8(800)350-83-64

Лесной сервитут – право ограниченного пользования чужими лесными участками

Что называют лесным сервитутом и каковы его особенности?

Лесной сервитут - право ограниченного пользования чужими лесными участками

Все земли лесов находятся в собственности муниципальных и федеральных властей, но пользоваться ресурсами таких земель желают как фирмы, торгующие древесиной, так и дачники, собирающие дикорастущие плоды.

Для удовлетворения нужд граждан и организаций в ресурсах лесных территорий без права владения такими территориями существует лесной сервитут.

Понятие лесного сервитута

Под сервитутом понимают право ограниченного пользования наделом земли, не принадлежащим такому пользователю. Лесной сервитут может быть установлен в отношении надела земли, относящегося к лесному фонду или к занятой лесопосадками сельскохозяйственной земле.

Виды лесного сервитута

Существует два вида лесного сервитута:

Частный лесной сервитут устанавливается путём соглашения между собственником лесного участка (органом власти) и пользователем (физическим или юридическим лицом) для конкретных целей, указанных в таком соглашении.

За установление лесного сервитута частного вида собственник леса может потребовать плату, которая зависит от типа использования лесного участка и объёма такого использования.

Соглашение о частном лесном сервитуте может быть заключено для следующих целей:

  • Осуществления прохода и/или проезда через обременённый сервитутом участок леса;
  • Эксплуатация лесных ресурсов юридическими и физическими лицами в коммерческих целях;
  • Регулярного доступа к линейным объектам, расположенным на данном лесном участке;
  • Занятий пчеловодством (бортничеством).

Государственный собственник лесных участков устанавливает плату лицам, использующим сервитут в целях изъятия древесины согласно специальным актам, учитывающим стоимость изымаемой породы дерева, её объем в кубометрах и площадь участка леса, с которого происходит такое изъятие.

Публичный лесной сервитут отличается от частного тем, что устанавливается без соглашения с конкретным физическим или юридическим лицом, а для всех лиц путём принятия законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка, согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

Публичные лесные сервитуты, согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться для следующих целей:

  • Осуществление прохода/проезда через лесной участок, в том числе для доступа к водоёму;
  • Ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций, расположенных на лесном участке;
  • Размещение на лесном участке межевых точек, а также гравиметрических и нивелирных пунктов;
  • Проведение дренажных работ;
  • Прогонка домашнего скота через лесной участок;
  • Осуществление охоты;
  • Сбор дикорастущих плодов и растений;
  • Проведение научно-исследовательских работ.

При установлении межевых точек или знаков, а также проведении дренажных работ, лесной сервитут предоставляется на срок проведения соответствующих работ, причём в соглашении об обременении сервитутом участка леса должны быть указаны сроки окончания таких работ, либо их прекращение устанавливается в качестве обстоятельства прекращения лесного сервитута.

Соглашение об обременении

Соглашение необходимо заключать только для частного лесного сервитута, так как публичный лесной сервитут устанавливается законодательными актами.

Частным сервитутом могут быть обременены лесные участки, которые:

  • Относятся к землям лесного фонда;
  • Относятся к сельскохозяйственным лесопосадкам.

Важно помнить, что нельзя заключать соглашение о частном лесном сервитуте на пользование особо ценными лесными землями с изъятием ресурсов этих земель в коммерческих целях.

Если земли, для которых требуется заключить соглашение о сервитуте, относятся к лесному фонду, то такое соглашение необходимо будет заключить с органами исполнительной власти, которым данные земли принадлежат.

Обременение лесным сервитутом может быть двух основных типов:

Бессрочное обременение действует, пока у пользователя обременённых лесных участков есть необходимость в их использовании, а срочное обременение действует до определённой в соглашении даты или до момента наступления обстоятельств, определённых сторонами соглашения.

Общий порядок действий для заключения соглашения об обременении сервитутом лесных земель следующий:

  • Лицо, желающее воспользоваться участком леса, заявляет об этом в земельный комитет органов власти, которым принадлежит данный участок, указав цели использования;
  • Органы власти заключают с заявителем соглашение об обременении конкретного участка лесным сервитутом в пользу заявителя, перечислив в соглашении цели использования леса и срок действия соглашения;
  • Заявитель получает в земельном комитете справку о заключении соглашения;
  • С документом соглашения, справкой о его заключении, квитанцией об оплате госпошлины и паспортом заявитель обращается в ЕГРП для регистрации соглашения об обременении.

После регистрации заявитель становится пользователем лесного участка на основании соглашения о сервитуте.

Особенности лесного сервитута

Собственник лесного участка, обременённого сервитутом, вправе продавать и сдавать в аренду такой участок, при этом обременение переходит к новому владельцу (арендатору).

Но при этом важно помнить, что собственник обязан предупредить о наличии обременения сервитутом будущего владельца (арендатора) лесного участка, иначе сделка может быть признана недействительной.

Нужно знать, что не подлежат передаче в аренду с целью изъятия лесных ресурсов те лесные участки, в отношении которых заключено соглашение об обременении сервитутом с целью изъятия ресурсов, так как в таком случае изымать ресурсы будут два пользователя с одного участка леса.

Публичный лесной сервитут может быть прекращён решением собственника лесного участка (органа исполнительной власти), согласно п.1 ст. 276 ГК РФ, если в данном публичном сервитуте отпала необходимость.

Это может произойти в следующих случаях:

  • Властями была проложена дорога, объезжающая лесной массив, для проезда через который потребовался публичный сервитут;
  • Ремонт инженерных коммуникаций на лесном участке, обременённом сервитутом, завершён;
  • Охота в обременённом лесном участке была запрещена;
  • Возникли иные возможности, позволяющие прекратить пользование лесным участком.

Если после отмены властями лесного сервитута у юридических или физических лиц возникли серьёзные затруднения (например, проезд по дороге в обход леса занимает слишком много времени), то такие лица вправе обратиться в судебные органы, и соглашение о лесном сервитуте может быть установлено принудительно.

Существуют ситуации, когда органы власти принудительно устанавливают сервитут в отношении следующих участков:

  • Сельскохозяйственных лесных участков, принадлежащих частному лицу;
  • Участков, относящихся к земельному фонду и арендованных у государства для извлечения ресурсов леса.

Если при этом использование данного участка становится невозможным или крайне затруднительным, то собственник (арендатор) обременённого лесным сервитутом участка вправе, согласно п. 7 ст. 23 ЗК РФ, обратиться в суд с целью:

  • Прекращения такого сервитута;
  • Установления платы за него;
  • Возмещения убытков, возникших из-за сервитута.

На основании данного права в Кировской области владелец яблоневого сада возместил убытки за спиленные под корень яблони, мешавшие только верхними ветвями прохождению линии электропередач.

Важно помнить, что сам по себе лесной сервитут является только разновидностью вещного права, а не объектом торгового оборота, и поэтому право предоставлять лесной сервитут не может быть передано другим лицам, не владеющим лесным участком, обременённым таким сервитутом, в соответствии с п. 2 ст. 275 ГК РФ.

Если земли, подлежащие обременению сервитутом, были зарезервированы органами власти для пользования на определённый срок, то срок такого сервитута не может превышать срок резервации данных земель властями, согласно п. 4.1 ст. 23 Земельного кодекса РФ.

Итак, лесной сервитут позволяет гражданам и организациям реализовывать свои права на свободное перемещение, а также получать доступ к ресурсам леса.

Если при этом расходуются лесные ресурсы, то государство взимает плату за такой сервитут, а спорные вопросы между сторонами решаются в судебном порядке.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/lesnoj.html

Комментарий к СТ 9 ЛК РФ

Комментарий к СТ 9 ЛК РФ

Статья 9 ЛК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Комментарий к статье 9 ЛК РФ:

1. Комментируемая статья закрепляет следующие виды ограниченных вещных прав на лесные участки:

– право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

– право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

– право аренды лесных участков;

– право безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Следует отметить, что комментируемая статья носит отсылочный характер, поскольку по общему правилу указанные вещные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством. Исключения из указанного общего правила могут быть установлены в специальных правовых нормах ЛК РФ, которые в таких случаях обладают приоритетом по отношению к нормам гражданского и земельного законодательства. Например, многие специальные положения содержатся в гл. 6 – 8 ЛК РФ.

Таким образом, применительно к основаниям и порядку возникновения и прекращения указанных вещных прав на лесные участки следует прежде всего руководствоваться правилами ЛК РФ, а в части, не противоречащей ЛК РФ, – положениями ГК РФ, ЗК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками представляет собой ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками может принадлежать только юридическим лицам.

В соответствии со ст.

268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В соответствии со ст.

20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, в ст. 20 ЗК РФ содержится запрет на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам.

Следует отметить, что в ЛК РФ указаны только отдельные виды юридических лиц, которые могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и только в определенных целях.

Так, например, согласно ч. 8.1 ст. 29 ЛК РФ федеральным государственным учреждениям, осуществляющим заготовку древесины, лесные участки могут предоставляться исключительно для указанной цели – для заготовки древесины.

В свою очередь, государственным и муниципальным учреждениям, другим научным организациям, образовательным организациям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ). Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 41 ЛК РФ государственным и муниципальным учреждениям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления рекреационной деятельности. Федеральные государственные учреждения могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности и только для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2.1 ст. 46 ЛК РФ).

Важно отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов.

2.

Лесной кодекс РФ предусматривает основание принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками – невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 24 и ч. 3 ст. 51 ЛК РФ).

В законодательстве РФ легальное определение сервитута приводится в ст.

274 ГК РФ, согласно которому собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) (частный сервитут).

Помимо частных сервитутов, в законодательстве указывается на возможность установления публичных сервитутов. В частности, согласно ст.

23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Такие сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Следует отметить, что в действующем ЛК РФ четкого понятия сервитутов не содержится, в отличие от ЛК РФ 1997 года. Так, ст.

21 ЛК РФ 1997 года было установлено, что граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут).

Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования иными участками, не входящими в лесной фонд лесами, могли быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Таким образом, прежним ЛК РФ право граждан свободно пребывать в лесах было определено как публичный лесной сервитут, а право ограниченного пользования чужим участком лесного фонда на основании договора или акта органа государственной власти – как частный лесной сервитут.

В действующем ЛК РФ законодатель отказался от понятий “публичный лесной сервитут” и “частный лесной сервитут”. Однако в ст. 11 ЛК РФ раскрывается понятие публичного лесного сервитута, сходное с указанным в ст. 21 ЛК 1997 года, однако таковым не называется.

3. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ).

Согласно ст.

607 ГК РФ в аренду могут быть переданы лесные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора.

Однако в статьях ЛК РФ, как правило, указываются цели использования лесных участков на основании договоров аренды. Кроме того, согласно ч. 1 ст.

72 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться по договору аренды для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ.

Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК РФ).

Важно отметить, что положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору аренды лесного участка в части, не противоречащей ЛК РФ.

По общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору аренды лесного участка при условии, что они не противоречат ЛК РФ.

Однако в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.

Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (ч. 1 ст. 74 ЛК РФ) и в предусмотренных законом случаях – без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 ЛК РФ).

Собственник лесного участка вправе передать участок в безвозмездное срочное пользование. Условия безвозмездного срочного пользования определяются законом и договором с собственником, заключение которого предусмотрено ст. 264 ГК РФ.

В соответствии со ст.

24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться лесные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в п. 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, религиозным организациям в соответствии с п. 3 ст. 30 и п. 1 ст. 36 ЗК РФ;

5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст.

29 ЗК РФ, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных ЛК РФ случаях.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование следующим субъектам:

– гражданам – для использования лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд (ч. 3.1 ст. 38 ЛК РФ);

– религиозным организациям – для осуществления религиозной деятельности (ч. 3 ст. 47 ЛК РФ).

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).

Следует отметить, что в соответствии со ст.

93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Источник: http://LesKod.ru/glava-1/st-9-lk-rf/kommentarii

Лесной сервитут право пользоваться чужими лесными угодьями

Лесной сервитут право пользоваться чужими лесными угодьями Разъяснение правовых понятий

Перед тем как изготавливать любой документ, будет правильным размышляя разделить смысл на несколько разделов. Последние не точно будут написаны в этой же последовательности.

Сначала нужно обдумать к чему вы требуете в конце претензии, затем поищите мотивы. Весомыми могут быть законы, правила, бизнес обычаи. Вступление критично существенная часть, который формирует след.

Также постарайтесь выяснить какому должностному лицу адресован составляемый просительный документ и кто конкретно будет обрабатывать.

Лесной сервитут – зафиксированное в законе право, использовать в своей деятельности чужие лесные угодья в установленных пределах. Данное право используется в ряде стран, в том числе в России. Согласно статье 21 Лесного кодекса РФ, лесной сервитут имеет два вида:

– публичный – право каждого гражданина, предоставляющееся на безвозмездной основе, свободно пребывать в лесном фонде или лесах, не входящих в фонд, если другое не прописано в законе РФ;

– частный – когда право публичного лесного сервитута ограничено, либо отдельным договором, либо актами государственной власти и местного самоуправления, либо судебными решениями.

Лесной сервитут

Лесно́й сервиту́т  — право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут. земельный сервитут ).

Возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом. [1]

Лесным кодексом РФ специальная возможность установление сервитута предусмотрена только для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд когда наряду с предоставлением лесных участков в безвозмездное срочное пользование может устанавливаться сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом [2] .

Публичные сервитуты могут устанавливаться для [3] :

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.
  • Важно отметить, что публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. [4]

    См. также

    Примечания

      ↑ ст.9 Лесного кодекса РФ ↑ ч.3.1. ст. 38 Лесного кодекса ↑ ч.3 ст.23 Земельного кодекса РФ ↑ ч.2 ст. 23 Земельного кодекса РФ

    ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ

    См. также в других словарях:

    ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ — В РФ возникающее в силу закона или договора право граждан и юридических лиц по ограниченному использованию участков лесного фонда и участков лесов, не входящих в лесной фонд, находящихся в пользовании других лесопользователей. Различают публичный … Словарь бизнес-терминов

    ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ — согласно ЛК РФ под публичным Л.с. понимается право граждан свободно пребывать в лесах (входящих и не входящих в лесной фонд), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

    Данное право общего лесопользования предоставляется бесплатно. Граждане … Юридический словарь

    Лесной сервитут — Лесной сервитут  право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, земельный сервитут). Возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской… … Википедия

    лесной сервитут — согласно ЛК РФ под публичным Л.с.

    понимается право граждан свободно пребывать в лесах (входящих и не входящих в лесной фонд), если иное не предусмотрено законодательством РФ.

    Данное право общего лесопользования предоставляется бесплатно. Граждане … Большой юридический словарь

    Публичный лесной сервитут — Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено национальным законодательством (публичный лесной сервитут). Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЛЕСНОЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ УЧАСТНИКОВ СНГ … Официальная терминология

    Частный лесной сервитут — Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и… … Официальная терминология

    Публичный лесной сервитут — Граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (публичный лесной сервитут). Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.97 N 22 ФЗ, ст … Словарь юридических понятий

    Частный лесной сервитут — Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и… … Словарь юридических понятий

    ЧАСТНЫЙ ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ — В РФ право ограниченного пользования участками лесного фонда или участками лесов, не входящих в лесной фонд, находящихся в пользовании лесопользователей, предоставленное заинтересованным лицам на основании договоров, актов государственных органов … Словарь бизнес-терминов

    ПУБЛИЧНЫЙ ЛЕСНОЙ СЕРВИТУТ — В РФ право граждан бесплатно и свободно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд; собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие (незапрещенные) пищевые лесные ресурсы, лекарственные … Словарь бизнес-терминов

    Право пользования лесами, лесные сервитуты – Часть 7

    Подробности Категория: Право пользования лесами, лесные сервитуты 125 Это право на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным лесным участком.

    Сервитуты (от латинского слова Servitutes) – вещные права на чужую вещь, обеспечивающие полное или частичное пользование вещью и неразрывно связаны с определенной земельным участком или отдельным лицом.

    Во времена Древнего Рима было закреплено отдельный лесной сервитут (servitus silvae caeduae) – право принимать дрова (лес) в чужом лесу.

    Сущность сервитута заключается в том, что кто-то чего-то терпит или (чего) не делает.

    На правах сервитутов в подданническое сутки в Украине крестьяне пользовались совместно с помещиками лесами, пастбищами, лугами и другими потребления. Земельная реформа 1848 г.

    в украинских землях в Австро-Венгрии, которая отменила подданство, НЕ урегулировала дела собственности на леса и пастбища (крестьянам передаваемые только пахотную землю), и помещики отстаивали дальше свое исключительное на них право и требовали от крестьян за пользование ими оплату деньгами или отработками, что вызывало споры сельских общин с барскими дворами, а часто – и крестьянские бунты. Поэтому уже с 05.07.1853 г. императорский патент ввел выкуп и регуляцию сервитутов. Ликвидация сервитутов (ее проводили специальные комиссии) тянулась до 1890 г. (иногда и дольше). Крестьянские сервитуты в Галичине выкуплено частично деньгами (по 1238742 флоринов), частично – так называемыми эквивалентами, то есть крестьянам (обычно сельским общинам) уступлено в собственность 94060 га леса и 67 018 га пастбищ (во всей Галиции). В процессах с помещиками из подписчиков гражданами 30733 сервитутових дел сервитута комиссии 11205 отвергли в других случаях определили общинам мизерные возмещения или малые участки леса или пастбищ, что далеко не заступало предыдущих польз. В некоторых районах, в частности и горных, была проведена регуляция дальнейшего сервитутового пользования – на пространстве 942584 га лесов и 2354 га пастбищ. Так же было налажено дело сервитутов на Буковине и Закарпатье. По венгерским законом 1853 крестьяне могли выкупать сервитуты.

    На украинских землях в Российской империи после отмены крепостного права в 1861 сервитута земли (главным образом пастбища и сенокосы) оставлено в общем пользовании крестьян и помещиков, но указом Сената 1886 решено эти земли полностью ввести в помещичьего землевладения, что давало помещикам значительную пользу из крестьянских отработок и оплат за пользование ими.

    Источники:
    , , ,

    Следующие статьи:

    Источник: http://bfmac.com/razyasnenie-pravovyh-ponyatij/lesnoj-servitut-pravo-polzovatsya-chuzhimi-lesnymi-ugodyami.html

    Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) | Народный вопрос.РФ

    0 [ ] [ ]

    Сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитуты подразделяются на:

    а) частные. Частный сервитут устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом РФ;

    б) публичные. Порядок установления публичных сервитутов урегулирован Земельным кодексом РФ.

    Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

    В соответствии с Гражданским кодексом РФ предоставление права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) может быть потребовано:

    а) собственником недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости);

    б) лицом, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования;

    в) и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

    Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

    Сервитут устанавливается:

    а) либо по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, которое подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество;

    б) судом по иску лица, требующего установления сервитута (в случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута).

    Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

    Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

    Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

    Публичные сервитуты могут устанавливаться для:

    1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

    2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

    3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

    4) проведения дренажных работ на земельном участке;

    5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

    6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

    7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

    8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

    9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

    Сервитут может быть срочным или постоянным.

    Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

    Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

    Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

    Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

    Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

    Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом РФ от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

    Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/967

    Использование лесов

    содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

    2.

                     

    Использование лесов

    2.1 Виды права пользования лесными участками

    Лесной Кодекс РФ, статья 4

    Участники лесных отношений

    1. Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

    Лесной Кодекс РФ, статья 8

    Право собственности на лесные участки

    1. Лесные участки в составе лесного фонда находятся в федеральной собственности.

    Участники лесных отношений – граждане и юридические лица – вправе получать лесные участки в пользование в соответствии с действующим законодательством. Лесным Кодексом 2007 года (статья 9) предусмотрены следующие виды права пользования лесными участками:

    · Право аренды лесных участков.

    · Право постоянного (бессрочного)  пользования лесными участками.

    · Право безвозмездного срочного пользования лесными участками.

    · Право  ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут).

    Право постоянного (бессрочного) пользования  и право ограниченного пользования чужими  лесными участками являются вещными правами, то есть носитель этого права может непосредственно воздействовать на предмет своего права, без содействия обязательных лиц.

    Право аренды лесных участков и право безвозмездного срочного пользования являются обязательными правами, то есть носитель права получает возможность воздействия на предмет своего права лишь при содействии обязанного лица.

    Правом ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитутом) бесплатно пользуются все граждане России. Сущность ограничений изложена в статье 11 ЛК РФ.

    Лесной Кодекс РФ, статья 11

    Пребывание граждан в лесах

    1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

    4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

    5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:

        1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;

        2) безопасности граждан при выполнении работ.

    Важно учитывать что, во-первых, действие статьи 11 не распространяется на заготовку древесины и проведение рубок лесных насаждений.

    Во-вторых, следует учитывать, что заготовка пищевых и недревесных лесных ресурсов свободно и бесплатно может производиться только для собственных нужд, а не в коммерческих целях.

    Чтобы разграничить эти понятия, органы власти субъектов федерации своими законами вправе вводить обоснованные количественные ограничения на  бесплатную заготовку тех или иных лесных ресурсов.

    Лесной Кодекс РФ, статья 71

    Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

    1. В постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование – гражданам.

    В постоянное (бессрочное) пользование лесные участки могут предоставляться на основании решения органов исполнительной власти государственным  и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Примером может служить передача в 2008 году в постоянное (бессрочное) пользование лесных участков учебным заведениям среднего профессионального образования, находящимся в подчинении Рослесхоза – лесхозам-техникумам.

     Решением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области №       от         Тогучинскому лесхозу-техникуму для ведения образовательной деятельности передан лесной участок на территории Мирновского лесничества, состоящий из 25 лесных урочищ общей площадью 32945 га.

    По замыслу законодателя аренда лесных участков постепенно должна стать наиболее распространенной формой пользования лесами в России

    В аренду лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются гражданам и юридическим лицам на основании договоров аренды лесных участков.

    Лесной Кодекс РФ, статья 72

    Договор аренда лесного участка …

    1. По договору аренды лесного участка … арендодатель предоставляет арендатору лесной участок в целях, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

    2.

    Объектом аренды могут быть только  лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет.

    3. Договор аренды  лесного участка … заключается  на срок от десяти до сорока девяти лет, а в случаях, предусмотренных статьями 43 – 45 настоящего Кодекса, – на срок от одного года до сорока девяти лет.

    5. Арендатор, надлежащим образом исполнивший договор аренды лесного участка, … по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

    Право на заключение договора аренды лесного участка граждане и юридические лица приобретают по результатам проведения аукционов, проведение которых регламентируют статьи 78 – 80 ЛК РФ.

    За использование лесов арендатор вносит арендную плату, размер которой устанавливается в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.

    В безвозмездное срочное пользование лесные участки могут быть переданы религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности в соответствии со статьей 47 ЛК РФ.

    Возможна также передача лесных участков в срочное безвозмездное пользование в виде служебных наделов (сенокосов, пахотных угодий) работникам лесного хозяйства и некоторым другим категориям граждан.

    Прекращение права пользования лесными участками наступает либо по окончанию срока договора (аренды, безвозмездного пользования), либо в случаях, оговоренных частью 2 статьи 24 ЛК РФ.

    Лесной Кодекс РФ, статья 24

    Общие положения об использовании лесов

    2.

    Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка … , а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного срочного пользования. 

              Литература и нормативно-техническая документация:

    1.     Лесной Кодекс РФ, М., 2007

    2.     ОСТ 56-108-98 Лесоводство, термины и определения, М., 1998.

    содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

    Источник: http://zinref.ru/000_uchebniki/02750_leso_proizvodstvo/004_00_LESOVODSTVO_ispolzovanie_lesov_korovin_uchebnik__2010/007.htm

    Поделиться:
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть