административная ответственность должностных лиц и особенности привлечения

Содержание
  1. Когда должностное лицо несёт административную ответственность?
  2. Кто является должностным лицом?
  3. Ответственность по законодательству
  4. Порядок и сроки привлечения
  5. Особенности привлечения
  6. Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции
  7. Особенности привлечения к административной ответственности организаций и их должностных лиц
  8. Информация – Юриспруденция, право, государство
  9. Другие материалы по предмету Юриспруденция, право, государство
  10. 2.2 Особенности административной ответственности отдельных категорий граждан, должностных и юридических лиц за административные правонарушения
  11. Привлечение к административной ответственности должностного лица
  12. Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции
  13. К ответственности за одно и то же правонарушение может быть привлечена и сама организация, и ее должностное лицо
  14. Когда должностное лицо несёт административную ответственность?
  15. Понятие административной ответственности юридических и должностных лиц, согласно КоАП РФ
  16. Административная ответственность: должностное или юридическое лицо?
  17. Административная ответственность должностных лиц: виды и основания

Когда должностное лицо несёт административную ответственность?

Административная ответственность налагается не только на юридических лиц (предприятия, организации, учреждения), но и на их должностных представителей.

Обычно таким способом наказываются различные нарушения трудового законодательства, допущенные работодателями в отношении своих работников.

Причины для наказания руководителей бывают самим разными.

Например, штраф может быть наложен за неправильное ведение трудовых книг или их отсутствие, за ущемление прав работников, за неправомерное увольнение с рабочего места или отказ в приёме на вакантное место. Для каждого нарушения в Кодексе об административных нарушениях предусмотрено своё наказание и меры воздействия.

Кто является должностным лицом?

Под должностными лицами следует понимать работников, занимающих руководящие посты и наделённых временно или на постоянной основе властными и распорядительными полномочиями (согласно статье КоАП под номером 2.4).

Такими лицами решаются различные хозяйственные, финансовые, экономические, организационные и административные вопросы, связанные с деятельностью организации или предприятия, а также находящихся в подчинении работников или служащих.

В Уголовном кодексе определение должностных лиц несколько уже. К ним относят руководителей государственных и муниципальных учреждений, командиров силовых структур и военных частей.

Уголовной ответственности, как одному из видов юридической ответственности, подлежат руководители, допустившие особые нарушения, перечисленные в УК. В большинстве случаев к ним применяются лишь административные санкции и штрафы.

Если суммировать все законодательные нормы, к лицам, занимающим высокое должностное положение, следует относить:

  • руководителей государственных или муниципальных учреждений и организаций;
  • руководителей силовых ведомств, структур и подразделений;
  • руководителей военных частей (командиров);
  • руководителей гражданских и коммерческих предприятий и организаций;
  • работников низшего звена, занимающих ключевые должности с распорядительными, организационными, административными и хозяйственными функциями (например, к должностным лицам можно отнести начальника одного цеха);
  • лиц, занятых предпринимательской деятельностью (учитываются также предприниматели, не зарегистрированные в качестве юридического лица согласно примечанию к статье КоАП под номером 16.1).

Несмотря на возражения со стороны предпринимателей концепция преобразования их в юридических лиц (даже без соответствующей регистрации) будет развиваться.

Так, в статье КоАП под номером 7.

34 прямо указывается, что за нарушения в переоформлении прав пользования землёй (участком) предприниматели несут ответственность наряду с другими юридическими лицами.

Ответственность по законодательству

Из 442 статей Кодекса ответственность для лиц, занимающих высокие должностные посты, указана в 330 законодательных документах, то есть приблизительно 75% КоАП (в его основной части) относится к нарушениям, совершённым руководителями разных уровней.

Нарушения обычно связаны с участием указанных лиц в предпринимательской, административной или хозяйственной деятельности разных юридических субъектов:

  • Руководители посягают на права работников или граждан, зависящих от их деятельности. Такие нарушения отражены в пятой главе КоАП (50 статей из 55).
  • Допускают нарушения в сфере частной или государственной собственности. Этому посвящена седьмая глава Кодекса (29 статей из 33).
  • Нарушают правила пользования природными ресурсами и грубо попирают охрану природной среды. Перечень наказания для этого вида нарушений можно обнаружить в восьмой главе Кодекса (38 статей из 41).
  • Допускают нарушения в промышленной деятельности, строительстве объектов, в энергетическом пользовании. Ответственность для таких нарушителей указана в девятой главе Кодекса (14 из 14 статей).
  • Нарушают правила сельскохозяйственной и ветеринарной деятельности. Неправильно осуществляют и контролируют мелиорацию земель. Таким нарушения посвящена десятая глава Кодекса (также 14 статей из 14).
  • Допускают нарушения в сфере связи и информационных технологий. Перечень наказаний для этой категории руководителей можно увидеть в тринадцатой главе Кодекса (этой теме посвящено 23 статьи из 24).
  • Нарушают правила предпринимательской деятельности. Такие нарушения отображены в четырнадцатой главе Кодекса (32 статьи из 32).
  • Допускают нарушения в сфере оборота ценных бумаг, а также в финансовой и налоговой сфере. Это достаточно грубые нарушения, к которым, например, относится уклонение от своевременной уплаты налоговых сумм за работников предприятия или организации. Перечень наказаний можно увидеть в пятнадцатой главе Кодекса (27 статей из 28).

Нарушения в таможенной сфере также достаточно распространены в нашей стране.

Ответственность для лиц, посягающих на государственные институты, зафиксирована в семнадцатой главе Кодекса (10 из 15 статей).

Нарушения в сфере порядка управления отображены в девятнадцатой главе Кодекса (19 из 27 статей).

Нарушения в сфере воинского учёта граждан зафиксированы в двадцать первой главе Кодекса (4 из 7 статей).

В дополнение к положениям Кодекса об административных правонарушениях многие субъекты федерации закрепили на законодательном уровне и другие нарушения, требующие административного наказания. Все они связаны с грубым нарушением прав и свобод работников, несоблюдением локальных нормативных актов и действующего трудового законодательства.

Следует отметить, что применение наказания к физическому лицу (организации или предприятию, допустившему нарушения) не исключает наказания и виновных должностных лиц.

Порядок и сроки привлечения

Допущенное нарушение фиксируется проверяющими органами (например, трудовым инспектором) в специальном протоколе.

Именно с составления такого протокола начинается расследование всех обстоятельств нарушения. Проверяющий орган собирает и тщательно исследует все доказательства вины, анализирует их на предмет привлечения к ответственности, а также устанавливает пределы наказания.

Затем готовый протокол вместе с документами, подтверждающими или опровергающими факт нарушения, направляется в проверяющий орган.

Это может быть как прокуратура, так и трудовая инспекция.

Также дела об административных нарушениях рассматриваются некоторыми государственными органами и должностными лицами, уполномоченными на такие действия.

Это:

  • специальные комиссии, имеющие все полномочия для расследования и назначения наказания;
  • поселковые или сельские советы (их исполнительные комитеты);
  • суды (городские или районные), а также судьи;
  • представители Министерства внутренних дел;
  • государственные инспекторы;
  • представители различных надзорных органов (например, пожарной или санитарной службы).

Для рассмотрения дела обычно приглашается сам нарушитель или его полномочный представитель.

Уполномоченный орган или лицо рассматривает все обстоятельства и принимает окончательное решение.

На этом этапе нередки случаи снятия всех обвинений и прекращения дела.

Если должностное лицо признано виновным к нему применяются административные санкции, установленные законодательством для конкретного вида нарушений.

Что касается сроков применения взысканий, то здесь используются следующие правила:

  1. Наказание должно быть назначено не позднее двух месяцев с момента совершения данного нарушения.
  2. Для нарушений, имеющих долгосрочный эффект, наказания назначаются с момента их обнаружения и документальной фиксации.

Особенности привлечения

На практике помимо наложения штрафа используется такой метод наказания, как дисквалификация.

Средний размер штрафа колеблется в пределах 5 000-50 000 рублей (его размер во многом зависит от вида и характера допущенного нарушения).

А в отдельных случаях конфискуется предмет правонарушения. Например, из продаж изымается вся продукция, не соответствующая техническим или гигиеническим требованиям (согласно статье КоАП под номером 6.14). Или изымается судно, с борта которого велась незаконная ловля рыбы.

Ещё один вид наказания — это временное приостановление деятельности сроком до девяноста суток. В отдельных случаях отстранение от должности может быть установлено на больший срок.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/trudovoe/otvetstvennost/koap/administrativnuyu-otvetstvennost-dolzhnostnyh-lic.html

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции

Мы уже говорили о том, что Конституцией РФ и федеральными законами могут устанавливаться особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определœенные государственные функции.

Федеральные законы закрепляют особые правила привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых других категорий должностных лиц.

Так, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации в течение всœего срока их полномочий без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не бывают привлечены к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Οʜᴎ не бывают также задержаны и подвергнуты личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц). Неприкосновенность членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, принадлежащие им документы, багаж и др.

После окончания производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не должна быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.[19].

Подчеркнем, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не бывают привлечены лишь к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Указания на их неприкосновенность в связи с совершением административных правонарушений, рассматриваемых во внесудебном порядке, должностными лицами органов исполнительной власти, в законе нет.

Отметим также, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы не бывают привлечены к административной ответственности (как и к уголовной) за высказывание мнения или выражение позиции при ании в палате Федерального Собрания и некоторые другие действия, соответствующие их статусу. В случае если же в связи с такими действиями эти лица допустили публичное оскорбление, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения неприкосновенности соответствующего члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Правом на неприкосновенность наделœены также депутаты законодательных органов субъектов РФ и депутаты представительных органов муниципальных образований. Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий.

Закон РФ ʼʼО статусе судей в Российской Федерацииʼʼ[20], закрепляя неприкосновенность судей, в части 4 ст. 16 этого Закона устанавливает следующее.

В отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения и некоторых других судей решение по вопросу о привлечении к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. В отношении иных судей – судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа также по представлению Генерального прокурора РФ. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ.

Особый порядок привлечения прокуроров и следователœей (системы Следственного комитета при прокуратуре РФ) к административной ответственности регламентирован ст.

42 Федерального закона ʼʼО прокуратуре Российской Федерацииʼʼ[21].

Любая проверка сообщения о том, что правонарушение совершено прокурором или следователœем является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

Не допускается задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц).

Военнослужащие также бывают задержаны и подвергнуты аресту, в т.ч.

в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами[22].

О задержании военнослужащих вне воинской части, в которой они проходят службу, немедленно уведомляются органы военного управления и военной прокуратуры.

С учетом особенностей прохождения службы военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность как на общих основаниях, так и большинстве случаев согласно воинским уставам.

Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторых других органов также несут административную ответственность за совершение лишь отдельных административных правонарушений, в остальных случаях они подвергаются мерам дисциплинарного характера. Дела об их административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается дисциплинарная ответственность, рассматриваются непосредственным начальником, которому данные сотрудники подчинœены по службе. Вышестоящий начальник вправе отменить, смягчить или ужесточить наказание. Видами наказаний являются: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в должности; увольнение.

В этой связи статьей 2.5 КоАП РФ предусмотрены особые условия привлечения к административной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания.

К последним лицам относятся имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Все эти лица в соответствии с ч.2 указанной статьи несут административную ответственность на общих основаниях лишь за совершение административных деликтов, связанных с нарушениями:

· избирательных прав граждан и законодательства о проведении выборов (ст. 5.1 – 5.25 , ст. 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ);

· законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединœениях (ст. 5.26 КоАП РФ), а также области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населœения (ст. 6.3 КоАП РФ);

· требований законодательства о размещении заказов на поставки, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 7.29 – 7.32, 19.5 (ч.7), 19.7.2 КоАП РФ);

· требований в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ), а также правил пожар ной безопасности вне места военной службы или прохождения военных сборов (ст. 11.16, 20.4 КоАП РФ);

· в области дорожного движения, финансов, налогов, сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела (гл. 12, 15 и 16 КоАП РФ);

· норм, определяющих крайне важно сть выполнения законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (ст. 17.7 КоАП РФ);

· пограничного режима (ст. 18.1 – 18.4 КоАП РФ).

За совершение других административных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение ими службы и их статус.

Необходимо отметить, что в соответствии с первоначальной редакцией ч.3 ст.

28 Федерального закона ʼʼО статусе военнослужащихʼʼ к военнослужащим не могли применяться административные наказания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительные работы и административный арест.

К сотрудникам органов внутренних дел не применялись исправительные работы и административный арест. Все это нашло свое отражение в тексте ст. 16 действовавшего тогда КоАП РСФСР.

В связи с принятием КоАП РФ положения ч. 3 ст. 28 указанного закона были отменены[23]. При этом в ст. 2.

5 КоАП РФ определялось, что к военнослужащим и иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, не могли применяться административные наказания в виде административного ареста͵ а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа[24]. Казалось бы налицо принятие нормы, отягчающей административную ответственность для данной категории лиц за счёт реализации рассмотренного выше варианта отмены запрета на применение тех или иных административных наказаний к определœенным субъектам. Действительно, в последующем ст. 2.5 КоАП РФ получила новую (нынешнюю) редакцию[25], в которой отсутствуют указания на невозможность применять к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и лицам, имеющим специальные звания, каких-либо видов административных наказаний.

При этом в ч.6 ст. 3.

5 КоАП РФ уточняется, что административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. А в новой редакции ст. 3.9 КоАП РФ говорится, что административный арест не может применяться к военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Источник: http://referatwork.ru/category/sport/view/451748_osobennosti_privlecheniya_k_administrativnoy_otvetstvennosti_dolzhnostnyh_lic_vypolnyayuschih_opredelennye_gosudarstvennye_funkcii

Особенности привлечения к административной ответственности организаций и их должностных лиц

Информация – Юриспруденция, право, государство

Другие материалы по предмету Юриспруденция, право, государство

Особенности привлечения к административной ответственности организаций и их должностных лиц

за нарушение административного законодательства (таможенного и налогового)

Реферат выполнил студент 4 курса экономико-правового факультета Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Корчак Егор

Административная ответственность есть реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к субъектам административной ответственности, которыми являются физические лица, должностные лица, а также юридические лица. Одной из серьезных проблем является привлечение последних к административной ответственности.

Действовавший ранее КоАП РСФСР не предусматривал наложения административной ответственности на юридических лиц.

Данный вид ответственности налагался на юридические лица в порядке, предусмотренном отраслевым законодательством, в частности Таможенным кодексом (далее – ТК РФ) и Налоговым кодексом (НК РФ), а также иными федеральными законами.

Однако, три данных кодекса предполагали совершенно разные подходы как к определению субъекта, так и вины правонарушителя.

В первом случае (ст. 10 КоАП РСФСР) административная ответственность устанавливалась за противоправное виновное деяние физических лиц (в т.ч. и должностных лиц); во втором (ст.

230 ТК РФ) за противоправные деяния физических (в т.ч. и должностных лиц) и юридических лиц (ч.5 ст.231 все же устанавливала вину как обязательный признак ответственности для физических лиц); в третьем (ст.ст.

106-108 НК РФ) за противоправные виновные деяния физических и юридических лиц. Налицо конкуренция законов в области наложения административной ответственности.

Все это дает основание говорить о разновидностях административной или даже юридической ответственности.

Сложность заключается и в том, что вина юридического лица при привлечении его к налоговой ответственности определяется в зависимости от вины должностного лица соответствующей организации (п.4 ст.110 НК).

Следовательно, ответственность юридического лица производна от виновности его должностного лица.

При выявлении правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченное привлекать к ответственности, налагает штрафные санкции в первую очередь на юридическое лицо и, дополнительно – на должностное лицо.

Популярности этого подхода способствовало и закрепление в ст.

108 НК РФ положения, согласно которому привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной ответственности. Об этом же говорилось в ч.7 ст.231 ТК РФ.

Дело в том, что ст. 10 НК РФ четко различает производство по делам о налоговых правонарушениях, порядок осуществления которого закреплен в гл. 14, 15 НК РФ, и производство по делам о нарушениях налогового законодательства, содержащих признаки административного правонарушения.

Данные правонарушения в сфере налогового законодательства были, в частности, предусмотрены п.12 ст.7 Закона РФ “О налоговых органах РФ”. “Налоговым органам предоставляется право:…Налагать административные штрафы: – на должностных лиц …

виновных в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет …” Как раз эти штрафы являлись административными.

Их взыскание производилось в установленном КоАП РСФСР порядке.

Можно сделать вывод, что административная ответственность на юр. лиц по НК РФ не налагалась. Налагалась (и налагается сейчас) именно налоговая ответственность, как самостоятельный вид юридической ответственности.

Но, хотя законодатель не исключил возможности наложения на должностных лиц и административной и налоговой ответственности, из понятия налогового правонарушения (ст.

106 НК) видно, что его основные субъекты это налогоплательщики и налоговые агенты, коими должностные лица не являются.

Да и гипотезы налоговых норм устанавливают определенных субъектов налогоплательщиков и налоговых агентов, то есть привлечение должностных лиц к налоговой ответственности не предусмотрено.

С введением КоАП РФ законодатель так же не предусмотрел наложения административной ответственности на юридических лиц в области нарушения налогового законодательства.

Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3 – 15.9 и 15.11 КоАП.

Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций.

То есть, субъектами налоговой ответственности (за нарушение налогового законодательства) являются организации, а субъектами административной ответственности (за нарушения налогового законодательства, содержащим признаки административного правонарушения) должностные лица.

С введением нового КоАП РФ были устранены многие коллизии в институте административной ответственности.

Так, из Таможенного кодекса РФ в КоАП перенесены все таможенные правонарушения, аналогично решены вопросы и по иным нормативным актам.

Но проблема полностью решена не была, особенно в части соотношения составов налоговых правонарушений, установленных главой 15 КоАП РФ и главой 16 части первой Налогового кодекса РФ.

По существу, новый КоАП РФ стал единым кодифицированным источником, регулирующим вопросы админис

Источник: http://geum.ru/doc/work/106488/index.php

2.2 Особенности административной ответственности отдельных категорий граждан, должностных и юридических лиц за административные правонарушения

Административная ответственность – это разновидность одного из видов юридической ответственности.

Она характеризуется как выражение неотвратимости реагирования государства на административные правонарушения.

В то же время из года в год в стране наблюдается низкая собираемость штрафов как одного из видов административной ответственности, применяемого в отношении физических и юридических лиц.

Административная ответственность базируется на следующих основных принципах: законности; целесообразности ответственности; неотвратимости ответственности; индивидуализации мер ответственности.

Устанавливая административную ответственность, законодательство вместе с тем предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших административные правонарушения, от этого вида ответственности. Лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости либо находившееся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.

Состояние крайней необходимости признается, если лицо причинило вред охраняемым законом интересам, но действовало в условиях, угрожающих личности, правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП РФ).

Правонарушитель может быть также освобожден от административной ответственности при малозначительности правонарушения. В этом случае орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

В КоАП дан перечень обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, т.е. тех обстоятельств, которые усиливают либо ослабляют ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, служат (ст. 4.2 КоАП РФ):

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

3) добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда и другие.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, являются (ст. 4.3 КоАП РФ):

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения и другие.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусмотрел административную ответственность должностных лиц, которая отличается своей спецификой. Данное положение закреплено в ст. 2.

4 Кодекса, которая гласит, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Для этой категории физических лиц в качестве меры административной ответственности предусмотрено наказание в виде дисквалификации.

Дисквалификация определяет запрет (лишение) физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе управления юридическим лицом, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе и к арбитражным управляющим.

Решение о применении дисквалификации принимается только судом. Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено вести реестр дисквалифицированных лиц.

К лицам, осуществляющим функции представителя власти постоянно, относятся лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

К лицам, осуществляющим функции представителя власти временно, относятся те, которые исполняют эти полномочия не на постоянной основе, а в течение определенного промежутка времени (например, на время нахождения основного работника в отпуске, командировке или по болезни).

Лицами, осуществляющими функции представителя власти в соответствии со специальными полномочиями, являются те лица, которые, не занимая той или иной должности, выполняют эти обязанности в силу специального поручения (например, приказа).

К организационно-распорядительным функциям относятся те, которые связаны с руководством коллективом, расстановкой и подбором кадров, организацией труда или службы подчиненных, поддержанием дисциплины, применением мер поощрения и наложением дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным функциям относятся полномочия по управлению или распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

К руководителям и работникам иных организаций относятся лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях негосударственных (немуниципальных) форм собственности.

Лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, следует считать тех лиц, которые занимаются самостоятельной производственной деятельностью, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли, и зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

В ст. 2.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц. Они несут административную ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП, а также законами субъектов Российской Федерации.

Ответственность юридических лиц наступает лишь тогда, когда санкция соответствующей статьи прямо адресуется юридическим лицам либо такая адресация содержится в ее диспозиции.

В противном случае административная ответственность юридических лиц исключается.

Кроме того, существует категория лиц, привлечение которых к ответственности за совершение административных правонарушений имеет ряд особенностей.

К ним относятся: военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (ст. 2.5 КоАП РФ).

1. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане – это лица, проходящие военную службу и имеющие статус, устанавливаемый Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.

К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; а также сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане за административные правонарушения, совершенные во время прохождения военной службы или нахождения на военных сборах, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих” на основании общевоинских уставов.

2.

Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. За совершение административных правонарушений (с исключениями, предусмотренными ст. 2.5 КоАП) сотрудники органов внутренних дел несут дисциплинарную ответственность на основании и в соответствии с данным Положением.

3. К сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы или в кадрах Министерства юстиции Российской Федерации.

4. Сотрудниками таможенных органов в соответствии с Федеральным законом “О службе в таможенных органах Российской Федерации” являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания.

За нарушение законодательства о выборах и референдумах, правил дорожного движения и других правовых актов, указанных в ст. 2.

5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и др.

несут ответственность на общих основаниях.

Таким образом, административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, которая заключается в применении мер административного наказания к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам.

Привлечение к административной ответственности виновных лиц осуществляется в соответствии с особым процессуальным порядком уполномоченными органами и должностными лицами, которым правонарушитель не подчинен по службе.

Процедура исполнения конкретных видов административного наказания предусматривает создание соответствующего административно-правового механизма.

В нем отражаются следующие вопросы, имеющие юридическое значение: характеристика юридических фактов (действия или события), ставших основанием для возникновения правоприменительных административно-правовых отношений; круг субъектов возникающих административно-правовых отношений, которые носят типовой временно-предметный характер; их права и обязанности, а также формы и методы их осуществления (реализации).

Проведенное в данной главе исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Административная ответственность, как и административные санкции, по своему содержанию различна: ее основным содержанием может быть и наказание, и восстановление нарушенного права, и принудительное исполнение невыполненной правовой обязанности.

2.

Административная ответственность применяется многими государственными органами и должностными лицами на основе административно-процессуальных норм, которые определяют порядок рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении, обжалование, опротестование и исполнение постановления по делу.

3. Признаки административного правонарушения отличаются от его юридического состава.

При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности.

Данное обстоятельство имеет в частности большое практическое значение.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/53377

Привлечение к административной ответственности должностного лица

За нарушение трудового законодательства, большая часть которых связана с нарушением ведения кадрового делопроизводства, работодатель может понести следующие виды: Размеры ответственности достаточно разные и зависят от того, какие нарушения трудового законодательства были выявлены. Большие изменения в размерах ответственности произошли с 2015 года.

Необходимо учитывать, что оплата штрафа не снимает ответственности за устранение выявленных нарушений.

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции

Мы уже говорили о том, что Конституцией РФ и федеральными законами могут устанавливаться особые условия привлечения к ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции.

Федеральные законы закрепляют особые правила привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых других категорий должностных лиц.

К ответственности за одно и то же правонарушение может быть привлечена и сама организация, и ее должностное лицо

В нашей организации была проведена плановая проверка пожарного надзора, выявлен ряд нарушений, оштрафован директор как должностное лицо. По выявленным нарушениям была проведена внеочередная проверка, и, по мнению инспектора, два из них не были устранены.

Несмотря на то что в первом случае инспектор указала, что неисполнение представления влечет за собой административную ответственность по ст.

Когда должностное лицо несёт административную ответственность?

Например, штраф может быть наложен за неправильное ведение трудовых книг или их отсутствие, за ущемление прав работников, за неправомерное увольнение с рабочего места или отказ в приёме на вакантное место.

Для каждого нарушения в Кодексе об административных нарушениях предусмотрено своё наказание и меры воздействия.

Такими лицами решаются различные хозяйственные, финансовые, экономические, организационные и административные вопросы, связанные с деятельностью организации или предприятия, а также находящихся в подчинении работников или служащих.

лица. В отличие от понятия должн.

лица, закрепленного в УК, КоАП дает более широкое его определение. Под должностным лицом . согласно Кодексу, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е.

наделенное, в Из 442 статей КоАП РФ, составляющих его Особенную часть, административная ответственность должностных лиц установлена в 330 статьях (75% статей Особенной части).

Токарев И.П. обратился в суд с жалобой на постановление Управления экономики и целевых программ Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности.

В обоснование жалобы указал, что постановлением первого заместителя руководителя управления экономики и целевых программ Краснодарского края И.В.

Сирунянца от ДД.ММ.ГГГГ он был признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.2 ст.

Понятие административной ответственности юридических и должностных лиц, согласно КоАП РФ

Из-за стремительного развития рыночных отношений и возникновения субъектов (хозяйствующих) которые относятся к правовым и организационным формам, появилась ответственность (административная) имеющая форму штрафа .

Такая особенность позволила в значительной степени повысить продуктивность штрафа (административного) и тем самым снизила незаконную деятельность граждан, а именно тех, кто занимается юридической деятельностью. В данной статье будут рассмотрены детальным образом все аспекты .

Административная ответственность: должностное или юридическое лицо?

В вступивших в действие ППР-2012 большинство пунктов с нарушениями начинается со слов «Руководитель организации обязан и т.д.».

Значит ли это то, что при проверке организации органами ГПН за данные виды нарушений инспектор может составить административный протокол только на должностное лицо, а на юридическое лицо ему протокол составить будет невозможно?

Административная ответственность должностных лиц: виды и основания

Сегодня привлечение к административной ответственности должностных лиц предусматривается при совершении ими правонарушения административной природы, связанного с ненадлежащим исполнением или неисполнением вовсе собственных обязанностей, относящихся к службе. В статье подробным образом охарактеризована данная категория, а также в полной мере рассмотрены виды.

Помимо этого, здесь приведены достаточно яркие примеры для полноценного раскрытия материала.

Источник: http://respect66.ru/privlechenie-k-administrativnoj-otvetstvennosti-dolzhnostnogo-lica-52274/

По закону
Добавить комментарий