Чем отличаюся право государственной и муниципальной собственности на землю?

Муниципальная собственность на землю

Чем отличаюся право государственной и муниципальной собственности на землю?

Что такое муниципальная собственность на землю, кто может получить правомочия на владение, пользование и распоряжение муниципальными землями, а также, какими законами регулируется оформление муниципальной земли в собственность – об этом читайте в нижеприведенной статье.

Право муниципальной собственности – есть совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения над объектами, которые принадлежат муниципальному образованию (городским и сельским поселениям, п.1 ст.215 ГК РФ).

На основании ст.

29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в состав муниципальной собственности могут входить различные природные ресурсы и земельные участки, которые, в свою очередь, являются:

  • признанными таковыми Федеральным законами и соответствующими законами субъектов РФ (п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ);
  • приобретенными на основании требований гражданского законодательства;
  • приобретенными на основании гражданско-правовых сделок;
  • приобретенными на основании безвозмездной передачи из федеральной собственности;
  • перешедшими в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю.

Правомочия собственника реализуются органами местного самоуправления, которые действуют от имени муниципалитета и имеют право передавать землю физическим или юридическим лицам в постоянное или временное пользование, а также, продавать, отчуждать и совершать иные сделки, в числе которых аренда муниципальной земли, действуя в рамках российского федерального законодательства. Муниципальная собственность, равно, как государственная и частная, находится под защитой государства.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть:

  • землями общего пользования, допускающими нахождение на их территории граждан, с правом использования природными объектами, находящимися на этом участке, в соответствии с разрешением собственника и законно-правовых актов (п.1 ст.262 ГК РФ);
  • землями, закрытыми для общего доступа.

Муниципальная собственность на землю является единым целым, она не делится на различные виды и имеет свое предназначение – обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Ответственность за управление муниципальными землями возложена на органы местного самоуправления, структура которых включает в себя подразделения, отвечающие за содержание и использование земель различного назначения (автомобильные дороги, благоустройство городских улиц и парковых территорий и т.д.). Муниципальные земли являются частью земель населенных пунктов и в основном относятся к землям общего пользования, используясь для возведения на них объектов общественного назначения.

Средства от аренды либо продажи земли муниципальной собственности поступают непосредственно в бюджет субъекта РФ в полном объеме.

Аренда земель муниципальной собственности

Согласно земельному законодательству РФ, земельный участок, находящийся в собственности муниципалитета, можно арендовать на условиях платного пользования либо безвозмездного срочного или бессрочного пользования.

Оформить договор аренды на землю вправе, как физическое, так и юридическое лицо, в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, законами федеральными или субъектов РФ.

В случаях, если муниципальная земля арендуется с целью комплексной застройки жилищных объектов, права аренды передаются через торги и аукционы, которые проводятся органами самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Как правило, такой вид аренды является долгосрочным, а к арендаторам выставляются определенные требования. Отказать в аренде земли муниципальной собственности могут в случаях изъятия земельного участка из оборота либо его резервирования для муниципальных или государственных нужд.

Случаи, когда муниципальные земельные участки планируется арендовать без возведения на ней строительных объектов, являются несложной процедурой.

Необходимо подать заявление о выборе земельного участка в соответствующий государственный орган для утверждения схемы расположения, и дальнейшей постановки на кадастровый учет (осуществляется будущим арендатором самостоятельно).

После получения всех названных документов может быть заключен договор между арендодателем и арендатором.

Арендная плата за пользование муниципальными землями исчисляется в соответствии со ставками земельного налога. Кроме того, при продаже права на оформление договора аренды на землю, возникают стартовые земельные платежи, которые также необходимо будет оплатить в оговоренный договором срок.

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 года в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.

2007, направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости.

Если до вступления в силу нового закона, допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом, земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/civil/munitsipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu/

Государственная собственность на землю и ее виды

Государственная собственность на землю и ее виды⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Законом предусмотрено разграничение государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, которое до настоящего момента полностью не реализовано.

Право собственности на земельные участки у РФ и ее субъектов возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, субъектов РФ возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Виды государственной собственности. Государственной собственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности рФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

– занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

– предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

– отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;

– занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют уполномоченные органы государственной власти в пределах их компетенции.

До разграничения государственной собственности на землю распоряжение такими земельными участками осуществляют органы местного самоуправления, если ЗК рФ или законами субъекта РФ не предусмотрено иное.

Участками, которые предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду, находящимися в государственной собственности, владеют и пользуются юридические лица и граждане, которым они были предоставлены. РФ и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение такими участками.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Муниципальная собственность не является государственной. Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки.

Основание государственной регистрации права собственности – акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством. В муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю. Муниципальным образованиям для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться в собственность земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.

В субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются.

Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах РФ возникает при передаче земельных участков из собственности городов в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов РФ.

Отметим, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ.

Относительно гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки следует отметить, что, в отличие от государственной собственности, она может возникать также на бесхозяйные земельные участки, от которых отказались собственники.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления (в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления, например муниципальные учреждения).

Участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам, органам местного самоуправления и созданным ими некоммерческим организациям, муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям.

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

Конституция РФ (ст. 9, 36) установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частной собственностью являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством.

Объект права собственности на землю – земельный участок (часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке).

права собственности на землю.

Собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Указанные правомочия применяются собственником с некоторыми ограничениями.

Владение земельным участком означает обладание им как своим.

Пользование земельным участком представляет собой возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т. п.

Собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд как поверхность земельного участка, ее почвенный покров, так и имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, закрытые водоемы.

При этом участок должен использоваться в соответствии с целевым назначением, в зависимости от категории земель и разрешенного использования.

Собственник участка обязан осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв.

Распоряжение участком представляет собой возможность для собственника определять его юридическую судьбу.

Собственник вправе отчуждать земельный участок в собственность иным лицам (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций и т. д.

), а также передавать права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т. д.

Законом также предусмотрено ограничение в отдельных случаях правомочий собственника по распоряжению земельным участком.

Так, установлен перечень изъятых из оборота земельных участков, а также предусматриваются особые требования к процедуре заключения договоров купли-продажи земельных участков.

Основания и порядок возникновения права собственности на земельные участки. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, и приобретать участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего участка другим лицам, отказе собственника от права собственности, в силу принудительного изъятия.

Источник: https://lektsia.com/2xa11e.html

Радник

Радник

Глава 9.Государственные и муниципальные земли,

предоставление и регистрация земель

1.  Право государственной  и

муниципальной  собственности  на  землю

Право государс-

твенной собственности на землю исчисляется  столетиями,

а последние шестьдесят лет оно было в нашей стране иск-

лючительным, т.е. другой земельной собственности не до-

пускалось – было только пользование. Земли, находящиеся

в собственности Российской Федерации и  субъектов  Рос-

сийской  Федерации,  являются государственной собствен-

ностью.  Из государственных земель выделяются земли фе-

дерального  значения.  К  ним относятся земли,  которые

имеют общероссийское значение,  правовой режим  которых

установлен федеральными законами или распоряжение кото-

рыми осуществляется с согласия Правительства Российской

Федерации.  В  состав земель федерального значения вхо-

дят: – земельные участки для обеспечения нужд обороны и

безопасности государства, охраны Государственной грани-

цы Российской Федерации;  – земельные участки,  занятые

федеральными  энергетическими и космическими системами,

объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности,

федеральными объектами связи, метеорологической службы,

добывающей   промышленности,   топливно-энергетического

комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводно-

го,  речного,  морского транспорта, федеральных автомо-

бильных дорог,  объектами федеральных органов государс-

твенной власти,  а также земли закрытых  административ-

но-территориальных образований, земли лесного и водного

фондов федерального значения,  земли федерального фонда

резервных  месторождений и других объектов недр,  земли

запаса федерального значения; – земельные участки госу-

дарственных  природных заповедников,  в том числе би

ос-

ферных,  государственных природных  заказников,  нацио-

нальных парков,  природных парков,  памятников природы,

объектов историко-культурного наследия  федерального  и

всемирного значения, лечебно-оздоровительных местностей

и курортов,  других особо охраняемых  территорий  феде-

рального  значения,  охраняемых береговых линий;  – зе-

мельные участки Российской  академии  наук,  отраслевых

академий наук, научно-исследовательских учреждений, об-

разовательных  учреждений  высшего   профессионального,

среднего  профессионального и начального профессиональ-

ного образования,  общеобразовательных учреждений феде-

рального  значения,  федеральных  государственных опыт-

но-производственных хозяйств,  сельскохозяйственных на-

учно-исследовательских, проектно-технологических и про-

ектно-изыскательских учреждений,  федеральных государс-

твенных  учебно-опытных  и  учебно-производственных хо-

зяйств, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, го-

сударственных  мелиоративных  систем,  перечень которых

утверждает Правительство Российской Федерации. Управле-

ние  и распоряжение государственными землями в пределах

административно-территориальных границ  субъектов  Рос-

сийской  Федерации,  за исключением земель федерального

значения,  органы государственной власти субъектов Рос-

сийской  Федерации осуществляют самостоятельно.  Земли,

находящиеся в государственной собственности,  могут пе-

редаваться муниципальным образованиям, гражданам и юри-

дическим  лицам  для  застройки,  сельскохозяйственного

производства и иных целей.  В государственную собствен-

ность могут приобретаться земельные участки посредством

их  выкупа у частных лиц,  на основании дарения,  в ре-

зультате прекращения права  муниципальной  или  частной

собственности и на других основаниях, установленных за-

коном. В ст. 224 ГК государственная собственность опре-

делена как собственность,  не являющаяся собственностью

частной и муниципальной. Очень общее, но четкое опреде-

ление.  Государственная собственность вообще делится на

федеральную и собственность субъектов  Федерации.  Ска-

занное  относится  и к государственной собственности на

землю. Здесь будет закон о разграничении земель на зем-

ли федеральные и земли субъектов Федерации, о критериях

разграничения,  иначе субъекты земельных отношений “тя-

нут  одеяло  на  себя”,  стараются объявить земли своей

собственностью, а в другую собственность предлагают пе-

редавать  по договору ненужную часть земель.  Точно так

же субъекты Федерации передают часть земель  в  муници-

пальную собственность,  но,  конечно, не по договору, а

просто своим решением. При разграничении земель необхо-

димо иметь в виду, что все федеральные земли расположе-

ны на территории (в границах) субъектов Федерации. Дру-

гих федеральных земель нет и быть не может. Поэтому все

земельные участки,  занимаемые  федеральными  объектами

(зданиями, сооружениями, предприятиями и др.), относят-

ся к федеральной собственности.  К  федеральным  землям

относятся  и  другие земли,  выделяемые для федеральных

нужд и программ.

Российская Федерация является самостоятельным субъектом

гражданских и земельных отношений, и от ее имени высту-

пают органы власти в рамках своих полномочий (ст. 124 –

127 ГК).  Они распоряжаются только федеральньми землями

и не вправе распоряжаться землями субъектов  Федерации,

муниципальными  и частными землями.  Субъекты Федерации

также являются субъектами гражданских и земельных отно-

шений.  Они – собственники земли и других природных ре-

сурсов на своих территориях.  Вот почему так необходимы

законы о разграничении имущества,  и в том числе земли,

на федеральную собственность и собственность  субъектов

Федерации. От имени субъектов выступают их органы влас-

ти в пределах своей компетенции. Они осуществляют права

владения,  пользования  и  распоряжения  “своей” землей

(ст.  124 – 127 ГК) и не вправе распоряжаться федераль-

ными,  муниципальными и частными землями.  В этой связи

необходимо отметить,  что иногда высказывается  мнение,

что гражданское право вообще не должно регулировать от-

ношения государственной собственности на  землю.  ГК  и

раньше их регулировал. Ведь право собственности граждан

и юридических лиц изначально возникло  из  права  госу-

дарственной  собственности;  в  дальнейшем  государство

(его органы) могут предоставлять свои земли в собствен-

ность граждан или пользование,  в аренду, или продавать

их. Здесь государство действует как собственник, на не-

го распространяются правила ГК о юридических лицах; го-

сударство в данных случаях  –  равноправная  сторона  в

гражданских и земельных отношениях, в которых оно широ-

ко участвует. Государство (в лице своих органов власти)

может  изымать земли (выкупать у собственников) для го-

сударственных и муниципальных нужд.  Но здесь государс-

тво выступает уже не как собственник земли,  а как пуб-

личная власть.  В ЗК необходимо четко определить  пере-

чень государственных и муниципальных нужд,  для которых

изымаются земли.  Право муниципальной собственности  на

землю  установлено  в 90-х гг.  Муниципальная собствен-

ность на землю – это собственность муниципальных  обра-

зований.  В  муниципальной  собственности находятся все

земли в пределах черты поселений,  за  исключением  зе-

мель, находящихся в государственной собственности и пе-

реданных в частную  собственность,  а  также  земельные

участки за чертой поселений, переданные в муниципальную

собственность органами государственной власти субъектов

Российской Федерации. В собственность муниципальных об-

разований для обеспечения их  развития  могут  дополни-

тельно  безвозмездно передаваться земли,  находящиеся в

государственной собственности.  В  муниципальную  собс-

твенность органами местного самоуправления могут приоб-

ретаться земли у собственников земельных участков  пос-

редством их выкупа или на основании дарения,  отказа от

земельных участков и на иных законных  основаниях.  Уп-

равление и распоряжение землями, находящимися в муници-

пальной собственности, осуществляются органами местного

самоуправления  на основании нормативных правовых актов

или непосредственным волеизъявлением  граждан  в  соот-

ветствии с ЗК,  другими федеральными законами, законами

субъектов Российской Федерации. Объединение, обмен, пе-

рераспределение  муниципальных земель между муниципаль-

ными образованиями производятся в соответствии с  зако-

нодательством субъектов Российской Федерации. Норматив-

ные правовые акты органов местного самоуправления о ре-

гулировании  земельных отношений действуют на всей тер-

ритории муниципального образования  и  обязательны  для

всех  владельцев  земельных участков независимо от форм

собственности и других прав на земельные участки.  Осо-

бенности регулирования земельных отношений для городов,

имеющих общероссийское значение (городов-курортов,  го-

родов-портов,  пограничных городов и др.), устанавлива-

ются федеральными законами и  законами  субъектов  Рос-

сийской Федерации.  Земли,  находящиеся в муниципальной

собственности, могут передаваться гражданам и юридичес-

ким лицам в постоянное (бессрочное) пользование, пожиз-

ненное наследуемое владение или аренду на основании ре-

шений органов местного самоуправления. Порядок передачи

муниципальных земель в частную собственность в  городс-

ких поселениях может устанавливаться на основании феде-

рального закона законами субъектов  Российской  Федера-

ции.  В соответствии со ст.  112 и 130 Конституции Рос-

сийской Федерации и ст.  124 – 127 ГК муниципальные об-

разования – это город,  сельский район,  поселок, сель-

ский населенный пункт.  От их  имени  выступают  органы

местного  самоуправления,  т.е.  муниципальные  органы,

осуществляя права владения,  пользования и распоряжения

муниципальной  земельной  собственностью.  Федеральными

землями, землями субъектов Федерации и частными землями

они не распоряжаются.  В ГК нормы о муниципальной собс-

твенности на землю также сформулированы  очень  кратко,

без  раскрытия  и поэтому должны найти свое раскрытие в

ЗК.  Муниципальные земли также устанавливаются  методом

так  называемого вычитания – это земли на муниципальной

территории,  за исключением земель федеральных, субъек-

тов  Федерации и находящихся в собственности физических

и юридических лиц.  Порядок отнесения земель к  муници-

пальной  собственности устанавливается законодательными

актами Российской Федерации (ЗК и другими правовыми ак-

тами).  В  муниципальную собственность могут включаться

также земли, приобретаемые по решению местной админист-

рации у собственников земельных участков путем их выку-

па в установленном порядке, а также земли, передаваемые

из федеральных земель и земель субъектов Федерации. Му-

ниципальные земли – это земли,  занятые  муниципальными

объектами  (школами,  предприятиями,  объектами и др.),

земли общего пользования (улицы, площади, скверы, водо-

емы,  пляжи,  лесные участки,  парки,  кладбища и др.).

Распоряжение и управление муниципальными  землями  осу-

ществляются органами местного самоуправления,  т.е. му-

ниципальными органами.

< Попередня   Наступна >

Источник: http://radnuk.info/ros-pidrychnuk/zem/524-netsvetanov/23261--9--------1-------------------.html

Муниципальная собственность на землю: понятие, закон

Право собственности на земельные участки считается самой полной по содержанию юридической категорией. Согласно ГК, законный обладатель имущества может им распоряжаться, владеть и пользоваться.

Общая характеристика категории

Отношения, возникающие в связи с распоряжением, владением, пользованием землей, регламентируются гражданскими нормами и положениями ЗК.

При этом понятия, используемые в ГК, считаются основополагающими.

Земельное законодательство воспринимает институт собственности, оно не может исключить ни одно положение, относящееся к правам законного обладателя.

Особенности объекта

Земля считается специфической правовой категорией.

Из понимания этого факта следуют положения гражданского законодательства о возможностях и особенностях регулирования отношений, касающихся этого объекта. По ст. 209 ГК (п.

3), пользование, распоряжение, а также владение землей является свободным, если это не наносит вред природе, не ущемляет интересы иных лиц.

Госсобственность

Положения, регламентирующие ее, предусматриваются ГК.

Существующее законодательство признает, что землей, а также прочими природными ресурсами, которые не находятся в собственности граждан, муниципалитетов, организаций, владеет, пользуется и распоряжается государство.

Это положение закреплено в 214 статье ГК (п. 2). Сравнительно недавно на недра, водные объекты, землю, животный мир, лес распространялась исключительно государственная собственность.

Считалось, что в стране никто, кроме власти, не может быть законным их обладателем. Исключительное право собственности государства означало также, что не могло существовать никому не принадлежащих объектов, то есть бесхозных. В настоящее время действуют иные правила и нормы.

Разграничение владения

Земли, которые принадлежат РФ, являются федеральной собственностью. Между тем существуют территории, которыми владеют исключительно регионы. В этом случае говорят о госсобственности субъекта РФ.

В 16 статье ЗК предусмотрено, что вопрос, касающийся разграничения публичного владения, разрешается непосредственно Кодексом и прочими нормативными документами. В соответствии со ст. 17 (п.

1), к федеральной собственности относят следующие участки:

  1. Признанные таковыми ФЗ. Категории таких наделов определяются в п. 1 закона, вводящего в действие ЗК.
  2. Право на которые у РФ возникло вследствие разграничения госсобственности на землю.
  3. Приобретенные Россией в соответствии с основаниями, установленными в ГК.

В составе госсобственности регионов присутствуют такие участки:

  1. Признанные таковыми в соответствии с ФЗ. Их перечень определен в п. 2 ст. 3 указанного выше закона.
  2. Право на которые возникло у субъектов в процессе разграничения госсобственности.
  3. Приобретенные по основаниям, установленным в Гражданском кодексе.

Муниципальная собственность на землю

РФ – государство, в котором строго разграничена компетенция федеральной, региональной и местной властей.

В законе предусматриваются вопросы, которые относятся и к совместному ведению.

Однако что касается владения, распоряжения, пользования имущества, принадлежащего субъектам каждого уровня, здесь проводятся четкие границы и действуют особые правила.

Муниципальная земельная собственность возникает в момент ее регистрации уполномоченными органами. В качестве основания для проведения данной процедуры выступают акты Правительства.

Ими утверждаются специальные перечни, в которые включаются участки муниципальной собственности. Последние возникают при разграничении территорий. Кроме этого, муниципальная собственность на землю возникает на основании вступивших в действие ряда судебных решений.

В частности, речь идет о постановлениях, принятых по спорам, касающимся разграничения территорий.

Категории объектов

Действующим законодательством предусматривается муниципальная собственность на землю:

  1. Признанную таковой в соответствии с ФЗ, а также принятыми на их основании региональными нормативными актами.
  2. Право на которую возникло в процессе разграничения гособственности.
  3. Приобретенную по основаниям, установленным в ГК.

Дополнительно

В нормативных актах предусматриваются и другие категории наделов, владение, пользование, распоряжение которыми может осуществлять МО.

В частности, муниципальная собственность на землю возникает в отношении не предоставленных частным лицам наделов до разграничения территорий.

Для обеспечения развития МО ему могут передаваться площади, которые принадлежат Российской Федерации или ее региону, в том числе расположенные за пределами административной единицы.

Специфика территории

Пределы МО определяются по федеральным и региональным законам. При этом учитываются исторические и прочие местные традиции. В территорию МО может включаться сельское или городское поселение.

В границах административной единицы могут присутствовать площади, необходимые для развития населенных пунктов, рекреационные зоны. Кроме этого, в территорию включаются земельные участки общего пользования. К ним, в числе прочего, относят лесные массивы, луга и прочее.

Городское поселение может в соответствии с законом получить безвозмездно дополнительные территории.

Важный момент

В городах федерального значения при разграничении территорий право муниципальной собственности не возникает. Для них устанавливаются специальные правила.

Особенности правового режима обуславливаются тем, что города федерального значения считаются самостоятельными субъектами Российской Федерации. Соответственно, для них действуют региональные правила.

Право муниципальной собственности в этих субъектах возникает в процессе передачи наделов административным единицам, расположенным в их пределах, в соответствии с местными законами.

Дополнительно

Муниципальная собственность на землю возникает по отношению к территориям, которые признаны закрепленными за МО на основании не только федерального, но и регионального законодательства.

Что касается оснований приобретения соответствующих юридических возможностей, то стоит сказать, что они распространяются и на бесхозяйные объекты, от которых законные обладатели отказались.

Реализация полномочий

От имени муниципалитета право собственника осуществляют местные органы управления. В установленных законодательством случаях уполномоченными могут стать и иные лица.

К примеру, по поручению муниципалитета право собственности может реализовывать какое-либо учреждение.

Территории, которые принадлежат МО, могут передаваться организациям, гражданам, местным органам, некоммерческим структурам, унитарным предприятиям.

Частное владение

В законодательстве официально закрепляется и признается не только государственная и муниципальная собственность на землю.

В качестве еще одной категории субъектов, имеющих возможность осуществлять владение, пользование, распоряжение наделами, выступают юрлица и граждане. В нормах установлены основания, по которым возникает частная собственность.

Все юрлица и граждане обладают равным доступом к приобретению территорий. В правовом режиме участков, находящихся в собственности этих субъектов, в содержании правомочий, которыми они наделяются, отличий нет.

Частное владение, распоряжение, пользование могут осуществлять иностранные организации и граждане, а также лица, не имеющие гражданства.

Ключевые условия

Для предоставления участка в собственность он не должен иметь никаких ограничений или обременений. Кроме этого, территория не должна быть изъята из оборота. Такие земли, в соответствии с 27 статьей ЗК (в.

2), не могут являться объектами сделок, предусмотренных в гражданских нормах. В индивидуальное владение, распоряжение, пользование также не предоставляются территории, ограниченные в обороте. Исключение могут составлять случаи, установленные законодательством.

Категории изъятых и ограниченных в обороте территорий присутствует в статье 27 ЗК (п. 4 и 5).

Для получения надела в собственность он должен быть переведен в категорию, в отношении которой действуют общие правила получения прав.

Некоторые наделы могут находиться в распоряжении, пользовании или владении организаций или граждан с соблюдением определенного юридического режима.

Право собственности может реализовываться субъектами самостоятельно, а также совместно с иными лицами.

Заключение

В настоящее время отечественное законодательство четко регулирует права собственников земли. Территории, которыми распоряжаются, владеют, пользуются субъекты, относятся к категории недвижимого имущества.

Совершение любых сделок с ними подлежит регистрации. В качестве документа, подтверждающего право собственности, выступает свидетельство.

Оно выдается после внесения соответствующих сведений об объекте в единый реестр.

Источник: http://.ru/article/283048/munitsipalnaya-sobstvennost-na-zemlyu-ponyatie-zakon

По закону
Добавить комментарий