8(800)350-83-64

В каких случаях и как устанавливается частный сервитут на земельный участок?

Содержание

Установление сервитута: возможные проблемы

В каких случаях и как устанавливается частный сервитут на земельный участок?

Пользование чужим земельным участком для того, чтобы попасть к себе, — нередкая ситуация для предприятий промышленности.

Речь идет о случае, когда доступ к недвижимому имуществу, принадлежащему предприятию, возможен только через принадлежащие другому лицу земельные участки.

Выходом в такой ситуации является заключение соглашения об установлении частного сервитута. Однако если с собственником земельного участка договориться не удастся, придется обращаться в суд.

Кроме того, предприятие промышленности может столкнуться с тем, что в отношении его земельного участка введен публичный сервитут. Это также может вызвать определенные проблемы.

Сервитут — это право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом. Сервитут может быть частным или публичным (при этом и тот и другой сервитуты подлежат государственной регистрации в ЕГРП), срочным или постоянным.

Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (п. 1 ст. 23 ЗК РФ). В Гражданском кодексе (ст. ст. 274 — 277) речь идет исключительно о частном сервитуте.

Заметим: согласно поправкам, подготовленным к внесению в ГК РФ (проект федерального закона N 47538-6, принят Госдумой в первом чтении 27.04.2012), изменения должны затронуть и институт сервитута (вводится новая гл. 20.

2 «Сервитут») (пока не принята – ред.). Причем поправки по некоторым моментам являются существенными.

Публичный сервитут согласно п. 2 ст.

23 ЗК РФ устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Подчеркнем: публичный сервитут устанавливается для обеспечения нужд неопределенного круга лиц только в том случае, если их интересы не могут быть обеспечены каким-либо иным способом.

Обратите внимание! Публичный сервитут устанавливается лишь в отношении земельных участков, частным сервитутом могут обременяться не только земельные участки, но и здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком (ст. 277 ГК РФ). В соответствии с подготовленными поправками к ГК РФ сервитут можно будет устанавливать в отношении земельного участка, здания или сооружения, а также помещения.

В каких случаях устанавливается публичный сервитут?

Возможность установления публичного сервитута базируется на закрепленном в пп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципе сочетания при использовании и охране земель интересов всего общества и законных интересов лиц, которым принадлежат земельные участки.

Именно поэтому установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний, целью проведения которых является учет мнения и интересов населения при установлении публичного сервитута. Получается, общественные слушания нужны для соблюдения баланса публичного и частного интересов при использовании земельного участка.

Важно. Основной отличительной чертой публичного сервитута является отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого установлен сервитут.

Исчерпывающий перечень потребностей, для реализации которых могут устанавливаться публичные сервитуты, приведен в п. 3 ст. 23 ЗК РФ. Условно эти сервитуты можно разделить на три категории:

— сервитуты, предоставляющие право прохода (проезда) через земельный участок (пп. 1, 6, 10);

— сервитуты, предоставляющие право осуществления определенных работ (иных действий) на земельном участке (пп. 4, 5, 7 — 9);

— сервитуты, необходимые для размещения и обслуживания объектов, эксплуатация которых имеет публичный интерес (пп. 2, 3).

Итак, публичные сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

Минэкономразвития подчеркнуло: это не предусматривает установление публичного сервитута в целях прокладки (строительства) инженерных коммуникаций (Письмо от 12.09.

2011 N Д23-3824);

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ (К иным видам изыскательских и исследовательских работ не относится прокладка электрических линий (Постановление ФАС ЗСО от 15.08.2011 по делу N А46-12932/2010));

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Источник: http://www.pravowed.ru/weekly/2013/34/09

Установление сервитута на земельный участок: судебная практика, оформление, государственная регистрация, порядок

Установление сервитута на земельный участок: судебная практика, оформление, государственная регистрация, порядок

С вопросом определения обременения земельного участка сервитутом связано множество трудностей.

Среди основных проблем оформления разных видов сервитутов является наличие различных норм права, регулирующих данные правоотношения.

Поэтому обременение на земельный участок оформляется в зависимости от оснований его установления. Рассмотрим более подробно, как устанавливается отдельный вид права ограниченного пользования.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа.

Или позвоните нам по телефонам:

(Москва)

(Санкт-Петербург)
Это быстро и !

Как установить сервитут на земельный участок

Утверждение государственного сервитута происходит при наличии следующих оснований:

  • необходимость передвижения по территории участка;
  • земля используется для прокладки инженерных коммуникаций, объектов придорожного благоустройства и проведения ремонтных работ;
  • необходимость в установке на участке межевых знаков, а также обеспечение подъездов;
  • проведение работ по дренированию участка;
  • участок используется для водозабора или организации водопоя, а также для прогона и выпаса с/х животных, покоса;
  • если участок используется для охоты или рыболовства;
  • в целях обеспечения свободного прохода к прибрежной полосе или проведения исследований и изысканий на участке.

Перечисленные основания являются исчерпывающими, имеют повелительный характер, т.е. устанавливается нормами закона и не зависят от волеизъявления землевладельца. Оформление публичного сервитута связано с решением государственных или общественных задач.

Определение сервитута происходит только по итогам общественных заседаний. После оформления публичного сервитута он подлежит госрегистрации.

Поэтому частный сервитут оформляется в порядке добровольного соглашения между двумя сторонами.

Землевладелец предоставляет право пользования своим участком заинтересованному лицу, которое обязано эксплуатировать его в целях и на условиях, определенных соглашением.

Если отпали основания, стороны могут прекратить данные правоотношения. Соглашение заключается в письменном виде, которое также подлежит госрегистрации.

К такому договору необходимо приложить план участка с обозначением пределов обременения. Если объект недвижимости с обременением отчуждается, то сервитут продолжает существовать.

Если стороны не могут договориться, спор подлежит разрешению в суде. В суд с заявлением обращается заинтересованное лицо, требующее оформления обременения.

Документы для регистрации

Наличие письменного соглашения является обязательным условием для государственной регистрации сервитута земельного участка, равно как и особый перечень документов. Его оформление осуществляется по заявлению одной из сторон данного соглашения. Право ограниченного пользования возникает только после внесения сведений в Реестр.

Если имеет место установление сервитута только на часть земельного участка, то необходимо предоставить кадастровый план с указанием пределов действия обременения, который визируется специально уполномоченным органом. Если сервитут устанавливается на всю территорию участка, план не требуется.

Перечень документов:

  1. Заявление от физлица или госоргана.
  2. Ксерокопия квитанции об уплате госпошлины с оригиналом.
  3. Для физлица – паспорт.
  4. Для регистрации государственного сервитута – ксерокопия распорядительного акта госоргана о его установлении, заверенная органом, вынесшим данный акт (в количестве 2 экземпляров).
  5. Оригиналы соглашения об установлении обременения с дополнениями (в 2-х экземплярах).
  6. При наличии судебного решения – его ксерокопия, заверенная судом (в 2-х экземплярах).
  7. Оригинал кадастрового плана и его ксерокопия.

Далее мы поговорим о том, как оформить частный и публичный сервитуты на земельные участки.

Следующее видео расскажет вам более подробно об установлении сервитута на земельный участок, например, с многоквартирным домом или другими строениями на нем:

Порядок

Установление и оформление сервитута на земельный участок возможно при разных целях, даже под газопровод. Но, в первую очередь, стоит помнить, что сервитуты бывают частными и публичными.

Для частного сервитута определен следующий порядок его установления на земельный участок:

  • Направление землевладельцу предложения о возможности и необходимости установить сервитут с указанием границ.
  • В случае согласия составляется и подписывается соглашение; при отказе – обращение в судебную инстанцию с аргументацией необходимости его установления.
  • Прохождение процедуры госрегистрации.

Для государственного сервитута предусмотрен следующий порядок установления:

  • Принятие решения госорганом РФ или органом местного самоуправления на основании соответствующего заявления от заинтересованного лица, к которому должны быть приложен результат публичных слушаний, а также согласие землевладельца, чьи интересы ограничиваются. Заявление дополняется кадастровым планом участка.
  • Если при оформлении обременения впоследствии землевладелец не сможет в полной мере пользоваться своим участком, он может потребовать изъять или выкупить у него данный участок. Для этого подается заявление с указанием своих претензий, включая возмещение убытков с полным их расчетом.
  • Если установление обременения приводит к значительным затруднениям в эксплуатации участка, землевладелец имеет право на соразмерную компенсацию. Для этого также подается заявление с полным расчетом выплат.
  • Принятие решение в течение 1 месяца.
  • Права по государственному сервитуту возникают с момента госрегистрации.

Письмо об установлении обременения

Департаментом недвижимости Минэкономразвития РФ был дан ответ в официальном письме от 11.07.2011 г. по вопросу об установлении соглашения сервитута, а также о защите прав собственника.

Документ определяет круг органов, уполномоченных осуществлять защиту прав собственника, которыми выступают прокуратура и суд. В письме делается акцент на основные моменты, связанные с установлением обременения на участок, как частного, так и государственного.

Вы можете посмотреть образец Письма ниже, а также скачать его.

Образец письма об установлении сервитута

Образец письма об установлении сервитута — 1Образец письма об установлении сервитута — 2Образец письма об установлении сервитута — 3

Госпошлина и плата

Самое вемя узнать о размере госпошлины за регистрацию сервитута на земельный участок. Если сервитут оформляется в отношении граждан, то ее величина составляет 1500 рублей, а для юрлиц – 6000 рублей.

Плата по соглашениям об установлении сервитута определяется договоренностью между сторонами на основании оценки. Далее мы расскажем о сроках установления сервитута на земельный участок.

Срок установления

  • Обременение на участок может устанавливаться как на определенный период, который оговаривается сторонами в соглашении,
  • так и на постоянное время – период не определен, либо период существования ограничения связан с отменой (прекращением действия) нормативного акта или соглашения.

Административный регламент

Для урегулирования правоотношений по оформлению обременения на землю, находящуюся в городской собственности, был принят официальный документ – Административный регламент установления сервитута. Положениями данного регламента устанавливаются:

  • порядок проведения административной процедуры оказания услуг по установлению обременения;
  • сроки и последовательность административных действий с указанием перечня оказываемых услуг;
  • порядок взаимодействия органа местной власти с заявителями (гражданами, юрлицами, государственными структурами и организациями);
  • процедура обжалования действий (бездействий) органов местной власти.

Документом также регламентируется порядок заключения соглашения о сервитуте. Все положения документа основываются на требованиях норм законодательных актов. На основании данного документа разрабатываются региональные регламенты.

Далее мы расскажем вам про установление сервитута в судебном порядке.

Судебный порядок

Если сторонам не удается прийти к обоюдному соглашению или возникли споры об отдельных условиях, обременение на землю может быть установлено судом.

 В суд обращается заинтересованное лицо с соответствующим иском, в котором оно должно обосновать необходимость предоставления ему права пользования чужим участком, и что данная мера является единственной для ведения хозяйства.

Суд может не учитывать их доводы об условиях обременения.

Он вправе самостоятельно определить приемлемые условия сервитута, а также установить границы участка, необходимые для передвижения.

Суд учитывает баланс интересов сторон, чтобы обременение участка было наименее затруднительным для собственника и не создавало значительных неудобств в эксплуатации.

Рассматривая подобные дела, суд не может принудить землевладельца заключить договор, однако его решение служит основанием для госрегистрации обременения. Резолюция решения должна содержать все условия установления обременения.

При этом ВАС постановил, что суд уполномочен самостоятельно определять их, в том числе устанавливать границы передвижения через участок, устраивающие всех заинтересованных лиц.

Постановление суда также должно содержать данные о пространственном положении обременения, необходимые для заполнения Реестра.

Если возникают сложности при определении пределов действия обременения, суд может назначить проведение кадастровых мероприятий. Если по итогу стороны соглашаются с их результатами, суд в своем решении об установлении сервитута основывается на кадастровом заключении.

Суду необходимо контролировать, чтобы иск подавался исключительно к собственнику участка, а не к арендатору или пользователю. А вот предъявлять требования могут и те и другие.

Изучая условия соглашения, суд руководствуется требованиями, установленными Минэкономразвития. Так, договор должен содержать:

  • сведения о сторонах;
  • данные об объекте недвижимости (точное месторасположение, кадастровый номер, план);
  • основания для установления обременения (цели и задачи);
  • пределы действия сервитута;
  • расчет компенсационных выплат в случае их назначения;
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Процесс может затянуться на долгое время, а также дорого обойтись для сторон, поэтому более приемлемым вариантом является внесудебный порядок установления сервитута.

О спорах, которые чаще всего возникают в сфере установления сервитута расскажет юрист из следующего видео:

Судебная практика

Садоводческое товарищество «Мечта» обратилось в суд с иском к СТ «Маяк», которое находилось по соседству.

В заявлении истец требовал установить обременение для возможности передвижения членов СТ «Мечта» по существующей дороге через участок, который принадлежал СТ «Маяк».

В своем заявлении истец основывался на том, что в 1991 году ему был выделен участок на праве постоянного пользования.

Данный участок граничил с лесополосой с одной стороны, и с участком ответчика — с другой. Однако территории для проезда к трассе выделено не было, а участок ответчика непосредственно граничил с трассой.

После предоставления земли некоммерческим организациям, их члены самостоятельно за свои средства проложили дорогу от трассы, которая проходила через оба товарищества.

Члены обеих организаций пользовались этой дорогой на протяжении 20 лет.

Однако, с 2010 года, ответчик стал препятствовать в эксплуатации дорогой членами СТ «Мечта» (возвели ограждение).

Арбитражный суд, заслушав уполномоченных лиц от сторон, проанализировав материалы дела, вынес постановление об установлении обременения по уже существующей дороге для передвижения по ней членами СТ «Мечта».

Также суд обязал СТ «Маяк» не чинить препятствий для проезда по этой дороге членами СТ «Мечта».

В своем решении суд указал на невозможность передвижения членов СТ «Мечта» не иначе, как по территории ответчика, и невозможность проложить новую дорогу.

Источник: http://urned.net/zemelnoe-pravo/servitut/poryadok-ustanovleniya-i-registratsii.html

Земельный сервитут

Земельный сервитутЭнциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Земельный сервитут

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

Понятие сервитута – специальная юридическая конструкция, при помощи которой человек получает возможность воспользоваться чужим участком земли в специально оговоренных случаях.

В рамках гражданского законодательства сервитут является правом, которое позволяет одному собственнику участка пользоваться участком соседа в специально оговоренных случаях.

В зависимости от целей установления законодательство выделяет следующие формы и виды сервитутов:

1. Частный сервитут, который в свою очередь может быть установлен на основании составленного между сторонами договора или путем вынесения соответствующего решения суда.

Установление частного сервитута на соседний участок, а также в некоторых случаях, выделенных законодательными актами, может распространяться и на другой участок, имеющий полезные свойства.Частный сервитут может быть установлен:

  • личные сервитуты для возможности осуществления прохода или проезда через чужой участок;
  • личные сервитуты для прокладки водоснабжения или линий электропередач;
  • частный сервитут для удовлетворения прочих нужд собственника участка.

2.

Публичный сервитут, или иначе — право ограниченного пользования чужим земельным участком, устанавливается на основании соответствующего нормативно-правового акта федерального, регионального или местного уровня. Установление публичного сервитута допускается, если данный участок земли необходим для удовлетворения государственных нужд.

Исчерпывающий перечень ситуаций, в которых происходит установление сервитута, в частности публичный сервитут на земельный участок, представлен в Земельном кодексе РФ:

  • чтобы обеспечить возможность прохода людей к водному объекту общего пользования, в том числе, к его береговой зоне;
  • для осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность граждан;
  • публичный сервитут для проведения дренажных работ;
  • при необходимости осуществить прогон сельскохозяйственных животных;
  • публичный сервитут при сенокосе.

Срочный и постоянный сервитуты. Безвозмездный и возмездные сервитуты

Согласно условиям законодательства любой земельный сервитут, который не содержит ни в каких основополагающих документов сведений о своем сроке, признается бессрочным. В качестве таких документов могут выступать:

  • договор, заключенный между сторонами об установлении данного вида ограничения.
  • нормативно-правовой акт, в котором устанавливается необходимость установления данного сервитута.
  • решение суда, если сторонам по каким-либо причинам не удалось самостоятельно прийти к решению о целесообразности установления подобного вида ограничения.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что не всегда бессрочный земельный сервитут будет являться таковым.

В некоторых случаях точный срок действия сервитута устанавливается на уровне федерального законодательства.

К примеру, когда речь идет о рекультивации участка, сервитут не будет иметь статус временного, так как это будет вредить государству.

Исключение составляет право на оперативное управление, при котором сервитут является возмездным. Стоимость на личные сервитуты высчитывается согласно земельному налогу на объект недвижимого имущества, попадающий в пользование.

Основания для возникновения сервитута. Субъекты и объекты данного права

Субъектами права ограниченного пользования чужим земельным участком являются:

  • собственник земельного участка, располагающегося на определенной территории и в отношении которого устанавливается сервитут;
  • сосед или прочее лицо, нуждающееся в пользовании чужой недвижимостью;
  • государство, в качестве которого может выступать орган государственной, региональной или местной власти.

Объектами данных правоотношений является участок земли, на который устанавливается ограничение в виде сервитута.

Установление сервитута, в частности, когда речь идет о частном и публичном сервитуте, требует для себя наличие одного из нижеперечисленных оснований:

  • необходимость прохода или проезда через чужой участок, чтобы попасть к своему объекту недвижимости;
  • необходимость прокладки линий электропередач или водоснабжения на данной территории.

Установление публичного сервитута требует одного из следующих оснований:

  • необходимость проводить через данную территорию животных;
  • необходимость прохода людей к территории общего пользования;
  • необходимость осуществления ремонта объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность.

Установление сервитута для проезда. Порядок установления сервитута. Договор об установлении сервитута

Установление сервитута происходит на основании соглашения, заключенного между сторонами, где одной из сторон является непосредственный собственник участка земли, а второй – человек, которому в силу каких-либо обстоятельств требуется воспользоваться данным объектом недвижимости.

В заключенном между сторонами договоре обязательно должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер данного участка;
  • его кадастровый план;
  • копия кадастрового паспорта.

Сам процесс оформления частного сервитута должен включать в себя следующие этапы:

  • заключение соглашения;
  • подача заявления для проведения государственной регистрации;
  • предоставление всех необходимых документов, подтверждающих право собственности на данный объект.

Если по каким-либо причинам сторонам не удается прийти к соглашению по возникновению права собственности на участок, можно обратиться в суд.

Исковое заявление об установлении сервитута. Срок, на который устанавливается сервитут

При этом суд дает соответствующее определение на наложение или снятие права на пользование чужим участком земли только в случаях, когда данное право соответствует всем условиям, оговоренным на уровне закона, среди которых:

  • разумность возникновения права;
  • справедливость возникновения права;
  • законность возникновения права;
  • цель возникновения данного ограничения.

Согласно законодательным актам сервитут может быть бессрочным и срочным. Точный срок действия данного права может быть установлен следующими актами:

  • соглашением об установлении частного сервитута;
  • решением суда, содержащим в себе все условия возникновения такого права;
  • нормативно-правовым актом.

Во всех случаях, когда точный срок данных правоотношений не устанавливается, он считается действующим бессрочно, за исключением некоторых случаев, установленных на государственном уровне.

Регистрация сервитута

Любой сервитут подлежит соблюдению порядка обязательной государственной регистрации. Для осуществления правильного порядка проведения данной процедуры требуется предоставление определенного документа, в котором:

  • указывается причина установления данного вида обременения;
  • прилагается кадастровая схема объекта недвижимого имущества. Кадастровая схема требуется даже при регистрации сервитута только на отдельную часть участка земли.

Все сведения о сервитуте содержатся не только в едином государственном реестре прав на недвижимость, но также в межевом плане и кадастровой схеме на данный объект недвижимого имущества. Каждая кадастровая схема должна быть в установленном порядке заменена на новую, содержащую актуальную информацию.

Иные виды сервитутов: сервитут на отдельную часть участка, предиальный сервитут

В некоторых случаях допускается установление сервитута только на отдельную часть участка.

Данное ограничение обязательно должно быть установлено в соглашении, заключенном между сторонами, а также в решении суда, вынесенном если стороны не смогли самостоятельно определить цели установления данного обременения.

Данное понятие, равно как и созвучное с ним понятие «городские сервитуты» действовало в римском праве и на данный момент практически не используется.

Оценка и расчет стоимости сервитута участка. Платный и бесплатный сервитут

В нововведениях к Земельному кодексу РФ содержится исчерпывающая информация об оценке и расчете стоимости такого права как личные сервитуты. Согласно данному нормативно-правовому акту сервитут предоставляется на бесплатной основе.

Однако в некоторых случаях, когда проведение оценки и расчета все-таки необходимо, устанавливается стоимость за данный вид права в размере земельного налога, который, в свою очередь, рассчитывается исходя из общей пропорциональной площади зданий и сооружений, а также различных помещений.

Предоставление платного сервитута, а, следовательно, оценка и расчет, допускается только в случаях возникновения права на оперативное управление.

Прекращение сервитута на участок

Право на пользование чужим участком земли, равно как и другим объектом недвижимого имущества прекращается в нескольких случаях.

Основания прекращения сервитута:

  • прекращение сервитута по истечении срока договора, заключенного между сторонами данного правоотношения;
  • при вынесении соответствующего решения суда, содержащего в себе нормы, направленные на отмену или изменение действующего сервитута.

Интересует форма заключения соглашения о предиальном сервитуте на участок земли, который смежные стороны решили совместно и безвозмездно использовать. Предиальный, так как это право любой из сторон должно сохраняться в случае смены собственника другой стороны.

Тамара05.06.2017 15:42

Здравствуйте Тамара! Данное соглашение, согласно ст. 161 ГК РФ, заключается в простой письменной форме, не требующее нотариального заверения.

Можем оказать помощь  по данному делу, для этого можете обратиться на консультацию к Петровой Ольге Олеговне.

Коханов Николай Игоревич

Задать дополнительный вопрос

Согласно ГК РФ, соглашение заключается в простой письменной форме.

Захарова Елена Александровна09.06.2017 11:29

Задать дополнительный вопрос

Источник: http://Advokat-Malov.ru/zemleustrojstvo/zemelnyj-servitut.html

Что такое сервитут на земельный участок: виды сервитута и порядок устанавления

Что такое сервитут на земельный участок: виды сервитута и порядок устанавления

Zem-Pravovik.ru > Земля > Что такое сервитут на земельный участок: виды сервитута и порядок устанавления

Сервитут на земельный участок — это законное право пользоваться чужой землёй. Подобное право применяется в случаях когда, например, отсутствует дорога или тропа общественного пользования между двумя участками или участок находится в окружении земли находящейся, в чужой собственности.

Основанием для возникновения земельного сервитута послужило то, что в некоторых случаях невозможно пользоваться собственным участком, не затрагивая при этом чужой участок земли.

Как правило, сервитут устанавливается в следующих целях:

  • прохождение через территорию;
  • подъезд к территории;
  • прокладывание коммуникаций;
  • если имущество находится на территории или является;
  • частью культурного наследия или памятника архитектуры.

Земельный сервитут разделяется на два вида, а именно: публичный и частный.

Частный сервитут — юридическая договоренность собственника участка (чью территорию необходимо ограниченно использовать) и стороннего лица (которому необходимо пользоваться данной территорией).

Установление частного сервитута возможно как добровольным путем между соседями, так и решением суда в случае возникновения спора.

Как правило, частный сервитут устанавливается для обеспечения доступа на территорию, прокладки связи, дорог, водопроводов. Установление сервитута происходит только в случае необходимости, тогда когда невозможно законное пользование территорией без сервитута.

Собственник имущества имеет право потребовать арендную плату за пользование его территорией. Наличие и размер арендной платы устанавливается судом.

Зачастую, на жилых территориях за проход плата не взимается, и спора не возникает.

Что касается проведения коммуникаций на объектах промышленного пользования, а также строительстве и обслуживании различных коммерческих зданий и сооружений, то у соседей могут возникнуть финансовые претензии, связанные с причинением неудобств, требующие решения спора в суде.

Часто подобные споры возникают у собственников земли и недвижимости в городе. Например, есть два коммерческих здания по соседству и к одному из зданий требуется протянуть отопление.

При этом нет возможности подключить здание напрямую, не затронув двор соседнего здания. Собственнику здания, чей двор нужно затронуть, причиняются серьезные неудобства, и вряд ли он согласится раскапывать свою территорию просто так.

Вот в таких случаях необходимо судиться для получения сервитута.

Совет юриста: если ваши интересы связаны с коммерческой деятельностью, то лучше не решать конфликт самостоятельно, а обратиться к юристам. Это существенно сэкономит время и возможные финансовые потери.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается не с помощью договоренностей или через судебный спор, а путем принятия нормативно правового акта.

Правовой акт может быть принят как муниципальным и так областными властями.

В особых случаях, принимается от имени Российской Федерации, например, если земля находится рядом с границами РФ.

Публичный сервитут принимается в интересах отдельных групп граждан, местных властей, а иногда и для государственных нужд.

Устанавливается публичный сервитут в следующих целях:

  • обеспечить беспрепятственный проход или проезд;
  • сельскохозяйственные цели, например проход скота на пастбище;
  • проведение коммуникаций, в том числе удовлетворяющие нужды не только отдельных потребителей, но и всего государства в целом (газопроводы, нефтепроводы, высоковольтные ЛЭП);
  • обеспечить проход на территории заповедников или водоемов.

Процесс установления публичного сервитута значительно отличается от частного. Ключевым пунктом будет подача заявления в компетентный орган.

Орган, в который подают заявление, зависит от конкретного случая, например если сервитут устанавливается в нуждах области, то заявление подается в местное Правительство.

Подачу могут осуществлять как отдельные граждане, так и муниципальные образования, организации, а также представители других государственных органов.

В заявление входит следующая информация:

  • информация о том, кто является владельцем территории;
  • сроки действия, на которые будет установлен сервитут;
  • цели, в которых устанавливается сервитут;
  • лица, для которых требуется установить сервитут.

Рассмотрение прошения происходит в соответствии с множеством законов РФ. В зависимости от конкретной ситуации применяются различные законы и статьи, наиболее часто применяются следующие:

  • Федеральный закон РФ (122-ФЗ);
  • статьи Земельного кодекса РФ (Глава IV, глава V);
  • статьи из Гражданского кодекса РФ. (Статьи 274-277).

Далее проводятся необходимые слушания и по их результатам составляются заключения.

Решения, принимаемые в ходе слушаний, по большему счету носят характер рекомендаций, а последнее слово будет за компетентными органами государственной власти, к примеру, Областное Правительство. Если решение положительное, то разрабатывается соответствующий акт, в который входит:

  • информация о местности, на которой устанавливается сервитут;
  • площадь участка, на котором устанавливается сервитут;
  • строения и сооружения находящиеся, на участке;
  • личные данные владельца;
  • время действия сервитута и цели установления.

Плата за публичный сервитут

Владелец участка вправе требовать плату за сервитут.

Иногда установление сервитута может стать выгодным для собственника участка, например, если через его территорию будет проходить крупный нефтепровод или газопровод. Собственник сможет потребовать или отсудить большую арендную плату за пользование его территорией.

Это важно: если вы собственник земли и в отношении вас хотят установить сервитут, то рекомендуется обращаться за помощью к специалистам в области права и юриспруденции, компетентным в решении подобных ситуаций, это значительно облегчит установление арендной платы.

том, что такое сервитут на земельный участок.

Внимание!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:
+7(499) 703-42-21 — Москва
+7(812) 309-91-17 — Санкт-Петербург
+7(800) 333-45-16 доб.

450 — Россия (общий) или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта ниже!

Все консультации у юристов бесплатны.

Источник: http://zem-pravovik.ru/zemlya/servitut-na-zemelnyj-uchastok.html

Установление частного земельного сервитута

Вопрос:

Ответ:

Частный сервитут на земельный участок – это право ограниченного пользования чужим земельным участком, основанное на законе и закрепленное в соглашении сторон или судебном решении в интересах конкретного лица или ограниченной группы лиц.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

В данной статье рассмотрим общий механизм установления частного земельного сервитута.

Предварительно лицу, которое нуждается в установлении сервитута (в дальнейшем сервитуарий), необходимо обратиться к собственнику земельного участка, на котором предполагается установить сервитут (в дальнейшем собственник), с предложением установить сервитут и аргументировать потребность в установлении сервитута.

Настоящее положение вытекает из ч. 3 ст.

274 ГК РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Алгоритм установления сервитута по соглашению сторон прямо не оговорен в действующем законодательстве, но, исходя из обобщения разъяснений и анализа судебной практики, возможно сделать следующие выводы.

1) Сервитуарий должен в письменном виде обратиться к собственнику с заявлением о необходимости установления сервитута, к заявлению должен быть приложен проект соглашения об установлении сервитута, экспертное заключение с вариантами установления сервитута (конкретные показатели и условия сервитута).

Обязательность предварительного согласования установления сервитута продиктована положением ч. 3 ст. 274 ГК РФ, а также указана в Постановлении Президиума ВАС РФ № 11248/11.

В Постановлении Президиума ВАС РФ № 11248/11 указано, что установление частного сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке, если между этими лицами не достигнуто такое соглашение или имеются разногласия по его отдельным условиям.

2) В заявлении должны быть указаны объяснимые основания для установления сервитута. Данное положение содержится в ч. 1 ст. 274 ГК РФ и Постановлении Президиума ВАС РФ № 11248/11.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ № 11248/11 сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.

Проезд и проход к недвижимому имуществу прямо отнесены к потребностям, при наличии которых возможно предоставление названного ограниченного вещного права, поэтому судам при рассмотрении настоящего иска в этой части следует определить, имеется ли у истца возможность доступа к своему имуществу, не прибегая к правовым средствам, предусмотренным указанными нормами права.

Оптимальным решением будет являться проведение досудебной экспертизы.

В своем заключении эксперты представляют аргументацию о невозможности прибегнуть к иному варианту, кроме как установить сервитут, а также представляют варианты установления сервитута, наименее обременительные для собственника.

3) Действующим законодательством не установлены существенные (обязательные) условия соглашения об установлении сервитута.

В Письме Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2009 г. № Д23-3607 указано, что соглашение об установлении частного сервитута должно содержать:

— сведения о сторонах соглашения;

— сведения об обременяемом земельном участке (местоположение, площадь, кадастровый номер);

— цели и задачи установления сервитута;

— пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке;

— размер платы за сервитут и порядок ее внесения (при ее наличии);

— иные права и обязанности сторон.

4) В случае, если стороны пришли к соглашению об установлении сервитута в досудебном порядке, то соглашение подлежит государственной регистрации.

Согласно ч. 1 ст.

27 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Перечень документов, необходимых для принятия решения об установлении частного сервитута, законодательно не установлен. По мнению Министерства экономического развития РФ, изложенному в Письме от 3 ноября 2009 г.

№ Д23-3607, минимально необходимыми документами для заключения соглашения об установлении частного сервитута являются документы, подтверждающие право собственности лица, требующего установления сервитута, на объект недвижимости, и в случае если сервитут относится к части земельного участка — документ, определяющий пределы действия (местоположение) сервитута на земельном участке (кадастровый паспорт, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости).

В случае, если проводилась экспертиза, то необходимо будет приобщить заключение экспертов.

5) В случае отказа собственника установить сервитут, сервитуарий может обратиться с требованием об установлении сервитута в судебном порядке.

Ключевыми моментами, на которые необходимо обратить внимание, при подготовке обращения в судебном порядке будут следующие:

— иск может быть заявлен непосредственно к собственнику соседнего земельного участка;

— истец (сервитуарий) должен обосновать необходимость предоставления земельного участка и невозможность обеспечить нужды сервитуария иным способом, без установления сервитута;

— земельные участки, как истца (сервитуария), так и ответчика (собственника), должны быть сформированы в порядке кадастрового учета с определением их границ;

— ограничение сервитутом должно быть наименее обременительным для собственника земельного участка;

— предложенный истцом (сервитуарием) вариант установления сервитута должен соответствовать требованиям строительных СНиПов, ГОСТов, законодательства в части пожарной безопасности и т.д.;

— сервитут должен иметь точное месторасположение (точные пространственные характеристики сервитута), потребительские характеристики (срочный или бессрочный, временной интервал для пользования сервитутом и т.д.). Показатели необходимы для того, чтобы судебное решение было объективным и исполнимым, а также возможно было пройти государственную регистрацию установленного судом сервитута;

— должен быть решен вопрос оплаты (компенсации) за установление и пользование сервитутом, в чью пользу последний  установлен.

Источник: http://advokativlev.ru/vopros-otvet/ustanovlenie-chastnogo-zemelnogo-servituta/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть