Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?

Содержание
  1. Земли неразграниченной собственности
  2. Неразграниченная государственная собственность – земельные участки
  3. Оборот земель неразграниченной государственной собственности
  4. Понятие и виды государственной собственности на землю
  5. Законодательное регулирование
  6. Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности?
  7. Предназначение и использование неразграниченных земель
  8. Необходимость и порядок разграничения земель
  9. Неразграниченная государственная собственность на землю это
  10. Земля по-новому
  11. Неразграниченная государственная собственность на землю это
  12. Неразграниченные земли
  13. Земля по-новому
  14. Разграничение государственной собственности на землю
  15. Разграничение государственной собственности на землю
  16. Неразграниченная государственная собственность – земельные участки
  17. Неразграниченная государственная собственность на землю это
  18. Земля по-новому
  19. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: обзор основных изменений земельного законодательства (Умеренко Ю
  20. Собственность на землю
  21. Неразграниченная государственная собственность – земельные участки
  22. Разграничение государственной собственности на землю
  23. Выделение земельных участков из земель, государственной неразграниченной собственности или муниципальной собственности
  24. Новая модель разграничения государственной собственности на землю
  25. Неразграниченными землями в России будут распоряжаться муниципалитеты
  26. Неразграниченная государственная собственность – земельные участки

Земли неразграниченной собственности

Что такое неразграниченная государственная собственность на землю?

Неразграниченная государственная собственность – земельные участки

Довелось мне в одно время ознакомиться с Государственным докладом о состоянии и использовании земель в РФ в 2010 году . И выплыл в этом Докладе интересный факт.

Оказывается, в России почти две трети земель как бы непонятно чьи. То есть они государственные, но при этом не принадлежат ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам. Так, из 1,7 млрд. гектаров территории РФ в собственности частных лиц (ФЛ и ЮЛ) находится 133 млн.

га (121 и 12 млн. га соответственно), при этом из оставшихся 1576 млн.

га государственной и муниципальной собственности принадлежит: Российской Федерации – 420 млн.

га, субъектам РФ – 7,7 млн. га, муниципалитетам – 3,2 млн. га. Конечно, у этой земли есть название – это т.н.

«неразграниченная госсобственность».

Но ведь по факту она не принадлежит на праве собственности ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам.

То есть вроде земелька принадлежит государству, но конкретно – никому.

Итак, в 90-х годах из-за несовершенства земельного законодательства разграничение госсобственности на землю вообще не проводилось.

Только в 2001 году был принят ФЗ

(сейчас он признан утратившим силу – ФЗ от 17.04.

2006 №53-ФЗ) и, начиная с 2002 года, начались работы по разграничению земель на федеральные земли, земли субъектов и муниципальные земли.

Как видно, на начало 2006 года (то есть через 4 года после начала разграничения) в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности почти ничего не появилось.

Лишь к концу «нулевых» субъекты и муниципалы заимели немного землицы, притом что львиная доля была разграничена в пользу Федерации.

До этой даты разграничение государственной собственности на землю было всеобъемлющим, то есть в отношении каждого земельного участка, не находящегося в частной собственности, должен был быть определен конкретный публичный собственник – Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Таким образом, разграничению подлежали все земли, находящиеся в государственной собственности.

Это означало, что в конце концов вся земля рано или поздно будет разграничена. Однако с 1 июля 2006 года (тот самый ФЗ от 17.04.2006 №53) был закреплен двойной режим публичной земельной собственности.

Теперь одна часть земель будет иметь конкретного собственника – Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование, а другая часть останется в неразграниченной госсобственности.

При этом большая часть неразграниченных земель с 1 июля 2006 года перешла в распоряжение муниципалитетов (только в Москве и СПб землей распоряжаются органы гос.

власти субъектов РФ), хотя ОМСУ могут только распоряжаться (но не владеть и пользоваться) имуществом (земельными участками), которое им не принадлежит и, возможно, никогда не будет принадлежать.

Таким образом, получается, что государство не особо спешит разграничивать землю, как бы давая сигнал остальным игрокам

.

Ведь, как видим, за последние годы если и шло разграничение, то в основном в пользу Федерации. И логика государства здесь вполне понятна.

Ведь собственность на землю всегда и везде означала власть.

А это значит, что разграничение государственной собственности на землю в условиях слабости федеральной власти усилит центробежные процессы, причем не только на региональном, но и на местном уровне.

А этого Кремль допустить не может – пожалуй, именно поэтому в последние годы идёт политика существенного ослабления регионов посредством перераспределения налоговых потоков от региональных бюджетов в федеральный.

И получается, что Москва просто опасается, что массово раздав земельку в собственность частникам и публичным образованиям, она рискует поиметь в будущем падение лояльности регионов и их попытки заявлять о своей относительной независимости от центра. Кроме этого есть и ещё одна причина для Москвы не спешить с раздачей земли.

Так, в случае разграничения много головной боли ей могут доставить и субъекты вполне лояльные политически, но почувствовавшие свою экономическую силу.

Например, прокладка федеральных трасс или расширение населенных пунктов станет для Центра при новых условиях делом не только хлопотным, но и затратным.

Ведь если сегодня изымать земельные участки и возмещать убытки приходится только гражданам и юридическим лицам-собственникам земельных участков, то в случае передачи земли публичным образованиям её придётся выкупать уже и у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

А это значит, что затраты Федерации существенно возрастут.

Источник: https://glavbuh-krd.ru/zemli-nerazgranichennoj-sobstvennosti-49010/

Оборот земель неразграниченной государственной собственности

Большинство земель в России находится в государственном владении. Государственные земельные наделы могут находиться под юрисдикцией органов власти разного уровня, в зависимости от порядка разграничения таких наделов, а могут быть неразграниченными.

Для неразграниченных земель действует особый порядок оборота и предоставления в пользование гражданам и юридическим лицам.

Понятие и виды государственной собственности на землю

К землям, находящимся в государственной собственности, относятся такие наделы, которые не принадлежат гражданам, частным организациям или муниципальным образованиям, согласно пункту 1 ст. 16 ЗК РФ.

Все участки, находящиеся в частных руках, имеют определённые границы и зарегистрированного владельца в ЕГРП, а государственные земли могут, как иметь собственника в лице органа исполнительной власти, так и быть неразграниченными. Пункт 2 ст. 16 ЗК РФ определяет следующие виды государственной собственности:

  • Федеральные земельные участки;
  • Земли, находящиеся в собственности региональных властей;
  • Земли муниципалитетов;
  • Неразграниченные земельные наделы.

Законодательное регулирование

Разграничение земель началось в 2001 году с принятием закона «О разграничении земель…», но переход участков в собственность местных властей происходил очень медленно, и в 2006 году данный закон утратил силу, и порядок разграничения государственных земельных владений стал определяться следующими законами:

  • Земельным кодексом (ЗК РФ);
  • Законом № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Гражданским кодексом РФ;
  • Иными федеральными законами и постановлениями Правительства РФ.

Земельный кодекс определяет понятия государственной, региональной и муниципальной собственности, а закон № 137 определяет разграничение отдельных видов участков.

Гражданское законодательство регулирует понятия собственности и использования недвижимости без права владения (аренда, сервитут и т.д.), такими способами могут использоваться неразграниченные земли.

Согласно п. 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся:

  • Земли правительственных зданий и учреждений;
  • Участки казённых и унитарных предприятий;
  • Участки Академии наук и связанных с ней организаций;
  • Земли госкомпании Росавтодороги.

Участки городов федерального значения (Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) регулируются федеральным законодательством как земли отдельных субъектов РФ.

Какие земли могут быть в неразграниченной государственной собственности?

Таким образом, в неразграниченной собственности относятся следующие участки:

  • Сельскохозяйственные участки;
  • Земли, изъятые из оборота или ограниченные в нём;
  • Неразграниченные земли внутри поселений;
  • Незанятые строениями участки, предназначенные для промышленности.

К последней категории обычно относят бывшие сельскохозяйственные земли, которые в силу различных факторов (воздействие техногенной среды, природные катаклизмы и т.д.) стали непригодны для использования в сельском хозяйстве и переведены в категорию промышленных земель.

Самый большой процент неразграниченных земельных наделов – это сельскохозяйственные территории, находящиеся в значительном отдалении от поселений и имеющие вид разрешённого пользования, исключающий возможность возведения долговременных построек, например, участки для полевого подсобного хозяйства или огородничества.

Предназначение и использование неразграниченных земель

Отсутствие зарегистрированного в Росреестре права владения неразграниченными землями за конкретны органом власти не является препятствием для использования таких земель (п. 1. ст. 3.3 ФЗ № 137). Неразграниченные земельные наделы могут быть использованы следующими способами:

  • Путём предоставления в пользование муниципалитетам или субъектам федерации;
  • Предоставлением частным лицам и компаниям в аренду или безвозмездное пользование;
  • Путём разграничения для дальнейшего использования.

Использование земель из числа неразграниченной собственности происходит в порядке их предоставления заявителям уполномоченными органами власти. Такими органами могут выступать, согласно п. 2 ст. 3.3 закона № 137:

  • Городские власти;
  • Органы самоуправления поселений;
  • Власти муниципальных округов.

При предоставлении неразграниченных земель в аренду, доходы от такой аренды будут направляться в бюджет местных (городских или муниципальных) властей, обладающих полномочиями на заключение арендных соглашений (п. 15 ст. 3.4 ФЗ № 137).

Институт развития жилищной сферы вправе контролировать использование муниципальными и городскими властями неразграниченных земель и подавать таким властям заявления о переводе управления неразграниченными землями на федеральный уровень, если федеральное управление будет целесообразным с точки зрения единого института развития.

Предоставление неразграниченных территорий городов федерального значения, а также федеральных и межрегиональных трасс находится в ведении федерального правительства.

Необходимость и порядок разграничения земель

Разграничение земельных участков, находящихся во владении государственных властей, осуществляется в целях:

  • Предоставления участков разграниченных земель в собственность частным лицам;
  • Развития территории и привлечение инвестиций;
  • Реализации местных и региональных социальных программ, связанных с предоставлением земельных участков нуждающимся;
  • Снятия участков с государственного баланса и перевод их на баланс регионов;
  • Реализации программ регионального развития;
  • Возможности собственникам строений полноправно распоряжаться участками под ними.

Последняя цель реализует исключительное право на земельный надел, возникающее у собственника недвижимости на таком наделе.

Если на неразграниченных землях в рамках их законного использования были возведены строения, правом собственности на которые обладают местные органы исполнительной власти или частные лица, то такие лица могут оформить земли в собственность, но прежде этого данные земли подлежат разграничению.

Процедура разграничения имеет следующий порядок:

  1. Глава муниципального или регионального органа власти подаёт заявление в федеральное Министерство земельных отношений с заявлением о разграничении земли, приложив документы;
  2. Уполномоченный на решение вопросов распределения земель комитет министерства рассматривает заявление в течение 30 дней;
  3. Выносится решение о разграничении земли в собственность органа власти, представляемого заявителем, или об отказе в разграничении;
  4. При положительном решении заявитель осуществляет кадастровые работы по согласованию с федеральным комитетом;
  5. После получения кадастровых документов регистрируется право муниципальной собственности.

Вместо главы муниципального района заявление может подать его заместитель или уполномоченный сотрудник местного комитета земельных ресурсов.

В тексте заявления следует указать:

  • ФИО и должность заявителя;
  • Полное наименование органа исполнительной власти, который представляет заявитель;
  • Основания для разграничения земель в пользу данного органа власти;
  • Кадастровый номер земельного надела;
  • Реквизиты проекта межевания запрашиваемых земель;
  • Цели и план использования участка.

К заявлению нужно приложит следующие документы, в зависимости от целей разграничения:

  • Проект межевания территории (если земля разграничивается в целях строительства);
  • Комплексный проект развития территории;
  • План предоставления участков гражданам;
  • План застройки территории;
  • Свидетельство о праве муниципальной или региональной собственности на строения, расположенные на запрашиваемых землях.

При получении положительного решения заявителю выдаётся скорректированная федеральным комитетом схема, содержащая информацию о площади и расположении неразграниченного участка земли.

На основании такой схемы заявитель должен заказать в геодезической фирме, имеющей соответствующую лицензию, кадастровые работы, направленные на определение точных границ предоставленной земли, после чего нужно утвердить полученный межевой план в федеральном комитете. Регистрация муниципального права собственности происходит путём обращения представителя местных властей в отделение Росимущества.

Итак, под неразграниченной государственной земельной собственностью понимаются участки, управление которыми не отнесено к федеральным, региональным или муниципальным властям.

Неразграниченные земли могут использоваться как после их разграничения, в результате которого они перейдут к конкретному органу власти, так и без разграничения, тогда земли могут предоставляться в пользование (но не собственность) частных лиц по их заявлению местным властям.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/nerazgranichennaja-gosudarstvennaja.html

Неразграниченная государственная собственность на землю это

Земля по-новому

Земля по-новому Пожалуй, впервые в России федеральные власти смогли одновременно помочь бизнесу и муниципалитетам. Последним отдали с 1 июля 2006 г. в полное распоряжение большую часть неразграниченных государственных земель (см. федеральный закон от 17 апреля 2006 г.

№ 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс РФ…”). Это приведет к упрощению процедуры оформления земли в собственность, что благотворно скажется на ведении бизнеса в России и облегчит осуществление инвестиций.

Однако в ближайшей перспективе бизнес, как это бывает со всем новым, ждут сложности переходного периода.

Бесконечный кадастр Почти пять лет, с момента вступления в действие нового Земельного кодекса РФ, продолжается неопределенность, связанная с разграничением прав собственности на землю между Федерацией, субъектами РФ и муниципалитетами.

Действовавшее до 1 июля 2006 г.

законодательство исходило из того, что в отношении каждого земельного участка, не находящегося в частной собственности, должен быть определен конкретный публичный собственник — Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Иными словами, разграничению подлежали все земли, находящиеся в государственной собственности.

Земля могла быть передана конкретным органам власти только на основании составленных и согласованных перечней земельных участков, а процедура такого согласования по каждому отдельному участку длится около года.

Процесс разграничения предполагалось завершить к 2008 г.

— созданием федерального земельного кадастра. Однако, по данным Минимущества, с 2001 г.

разграничено не более 5% от общего количества государственных земель, причем все это время Федерация работала на себя: почти все разграниченные участки находятся под федеральными объектами, а муниципалитетам не досталось практически ничего.

Москва и Санкт-Петербург не в счет: они всегда стояли несколько обособленно от всей России (юридически, экономически и политически).

По прогнозам Минэкономразвития России, если темпы разграничения были бы сохранены, то процесс был бы завершен примерно к 2023 г.

Земли, подлежащие разграничению С 1 июля 2006 г.

всеобъемлющее разграничение государственной собственности на землю ушло в прошлое, теперь закреплен двойной режим публичной земельной собственности.

При этом режиме одна часть земель будет иметь конкретного собственника — Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование, а другая часть останется в неразграниченной госсобственности.

Новый закон не предусматривает “остаточного принципа”, когда все специально не поименованные земли относятся к собственности определенной категории публичных образований.

В новом законе закрепляется исчерпывающий перечень таких земель.

С 1 июля 2006 г. отпадет необходимость в составлении и согласовании соответствующих перечней земельных участков при разграничении государственной собственности на землю.

Не требуется и их последующее утверждение правительством РФ.

Процедура разграничения государственной собственности на землю по новому закону максимально упрощена: для государственной регистрации права достаточно заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. В заявлении указывается основание возникновения права собственности РФ, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Виза губернатора при этом уже не нужна. Неразграниченные государственные земли До 1 июля 2006 г.

распоряжение неразграниченными госземлями, в том числе предоставление земельных участков, осуществлялось органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Исключений из этого общего правила было предостаточно, что существенно затрудняло процедуру предоставления земельного участка.

Новая редакция закона предусматривает лишь два исключения из общего правила: — в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов России (например, Рязань, Ярославль, Уфа), предоставление земельных участков осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что это право субъекта; — в Москве и Санкт-Петербурге предоставление земельных участков осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.

Вопрос земельной реформы — один из самых сложных и запутанных, но крайне необходимых регионам и центру.

Перевод процессов разграничения земель на местный уровень — это, безусловно, большой плюс и упрощение существовавших ранее механизмов.

Последние изменения, безусловно, сделают более прозрачными правила передачи земли бизнесу, помогут ускорить процесс разграничения прав собственности на землю.

Однако ситуацию в первое время осложнит отсутствие ряда подзаконных актов, например перечня необходимых для регистрации документов. Но это лишь трудности переходного периода.

Источник: https://garant-dz.ru/nerazgranichennaja-gosudarstvennaja-sobstvennost-na-zemlju-ehto-11639/

Неразграниченная государственная собственность на землю это

Неразграниченные земли

2018 г. Неразграниченные земли C 2018 года право распоряжаться неразграниченными землями Ульяновской области получил региональный департамент госимущества.

Изменения связаны с вступлением в силу Закона Ульяновской области «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области».

«В Российской Федерации имеется четыре вида публичной собственности земли.

Земля по-новому

Земля по-новому Пожалуй, впервые в России федеральные власти смогли одновременно помочь бизнесу и муниципалитетам.

Последним отдали с 1 июля 2006 г.

в полное распоряжение большую часть неразграниченных государственных земель (см.

федеральный закон от 17 апреля 2006 г.

№ 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс РФ…”).

Это приведет к упрощению процедуры оформления земли в собственность, что благотворно скажется на ведении бизнеса в России и облегчит осуществление инвестиций.

Разграничение государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю Алена Пшеничникова, руководитель Правового департамента Консалтинговой группы «Партнер» : журнал «Стройэксперт», декабрь 2007 года Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов действующего земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации, собственность муниципальных образований.

Право (государственной, муниципальной) на земельные участки при разграничении собственности на землю возникает по основаниям, установленным гражданским кодексом РФ и федеральными законами, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации и возникает непосредственно с момента государственной регистрации права собственности на данные земельные участки (ст.

РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.

https://www.youtube.com/watch?v=LNNFzRcpjjY

На практике вопрос разграничения государственной собственности на землю встает особенно остро при определении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.

Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например – заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и округов.

Разграничение государственной собственности на землю

Разграничение государственной собственности на землю Разграничение государственной собственности в РФ осуществляется в соответствии с рядом положений Конституции, ФЗ отраслевого значения.

Вместе с этим определенное влияние на данную сферу оказывают указы президента, постановления правительства, а также правила, распоряжения, положения, инструкции и прочие акты, принимаемые исполнительными органами.

Неразграниченная государственная собственность – земельные участки

Неразграниченная государственная собственность – земельные участки Довелось мне в одно время ознакомиться с Государственным докладом о состоянии и использовании в РФ в 2010 году .

И выплыл в этом Докладе интересный факт.

Оказывается, в России почти две трети земель как бы непонятно чьи.

То есть они государственные, но при этом не принадлежат ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам.

Источник: http://chatlaws.ru/nerazgranichennaja-gosudarstvennaja-sobstvennost-na-zemlju-ehto-41939/

Неразграниченная государственная собственность на землю это

Земля по-новому

Это приведет к упрощению процедуры оформления земли в собственность, что благотворно скажется на ведении бизнеса в России и облегчит осуществление инвестиций. Однако в ближайшей перспективе бизнес, как это бывает со всем новым, ждут сложности переходного периода.

Бесконечный кадастр Почти пять лет, с момента вступления в действие нового Земельного кодекса РФ, продолжается неопределенность, связанная с разграничением прав собственности на землю между Федерацией, субъектами РФ и муниципалитетами. Действовавшее до 1 июля 2006 г.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: обзор основных изменений земельного законодательства (Умеренко Ю

Предлагаемые изменения позволят расширить возможности реализации мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также позволят решить проблему обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в малонаселенных местностях, где наблюдается неблагополучная экологическая обстановка, отсутствие рабочих мест и т.д. Целью законопроекта является ограничение пассивного избирательного права лиц, имеющих заболевания, препятствующие поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению.

Дата размещения статьи: 24.08.2018 Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: обзор основных изменений земельного законодательства (Умеренко Ю.А.) Федеральный закон от 23 июня 2014 г.

Собственность на землю

применяются к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта РФ — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность и возникшим после дня вступления в силу названного Федерального закона 1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством ; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности. Информация об изменениях: Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 ноября 2015 г.

До 01 марта 2015 г. согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ

было закреплено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Однако данный пункт утратил силу с 1 марта 2015 г.

Неразграниченная государственная собственность – земельные участки

И выплыл в этом Докладе интересный факт. Оказывается, в России почти две трети земель как бы непонятно чьи. То есть они государственные, но при этом не принадлежат ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам.

Так, из 1,7 млрд. гектаров территории РФ в собственности частных лиц (ФЛ и ЮЛ) находится 133 млн. га (121 и 12 млн. га соответственно), при этом из оставшихся 1576 млн.

га государственной и муниципальной собственности принадлежит: Российской Федерации – 420 млн.

На практике вопрос разграничения государственной собственности на землю встает особенно остро при определении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками.

Решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является самым важным среди всех действий по предоставлению земли: все остальные действия осуществляются на основании этого решения (например – заключение договора аренды), направлены на его реализацию или подготовку.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

По общему правилу распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и округов.

«В Российской Федерации имеется четыре вида публичной собственности земли.

Это собственность субъекта, муниципальная, федеральная, а также неразграниченная государственная собственность. Большую часть земель, которые находятся в публичной собственности, относят к неразграниченной государственной собственности.

Такие участки являются государственными, но их владелец не определен, то есть в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не внесены соответствующие записи о регистрации права собственности на эти земли», – разъясняет директор регионального земельно-имущественного информационного центра, заслуженный юрист Ульяновской области Лидия Казакевич. После вступления в силу с марта 2015 года изменений в Земельный кодекс вопросы распоряжения неразграниченными землями с муниципального, районного уровня перешли на уровень городских и сельских поселений.

Разграничение государственной собственности на землю

Есть ли между ними какие-то различия с правовой точки зрения – или это фактически одно и то же? И вообще, каким именно образом происходит непосредственное разграничение государственной собственности на землю – как оно в принципе может быть осуществлено и что оно потом даёт, какие изменения? Если можно, распишите, пожалуйста, этот непонятный для меня процесс несколько более подробным образом. Вас консультирует: Практикующий юрист по гражданским делам.

В частную собственность были переданы, главным образом, земли сельскохозяйственного назначения, а также земли поселений. На 01.01.2012 г. из 133,1 млн. га приватизированных земель 128,6 млн. га приходилось на земли сельскохозяйственного назначения и 4,3 млн.

га на земли поселений (табл. 1). Остальная земля (1576,7 млн. га) осталась в государственной и муниципальной собственности. Проблемы использования приватизированных земель находятся под пристальным вниманием органов власти, средств массовой информации и ученых.

Выделение земельных участков из земель, государственной неразграниченной собственности или муниципальной собственности

Оформление прав на земельный участок – довольно трудоемкий процесс, что является очень прискорбным! Условно рассмотрим две ситуации, которые сводятся до введения земельного кодекса РФ и после.

Ситуация связанная с оформлением земельных участков после введения ЗК РФ пока более или менее ясна. Вторая ситуация более интересная и требующая внимания. Правда к настоящему времени практически исчерпывающая себя тема.

Ранее земельные участки предоставлялись собственнику до введение в действие Земельного кодекса РФ.

Такие земельные участки земли не являются образованными, они не имели установленные на местности границ, отсутствовали индивидуализирующие признаки (кадастровый номер) Физические и юридические лица имели на руках документы, доказывающие их право на бессрочное (постоянное) пользование предоставленным им земельным участком, но отсутствовали документы, которые подтверждали бы его постановку на государственный кадастровый учет (ГКН). Для того чтобы оформить права собственности на такой земельный участок ( оформление права собственности, оформление земли ), нужно его, прежде всего, сформировать (образовать).

Формирование земельного участка из земельного фонда, принадлежащего государству или муниципальному образованию, прежде всего, заключается в необходимости постановки земельного участка на кадастровый учёт посредством подготовки межевого плана и подача его в кадастровую палату.

Основные моменты формирования земельных участков регламентируется федеральными законами, законами субъектов РФ, а также нормативными актами муниципальных образований, где описывается процедура предоставления земельных участков как под строительство, так и не земельных участков не связанных со строительством. Земельным законодательством предусмотрены нормы, устанавливающие общие положения для формирования участков земли из ранее образованных участков через объединение, выдел, перераспределение или раздел ( оформление земли, оформление прав на земельные участки ). Земельный Кодекс РФ прописывает особые условия для формирования участков земли из ранее образованных участков, которые находятся в собственности государства или же муниципального образования. Основной причиной в данном случае выступает необходимость вынесения решения уполномоченным распоряжаться подобным участком органом государственной или муниципальной власти. Необходимо отметить, что в настоящее время действующее законодательство прямо говорит, что все данные о сформированных участках земли в обязательном порядке должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости, а также носят временный характер, пока право собственности на них не будет оформлено раздел ( оформление земли, оформление прав на земельные участки ). Временный характер земельных участков, а точнее данных, утрачивает свою силу в день осуществления государственной регистрации права на сформированный земельный участок.

Рекомендуем прочесть:  Статья 292 ук

Вместе с этим определенное влияние на данную сферу оказывают указы президента, постановления правительства, а также правила, распоряжения, положения, инструкции и прочие акты, принимаемые исполнительными органами. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет разграничение государственной собственности на землю.

Конституционные положения Понятие государственной собственности на землю, а также правила ее оборота установлены в ряде положений Основного Закона.

Государство как субъект права государственной собственнос­ти представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде: федеральной собственности и собственности субъектов РФ (субъектной)

Новая модель разграничения государственной собственности на землю

Земельный кодекс РФ предусмотрел разграничение государственной собственности как одно из оснований приобретения права собственности на землю у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, посредством которого земельные участки прейдут в собственность конкретных субъектов – Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленным законом.

Неразграниченными землями в России будут распоряжаться муниципалитеты

В Совете Федерации рассматриваются принятые Государственной Думой изменения в земельное законодательство, которые в том числе касаются вопросов распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Напомним, прежняя редакция соответствующих норм создавала неоднозначность в статусе таких земель, расположенных в столицах регионов. Средства массовой информации отмечали случаи, когда власти отдельных субъектов Федерации брали на себя полномочия по распоряжению неразграниченными землями, не обладая достаточным кадровым и организационным потенциалом.

Разграничение государственной собственности на землю – это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками, процесс разграничения которых не был завершен, а к ним относилась большая часть государственных земель.

В соответствии со статьей 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов действующего земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации, собственность муниципальных образований.

Источник: http://perspektiva-nb.ru/nerazgranichennaja-gosudarstvennaja-sobstvennost-na-zemlju-ehto-21769/

Неразграниченная государственная собственность – земельные участки

Неразграниченная государственная собственность – земельные участки [Mar. 28th, 2013|06:41 pm]

Наблюдатель

Довелось мне в одно время ознакомиться с Государственным докладом о состоянии и использовании земель в РФ в 2010 году. И выплыл в этом Докладе интересный факт.

Оказывается, в России почти две трети земель как бы непонятно чьи. То есть они государственные, но при этом не принадлежат ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам. Так, из 1,7 млрд.

гектаров территории РФ в собственности частных лиц (ФЛ и ЮЛ) находится 133 млн. га (121 и 12 млн. га соответственно), при этом из оставшихся 1576 млн.

га государственной и муниципальной собственности принадлежит:Российской Федерации – 420 млн. га,субъектам РФ – 7,7 млн. га,муниципалитетам – 3,2 млн. га.Остаётся ещё 1145 млн. га.

1,1 миллиард гектар непонятно чьей земли.

Конечно, у этой земли есть название – это т.н. «неразграниченная госсобственность».

Но ведь по факту она не принадлежит на праве собственности ни Российской Федерации, ни субъектам РФ, ни муниципалитетам.

То есть вроде земелька принадлежит государству, но конкретно – никому…Интересная получается ситуация. Захотелось в ней разобраться.

Итак, в 90-х годах из-за несовершенства земельного законодательства разграничение госсобственности на землю вообще не проводилось.

Только в 2001 году был принят ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (сейчас он признан утратившим силу – ФЗ от 17.04.

2006 №53-ФЗ) и, начиная с 2002 года, начались работы по разграничению земель на федеральные земли, земли субъектов и муниципальные земли.

Вот данные по динамике разграничения

на 01.01
2006
на 01.01
2009
на 01.

01
2011

РФ, всего,
из них:
1 709,8 1 709,8 1 709,8
– в собственности граждан 124,2 124,3 121,4
– в собственности юрлиц 5,2 8,6 12,0
– в государственной и муниципальной собственности,
из них:
1 580,4 1 576,9 1576,4
  – в собственности РФ 223,9 293,7 420,0
  – в собственности субъектов РФ 0,6 6,4 7,7
  – в муниципальной собственности 0,07 1,8 3,2
  – неразграниченная собственность 1 355,8 1 275,0 1 145,5

Таблица. Распределение земельного фонда по формам собственности, млн. га (Источник: ежегодные Доклады Роскадастра)

Как видно, на начало 2006 года (то есть через 4 года после начала разграничения) в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности почти ничего не появилось. Лишь к концу «нулевых» субъекты и муниципалы заимели немного землицы, притом что львиная доля была разграничена в пользу Федерации.Здесь важно отметить одну веху – 1 июля 2006 года. До этой даты разграничение государственной собственности на землю было всеобъемлющим, то есть в отношении каждого земельного участка, не находящегося в частной собственности, должен был быть определен конкретный публичный собственник – Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Таким образом, разграничению подлежали все земли, находящиеся в государственной собственности. Это означало, что в конце концов вся земля рано или поздно будет разграничена. Однако с 1 июля 2006 года (тот самый ФЗ от 17.04.2006 №53) был закреплен двойной режим публичной земельной собственности. Теперь одна часть земель будет иметь конкретного собственника – Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование, а другая часть останется в неразграниченной госсобственности.При этом большая часть неразграниченных земель с 1 июля 2006 года перешла в распоряжение муниципалитетов (только в Москве и СПб землей распоряжаются органы гос.власти субъектов РФ), хотя ОМСУ могут только распоряжаться (но не владеть и пользоваться) имуществом (земельными участками), которое им не принадлежит и, возможно, никогда не будет принадлежать.Таким образом, получается, что государство не особо спешит разграничивать землю, как бы давая сигнал остальным игрокам «если я и отдам немного земли частникам, то массовой раздачи земли субъектам и муниципалитетам не будет». Ведь, как видим, за последние годы если и шло разграничение, то в основном в пользу Федерации.И логика государства здесь вполне понятна. Ведь собственность на землю всегда и везде означала власть. А это значит, что разграничение государственной собственности на землю в условиях слабости федеральной власти усилит центробежные процессы, причем не только на региональном, но и на местном уровне. А этого Кремль допустить не может – пожалуй, именно поэтому в последние годы идёт политика существенного ослабления регионов посредством перераспределения налоговых потоков от региональных бюджетов в федеральный. И получается, что Москва просто опасается, что массово раздав земельку в собственность частникам и публичным образованиям, она рискует поиметь в будущем падение лояльности регионов и их попытки заявлять о своей относительной независимости от центра.Кроме этого есть и ещё одна причина для Москвы не спешить с раздачей земли. Так, в случае разграничения много головной боли ей могут доставить и субъекты вполне лояльные политически, но почувствовавшие свою экономическую силу. Например, прокладка федеральных трасс или расширение населенных пунктов станет для Центра при новых условиях делом не только хлопотным, но и затратным. Ведь если сегодня изымать земельные участки и возмещать убытки приходится только гражданам и юридическим лицам-собственникам земельных участков, то в случае передачи земли публичным образованиям её придётся выкупать уже и у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. А это значит, что затраты Федерации существенно возрастут.

Ну и зачем же федералам создавать себе лишние проблемы?

Источник: https://kot-kotofei.livejournal.com/24353.html

По закону
Добавить комментарий