8(800)350-83-64

Защита и охрана прав собственности на земельные участки

Способы защиты прав на землю

Защита и охрана прав собственности на земельные участки⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

Долгое время в науке не разграничивались такие понятия, как охрана и защита прав. Между тем эти термины имеют различное содержание'.

Охрана прав включает комплекс мероприятий (экономических, политических, организационных, правовых и др.), обеспечивающих создание условий для осуществления прав в их нормальном, ненарушенном состоянии. Защита прав имеет место при нарушении прав или их оспаривании, т. е.

когда требуется восстановление прав или их признание (например, ст. 11, 12 ГК РФ; гл. IX ЗК РФ).

Собственник, землевладелец, землепользователь, арендатор земельного участка имеют право применить для восстановления своего нарушенного или оспариваемого права принудительные меры в порядке, определенном законом.

Лицо, право на земельный участок которого было нарушено, осуществляет выбор способа защиты нарушенного права, предусмотренного законом, в соответствии с характером нарушения и видом нарушенного права.

Если же в законодательстве установлен определенный способ защиты нарушенного права, то применяется только указанный способ защиты.

В гл. IX ЗК РФ урегулированы следующие способы защиты:

• признание прав на земельный участок (ст. 59);

• восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нару шающих право на земельный участок или создающих угрозу

его нарушения (ст. 60);

1 См., например: Донцов СЕ. Гражданско-правовые внедоговорные способы защиты социалистической собственности. М., 1980; РябовА. А. Охрана права государственной

собственности в СССР. Казань, 1982.

206

• признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления

(ч. 2 ст. 60, ст. 61);

• присуждение к исполнению в натуре (ч. 2 ст. 62, ч. 1 ст. 63).
В земельном законодательстве специально не выделяются такие

распространенные способы, как обжалование действий (бездействий) должностного лица, неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, но и они применяются при защите прав на землю.

Защита прав может осуществляться в судебном и административном порядке, также возможно применение некоторых способов защиты без обращения в компетентные органы (самозащита права, возмещение убытков и др.).

Такие способы защиты, как неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, признание оспоримой сделки недействительной и другие, может применять только суд.

При оспаривании, отрицании права или при наличии сомнений в его существовании производится признание права на земельный участок в судебном порядке.

Суд признает наличие или отсутствие у спорящих сторон права на определенный земельный участок.

Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны произвести государственную регистрацию права на землю или сделки, предметом которой является земельный участок. Регистратор права на недвижимое имущество и сделок с ним не может отказать в государственной регистрации права на земельный участок, установленного вступившим в силу решением суда. Если же судебное решение не содержит сведений, которые должны вноситься в обязательном порядке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то регистратор вправе запросить суд о порядке исполнения принятого решения.

Нарушенное право подлежит восстановлению в случаях, установленных федеральными законами, например: при самовольном занятии земельного участка; при признании судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта

207

органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; при захламлении, порче земель.

Пресечение действий, нарушающих права на землю граждан и юридических лиц или создающих угрозу их нарушения, является одним из способов защиты права, который имеет достаточно распространенное применение. Такой способ используется либо самостоятельно, либо совместно с другими способами защиты, в частности с взысканием убытков.

Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц может осуществляться путем признания недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта, если он нарушает права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель. Указанный акт, как правило, недействителен с момента его издания. Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие закону (например, издание акта с превышением полномочий) или иному правовому акту, так и нарушение указанными актами прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Возмещение убытков является наиболее распространенным способом защиты нарушенных прав на землю.

Источник: https://lektsia.com/1x7650.html

2.Охрана и защита прав собственности на природные ресурсы. — Экологическое право — Конспект лекций

2.Охрана и защита прав собственности на природные ресурсы. - Экологическое право - Конспект лекций

 2.Охрана и защита прав собственности на природные ресурсы.

            В правовой литературе советского периода в основном рассматривались вопросы охраны права собственности на природные объекты.

В условиях исключительной государственной собственности на природные ресурсы это было оправданным, т.к. защита правомочий государства-собственника вполне обеспечивались средствами и способами охраны права собственности.

В современных условиях расширения круга субъектов права собственности на природные объекты и постепенного возвращения последних в имущественный гражданско-правовой оборот, в действующем законодательстве и литературных источниках часто указывается на осуществление защиты права собственности на природные ресурсы.

            Различия между охраной и защитой права собственности на природные объекты заключаются во временных пределах их наступления, способах осуществления, средствах реализации, органах, их осуществляющих, и т.д.

Так, охрана права собственности возникает с момента принятия правовых норм, ограждающих отношения собственности, и прекращается вместе с отменой охранительных норм права.

Защита же права собственности наступает с момента нарушения права и действует в пределах сроков, установленных для его защиты. Таким образом, охрана права собственности, в т.ч.

на природные ресурсы, свойственна праву собственности в объективном смысле. Защита же права собственности на природные объекты присуща праву собственности в субъективном смысле.

            Охрана права собственности на природные ресурсы обеспечивается деятельностью органов государственной исполнительной власти, а защита осуществляется судебными органами.

Поэтому охрана права собственности осуществляется в административном порядке и административно-правовыми средствами, защита же нарушенного субъективного права собственности на природные объекты обеспечивается в судебном порядке и гражданско-правовыми средствами.

            Защита права собственности осуществляется судом или третейским судом.

В случае принятия законодательного акта, который прекращает право собственности, государство возмещает собственнику причиненные убытки.

Эти убытки возмещаются в полном объеме в соответствии с реальной стоимостью объекта на момент прекращения права собственности, включая и не полученные доходы.

            Вмешательство в деятельность собственников земельных участков и землепользователей, связанную с использованием земли, со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения собственниками земли и землепользователями земельного законодательства.

            Государственные органы несут имущественную ответственность за ущерб, причиненный их неправомерным вмешательством в осуществление собственником и указанными лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом в объеме, предусмотренному п. 4 ст. 48 Закона «О собственности». Убытки, причиненные собственнику земли, подлежат возмещению на общих основаниях.

            Вместе с тем права собственников земельных участков и землепользователей в случаях, предусмотренных земельным законодательством, могут быть ограничены.

Например, обращение взыскания на земельный участок по претензиям кредиторов может быть осуществлено по решению суда общей юрисдикции или арбитражного суда в случае отсутствия у должника иного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Обращение взыскания по претензиям кредиторов на земельный участок, принадлежащий гражданину на праве частной собственности, не допускается кроме случаев, когда земельный участок является объектом залога.

            Защита права собственности на природные ресурсы осуществляется в пределах сроков, установленных законодательством. Закон «О собственности» в ст.

50 предусматривает, что собственник вправе истребовать возврата (виндикации) своего имущества из чужого незаконного владения.

На требования о возврате имущества из чужого незаконного владения устанавливается трехлетняя исковая давность.

            Способы защиты права собственности на природные ресурсы, а также условия и порядок их осуществления Гражданским и Гражданско-процессуальным законодательством.

            Собственники земельных участков вправе требовать их возврата после истечения сроков договора аренды земли.

При истребовании земельного участка из незаконного владения собственник вправе потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно (недобросовестный владелец), возврата или возмещения всех доходов, которые оно извлекло или должно было извлечь за все время владения, а от добросовестного владельца – возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда узнал, или должен был узнать о неправомерности владения и пользования земельным участком. В свою очередь, добросовестный или недобросовестный владелец вправе требовать от собственника возмещения произведенных им затрат на улучшение земельного участка с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от его использования.

            Действующее законодательство предусматривает определение гарантии прав земельных собственников. Согласно ст.

51 Закона «О собственности» гражданин не может быть лишен права собственности на земельный участок помимо его воли иначе, как на основании решения суда и в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины.

В случае изъятия по решению суда земельного участка для удовлетворения государственных и общественных потребностей прежнему владельцу передается взамен другой равноценный по качеству земельный участок.

            Изъятие (выкуп) для государственных или общественных нужд земельных участков у граждан, согласно ст.

46 Земельного кодекса, может производиться после выделения им по желанию Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и других построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме иных убытков.

            Изъятие (выкуп) для государственных или общественных нужд земель коллективных сельскохозяйственный предприятий, сельскохозяйственный научно-исследовательских учреждений и учебных хозяйств, других сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий и организаций может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и жилых строений, взамен изымаемых, и возмещения в полном объеме иных убытков согласно требований раздела четвертого Земельного кодекса.

            Прекращение права собственности на землю или права пользования земельным участком в случае добровольного отказа собственника земли или землепользователя производится по его заявлению на основании решения соответствующиего Совета народных депутатов.

12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

Источник: http://bookwu.net/book_ekologicheskoe-pravo_770/10_2.ohrana-i-zashhita-prav-sobstvennosti-na-prirodnye-resursy

Защита и гарантии права землепользования

Защита и гарантии прав землепользователей достигаются системой мероприятий, обеспечивающих его устойчивость.

Защита и гарантии прав землепользователей предусмотрены ст. 71–76 КоЗ.

Защита прав землепользователей заключается в том, что:

  • их нарушенные права подлежат восстановлению в соответствии с действующим законодательством;
  • в возможности обжалования решений органов и должностных лиц, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель и контроль за их использованием и охраной, в том числе и об отказе в предоставлении земельных участков, включая их действия (бездействие) в вышестоящие органы, либо должностным лицам или в суд;
  • убытки, причиненные нарушением их прав, подлежат возмещению в полном объеме;
  • их права могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законодательными актами (т.е. законами Республики Беларусь, декретами и указами Главы государства).

Гарантии права землепользования направлены на создании дополнительных благоприятных условий для его осуществления. Ими являются:

  • отнесение титулов права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, сервитута, временного пользования и аренды к вещным правам, что обеспечивает им защиту традиционными виндикационным и негаторным вещноправовыми исками;
  • формулирование исчерпывающего перечня оснований по которым земельные участки могут быть изъяты у землепользователей в принудительном порядке – это за нарушение земельного законодательства и для государственных нужд;
  • возмещение землепользователям убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов;
  • предоставление землепользователям в зависимости от местных условий по их желанию при изъятии земельных участков для государственных нужд других равноценных земельных участков;
  • изменение границ административно-территориальных и территориальных единиц не влечет за собой прекращения прав, изменения вида вещных прав на земельные участки, ранее предоставленные землепользователям и не является основанием для изменения размеров земельных участков, на которые выданы документы, удостоверяющие право на земельные участки.

Вещно-правовая охрана права землепользования направлена на восстановление изначального положения, существовавшего до правонарушения. Она сформулирована ст.

72 КоЗ согласно которой самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования.

Приведение земельного участка в пригодное для использования состояние включая снос возведенных на нем строений, производится за счет лица, самовольно занявшего земельный участок.

Возврат самовольно занятого земельного участка осуществляется на основании решения Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета либо по постановлению суда.

Обязательственно-правовая защита права землепользования сформулирована в ст. 48 КоЗ и заключается в признании ничтожными ряда сделок с земельными участками или правами на них, что влечет последствия их недействительности, предусмотренные гражданским законодательством.

Недействительными являются сделки:

  • купли-продажи, мены, дарения, аренды, ипотеки земельных участков, предоставленных в пожизненное наследуемое владение, постоянное или временное пользование;
  • по предоставлению арендованных земельных участков в субаренду, передаче арендаторами своих прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков другим лицам, сделки по предоставлению права аренды земельных участков в залог и внесению права аренды земельных участков в качестве вклада в уставной фонд хозяйственных обществ и товариществ, если за право заключения договора аренды не взималась плата или совершенные без согласия арендодателя;
  • с земельными участками и правами на них, на которые отсутствуют правоустанавливающие документы.

Правовая охрана земель.

В процессе эксплуатации землепользователи (собственники, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков) и лица, не обладающие земельными наделами оказывают вредное воздействие на землю в виде нерационального землепользования, засорения земельных наделов промышленными и бытовыми отходами, загрязнения их химическими и радиационными веществами, биологическими организмами, оказывают негативное физическое воздействие на них, что может привести к и деградации земель. Для недопущения таких негативных процессов производится, в том числе и правовая охрана земель.

Правовая охрана земельпредставляет собой систему, закрепленных в законодательстве мероприятий, направленных на рациональное использование земель, предотвращение деградации земель, восстановление деградированных земель.

Обязанность по охране земель возложена на органы государственного управления, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, а также землепользователей и лиц, деятельность, которых оказывает негативное воздействие не состояние земель.

Деградация земель – процесс снижения качества земель в результате вредного антропогенного или природного воздействия.

Деградированные земли – земли, потерявшие свои исходные полезные свойства до состояния, исключающего возможность их эффективного использования по целевому назначению.

Конкретные меры по охране земель сформулированы в ст. 89 КоЗ.

Землепользователи в границах предоставленных им земельных участков должны осуществлять следующие мероприятия по охране земель:

  • благоустраивать и эффективно использовать землю, земельные участки;
  • сохранять плодородие почв, иные полезные свойства земель;
  • защищать земли от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами, химическими и радиоактивными веществами, иных вредных воздействий;
  • предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками;
  • сохранять торфяно-болотные почвы при использовании сельскохозяйственных земель, предотвращать процессы минерализации торфяников;
  • проводить консервацию деградированных земель, если невозможно восстановить их исходное состояние;
  • восстанавливать деградированные, в том числе рекультивировать нарушенные земли;
  • снимать, сохранять и использовать плодородный слой земель при проведении работ, связанных с добычей полезных ископаемых и строительством.

Мероприятия по охране земель должны включаться:

  • в региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства административно-территориальных и территориальных единиц, территорий особого государственного регулирования, проекты внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства и иную землеустроительную документацию;
  • в проектную документацию на размещение, строительство, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и снос объектов промышленности, транспорта, связи, обороны, коммунального, лесного, водного и сельского хозяйства, а также иных объектов, оказывающих воздействие на землю;
  • в проектную документацию по мелиорации земель;
  • в технические нормативные правовые акты, устанавливающие технические требования к технологическим процессам, непосредственно связанным с использованием земель в хозяйственной и иной деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, осуществляют мероприятия по охране земель в соответствии с утвержденными ими планами, согласованными с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственного комитета по имуществу. Планы по охране земель должны содержать сведения о гарантированных объемах и источниках финансирования мероприятий по охране земель.

Финансирование мероприятий по охране земель осуществляется за счет собственных средств землепользователей, средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на эти цели в соответствии с законодательством, а также иных источников не запрещенных законодательством.

Для оценки состояния земель устанавливаются в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемическом благополучии населения, об охране окружающей среды нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ в почве.



Источник: https://infopedia.su/3x5706.html

Защита земельных прав

Нарушения гражданских прав устраняются посредством судебных актов в порядке, предусмотренном ГПК. Статья ГК РФ № 12 допускает самозащиту потерпевшего от правонарушения лица. Это так называемая «самозащита права».

В то же время в сфере земельных правоотношений отсутствует четкая система защиты нарушенных прав.

В отдельных ситуациях применяется судебная правозащита (имеющая расширительную тенденцию), в других — административное вмешательство в виде таких санкций, как: предписание и либо штраф.

Согласно части третьей статьи ЗК РФ № 3, имущественные отношения по пользованию, владению, распоряжению земельными наделами, по совершению сделок с ними регламентируются гражданским законодательством, если другое не предусматривается земельным, водным, лесным законодательством или же законодательством об охране окружающей среды, о недрах, специальными федеральными законами. Отсюда следует вывод, что если нарушение прав происходит именно в сфере имущественных земельных правоотношений, то их защита происходит на основании правил ГК РФ, а не ЗК РФ, если в самом земельном кодифицированном акте не предусмотрено иное. Следовательно, самозащита земельных прав применима также в рамках защиты имущественных земельных прав.

Проблемы защиты земельных прав

В существующей системе защиты гражданских прав некоторые юристы видят существенные недостатки. В частности, в отсутствии четкой градации и соотнесения конкретных нарушений земельных прав и соответствующих им способов защиты.

Для российского менталитета предоставление многоаспектной альтернативы равносильно легализации самоуправства, потому что многие люди совершенно по-разному интерпретируют указанные в законе нормы, то есть допустимые правила поведения.

Например, формально собственник земли обладает полным объемом правомочий в отношении своих наделов. Что приводит к различным правовым коллизиям.

Так, например, наличие гражданско-правового соглашения об аренде земельного участка делегирует ряд правомочий собственника (в частности, владение и пользование) арендатору в пределах оговариваемых условий.

В то же время, арендодатели не удосуживаются зачастую защищать свои интересы в надлежащем порядке, а прибегают к любым доступным им методам. В том числе к освобождению своих участков от арендаторов посредством силовых структур.

Дело в том, что сотрудники полиции обязаны в любом случае среагировать на поступившее заявление. В ходе рассмотрения заявления, сбора материала они выясняют, имеются ли в действиях лица признаки административного правонарушения или преступления.

Если же выясняется, что между заявителем и нарушителем возник именно гражданско-правовой спор, то сотрудники полиции разъясняют это заявителю и выносят постановление об отсутствии в действиях указанного лица признаков состава преступления, административного правонарушения.

На самом деле сотрудники полиции не вправе вмешиваться в гражданско-правовые конфликты, потому что это вне сферы их компетенции.

Поэтому, если между арендатором и арендодателем заключен в официальном порядке договор аренды земельного надела, то все спорные вопросы при невозможности их разрешить мирным путем решаются исключительно в судебном порядке.

Следующим спорным моментом, коим обладает регулирование земельных отношений в РФ, опять же по мнению некоторых правоведов, — это давность привлечения к административной ответственности, ограничивающая возможность привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Согласно статье КРФоАП № 4.5, срок давности привлечения к административной ответственности (по общему правилу) равен двум месяцам. А для дел, разрешаемых в судебном порядке — трем.

В то же время, эта же статья КРФоАП определяет, что в случаях, когда правонарушение является длящимся, то давностные сроки начинают исчисляться с момента обнаружения такого правонарушения.

А для земельных правоотношений это очень актуально, потому что здесь практически все правонарушения являются длящимися. Следовательно, никаких особых ограничений в возможностях привлечения виновных лиц не существует.

Для однозначного понимания темы «способы защиты земельных прав» стоит сказать, что существует несколько уровней такой защиты:1. административный, регламентируемый КРФоАП;2. гражданско-правовой — в рамках имущественных отношений, не регулируемых ЗК РФ;3.

земельно-правовой — порядок которого определяется главой 9 ЗК РФ;4. специальный законный — регламентируемый специальными федеральными законами, такими как: законами об охране окружающей среды, природопользования, использования недр и т. д.

Поэтому сетование некоторых юристов на отсутствие возможностей устранить возникшие земельные правонарушения абсолютно беспочвенно. В частности, статья ЗК РФ № 59 определяет, что признание земельных прав осуществляется исключительно в судебном порядке.

А статья ЗК РФ № 60 определяет правила восстановления правового положения, которое существовало до нарушения такого земельного права, а также пресечения нарушающих земельные права в отношении земельного участка действий либо создающих угрозу такого нарушения.

Нарушенные права подлежат восстановления в ситуациях, когда:1. происходит самовольное занятие земельного участка;2. судом признается недействительным акт исполнительных органов государственной/муниципальной власти, повлекший ранее нарушение земельных прав;3. в других предусмотренных федеральными законами правовых ситуациях. При этом, вышеуказанное пресечение неправомерных действий происходит путем:1. приостановления исполнения незаконных актов исполнительных органов муниципальных, государственных структур;2. признания в судебном порядке недействительными актов муниципальных, государственных структур;3. приостановления гражданско-жилищного, промышленного, иного строительства, разработок месторождений торфа, полезных ископаемых, эксплуатации объектов, проведения лесомелиоративных, агрохимических, поисковых, геодезических, геолого-разведочных, других работ в установленном Правительством РФ порядке;4. восстановления существовавшего до нарушения земельного права положения; 5. пресечения непосредственных действий, нарушающих земельные право либо создающих угрозу такого нарушения.

ЗК РФ предусматривает также возмещение убытков, возникших вследствие нарушения земельных прав.

Кроме того, Земельный Кодекс определяет, что земельные споры рассматриваются только в судебном порядке.

Но до принятия подобного дела к производству стороны вправе передать его рассмотрение в третейский суд.

Административное законодательство регулирует не спорные земельные правоотношения, а однозначное одностороннее нарушение земельных прав.

Так, например, самовольное занятие земельного участка без соответствующих на то правоустанавливающих документов является административно наказуемым деянием (статья КРФоАП № 7.1).

Также наказываются административными санкциями такие неправомерные деяния, как: 1. повреждение, уничтожение специальных знаков (межевых пограничных знаков, разделяющих соседние участки);2.

самовольная мена земельными участками, уступка права пользования земельным участком. Не урегулированные земельным кодексом отношения в рамках имущественных земельных отношений регламентируются главой 17 ГК РФ.

Согласно этой главе определяются собственнические права в отношении земельных наделов, а также иные законные формы владения (пользования) земельными участками.

Возникающие споры между участниками таких земельных правоотношений разрешаются тоже в судебном порядке, но на основании норм ГК РФ.

Кроме того, в этой главе обозначены случаи, когда помимо гражданских норм обязательно применимо земельное законодательство. Например, в статьях ГК РФ № 264, 265, 279, 287.

Таким образом, правовая система РФ достаточно четко классифицирует способы защиты прав на землю. А возникающие в практике правоприменения проблемы происходят по субъективным причинам, а именно: из-за недостаточного уровня квалификации самих правоприменителей и ввиду отсутствия хотя бы минимального уровня юридической грамотности у населения.

Источник: http://ur-pro.ru/zemelnoe-pravo/1353-zaschita-zemelnyh-prav.html

Объект права собственности на землю

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Объект права собственности на землю

Что такое объект права собственности на землю? В чем состоит правомочие владения и кому оно может принадлежать? Как разграничиваются участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности? Какие существуют условия установления прав. Все эти вопросы подробно освещены в этой статье

Объектом права собственности на землю является земельный участок. Данное понятие рассматривается в п. 3 ст.

6 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ (далее – ЗК РФ): это недвижимая вещь, представляющая собой часть земной поверхности и имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

«права собственности», которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г.

№51-ФЗ (далее – ГК РФ), собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Отношения владения, пользования и распоряжения земельным участком, составляющие содержание права собственности на землю, урегулированы и земельным, и гражданским законодательством.

Земельное законодательство, воспринимая институт «права собственности», не может исключить какое-либо из положений, составляющих права собственника, так как изменять содержание общеправового института отдельная отрасль  – земельное право  –  не должно.

В тоже время, учитывая, что земля – необычный объект права, следуют положения гражданского права о возможности и критериях регулирования отношений, связанных с правом собственности и его реализацией.

Так, в соответствии с п. 3 ст.

209 ГК РФ « права собственности» владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Объект права собственности на земельный участок представляет собой обособленный участок земли или доля в праве на него, находящегося во владении определенного субъекта.

Право собственности на землю включает три основных элемента (правомочия) – владение, пользование и распоряжение земельным участком:

Владение земельным участком – основания возникновения и прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Оно создает необходимые предпосылки для реализации двух других правомочий – пользования и распоряжения.

Владение земельным участком – это обладание участком как собственностью (для юридического лица это возможность числить его на своем балансе).

Иными словами, под «владением» понимают возможность отвода участка, возведение заборов, иных ограждений, предупреждающих знаков, проведение межевания. Реализация мер по охране территории, оформление в собственность или аренду (субаренду) других граждан или организаций.

Пользование землей – право использования не только поверхности земельного участка и его почвенного покрова, но и имеющихся на земельном участке полезных ископаемых и водных богатств, то есть возможности извлекать полезные свойства.

Также (если это соответствует целевому назначению участка) на нем можно возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания и сооружения.

То есть, пользование земельным участком – применение объекта собственности в соответствии с его назначением по усмотрению и желанию пользователя и собственника. Пользование – присваивание собственником полезных свойств объекта.

Это означает для владельца возможность хозяйствования на земле, защиты от вредителей и создание условий для плодородия почвы, получение доходов от сдачи в аренду или передачи в собственность другим субъектам.

Распоряжение земельным участком – способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности; право решать каким образом и кем может быть использован земельный участок; возможность для собственника определять юридическую судьбу своего земельного участка. Распоряжение – возможность определения юридической судьбы предметом сделок: совершение продажи, мены, разделения, передачи в аренду, ренту, иных действий. Под «правомочием» понимается возможность изменения по собственному усмотрению категории участка, возведение жилых и коммерческих строений, установление пределов пользования землей.

Собственность на землю граждан и юридических лиц в РФ

Собственность на землю граждан и юридических лиц определена в соответствии  со ст. 15 ЗК РФ:

  • собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ;
  • граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть представлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности;
  • иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

При этом владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно земельному законодательству, земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель, и разрешенным использованием.

Собственник земельного участка должен осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков специально оговоренные требования регламентов, правил и нормативов, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные обязанности, предусмотренные ЗК РФ и иными федеральными законами.

Законом предусмотрено также ограничение в отдельных случаях правомочий собственника по распоряжению земельным участком. Так, ст. 37 ЗК РФ предусматривает особые требования к процедуре заключения договоров купли-продажи земельных участков.

Объектам земельной собственности присущи следующие характеристики:

  • идентификация – индивидуальные признаки, такие как: кадастровый номер, определенное место расположения или адрес, вид разрешенного использования, целевое назначение;
  • объем владения – единое право владения или доля в собственности;кадастровая стоимость;
  • возможность совершения сделок с ним – участие в свободном (рыночном) обороте.

Ограничения права собственности на земельные объекты

В соответствии со ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может им принадлежать. Так, не все земельные участки могут находиться во владении частных лиц.

Перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральным законом, определены в ст.

27 ЗК РФ «Ограничения оборотоспособности земельных участков»:

  • изъятые из оборота наделы, находящиеся в государственной и муниципальной собственности: природные заповедники, национальные парки (за исключением случаев, особо оговоренных ст.  95 ЗК РФ);
  •  ограниченные в обороте территории  (к примеру, земли, относящиеся к лесному фонду);
  • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд, нужд связи, занятые объектами космической инфрастуктуры.

Правовая основа собственности на объекты земельных отношений

Возможность оформления владения на землю предусмотрена Конституцией РФ. В ч. 2 ст. 9 Основного закона закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Основания передачи прав на землю установлены российским законодательством. В частности, в п. 2 ст. 15 ЗК РФ «Собственность на землю граждан и юридических лиц» указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Право собственности на землю защищается законом. Собственник вправе истребовать свой земельный участок из чужого незаконного владения в соответствии со ст.

301 и 303 ГК РФ, а также требовать устранения любых нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

Основания и порядок возникновения права собственности на земельные участки определены в соответствующих статьях гл. V-V.6 ЗК, а основания и порядок прекращения права собственности на земельные участки, также как предусмотренные ограничения права собственности, – в главе VII ЗК РФ.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/pravo-na-zemlyu/obekt-prava-sobstvennosti-na-zemlyu.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть