8(800)350-83-64

Водный сервитут и особенности его установления

Общественный компромисс – водный сервитут

Водный сервитут и особенности его установления

Отрасль сервитутного права берет начало от древнеримских юристов. Дословно с латыни определение «сервитут» транслируется, как «подчинение» или «обязанность». В современной трактовке под термином следует понимать неполное право пользования чужой недвижимостью.

Именно поэтому сервитут считается обременением.

В далекие времена оно было связано с необходимостью проехать или пройти пешком через чужие владения. Сегодняшняя необходимость связана с активным строительным бумом в частном секторе. Речь не только о земельных владениях, но и о других жизненно важных ресурсах (лес, вода и т д.).

Водный сервитут

Это своего рода компромисс для всеобщего блага. Под водным объектом следует понимать природный или искусственный источник воды (водоем, водоток и т. д.). Он может быть постоянным или временным, но в законодательном смысле должен обладать признаками и формами водного режима:

  • ледники;
  • родники, гейзеры;
  • болото;
  • подземные воды;
  • моря и их отдельные части;
  • реки, каналы, ручьи;
  • водоемы.

Распространенная ситуация, когда такой водный объект оказывается на частной территории.

Тогда встает вопрос об общественном интересе — как добраться до источника воды через частные владения?

По факту собственник объекта дает частичное необходимое право пользования третьим лицам.

Законодательный ракурс

Любые правовые действия, связанные с водными объектами прописаны в Водном Кодексе. А вопросы частной собственности — ГК РФ.

Поскольку в вопросе использования водных ресурсов часто затрагиваются общественные и государственные интересы, то эту область также регулирую ФЗ и локальные нормативные акты.

Каким именно правовым сводом руководствоваться в том или ином случае, во многом зависит от вида водного обременения.

Виды

В сервитутном праве выделяют две формы водного «обременения»:

  • Публичный водный сервитут. Каждый гражданин вправе пользоваться водными объектами общего пользования. Один субъект договора — владелец водного объекта. Другой — неограниченный круг посторонних лиц, обладающих правом общего водопользования. Такая форма сервитута стоит на страже общественных и государственных интересов. Он устанавливается на основании ФЗ.
  • Частный водный сервитут. Собственник, обладающий долгосрочным/краткосрочным правом пользования, ограничивается в своих правах в интересах третьих заинтересованных лиц. Договоренность достигается добровольно или в ходе судебного разбирательства. Субъектами договора могут быть исключительно водопользователи. В этом случае сервитут защищает частные интересы.

Цели

Цели установления частного и публичного водного ограничения связаны с этой необходимостью:

  • водопой для скота;
  • прогон животных на выпас;
  • забор воды без помощи инженерных сооружений и устройств;
  • применение водных объектов для мелкого судоходства (паромы, лодки и т. д.).

Также закон позволяет установление водного сервитута по другим причинам, непротиворечащим закону. В любом случае должно быть объективная и доказанная необходимость для установления сервитута.

Объект

Водный сервитут занимает особое положение среди обременений на землю, потому что водные объекты располагаются на земельных участках.

Также имеет значение, к какой категории он относится — является ли общественным или частным.

Чаще всего на практике речь идет о публичных местах водопользования.

Особенности

Наложение водного обременения не означает, что владелец лишается прав собственности или пользования данным объектом. Водное обременение переходит при смене собственника, так он охраняется законом.

Обременение само по себе не может покупаться и продаваться, быть заложено или переходить другим лицам без законного основания.

Пользователь водным объектом, на который наложено обременение, имеет право обратиться в суд для его снятия, если причина установления водного сервитута перестала быть актуальной.

Право пользования продляется по желанию водопользователя в утвержденном порядке. Стоит отметить, что изменение местоположения водного источника (например, речное русло отклонилось) не влечет за собой автоматическое прекращение водного сервитута.

Нюансы частного и публичного сервитута

Как говорилось ранее, публичный сервитут призван удовлетворять общественные и государственные нужды, а частный — удовлетворяет интересы отдельного водопользователя.

При частном водном сервитуте владелец водного объекта имеет право брать плату за пользование имуществом с третьих лиц. Такой пункт предусмотрен соответствующим договором.

При публичной форме об оплате речь не идет. Но если основному водопользователю был нанесен ущерб в ходе соблюдения публичного сервитута, он должен быть возмещен.

Такая мера заложена в законе.

Частный сервитут достигается обоюдной договоренностью заинтересованных сторон. Если договориться не удается, дело решает суд.

Иск подает гражданин, нуждающийся в установлении водного сервитута. Публичное обременение устанавливается федеральным законодательством.

Для осуществления водных сервитутов не нужна лицензия на водопользование.

Алгоритм обременения

Разберем алгоритм установления водного обременения на распространенном случае. Например, на частной территории расположен водный объект – источник воды. Тогда водопользователям необходимо право пройти и воспользоваться «оазисом» на частной территории.

Публичный случай

Допустим, что водный объект относится к публичной категории. В этом случае прочие водопользователи имеют на него все права.

Для законного пользования им требуется лишь выразить свою общественную волю и установить водный сервитут на частную территорию.

Это позволяет им сделать ФЗ и локальные акты.

Жители должны обратиться в местные орган власти с соответствующим заявлением.

По его факту будут проведены общественные слушания и вынесено окончательное решение.

Оно будет закреплено в соответствующем документе и официально зарегистрировано. С указанной даты публичная форма обременения вступает в свои права.

Частный случай

Частный случай основывается на требовании третьих лиц предоставить им частичное право пользования конкретным объектом. Под защитой не общественный интерес, а частный. В этом случае ограниченный круг лиц должен обратиться с просьбой к собственнику.

Далее может быть два пути развития событий:

Обоюдное согласие

Собственник соглашается с условиями и устанавливает свою стоимость за предоставленные третьим лицам права пользования. Все нюансы прописываются в договоре.

Он подписывается сторонами и регистрируется в уполномоченных органах. Только после этого водный сервитут становится легальным.

Стоит отметить, что в договоре также прописываются сроки установления сервитута (срочный договор), в противном случае он будет считаться бессрочным.

Судебное решение

Если стороны не могут договориться мирно, то дело рассматривает суд. С исковым заявлением должно обратиться лицо, требующее установление частного водного сервитута.

Суд рассмотрит объективные основания для установления обременения, а также адекватность расценок, предлагаемых собственником за сервитут.

На основании вынесенного судебного решения устанавливается водный сервитут.

Независимо от случая, частного или публичного, не должны нарушаться права собственника и основного водопользователя. Он может защищать свои имущественные права в суде и требовать снятия водного обременения.

Водный сервитут как категория земельного обременения несет те же функции – соблюдение баланса между частным интересом и общественными нуждами. Только объектом компромисса выступают водные ресурсы.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/vodnyj.html

Частный водный сервитут

Частный водный сервитут

УДК 347.43

ЧАСТНЫЙ ВОДНЫЙ СЕРВИТУТ

© Лёмкина Е. Н., 2013

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Проводится исследование законодательства о частном водном сервитуте.

Ключевые слова: частный водный сервитут; водный кодекс; водные объекты; земельный участок.

Насущная потребность в регулировании сервитутных отношений на современном этапе обусловлена конституционным признанием многообразия и равноправия различных форм собственности на природные ресурсы, переходом страны к рыночным отношениям.

Опыт регулирования сервитутных отношений, их зарождение и становление напрямую были взаимосвязаны с правом собственности на природные ресурсы, в первую очередь с возможностью частных лиц иметь в собственности отдельные виды природных ресурсов, например водные объекты. Национализация земель и вод упростила разрешение некоторых вопросов, в частности, отпали многие частно-правовые принципы. До издания специальных законов о праве на воды юридическое положение вод в СССР разделяло судьбу земель. Таким образом, национализация вод ликвидировала существовавшие до революции частные права на воды и леса. Государство, являясь собственником вод, как и собственником земель, принимало на себя также и обязанность обеспечить потребности населения. Такая возможность могла быть реализована только через предоставление населению в исключительное и безвозмездное пользование части вод. Отчасти это было необходимо не только для обеспечения общественных интересов, но и в фискальных целях. Отсюда проистекала необходимость специального регулирования правоотношений, касающихся вод.

Исторический аспект практики правового регулирования водных сервитутов в России очень неоднозначен и характеризуется периодами как признания данного вида ограничения права собственности, так и отрицания либо умалчивания (свойственно советскому периоду).

Тем не менее, современное российское право признает необходимость правового регулирования сервитутных отношений.

Термин «сервитут» известен со времен римского частного права. В советском праве категория «сервитут» вообще отсутствовала, а в настоящее время в законодательстве России хотя и закреплена, но не получила заслуженного признания, в силу чего его изучению посвящено не так уж много работ.

Слово servire означает «служить», т. е. один водный объект служит не только собственнику, но и владельцу соседнего участка.

В римском частном праве сервитутами называли права пользования чужой вещью, которые устанавливаются для создания каких-либо выгод при эксплуатации определенного земельного участка в пользу определенных лиц. При этом термин «сервитут» первоначально означал только земельные сервитуты. В дальнейшем доктрина и практика привнесла подразделение сервитутов на виды.

Сервитут — это право, возникающее из договора или заменяющего его судебного решения на ту часть чужого недвижимого имущества, без пользования которой сервитуарий не может осуществлять свои права собственности или иного титульного владения.

Сервитут в определенной мере наделен чертами абсолютного права.

Ему свойственен особый вид объекта; независимость возникновения от воли третьих лиц; как правило, бессрочный характер; ограниченные полномочия сервитуария; установление в интересах конкретного лица; обязанность собственника обремененного имущества претерпевать «присутствие» иного лица, равно как и обязанность сервитуария относиться к пользуемой вещи как к своей собственной; неделимость сервитутного права и невозможность быть предметом каких-либо обязательств [1].

Водный сервитут являлся новеллой Водного кодекса Российской Федерации 1995 г. (ВК РФ 1995 г.). Необходимость в нем возникла с введением многообразия

форм собственности на природные ресурсы и, прежде всего, на водные объекты. Статьей 41 ВК РФ 1995 г.

было предусмотрено, что лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могли иметь следующие права на водные объекты: право долгосрочного пользования; право краткосрочного пользования; право ограниченного пользования (водный сервитут).

Частный водный сервитут — это ограниченное вещное право.

Он устанавливался для удовлетворения нужд конкретного сер-витуария (физического или юридического лица), как правило, собственника или владельца соседнего с водным объектом земельного участка, обеспечивая ему доступ к водному объекту.

Он устанавливался на основании договора или судебного решения и призван был в первую очередь ограничить права лицензионных (долгосрочных и краткосрочных) пользователей в интересах иных заинтересованных лиц.

Водный сервитут (право ограниченного пользования) был единственным из видов права пользования, для осуществления которого не требовалось получение лицензии на водопользование (п. 3 ст. 44 ВК РФ 1995 г.).

Договор установления частного водного сервитута заключался водопользователем с лицом, в пользу которого ограничивалось право пользования водным объектом (сер-витуарием), и подлежал регистрации в Федеральном агентстве водных ресурсов.

Момент регистрации являлся началом действия права ограниченного пользования.

В самом договоре в обязательном порядке указывались условия, которые определяли порядок продления или досрочного прекращения права на сервитут, устанавливали плату за использование водного объекта сервитуарием и определяли ответственность сторон. Однако эти условия стороны согласовывали между собой, а не переписывали из лицензии, как при долгосрочном и краткосрочном праве пользования водными объектами.

Частный водный сервитут мог устанавливаться в целях:

• забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;

• водопоя и прогона скота;

• использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.

Однако данный перечень не был исчерпывающим, и законодатель был вправе в дополнение к перечисленным выше водным

сервитутам устанавливать иные частные водные сервитуты (ст. 44 ВК РФ 1995 г.).

Неоднозначным являлся вопрос о возможности перехода прав ограниченного пользования к другому лицу. ВК РФ 1995 г.

допускал возможность перехода всех прав пользования (долгосрочного пользования, краткосрочного пользования и сервитута) при условии осуществления водопользования для собственных нужд и неизменности целей использования водных объектов [2].

В то же время общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, которые применялись к сервитутам, запрещают рассматривать сервитут как самостоятельный предмет купли-продажи, залога, дарения, мены; он не может передаваться каким-либо иным способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого этот сервитут установлен (ст. 274 ГК РФ) [3]. Исходя из этих положений можно предположить, что переход права ограниченного пользования водным объектом допускался одновременно с переходом к новому водопользователю права собственности, иного вещного права на прилегающий к водоему земельный участок (в случае забора воды); на скот (в случае водопоя и прогона скота); на паромы, лодки и другие маломерные плавательные средства. При этом для правового оформления перехода права ограниченного пользования было необходимо и достаточно заключения нового договора между водопользователем и новым обладателем сервитута.

На основании вышеизложенного, частный водный сервитут следует рассматривать как подвид гражданского сервитута и признать вещным правом на водные объекты.

В Водном кодексе Российской Федерации 2006 г. (ВК РФ 2006 г.) частный водный сервитут не только не выделяется, но и само понятие «сервитут» нигде не упоминается.

Однако при наиболее внимательном анализе законодательства в целом не видно особых оснований для оставления частных водных сервитутов в числе прав на водные объекты. ВК РФ 2006 г. закрепляет иной порядок приобретения права пользования водными объектами: в одних случаях

заключается договор водопользования, в других — принимается решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также предусматривает случаи, для кото-

рых вообще не требуется ни принятия решений о предоставлении водных объектов в пользование, ни заключения договоров водопользования [4]. В этих случаях нашли свое отображение и цели, ранее являющиеся необходимыми для установления частного водного сервитута в соответствии с ВК РФ 1995 г.

Статья 274 ГК РФ содержит положения о частном земельном сервитуте, устанавливающимся для обеспечения водоснабжения, мелиорации и иных нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть достигнуты без установления сервитута, т. е. в тех же целях, что и частный водный сервитут по ВК РФ 1995 г.

Частный земельный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Титул сервитута не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он установлен [5].

Таким образом, для обеспечения доступа к водному объекту необходимо и достаточно установить земельный сервитут на прилегающий земельный участок.

Право на ограниченное пользование чужим имуществом по своей природе является гражданско-правовым.

Исходя из структуры ГК РФ, нормы о частном водном сервитуте должны содержаться в разделе II «Право собственности и другие вещные права».

В нем содержатся главы, либо посвященные отдельным вещным правам, либо касающиеся всех вещных прав по поводу одного объекта. Поэтому можно предположить, что частные сервитуты

будут отражены в специальной главе «Сервитуты» либо в нескольких главах, учитывающих особенности вещных прав на такие объекты, как лесной фонд, водные объекты.

Как было сказано выше, частный водный сервитут возникал на основании договора между заинтересованным лицом и водопользователем, и этот договор подлежал регистрации в государственном водном кадастре [6]. В связи с этим возникает вопрос о дальнейшей судьбе частных водных сервитутов, возникших во время действия ВК РФ 1995 г. и продолжающих действовать на момент вступления в силу ВК РФ 2006 г.

Законодатель как общее правило предусмотрел порядок, по которому водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до введения в действие ВК РФ 2006 г., сохраняют права долгосрочного и краткосрочного пользования водными объектами до истечения срока действия своих лицензий и договоров.

Однако о договоре ограниченного пользования водным объектом, устанавливающим частный водный сервитут, ни в ВК РФ 2006 г., ни в ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» не упоминается. В данной ситуации существует два выхода:

1. Законодатель предполагает, что со вступлением в силу ВК РФ 2006 г. все ранее заключенные договоры ограниченного пользования водным объектом подлежат отмене.

Однако они могут прекратить свое действие либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке, в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).

При этом заявителем в суде может выступать тоже только одна из сторон договора, а не государственный орган власти или местного самоуправления.

2. По аналогии с лицензионным пользованием, право ограниченного пользования применяется до истечения срока действия договора. Однако ВК РФ 1995 г.

не рассматривал срок как существенное условие при заключении договора ограниченного пользования водным объектом.

Сервитут прекращал свое действие по соглашению сторон, в результате смерти гражданина или ликвидации юридического лица, выступавшими стороной по договору, на основании судебного решения, но при этом мог

носить формально бессрочный характер, продлеваясь вместе с договором долгосрочного или краткосрочного пользования водным объектом.

В настоящее время все ранее заключенные договоры долгосрочного и краткосрочного пользования действуют до истечения срока, после чего права пользования, установленные данными договорами, подлежат переоформлению согласно ВК РФ 2006 г.

Таким образом, через 25 лет (максимальный срок действия права долгосрочного пользования) лицензионное пользование водными объектами по ВК РФ 1995 г. полностью прекратит свое действие.

Поскольку договор ограниченного пользования заключался с лицензионным пользователем, то прекращение лицензионного пользования и его преобразование в пользование водным объектом на основании решения органа власти или на основании договора водопользования фактически будет служить основанием для прекращения действия частного водного сервитута. Вместо сервитута заинтересованному лицу будет предоставляться возможность свободного водопользования (пользования водным объектом без получения решения органа власти или заключения договора водопользования).

Таким образом, с течением времени частный водный сервитут должен прекратить

свое действие, но в настоящее время он продолжает применяться и будет применяться до тех пор, пока не прекратится лицензионное пользование водным объектом по ВК РФ 1995 г.

1. Ананьев А. Г. Сервитутное правоотношение : автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 6.

2. Водный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 16 нояб. 1995 г. № 167-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства. 1994. № 32. Ст. 3301.

4. Водный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации.

6. Поскольку частный сервитут возникал только с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом, то даже в случае, когда частный водный сервитут устанавливался на основании судебного решения, требовалось после этого заключение договора (ст. 43, 46 ВК РФ 1995 г.).

Private Water Servitute

© Lyomkina E., 2013

The research of the legislation on private water servitute. Key words: private water servitude; the water code; water objects; land lots.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/chastnyy-vodnyy-servitut

Сервитут земельных участков и его особенности

Сервитут земельных участков и его особенности

OPrave » Недвижимость » Земельный участок » Сервитут земельных участков и его особенности

За последние двадцать лет появления и существования в России полного права владения и собственности на земельные участки наработана обширная законодательная база и юридическая практика. Она касается практически всех вопросов землевладения и землепользования, как частными лицами, так и корпоративными, собственниками в виде государственных муниципальных органов.

Особый интерес представляет система отношений, при которых могут нарушаться или ограничиваться права собственника недвижимости, или земельных владений, имеющий специфическую форму — называемую сервитутом.

В этой статье будет раскрыто понятие земельного сервитута, какие имеются его виды, для чего он предназначен. А также рассмотрены некоторые практические аспекты работы с этим правовым статусом земельного участка.

Что это такое и условия возникновения

Юридическое понятие «сервитут» имеет свое происхождение еще со времен возникновения римского права, когда устанавливались первые правила того, какие ограничения имеет собственник земельного надела (латифундии).

В те времена вопрос регулирования отношений земельной собственности сводился к таким формам как, например, право прохода через частные угодья или перемещения стада домашних животных, прокладка водных коммуникаций в римских городах через землевладения, принадлежащие нескольким собственникам.

В современном понимании тема ограничение законного права владельца или сервитут вызвано типичными проблемами городской застройки, такие как:

  • использование земельных участков в условиях ограниченного городского пространства, особенно при массовой точечной застройке жилых микрорайонов, где пересекаются интересы многих собственников;
  • вопросы, связанные с расширением городских коммуникаций, прокладки инженерных сетей, когда затрагиваются права многих собственников земельных участков;
  • вопросы коммерческого использования земельных участков связанные с размещением рекламы, проведения публичных мероприятий.

Если же говорить о формальной трактовке понятия «сервитут», то она наиболее полно раскрыта в определении, данном в ГК РФ (17 я глава).

Чтобы  было до конца понятно, в каких именно случаях применяются эти правовые нормы, следует привести некоторые случаи из практики.

  1. Пример 1. В обществе садоводов расположен естественный водный объект – река, из которого осуществляется водопользование владельцами земельных угодий для их полива.

    Проход к этому водоему может быть осуществлен только через границы землепользования нескольких владельцев. В данном случае на владельцев таких участков может быть возложена обязанность по обеспечению беспрепятственного прохода к реке другими пользователями.

  2. Пример 2. При строительстве коттеджного поселка возникла необходимость проложить водопровод на соседнюю улицу. Однако рельеф местности позволяет произвести такие работы только через территорию другого собственника. В этом случае также может быть реализована схема наложения статуса сервитута на конкретный земельный надел, его собственника.

Как видно из приведенных примеров, подобные прецеденты могут возникнуть в любом месте, что особенно типично для тех районов, где ведется интенсивно строительство новых автомагистралей, мостов или расширение городских (поселковых) территорий за пределы «красной линии».

Основные виды и их особенности

Законодательными уложениями Российской Федерации, посвященным вопросам землепользования, определены два основных вида сервитута. Также законодателями определяются — размеры, сроки и виды ограничений на безусловный приоритет частного землевладения.

  • Публичный. Это вид ограничения землепользование, которое имеет в своей основе законодательное установление (правовой акт) органа исполнительной власти федерального, регионального или местного уровня. Как правило, публичный сервитут строится на основе платности за возникшие нарушения собственника землевладения.Плата за такой вид сервитута установлена из нормативов компенсации, например, при изъятии или ограничения правомерного использования, связанная с государственными или муниципальными нуждами. Также устанавливаются нормы, когда собственнику выплачивается периодическая компенсация за наложение статуса сервитута на его земельный участок.
  • Частный (ЧС). Это система договорных отношений между частными собственниками земельных активов о наложении ограничения на возможность пользования объектом, установление за это компенсации. ЧС устанавливается на основе двухсторонних (или многосторонних) частных соглашений (соглашение о сервитуте). В случае отсутствия договоренности, такие споры решаются в судебном порядке.

В обоих случаях, законодательством установлены основные сферы применения правоприменительных норм, оговоренных в части 1 статьи 274 ГК РФ, где сервитутное право применяется в случаях:

  1. Реализация права свободного транзита через земельные угодья (участки).
  2. Реализация права использования земельного актива для прокладки строительных и сетевых коммуникаций.
  3. Установления ограниченного землепользования владельцем для целей водоснабжения, мелиоративных работ, водостока, доступ к рекреационным местам отдыха (пляжи, морское побережье).
  4. размещение на территориях специальных объектов связи или геодезических сооружений (вышек, знаков).
  5. Временный доступ для производства исследовательских работ, геологоразведки.
  6. Использование землевладений принадлежащих собственникам для общественного пользования в виде охоты, рыболовства, сбора лесных плодов, грибов, пчеловодства.

Пример расположения сервитута

Здесь надо особенно отметить, что хоть законодательными актами (ГК РФ, Земельным Кодексом, Лесным и Водным Кодексами) достаточно точно установлены форматы применения сервитута, все же, исходя из существующей юридической практики, конкретные условия, права, и материальные компенсации должны устанавливаться отдельным  соглашением между всеми заинтересованными сторонами.

Различие между публичным и частным видом

Для того, чтобы четко понимать, в каких случаях применяется публичный, а в каких частный, следует привести основные различия между этими правовыми формами установления ограничения  использования земельных активов и территорий.

  1. Различие первое.

    Публичный сервитут — это отношения между публичными органами власти (федеральной, региональной или муниципальной) и частным собственником земельного участка. Как правило, такие отношения возникают при реализации федеральных или местных программ застройки, прокладки коммуникаций.

  2. Различие второе. По смыслу законодательства РФ, публичный сервитут носит обязательный характер.

    Изъятие части земельного участки или ограничения прав его владельца может происходить вообще без всякой компенсации, например, при возникновении необходимости связанной с обороной, предотвращением стихийных бедствий или террористической деятельности.

    Такими правами обладают многие силовые ведомства РФ, которые могут наложить сервитут на любой земельный участок, без всякой компенсации владельцу.

  3. Различие третье. Публичный и частный сервитут имеют в своей основе различную правовую базу и схему реализации юридических процедур.

    При публичном используется публичная правовая база — постановления правительства, решения городской думы или правовой акт, подписанный главой администрации города.

    В частном сервитуте — все отношения устанавливаются и регламентируются только на основе двухсторонних соглашений или с участием арбитра, т.е. судебного органа власти.

В частном такое практически невозможно, так как имеется правовое равноправие всех заинтересованных сторон – собственников, в независимости от того, физическими или юридическими лицами они являются.

Соглашение об установлении сервитута

Для заключения договора об установлении каких — либо условий на пользование, владение или распоряжение земельным наделом, активом или территорией, находящегося в частной собственности, имеется два основных варианта.

  • Вариант первый. При реализации публичного сервитута основным правоустанавливающим актом является постановление местного (публичного) органа власти о том, что, например, на земельной территории, принадлежащей гражданину, будет производиться прокладка электрического кабеля.Это постановление является обязательным и собственнику придется либо добровольно принять положения о сервитуте, либо оспаривать его в суде. Орган власти, заинтересованный в реализации своих интересов, может по своей инициативе предложить компенсацию за пользование сервитутом, для чего может быть собственнику предложено подписать Договор о сервитуте.
  • Второй вариант – это частный сервитут. Для оформления договора частного сервитута, должно быть выполнено несколько последовательных процедур:
    • заинтересованное лицо или его агент должен направить соответствующее обращение владельцу участка. Это делается в письменной форме, непосредственно собственнику, либо его представителю;
    • если стороны пришли к соглашению, определили для себя все условия договора, размер и порядок оплаты, то подписывается Соглашение или Договор сервитута (образец прилагается);
    • поскольку данное соглашение о сервитуте имеет правоустанавливающий характер, то он, как и любой другой договор подобного типа (купли — продажи), подлежит обязательной регистрации в территориальных подразделениях Росреестра.
    • по истечении 21 дня, со дня подачи Соглашения о сервитуте, производится его регистрация и занесение в федеральный реестр. С этого момента договор или соглашение о сервитуте вступает в законную силу.

Образец договора о сервитуте земельного участка

Скачать форму соглашения сервитута земельного участка в формате .doc.

Что касается вопроса того, как это осуществить на практике, то обычно в таких целях разумным подходом будет воспользоваться услугами профессиональных адвокатов, либо специалистов (риэлторов), специализирующихся по земельным вопросам (это не всегда агентство недвижимости в обычном понимании).

Определение платы

При заключении договора по сервитуту на земельное владение, очень много вопросов возникает при установлении размера платы в качестве компенсации.

Обычно при установлении платы принимаются в расчет следующие факторы:

  • компенсация за упущенную выгоду, в том числе и коммерческую, если, например, земельный участок использовался для ведения фермерского хозяйства;
  • оплата за нарушение экологических условий владений;
  • компенсация за ликвидацию каких-либо объектов, находящихся на земельной территории, подпадающей под договор сервитута;
  • часть доходов получаемых пользователем земельного участка и отчисляемых собственнику, например, часть прибыли от размещения рекламного щита на участке владельца.

В заключение остается добавить, что правовой институт сервитута земельных участков в России не имеет пока устоявшейся практики применения.

В большинстве случаев такие земельные споры решаются в судебном порядке, что накладывает дополнительные расходы, как на собственника, так и на тех, кто желает воспользоваться своим правом сервитута.

Нефедова Анна Олеговна.

Юрист гражданско-правововой специализации. Работает в Кинельском районном суде Самарской области — секретарь судебного заседания.

Ознакомившись с представленной публикацией, считаю необходимым включить в неё дополнительные пункты, при которых устанавливаются обременения:

  • с целью изъятия водных ресурсов;
  • для прогона сельскохозяйственного скота через земельный участок;
  • в случаях сенокоса, а также выпаса сельскохозяйственного скота в установленном порядке на земельных участках.

Касательно различий между ограничениями, считаю нелишним добавить некоторые отличительные особенности, не указанные в публикации, а именно:

  • публичный сервитут накладывается в отношении неустановленного круга лиц, частный, напротив, затрагивает полномочия определенных правообладателей;
  • публичное обременение носит безвозмездный характер, за исключением условий, предусмотренных п. 7 ст. 23 ЗК РФ, кроме того, правообладатель имеет право на получение компенсации при отчуждении недвижимого имущества либо предоставление нового участка при отсутствии возможности использовать прежний участок. Частный сервитут всегда носит возмездный характер.
  • правообладатель земли вправе обратиться в суд для того, чтобы оспорить публичный сервитут; при частном обременении, для установки сервитута в суд подает заявление лицо, желающее установить сервитут.

В публикации не сказано про сроки. Временный сервитут вводится на срок, прописанный в акте государственного органа или в соглашении между собственниками. Бессрочный сервитут является постоянным с момента регистрации в Управлении Росреестра.

Также, хотелось бы упомянуть про условия, при которых прекращается сервитут. Гражданское право указывает на следующие способы:

  1. В случае изменения оснований, послужившие установлению ограничений прав собственника. В этом случае издается соответствующий акт об отмене обременений.
  2. Вследствие невозможности использовать недвижимое имущество по целевому назначению. Собственник участка вправе обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении сервитута.

Источник: https://OPrave.com/nedvizhimost/uchastok/servitut.html

Виды сервитутов и порядок установления сервитута на земельный участок

Виды сервитутов и порядок установления сервитута на земельный участок

Сервитут (лат. servitutis — подчиненное положение) — в земельном праве — ограниченное право пользования чужой вещью. Действующий Земельный кодекс совершенно четко разделяет сервитуты на земельные участки на частные  и публичные.

Они же, в зависимости от сроков, могут также являются сервитутами временными или постоянными.

Порядок установления сервитута зависит от его вида и в данной статье мы рассмотрим процесс установления сервитута на публичные и частные земельные участки.

1. Требования, предъявляемые ко всем сервитутам 2. Сервитут на земельный участок: как устанавливается? 3. Особенности публичного сервитута 4. Отличительные особенности частного сервитута

Требования, предъявляемые ко всем сервитутам

К какой бы категории ни относился сервитут, к нему предъявляются общие требования:

  1. Использование земельного участка с наименьшим обременением для последнего.
  2. Невозможность лишения собственника прав на участок (из-за установления сервитута). Владелец должен свободно пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
  3. Права сервитута невозможно переуступить/продать. Это не аренда. И собственно сервитут может быть оформлен только строго определенным лицам. Они также не могу заложить это право — например, в банк для кредитного обеспечения.
  4. Документ, устанавливающий сервитут, непременно должен указывать цели такого установления.
  5. Если объект (земля) продан или арендован, сервитут сохраняется. Только в договоре купли-продажи обязательно должно быть отражено ограниченное пользование, как обременение земельного участка.
  6. Сервитут составляется исключительно в письменном виде. Подлежит обязательной госрегистрации и только после этого считается действительным.

Сервитут на земельный участок: как устанавливается?

Ограниченное пользование земельным наделом (или по-другому сервитут) обязательно преследует какую-то конкретную цель. И закон (ГК РФ) определяет некоторые из таких целей.

Земля передается в ограниченное пользование для:

  • установки ЛЭП и их ремонта, а также иных коммуникаций, провести которые в другом месте и/или иным путем не имеется никакой возможности;
  • прохода/проезда к собственному участку, если нет другого маршрута.

Эти две цели являются самыми распространенными, но, конечно, далеко не исчерпывающими в списке всех возможных и существующих.

Назначение сервитута всегда определяется нуждами или собственников участка, или нуждами других лиц, в пользу которых сервитут и устанавливается.

Главное — законность таких целей.

Особенности публичного сервитута

Основные положения и особенности публичного сервитута закрепляются нормативом на уровне любого властного субъекта (в том числе муниципалитета). Это делается для эффективного решения местных, а равно государственных задач.

Земельным же кодексом установлен примерный целевой список (помимо тех, общих, что установлены ГК РФ) для сервитута на законных основаниях:

  1. Дренажные работы.
  2. Проведение исследований, изысканий.
  3. Забор воды с объектов.
  4. Проход сельскохозяйственных животных.
  5. Охота, рыбалка.

Публичное ограниченное пользование определенным земельным участком (сервитут) устанавливается после организации и проведения публичных же слушаний.

Порядок такого мероприятия законом не регулируется, но ориентироваться следует на порядок проведения схода граждан, прописанный в законе о местном самоуправлении.

В общем, нужно организовать такой «мини-референдум» на местном уровне — в районе или области.

Обратите внимание! Установление земельного сервитута на конкретную территорию возможно как для определенного круга лиц (охотников, рыболовов, например), так и для неопределенного — скажем, «для всех колхозников коллективного хозяйства «Заря Коммунизма»».

Что касается субъективного состава (неопределенного круга лиц), то такой обязательно должен указываться в актах местной власти или государственного надзора, установивших подобное ограничение.

Важно: публичный сервитут никаким образом не связан с изъятием земли из собственности! Если ограниченное, но все же использование участка повлекло за собой невозможность его дальнейшего целевого использования, землевладелец вправе потребовать от государства:

  • возмещение понесенных убытков в полном объеме;
  • изъятие участка под сервитутом путем его выкупа либо предоставления участка, аналогичного по характеристикам.

Как только земля перестает быть нужной или полезной для государственных или же общественных нужд, ее сервитут прекращается на основании соответствующего акта, выданного органом этот сервитут установившим.

Отличительные особенности частного сервитута

Частным сервитутом называются особые договорные отношения, существующие и официально зарегистрированные между владельцами земельных участков.

Такие отношения обязательно должны быть заключены письменно, а также зарегистрированы в установленном законом порядке в ЕГРП.

При этом вполне возможно установление платы за ограниченное пользование той или иной землей.

Если же полюбовно подобный договор заключить не получается, это делается в судебных инстанциях, по иску одной из сторон.

Основаниями для прекращения частного сервитута могут являться:

  1. Неактуальность целей его установления.
  2. Невозможность использования участка по целевому назначению.

Опять же, если не удается прийти к общему согласию о прекращении сервитута, это делается на основании соответствующего решения суда.

Вообще, как установление, так и прекращение сервитута на земельный участок — это процесс довольно трудоемкий, очень сложный, комплексный.

И ввязываться в него без опыта и грамотного профессионального сопровождения порой просто не имеет смысла.

Важно найти квалифицированного в этой области адвоката и уже с ним решать создавшиеся проблемы. 

(231 голос., 4,70 из 5)
Загрузка…

Источник: http://pravo.moe/ustanovlenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть