория земель запаса — категория с самым неопределенным правовым статусом и скудными правовыми характеристиками. В юридической науке проблематике земель запаса также не уделяется большого внимания.

Научные работы, посвященные исследованию правового режима земель этой категории, практически отсутствуют.

Что же такое земли запаса?

В Земельном кодексе лишь одна статья — ст. 103 — раскрывает сущность и назначение земель этой категории.

Итак, земли запаса определяются как земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель.

Для анализа данного определения земель запаса необходимо в первую очередь обратиться к принципу отнесения земель к определенным категориям.

В соответствии с п. 8 ст. 1 Земельного кодекса основой деления земель на категории является их целевое назначение и разрешенное использование. В соответствии с данным принципом формируются шесть из семи категорий земель.

Например, земли сельскохозяйственного назначения — это земли для ведения сельского хозяйства (ст. 77 Земельного кодекса), земли населенных пунктов предназначены для застройки и развития населенных пунктов (ст.

83 Земельного кодекса) и т.д.

Из анализа определения земель запаса можно сделать вывод, что отнесение их к данной категории обусловлено не их специальным целевым назначением, как в случае с первыми шестью категориями, а субъектным составом их собственников — государства и муниципальных образований.

Интересен сравнительный анализ положений ст. 103 и ч. 1 ст.

16 Земельного кодекса в практике адвоката по земельным вопросам, где определяется понятие государственной собственности на землю: «…в государственной собственности находятся земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований».

В государственной или муниципальной собственности могут находиться земли всех семи категорий.

Критерием же отнесения их в состав земель запаса будет то формальное основание, что такие земельные участки не предоставлены на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения гражданам или юридическим лицам.

Большинство ученых склоняются к выводу, что целевое назначение земель запаса не определено или что в законе не сформулированы требования к целевому назначению земель запаса. И действительно, если подходить к данному вопросу с формально-юридической точки зрения, данный вывод авторов является оправданным.

Однако зачастую категория земель определятся, исходя не только из их целевого назначения, но и в зависимости от местонахождения земельного участка. Так, земли сельскохозяйственного назначения находятся только за чертой населенного пункта (ст.

77 Земельного кодекса), земли же населенных пунктов, наоборот, четко совпадают с границами определенного населенного пункта.

Таким образом, даже исходя из территориального расположения земельного участка, включенного в состав земель запаса, уже можно определить его целевое назначение.

То есть если земельный участок находится в черте населенного пункта, то у него не может не быть целевого назначения, так как категория земель определяется автоматически.

Если земельный участок находится за пределами населенного пункта и на нем не располагаются промышленные и иные объекты (объекты транспортной, инженерной, космической и иной инфраструктуры), позволяющие его отнести к третьей категории земель — земель промышленности или иного специального назначения, если он не занят особо охраняемыми объектами (природного, исторического, рекреационного назначения), лесами и водными объектами, то вывод один — этот земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, по данному признаку можно определить, что земли запаса — это все же не востребованные земли именно сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые в будущем можно будет использовать не только для сельскохозяйственного производства, но и для строительства промышленных объектов, что сейчас особо модно, — логистических центров, коттеджных поселков и других подобных успешных коммерческих проектов, осуществив их перевод из состава земель запаса в земли соответствующей категории, как это предписывает ч. 2 ст. 103 Земельного кодекса.

Вместе с тем земли сельскохозяйственного назначения — это особая категория земель, п. 6 ст. 1 Земельного кодекса определяет ее как приоритетную категорию.

В связи с этим в законодательстве предусматривается ряд мер, направленных на наиболее эффективное и рациональное использование этих земель.

Одной из таких мер является создание в каждом субъекте Российской Федерации фонда перераспределения земель (ст. 80 Земельного кодекса).

В состав данного фонда поступают земельные участки сельскохозяйственного назначения из земель, ранее находившихся в частной собственности или в пользовании частных лиц.

Перечень оснований для поступления земель в данный фонд крайне ограничен. Ситуации, когда нет наследников, желающих унаследовать земельный участок, а также когда земельный участок изымается за нарушение требований земельного законодательства, в нашей стране большая редкость. Поэтому представляется, что создание такого фонда носит формальный характер.

Вместе с тем в ч. 1 ст. 103 Земельного кодекса определено, что земельные участки, входящие в фонд перераспределения земель, не являются землями запаса.

Эта норма является, безусловно, положительной, так как данный факт освобождает лицо, желающее использовать по назначению земельный участок из фонда перераспределения земель, от процедуры перевода земель из состава земель запаса в состав земель сельскохозяйственного назначения.

Специалисты бьют тревогу о том, что количество сельскохозяйственных угодий резко сокращается, основной причиной тому является их активная застройка. Несмотря на то что Федеральный закон от 21 декабря 2004 г.

«О переводе земель из одной категории в другую» содержит ряд ограничений по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, сегодня любое поле можно перевести в земли населенных пунктов, не учитывая его уникальную почвенную ценность.

Перевести же земельный участок, формально входящий в состав земель запаса, даже если он реально предназначен для сельскохозяйственного производства, намного легче.

В указанном Федеральном законе никаких ограничений этого процесса нет. Содержится лишь требование о том, что переводимый земельный участок должен быть сформирован, т.е.

прошел процедуру кадастрового учета. К слову сказать, такое требование существует при переводе земель всех категорий.

Проблема перевода земель из одной категории в другую является самостоятельной и сложной проблемой. В данной статье не будем затрагивать ее подробно.

На основе вышеизложенного по мнению адвокатов отнесение земель к составу земель запаса по тем лишь признакам, что они находятся в публичных формах собственности и не предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, является недостаточным и неоправданным.

На наш взгляд, необходимо расширить перечень оснований для отнесения земельных участков в фонд перераспределения земель, указав, что в него входят также земельные участки сельскохозяйственного назначения, не предоставленные в пользование граждан и юридических лиц. Их формирование и меры по дальнейшему эффективному использованию по целевому назначению — это прямая обязанность уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления.

Это одна сторона проблемы, вытекающей из неопределенности понятия земель запаса.

Другая проблема — это, наоборот, нарушение прав землепользователей, которые используют земельные участки, отнесенные по каким-то неведомым причинам к составу земель запаса. Так, показательным является следующий пример. Предприниматель А.П.

Чимшит является собственником недвижимого имущества — здания насосной, расположенной за пределами земель населенных пунктов. В соответствии со ст.

36 Земельного кодекса данный гражданин имеет исключительное право на приобретение такого земельного участка в собственность или аренду.

Однако, когда предприниматель с адвокатом обратился в орган местного самоуправления с заявлением о приватизации земельного участка, выяснилось, что данный участок при кадастровом учете данной территории был отнесен к категории земель запаса. Таким образом, предпринимателю, чтобы реализовать свое исключительное право, было необходимо осуществить за свой счет процедуру перевода земель из категории земель запаса в категорию земель промышленности. Предприниматель обратился в суд с иском о признании требования к нему о переводе земельного участка в другую категорию незаконным. Однако решениями судов первой, кассационной и надзорной инстанций его требования не были удовлетворены, так как п. 2 ст. 103 содержит четкое правило о том, что использование земель запаса возможно лишь после их перевода в земли иных категорий Определение ВАС РФ от 29 сентября 2010 г. N ВАС-9607/10 по делу N А03-8814/2009.

В данном примере суд был вынужден принять подобное решение. Здесь представляется, что предприниматель неверно сформулировал исковые требования.

Необходимо было выдвигать требования о признании незаконным и отмене решения органа государственной власти, осуществляющего кадастровый учет, об отнесении земельного участка в состав земель запаса, так как очевидно, что оснований для такого отнесения не было, земельный участок использовался лицом, имеющим в собственности недвижимое имущество.

Тем не менее земли запаса необходимо оставить как самостоятельную категорию. В нее должны входить земельные участки, которые использовать по целевому назначению по тем или иным причинам невозможно.

Как правило, это будут земли, подвергшиеся негативному воздействию, которые будут постоянно или временно изыматься у их собственников или иных землепользователей для восстановления.

В данном случае перевод земель в состав земель запаса будет логическим продолжением их консервации, т.е. временного изъятия из оборота Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г.

N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» // СЗ РФ. 2002. N 47. Ст. 4676.

К сожалению, в нашей стране, пожинающей плоды масштабных экологических катастроф конца XX в., земли, которые выведены из оборота и законсервированы, существуют.

Прежде всего это все земли, находящиеся на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АС, различные законсервированные полигоны, склады и др.

То, что данные земли необходимо определить как земли запаса, для нас является очевидным.

Такой четкий и однозначный подход к землям данной категории повысил бы земельный правопорядок, а также в определенной мере препятствовал бы незаконному извлечению земель сельскохозяйственного назначения из их приоритетного использования.

Источник: http://5898523.ru/mnenie-advokata-na-pravovoj-rezhim-zemel-zapasa/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть