Что такое публичный сервитут на земельный участок и когда он устанавливается?

Содержание
  1. Публичный сервитут и его особенности
  2. Что такое публичный сервитут?
  3. Для каких целей может быть установлен?
  4. Когда возможно установление, а когда — нет?
  5. Виды
  6. Особенности
  7. Примеры
  8. Пример 1: бессрочный публичный сервитут
  9. Пример 2: срочный публичный сервитут
  10. Границы зон действия публичного сервитута
  11. Установление платы за публичный сервитут
  12. Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок?
  13. Когда может быть установлен публичный сервитут на земельный участок
  14. Плата за публичный сервитут на земельный участок
  15. Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления
  16. Виды обременения
  17. Подробнее о публичном сервитуте
  18. Основания для образования
  19. Заявление
  20. Принятие решения
  21. Межевание
  22. Договор
  23. Оценка и стоимость
  24. Регистрация
  25. Когда прекращается обременение
  26. Сервитут на земельный участок — что это такое и как он устанавливается
  27. Что такое земельный сервитут и как он устанавливается
  28. Публичный земельный сервитут и каков порядок его установления
  29. В чем разница между публичным и земельным сервитута
  30. Постоянный и срочный сервитут
  31. Какова плата за сервитут
  32. Что такое сервитут земельного участка – установление и право на сервитут
  33. Что такое сервитут
  34. Случаи применения
  35. Частный сервитут
  36. Публичный сервитут
  37. Порядок заключения
  38. Правовые последствия
  39. Помешает ли сервитут при оформлении права собственности на земельный участок

Публичный сервитут и его особенности

Что такое публичный сервитут на земельный участок и когда он устанавливается?

Право установления сервитута возникло еще в римском праве и до сих пор сохранилось в законодательстве РФ. Установление данного обременения регулируется следующими нормативными документами:

  • статьями 274–277 Гражданского кодекса;
  • 223 статьей Земельного кодекса;
  • статьей Федерального закона от 21 июля 1997 года;
  • 9 статьей Лесного кодекса.

Следует знать, что сервитутом может быть обременено строение, здание, земельный участок. Однако практика показывает, что последний вариант встречается чаще всего.
Сервитуты на земельный участок бывают частными и публичными. Сегодня поговорим о публичном виде данного обременения.

Что такое публичный сервитут?

При этом сервитутом пользуется неопределенный круг лиц.

Для каких целей может быть установлен?

Публичный сервитут на земельный участок устанавливается в таких случаях:

  • необходим проезд или проход через участок;
  • необходимо осуществить установку или ремонт электрических или транспортных коммунальных сетей;
  • необходимо установить геодезические или межевые знаки, а также обеспечить к ним подъезд;
  • необходимо осуществить водоотвод или установить дренажное оборудование на определенном участке;
  • необходим забор воды для водопоя скота либо для проведения анализа;
  • необходим выпас скота и заготовка сена на зиму;
  • необходима организация охоты на незапрещенные виды животных и рыболовства;
  • необходимо проведение геологических раскопок и исследование состояния почвы;
  • необходим перевоз объектов через территорию.

Данные основания не являются исчерпывающими.

Когда возможно установление, а когда — нет?

Публичный земельный сервитут может быть установлен только в том случае, когда на общественных слушаниях путем ания было принято положительное решение.

Учитывается мнение следующих лиц:

  • Жители определенной территории, которые могут понести ущерб.
  • Доверенные лица юридических фирм и компаний, юридический адрес которых располагается в непосредственной близости к участку, на который может быть установлен сервитут (служебный участок);
  • Собственник потенциального служебного участка, а также арендаторы данной земли и лица, которые имеют право бессрочного пользования.
  • Сотрудники муниципальной власти или местного самоуправления.

Однако есть случаи, которые не допускают установление публичного сервитута. К ним относятся следующие:

  • установление сервитута не позволяет собственнику земельного участка распоряжаться своей землей в полной мере;
  • от собственника земельного участка в органы самоуправления поступило уведомление о требовании отменить сервитут;
  • невозможность или нежелание лица, которое подало заявление, организовывать общественное слушание.

Виды

Если говорить о времени действия сервитута, то следует выделить два вида:

  • срочный — обременение устанавливается на определенный период, по истечении которого действие сервитута автоматически заканчивается;
  • бессрочный — сервитут устанавливается на неопределенный период и может быть прекращен в судебном порядке или когда необходимость в обременение исчезнет сама собой.

Говоря о целях сервитута, необходимо выделить следующие:

  • водный — гарантирует право каждому гражданину РФ использовать ресурсы водного фонда России без использования технических устройств;
  • лесной — закрепляет право гражданина бесплатно и беспрепятственно находится на территории лесных массивов страны, а также заниматься собирательством пищевых лесных ресурсов (грибы, ягоды, травы);
  • сервитут на дорогу — гарантирует право каждого гражданина бесплатно пользоваться автодорогами федерального значения.

Особенности

Факт оформления сервитута на земельный участок может фиксироваться следующими документами:

  • актами Российской Федерации;
  • актами органов местного самоуправления;
  • нормативно-правовыми актами субъектов (муниципалитетов) РФ.

В случае продажи, аренды или дарения земельного надела, на котором установлен сервитут, собственник должен уведомить вторую сторону о существующем обременении.

В противном случае сделка будет признана недействительной, а собственник понесет большие убытки, так как будет обязан выплатить пострадавшей стороне компенсацию нанесенного ущерба.

Установление сервитута не должно никоим образом затруднять эксплуатацию земельного участка его законным владельцем.

https://www.youtube.com/watch?v=kNQfgLV9Ce4

В результате рассмотрения дела суд может вынести одно из таких решений:

  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выкупить участок и выплатить компенсацию нанесенного ущерба;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган предоставить аналогичный участок и компенсировать убытки;
  • удовлетворить иск и обязать уполномоченный орган выплатить полную компенсацию убытков;
  • отказать в удовлетворении иска.

Примеры

Пример 1: бессрочный публичный сервитут

Пример 2: срочный публичный сервитут

Границы зон действия публичного сервитута

Как уже было сказано выше, сервитут может распространяться не только на целый участок, но и на часть земли.

Границы зоны действия сервитутного обременения определяются посредством топографогеодезических работ. Все расходы берет на себя заинтересованная сторона, т.е. муниципалитет или администрация. Результаты фиксируются в кадастровых документах.

Также следует знать, что перед установлением сервитута необходимо проверить, было ли проведено межевание земельного надела. Здесь государственный орган имеет дело с двумя типами участков:

  1. Оформленные участки, которые состоят на кадастровом учете.
  2. Неоформленные участки, на которых границы еще не сформированы и кадастровые работы не проведены.

В готовом проекте межевания конкретного участка в обязательном порядке должны быть указаны границы зон действия публичного сервитута. Если же проекта межевания пока нет, то тогда нужно сначала провести процедуру межевания, а потом установить границы действия публичного обременения.

Установление платы за публичный сервитут

Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательное установление оплаты за установление сервитута.

Однако в случае причинения неудобств собственнику или третьим лицам (арендатору, лицу, которое владеет участком на праве бессрочного пользования) может быть выплачена компенсация, размер которой устанавливается в судебном порядке или путем переговоров между собственником земельного участка или третьими лицами и органами местного самоуправления (администрацией города или сельского поселения).

Как правило, чиновники адекватно реагируют на выплату компенсации землевладельцу, если последний не препятствует установлению сервитута в интересах государства.

Публичный сервитут устанавливается ради общественного блага, и поэтому каждый гражданин должен знать о своих правах и обязанностях.

Если установление сервитута неизбежно, но обременение доставляет вам большие неудобства, вы всегда можете отстоять свои права путем переговоров с местной властью или обратиться в суд.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj.html

Кто и как может установить публичный сервитут на земельный участок?

Установление публичного сервитута относится к одному из видов ограничений прав собственника земельного участка.

Отличительная черта публичного сервитута в том, что он устанавливается по инициативе государственного органа в интересах широкого круга лиц и не предполагает изъятие земельного надела.

В большинстве случаев публичные сервитуты выделяются в интересах отдельного муниципалитета, для нужд которого необходимо задействовать территорию, находящуюся в чужой собственности.

Гарантом установления публичного сервитута вправе выступать только государство в лице уполномоченного органа.

Оформляется подобное обременение нормативным актом субъекта, в ведении которого находится обремененный земельный участок.

В документе излагаются причины определения ограничений на участок, цель применения сервитута и период времени действия обременений.

Нормативный акт государственного органа издается по результатам публичных слушаний, на которых претенденты на сервитут должны мотивированно обосновать необходимость использования угодий в личных целях.

Когда может быть установлен публичный сервитут на земельный участок

Гражданское законодательство характеризует сервитут как объект вещного права, обременяющий земельный надел и носящий длящийся (бессрочный) или срочный характер.

Основания возникновения публичных сервитутов следующие:

  • издание правового акта федерального уровня;
  • издание нормативного акта регионального значения;
  • издание нормативного документа муниципального органа власти.

Наличие сервитута на земельном наделе не должно противоречить интересам собственника имущества, нарушать его права.

Владелец участка вправе обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об изъятии земельного участка с предоставлением компенсации, если размещение сервитута мешает реализации его прав. В таком случае, в обязанности государственного органа входит возмещение владельцу земли убытков за причиненные ему неудобства или выделение равноценного надела в собственность.

Целевая направленность публичных обременений земли:

  • предоставление возможности проезда (прохода) через чужую территорию;
  • осуществление изыскательной деятельности;
  • организация жизнедеятельности животных (выгон скота, предоставление возможности для прохода стада на водопой);
  • сбор ягод и грибов;
  • рыболовство и охота.

В целях узаконивания публичного сервитута соблюдайте следующий алгоритм действий.

Подавайте обращение о необходимости выделения сервитута в уполномоченный орган

Согласно требованиям законодательства, инициаторами обременений на землю могут быть органы государственной власти (федеральные, региональные и муниципальные), а также граждане и юридические лица.

Подавайте обращение в тот государственный орган, в чьем ведении находится интересующий вас участок.

Например, если у вас есть намерение образовать сервитут на землях, расположенных в муниципальном образовании (деревне, поселке городского типа, селе и т. д.

), то подавайте обращение в местную администрацию.

В заявлении на установление сервитута указывайте:

  • месторасположение земельного надела, на котором предполагается установление сервитута;
  • в каких целях возникла необходимость установления обременений;
  • информацию о владельце участка;
  • круг лиц, в отношении которых предполагается установление сервитута.

В случае положительного решения вопроса об установлении обременений на участок в интересах неопределенного круга лиц в нормативном акте уполномоченного органа указывается период, в течение которого будет предоставлено право пользования наделом. Четко регламентированных сроков в данных обстоятельствах законом не предусмотрено.

Проводите публичные слушания

Общественные слушания назначаются для принятия решений по жизненно важным для большого количества людей вопросов.

Результат проведения публичных слушаний (общее решение) оформляется протоколом. В его содержании указывается перечень вопросов, по которым была собрана группа граждан, наличие кворума и итоговое решение.

Действующее законодательство не устанавливает требований по обязательному проведению общественных слушаний для возможности установления сервитута.

Данный вопрос может также решаться в рамках подачи коллективного обращения в государственный орган, где все заинтересованные лица поставят свои подписи.

Договоренность о проведении обременения земельного участка в публичных целях может быть оформлена соглашением между собственником имущества и лицами, претендующими на получение сервитута.

Также законодательством предусмотрена возможность предоставления сервитута исходя из содержания завещания собственника (владелец указал на необходимость предоставления сервитута определенной группе лиц или государственному органу).

В отдельных случаях, когда участники правоотношений по необходимости установления ограничений на землю не пришли к согласию, а уполномоченный орган затягивает процесс принятия решений, обращайтесь в судебные органы.

Документ, содержанием которого подтверждается право на возможность использования чужой территории (завещание, судебный акт, протокол о проведении публичных слушаний, соглашение участников сделки) предоставляйте в уполномоченный орган с целью издания официального нормативного акта об установлении сервитута.

В распоряжении государственного органа о выделении публичного сервитута указывается местонахождение участка земли, границы установленного обременения (если сервитут установлен только в части земельного надела), информация о владельце участка, период времени (если сервитут носит срочный характер) и целевое использование земли.

Право пользования земельным участком в рамках установленного сервитута возникает с момента внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

Для завершения процедуры узаконивания сервитута (внесения изменений в ЕГРН) предоставьте следующие документы:

  • обращение о необходимости проведения регистрации;
  • квитанцию об оплате установленного размера госпошлины;
  • акт уполномоченного органа об установлении сервитута;
  • кадастровый план земельного надела;
  • нотариальную доверенность представителя граждан, заинтересованных в установлении сервитута.

Плата за публичный сервитут на земельный участок

Фиксированный размер оплаты за установление сервитута законодательством не определен. Вместе с тем содержится оговорка, что владелец участка вправе рассчитывать на разумное возмещение его убытков, вызванных ограничением прав на землю.

Сумма оплаты за использование участка земли, как правило, определяется соглашением сторон, в рамках достигнутых договоренностей. Проводит такие переговоры с собственником имущества уполномоченный орган, выдавший разрешений на установление обременений.

Таким образом, если вы выступаете в данных правоотношений в качестве собственника имущества, права которого собираются ограничить в общественных интересах, просите компенсировать понесенные вами в связи с этим обстоятельством неудобства.

Для успешного решения данного вопроса позаботьтесь о наличии подтверждений, доказывающих ваши убытки в связи с установлением сервитута.

Это может быть заключение об ухудшении качества почвы и невозможности использования участка для сельскохозяйственных нужд, акт о необходимости ремонта коммуникаций в связи с повышенной эксплуатацией участка и т. д.

Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/kto-i-kak-mozhet-ustanovit-publichnyj-servitut-na-zemelnyj-uchastok.html

Публичный сервитут – это что такое? Порядок установления

Публичный сервитут – это один из видов обременения на земельный участок.

Его главная особенность заключается в том, что решение по его наложению принимают государственные власти, но в пользу государства участок не изымается.

Рассмотрим подробнее отличительные черты обременений на землю и порядок установления сервитута.

Виды обременения

Согласно ЗК РФ и ст. 23 определено несколько видов обременения: частный и публичный сервитут.

Под частным обременением понимается возможность собственника одного земельного надела требовать от собственника другого предоставления права ограниченного использования соседнего участка. Данное право может быть использовано для:

  • строительства прохода или проезда;
  • прокладки линии электропередачи;
  • прокладки водопровода и др.

Публичное обременение производится в интересах общества и власти. Установлен такой сервитут может быть для следующих нужд:

  • для проезда или прохода через земельный надел;
  • для использования земли;
  • для строительства пастбища;
  • для сенокошения;
  • для охоты и рыбалки;
  • для исследовательских работ и др.

Подробнее о публичном сервитуте

Под сервитутом понимают добровольную передачу другому лицу некоторых прав на земельный участок, который находится в распоряжении какого-либо лица.

Публичный сервитут – это подвид сервитута, который налагается на землю.

Особенностью такого вида обременения является то, что устанавливать его могут исключительно органы власти, но сам участок не забирается в пользу государства.

Получается, что публичный сервитут как понятие объединяет в себе такие характеристики:

  • субъективное право;
  • способ обременения;
  • бессрочное или временное оформление.

К публичным сервитутам в городах не относится территория, которая используется для общественных нужд:

  • линия электропередачи;
  • опоры под линии электропередач;
  • газовые трубы, подведенные к участкам;
  • водопровод;
  • канализация.

В том числе под линиями электропередач недопустимо строительство домов, возведение насаждений, а в местах, где проложены трубы, нельзя углубляться до метража проложенных коммуникаций.

Основания для образования

Публичный сервитут устанавливается для использования гражданами на следующих основаниях:

  • Подписание документа о соглашении сторон (непосредственно собственника земли и другого лица или лиц).
  • Вынесение судебного постановления (необходимо в том случае, если публичное обременение неизбежно, и его необходимость очевидна, а собственник надела на уступки не идет).
  • Есть завещание.

Когда составляется договор, одной из сторон может быть как один человек, так и несколько лиц. Кроме того, это может быть не только физлицо или юрлицо, стороной может выступить государство или муниципалитет.

Как бы то ни было, соглашение должно быть заключено в письменном виде и заверено подписями. Данный договор необходимо зарегистрировать, а далее провести межевание земель, чтобы в дальнейшем не возникало путаницы с границами территорий.

В дополнение ко всему можно оценить собственность, попадающую под публичный земельный сервитут.

Заявление

Публичный сервитут устанавливается путем прохождения нескольких последовательных этапов. Начинается все с подачи заявления с соответствующим требованием. Инициировать данный процесс могут как физическое или юридическое лицо, так и муниципальные или государственные власти.

При написании заявления необходимо указать:

  • наименование объекта, его фактический адрес;
  • цель наложения обременения;
  • срок наложения публичного сервитута;
  • полные данные о собственнике земельного надела и совладельцах, если таковые имеются;
  • информацию о лице (лицах), для которого устанавливается обременение.

Если заявление подается органом местного самоуправления, то обращаться для его написания нужно в администрацию муниципалитета.

Если заявителем является другой субъект, то обращаться надо в территориальный орган по земельным вопросам.

Так как сервитут является обременением земельного надела и его владельца, то необходимо составление индивидуального нормативного акта. Таким образом, публичный сервитут устанавливается нормативно-правовым актом.

Принятие решения

После того как заявление подано, оно будет рассматриваться в установленные сроки.

Все будет зависеть от того, кем является субъект, и в каком регионе происходит данный процесс.

В каждом регионе составляются свои территориальные акты с индивидуальными требованиями и правилами. Единственное исключение – населенные пункты федерального значения.

Заявление рассматривается на специальном слушании, после которого выносят решение. Законодательно не установлена регламентированная форма таких собраний, поэтому данное слушание может быть приравнено к гражданскому собранию.

Проведенное собрание обязательно протоколируется. В документе указываются повестка дня, вынесенное решение, количество собравшихся.

Хотя ЗК РФ не обязует собирать такого рода слушания, но на них проще принять решение, а также в дальнейшем есть на что ссылаться, если возникнут спорные вопросы.

Установление публичного сервитута фиксируется путем составления договора или нормативного акта, где обязательно должна быть указана информация об объекте: кадастровый номер, месторасположение, общая площадь и т.д. Работать сервитут начнет после госрегистрации, для которой необходимо собрать следующие документы:

  • заявление о регистрации обременения;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • нормативный акт или соглашение об обременении;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или документы доверенного лица;
  • план земельного надела, на который будет наложен сервитут.

Межевание

Публичный сервитут – это такой вид обременения, который в обязательном порядке должен быть отражен в кадастровом плане. Чтобы данные сведения были отражены, нужно провести межевание земель.

Другими словами, следует установить границы сервитута на земельный надел.

А какие границы обременения нужно отображать при межевании – планируемые или уже установленные? Если земельный надел зарегистрирован и поставлен на кадастровый учет, то следует дождаться нормативного акта от госорганов о констатации сервитута и далее можно проводить межевание. Если же земельный надел не был зарегистрирован, то придется проводить двойную работу. Сначала межевание при оформлении надела, а затем межевание при установлении обременения.

Возникает вполне логичный вопрос: можно ли сделать все за один раз, если владелец земли знает, где именно будет расположен сервитут? С одной стороны, проект установления границ земельных участков нельзя назвать основным и правообразующим.

Он либо формирует, учитывая требования, предложения по границам земельного надела, либо фиксирует состояние уже имеющегося надела.

Но тогда в плане межевания земель должны быть отражены публично-правовые сервитуты (то есть по ним уже есть необходимые документы). Но с другой стороны, кодекс градостроения не запрещает решать все вопросы одновременно.

А учитывая сложность процедуры оформления обременения, лучше все же сначала получить правовой акт на сервитут, а потом проводить межевание.

Договор

Следующим действием, которое определяет порядок установления публичного сервитута, является заключение договора. Он должен быть составлен правильно и включать в себя следующие обязательные пункты:

  • Предмет обременения, то есть на какую недвижимость будет наложен сервитут.
  • Кто выступает в качестве сторон соглашения и будет иметь право пользования наделом.
  • Подробное описание земельного участка (его границы, план размещения, площадь, какие объекты на нем расположены, в том числе растительность, в какую стоимость оценен объект, кадастровая информация).
  • Целевое предназначение земельного участка, условия пользования данным участком (каковы ограничения и в какое время).
  • Срок установления сервитута.
  • Если есть условия, при которых договор может быть расторгнут преждевременно, их необходимо указать.

После составления и подписания соглашения, оно должно быть заверено в нотариальной конторе и зарегистрировано в госреестре.

Данные процедуры обязательны, в противном случае публичный сервитут не будет считаться законным. Особое внимание нужно уделить кадастровому плану участка.

Если он испорчен или утерян, его в самые короткие сроки необходимо восстановить.

Оценка и стоимость

Публичный сервитут – это обременение на землю, поэтому у собственника надела есть право установить размер платы за пользование его участком, ссылаясь на возможные убытки из-за установления обременения. Данный пункт тоже должен быть прописан в соглашении и рассмотрен довольно тщательно, потому что изначально может показаться, что убыткам взяться неоткуда, а на деле окажется все наоборот.

В сумму за сервитут владелец участка может включить, к примеру, стоимость охранных услуг и поддержание земельного участка в надлежащем виде, особенно если это публичные сервитуты в городах, и целью их является проезд транспорта.

Если после установления сервитута выяснилось, что установленная цена не соответствует действительным затратам, можно, ссылаясь на ЗК РФ, изменить условия соглашения, составив дополнение к нему.

Весовым основанием для написания дополнения к договору является:

  • Перемена деятельности пользователей.
  • Право пользователя было расширено или ограничено на той же территории.
  • Внесение поправок в нормативно-правовой акт (при условии, что одна из сторон – госорган).
  • Пересмотр соглашения обеими сторонами и внесение соответствующих корректировок.
  • Вынесение судебного постановления.

Регистрация

Как говорилось выше, регистрация публичного обременения является процедурой обязательной и не предусматривает никаких исключений. Регистрировать документы могут органы юстиции, вносящие данные в единый реестр недвижимости.

Подавать заявление на регистрацию должна та сторона, в пользу которой это обременение наложено. Публичный сервитут устанавливается на основе нормативно-правового акта, которой должен быть приложен к заявлению.

Кроме этого, могут понадобиться ходатайства муниципалитета или другого государственного органа.

https://www.youtube.com/watch?v=yqidc7eBvNY

После того как сведения об обременении будут внесены в реестр, оно вступает в силу.

Если сервитут накладывается не на весь земельный участок, а лишь на его часть, то к вышеуказанным документам прилагается еще схематический план с делением границ и отметками той доли недвижимости, которую затрагивает обременение. Если следует зарегистрировать несколько обременений, то каждое из них будет проходить регистрацию отдельно в установленном порядке.

Учитывая положения НК РФ, можно сделать вывод, что процесс регистрации публичного сервитута является платным. Поэтому его участнику нужно будет оплатить госпошлину. Ее размер зависит от того, кто оформляет обременение и в каком регионе.

Если это физлицо, то плата составит 500 рублей, если юрлицо – то 2 000 рублей. Каждое следующее внесение изменения также подлежит регистрации и облагается пошлиной, но в меньших размерах.

Физлицо заплатит 100 рублей, юрлицо – 300, а муниципалитет – всего 50 рублей.

Когда прекращается обременение

Законодательно установлено, что публичный сервитут не всегда может быть бессрочным, его можно установить и на определенный срок.

Если в договоре все-таки было прописано, что обременение бессрочно, существуют веские основания для прекращения действия соглашения и, соответственно, самого обременения.

К таким основаниям относятся:

  • смерть владельца земельного надела;
  • официально оформленный отказ пользователя от обременения;
  • ненужность земельного участка для дальнейшего публичного применения;
  • объединение сторон для ведения совместной деятельности;
  • постановление судебной инстанции по предъявленному иску от собственника земельного участка;
  • завершение срока действия обременения без дальнейшей его пролонгации.

Как бы то ни было, досрочное снятие обременения происходит посредством обращения в суд, и уважительной причиной этому может служить ущемление права собственника недвижимого имущества. По вышеизложенным случаям можно обойтись без судебных тяжб, написав заявление в местную администрацию.

Собственник, права которого были ущемлены, может потребовать у муниципалитета выкупить обремененный земельный участок, если снять сервитут не получается.

Но он должен быть готов к тому, что все объекты, расположенные на данном участке, отойдут в пользование муниципальных органов. И на крайний случай собственник сможет их арендовать.

Независимо от того, как было прекращено действие обременения, данный факт оформляется нормативно-правовым актом госорганов, которые выносили решение о наложении сервитута, с его дальнейшей регистрацией.

Чтобы принять решение о прекращении обременения, не нужно созывать собраний и проводить слушания (если иного не предусмотрено местным законодательством).

Источник: http://.ru/article/306142/publichnyiy-servitut-eto-chto-takoe-poryadok-ustanovleniya

Сервитут на земельный участок — что это такое и как он устанавливается

Согласно действующему законодательству, понятие земельного сервитута раскрывается как право ограниченного пользования земельным участком, принадлежащим другому собственнику, например, имеющему участок по соседству с вашим.

Есть понятие сервитута на земельный участок и публичного сервитута, эти понятия раскрыты в Земельном Кодексе РФ (ст. 23) и Гражданском Кодексе РФ (ст. 274). В статьи мы осветим основные понятия каждого из них и порядок их установления.

Что такое земельный сервитут и как он устанавливается

Целью установления земельного сервитута является обеспечение необходимого прохода или проезда через участок, расположенный по соседству; обеспечение реконструкции, строительства, и эксплуатации линейных объектов, проходящих через земельный участок соседа (например, газовой магистрали), если эти действия не препятствуют использованию земельного участка собственником в соответствии с видом разрешенного землепользования. ГК РФ в абз. 2 п. 1 ст. 274 и ЗК РФ в п. 1 ст. 23 определяют, что сервитут также правомерен и для других нужд собственника земли.

Обычный способ установления сервитута – достижение соглашения между инициатором, то есть лицом, которому необходимо установление сервитута для достижения своих целей, и собственником земельного участка (соседнего или другого).

Соглашение о сервитуте оформляется в письменном виде и в обязательном порядке подлежит государственной регистрации в ЕГРН (ЕГРП).

Если регистрация сервитута не была завершена, значит, сервитут не установлен (ГК РФ (п. 3 ст. 274), ЗК РФ (п. 9 ст.

23), Закон № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. (ст. 52)).

При невозможности для землевладельца получить соглашение от собственника соседнего или другого земельного участка об установлении сервитута, он может получить его с помощью суда (см. ГК РФ, п. 3 ст. 274).

Независимо от способа установления сервитута (на основании договоренности между собственниками или на основании судебного решения), сервитут в любом случае регистрируется в ЕГРН.

Публичный земельный сервитут и каков порядок его установления

В отличие от земельного сервитута, публичный сервитут может быть установлен законом или любым иным нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ, местной администрации муниципального образования. Публичный сервитут устанавливается, когда без него невозможно обеспечение интересов государства, администрации или населения.

Целью установления публичного сервитута является решение задач обеспечения нужд государства и общества, не занимая при этом земельные участки, принадлежащие собственникам по закону.

Земельный Кодекс (п. 2 ст. 23) указывает, что установление публичного сервитута возможно только после проведения общественных слушаний по этому вопросу.

Публичный сервитут также может быть установлен для обеспечения свободного доступа к прибрежной полосе, для охоты и рыболовства, для проведения исследований, временных изыскательских работ, а также для обеспечения возможности проведения ремонта электрических, коммунальных, инженерных и других сетей и линий и объектов транспортной инфраструктуры. В некоторых случаях сервитут устанавливается для выпаса скота сельхозназначения и для сенокошения в ограниченный период времени, соответствующий местным условиям (ЗК РФ, п. 3 ст. 23).

Публичный сервитут, так же как и земельный, обязательно проходит процедуру государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, согласно ЗК РФ (п. 9 ст. 23) и Закона № 218-ФЗ (ст. 52).

Если собственники земельных участков, на которые были возложены обременения в виде публичного сервитута, не согласны с таким решением администрации, они имеют право обратиться в суд для защиты своих законных интересов (ЗК РФ, п. 8 ст. 23).

Также собственники участков, права которых затронуты установкой публичного сервитута, могут обратиться в суд общей юрисдикции с исковым заявлением об установлении платы за сервитут и об установке порядка выплат. Мотивировать такое заявление можно существенными затруднениями в пользовании своим земельным участком, которое возникло с момента установления сервитута.

В чем разница между публичным и земельным сервитута

Данные виды сервитута различаются прежде всего целями, с которыми они устанавливаются, а также способами установления.

Так, если земельный собственник заключает соглашение с соседом о сервитуте для обеспечения прокладки линии электропередач к своему участку через соседний участок, если иначе доступ установить невозможно, мы говорим о земельном сервитуте.

Если же через участки, принадлежащие частным собственникам, решением администрации прокладывается канализация или газопровод для вновь застраиваемой территории, этот вопрос решается установлением публичного сервитута.

Постоянный и срочный сервитут

Как видно из названия, срочный сервитут может быть установлен только на определенный срок. Постоянный устанавливается без срока, то есть на постоянной основе. Данное правило, согласно п. 4 ст. 23 ЗК РФ, относится как к земельному сервитуту, так и к публичному.

Какова плата за сервитут

Плата за земельный сервитут отличается от платы за публичный сервитут.

Размер и порядок внесения платы за земельный сервитут устанавливается в соглашении между собственником земельного участка, обремененного сервитутом, и лицом, в пользу которого этот сервитут установлен. Кроме того, плата за сервитут может быть установлена в решении суда по исковому судебному заявлению от заинтересованного лица (см. ГК РФ, п. 5 ст. 274 и ЗК РФ, п. 6 ст. 23).

Если же на участке установлен публичный сервитут, собственник участка может требовать соразмерной оплаты от установивших сервитут органов государственной или муниципальной власти.

Плата будет установлена только в том случае, если сервитут в значительной мере усложняет для собственника пользование земельным участком. Земельный Кодекс РФ в абзаце 2 п. 7 ст.

23 устанавливает, что сумма платы за публичный сервитут может быть указана в том же нормативном акте, которым данный сервитут и устанавливался.

Источник: http://www.PapaJurist.ru/real-estate/servitut-na-zemelnyy-uchastok/

Что такое сервитут земельного участка – установление и право на сервитут

Некоторые собственники земельных участков сталкиваются с необходимостью предоставления права доступа на свою собственность посторонних.

С первого взгляда такая ситуация ассоциируется у них, с ограничением гарантируемых законом прав владельца.

На деле же непредоставление требуемого права временного использования участка может являться нарушением закона и ущемить права других лиц.

Что такое сервитут

Сервитут представляет из себя такое обременение недвижимого объекта, при котором право пользования им предоставлено на определенных условиях третьим лицам.

То есть это определенное ограничение правомочий собственника в пользу и в интересе других лиц.

Устанавливается это право в том случае когда возможность проезда, доступа, прохода и иных нужд не может быть реализована иными способами.

Объектом сервитута чаще всего выступают земельные участки.

Обременение может быть установлено на конкретный период либо быть бессрочным до тех пор, пока в нем существует потребность.

Термин сервитут имеет очень древнюю историю, впервые он упоминался в гражданском праве Древнего Рима.

Случаи применения

Сервитут необходим, например, в ситуации когда доступ на соседний объект недвижимости возможен единственным способом — через земельный участок, облагаемый сервитутом.

Еще одна цель — для прохода или проезда к водным объектам.

Иногда возникает необходимость прокладки линий электропередач, систем газо- и водоснабжения и других потребностей собственников граничащих объектов недвижимости.

Частный сервитут

Данный вид ограничения устанавливается в пользу определенного лица, которому по уважительным причинам необходимо право доступа к вашему земельному участку.

Обычно эта необходимость возникает вследствие осуществления его права как владельца, например, для прокладки систем энергоснабжения, канализации и иных подобных причин, связанных с эксплуатацией его имущества. Доступ других лиц в таком случае запрещен.

Лицо, которому нужен сервитут, обычно оформляет его самостоятельно с разрешения собственника за свой счет.

За возможность использования участка может по договоренности соседей устанавливаться определенная плата, размер которой определяется с учетом обоснованности и разумности соответствующей компенсации причиненных собственнику неудобств.

Публичный сервитут

Указанный вид ограничения вводится для потребностей неограниченного круга лиц, как правило, местного населения, либо для нужд государственного значения.

Публичный сервитут, например, вводится для доступа людей к объектам общего пользования, например, водоему, для возможности охоты или рыбалки.

Нужен он также для того, чтобы проложить линии электропередач или систем мелиорации и жизнеобеспечения (газ, вода) и в случае проведения научных исследований, для осуществления ремонта коммуникаций, транспортного снабжения, размещения межевых знаков, производства дренажных работ и других целей.

https://www.youtube.com/watch?v=wdiN4E4iS6o

Довольно распространенной для нашей страны является ситуация, когда установить сервитут просят обладателей участков в прибрежной зоне.

За пользование объектом в общественных целях плата, как правило не взимается при условии, что такое использование не приносит существенных неприятностей собственнику.

В том случае, если установление сервитута делает непреодолимо затруднительным эксплуатацию недвижимости по его назначению, собственник участка вправе потребовать его выкупа органом, выступающим в качестве инициатора введения ограничения.

Действие общественного сервитута прекращается путем издания соответствующего нормативного акта.

Порядок заключения

В связи с тем, что земля рассматривается законодательством как объект недвижимого имущества, любые ограничения его использования подлежат регистрации в соответствующих органах.

Информация о сервитуте заносится в государственный реестр прав.

Для производства регистрационных действий заинтересованные стороны подписывают договор либо соглашение, которое заключает в себе согласие собственника на такое ограничение, цели использования, размер оплаты.

Плата может быть единовременной, либо постоянной периодической. При недостижении согласия по каким-либо вопросам спор разрешается в судебном порядке.

В регистрационный орган стороны предоставляют также квитанцию об уплате госпошлины и кадастровый план земельного объекта с обозначением места расположения сервитута (если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка).

Если объект недвижимости закреплен за несколькими лицам на праве общей собственности обязательно согласие на установление обременения всех лиц.

Заявителем в Регпалате обычно является лицо, в интересах которого оно устанавливается.

Срок регистрации сервитута при соблюдении всех необходимых условий составляет 18 дней (календарных). Соглашение об установлении права пользования объектом недвижимого имущества может быть по взаимному согласию расторгнуто соседями.

Такое соглашение также необходимо зарегистрировать.

В течение пяти дней (рабочих) с момента окончания регистрационных действий уполномоченный орган уведомляет собственника о произведенной регистрации сервитута.

Правовые последствия

Обременение земли сервитутом не ограничивает собственника в реализации своих законных прав, то есть он по-прежнему может им владеть, пользоваться и распоряжаться.

Однако при заключении сделок по распоряжению имуществом, наличие сервитута должно быть оговорено заранее. Касается это правило и передачи земельного участка в аренду.

Сам же сервитут не является с точки зрения закона отдельным видом права, и лицо, его получившее, не вправе его продать, заложить или распорядится им иным образом, так как это может повлечь нарушение прав собственника объекта.

Собственник земли вправе инициировать прекращение обременения в виде сервитута если, например, отпала необходимость в нем, а также если наложенное ограничение препятствует использованию имущества по его целевому назначению, делает его эксплуатацию невозможной. Также сервитут прекращается в случае гибели земельного участка или изъятия земель из оборота.

Помешает ли сервитут при оформлении права собственности на земельный участок

Как уже было сказано наличие сервитута не ограничивает собственника в реализации своих прав, в том числе и права распоряжаться своим имуществом.

Однако покупатель должен быть уведомлен о наличии обременения.

Если данный факт был сокрыт впоследствии сделка по заключению договора купли-продажи может быть признана недействительной.

Лицо, приобретающее земельный участок, обремененный сервитутом, должен обеспечивать условия его предоставления в полном объеме. То есть земельный участок может быть продан только вместе с сервитутом на него.

В законодательстве РФ существуют определенные противоречия в вопросе регулирования отношений по установлению сервитута. Так, гражданское законодательство относит сервитут к вещным правам, тогда как Земельный кодекс именует его обременением права.

Сегодня на рассмотрении судов различной юрисдикции находится значительное количество дел, связанных со спорами хозяйствующих субъектов относительно установления сервитута, что говорит о необходимости дальнейшего более детального регулирования на законодательном уровне этого вида гражданских правоотношений.

Источник: http://prostopozvonite.com/realty/document/servitut.html

По закону
Добавить комментарий