Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Содержание
  1. Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  2. Ответственность за нарушение требований охраны труда
  3. Дисциплинарная ответственность
  4. Материальная ответственность
  5. Административная ответственность
  6. Уголовная ответственность
  7. Административная ответственность за нарушение требований охраны труда
  8. Нарушение законодательства об охране труда: виды и возможная ответственность
  9. Законодательное регулирование
  10. Трудовой кодекс
  11. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
  12. Уголовный кодекс (УК РФ)
  13. Виды нарушений и административная ответственность
  14. Другая ответственность за нарушения
  15. Материальная
  16. Дисциплинарная
  17. Уголовная
  18. Ответственность за нарушения законодательства в области охраны труда
  19. Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда
  20. Ответственность должностных лиц и работников за нарушение требований законодательства об охране труда

Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Виды ответственности за нарушение требований охраны труда установлены статьей 419 ТК РФ.

Виновные в нарушении положений трудового законодательства могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной и даже уголовной ответственности.

Более подробно об этом расскажем в статье далее.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Охрана труда — это комплекс мер, которые в своей совокупности обеспечивают защиту здоровья работника в процессе осуществления трудовой деятельности.

Основные мероприятия по охране труда устанавливаются законодателем и условно подразделяются на несколько групп:

  1. Правовые. К данной группе относится ведение документации на предприятии, в частности заключение индивидуальных и коллективных трудовых договоров.
  2. Социально-экономические. Эта группа включает в себя обязательное страхование служащих, выплату всех положенных компенсаций и предоставление льгот.
  3. Организационно-технические. Эти мероприятия обеспечивают надлежащие условия труда для сотрудников. В частности, речь идет о проведении обязательной аттестации рабочих мест, оптимизации персонала и т. д.
  4. Санитарно-гигиенические, включающие в себя обеспечение работников специальной формой одежды.
  5. Профилактические, которые отвечают за создание системы спортивного оздоровления сотрудников и проведение обязательных медицинских осмотров.

Требования ТК РФ в сфере охраны труда определены в главе 34. В частности, к ним относятся такие обязанности работодателя, как:

  • обеспечение режима труда на предприятии;
  • приобретение и выдача специальной одежды;
  • проведение специальной оценки условий труда и т. п.

То есть работодатель и должностные лица, ответственные за охрану труда, должны обеспечить надлежащие условия труда для каждого сотрудника — в противном случае виновные лица привлекаются к ответственности.

Дисциплинарная ответственность

Если работник не исполняет соответствующим образом возложенные на него обязанности, ему грозит одно из следующих наказаний:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

При этом законодатель не допускает привлечения к ответственности работника, в действиях которого не было признаков вины, и за один проступок возможно наложение только одного наказания.

Работодатель вправе провести служебную проверку и выяснить все обстоятельства случившегося, а также привлечь к ответственности виновное лицо не позднее месяца со дня обнаружения нарушения.

Материальная ответственность

Работодатель должен заранее позаботиться о том, чтобы включить условие о материальной ответственности в текст трудового контракта либо подписать с сотрудником дополнительное соглашение по этому поводу.

После того как работник узнает о том, что он материально ответственен в рамках своей должности, при нанесении ущерба предприятию он будет обязан его возместить.

Однако оговоримся сразу: речь идет только о действительных убытках, неполученная выгода организации служащим не выплачивается.

Для того чтобы работодатель имел возможность привлечь сотрудника к материальной ответственности, требуется соблюдение следующих условий:

  • действия служащего должны носить противоправный характер;
  • налицо должна быть виновность действий (или бездействий);
  • между последствиями и поступками должна быть причинная связь.

Важно! Работник несет ответственности только в размерах своего заработка за месяц. Исключение составляют случаи, когда по его вине работодатель выплачивал пострадавшим лицам определенные суммы, — в такой ситуации работник помимо прямого ущерба возмещает и эти выплаты.

Административная ответственность

КоАП РФ содержит норму, которая освещает вопросы административной ответственности за нарушение требований охраны труда. Речь идет о статье 5.27.

Помимо данного состава имеются специальные нормы, которые уточняют ответственность в конкретных сферах деятельности, например ст. 9.2 (проектирование гидротехнических сооружений) или 9.

3 (управление трактором и т. д.).

Субъектами правонарушений в данном случае могут быть:

  • должностные лица предприятия (они могут ограничиться штрафом, который накладывается инспекцией по труду);
  • руководитель организации (речь идет только о юридических лицах);
  • ИП (при наличии в штате сотрудников).

Важно! Данный состав предусматривает только умышленную вину правонарушителя.

Уголовная ответственность

УК РФ также содержит несколько статей, которые указывают на признаки нарушения норм по охране труда. В частности, речь идет о статьях 143 и 215–219.

Спецификой данного вида ответственности является то, что к ней привлекаются только физические лица (например, конкретные работники организации или руководитель предприятия).

Таким образом, законодатель по отношению к виновным лицам, нарушившим требования охраны труда, не ограничивается только дисциплинарной или материальной ответственностью, предусмотренной ТК РФ.

В случае наличия в их действиях состава административного правонарушения или преступления они могут быть привлечены и к ответственности по нормам КоАП и УК РФ — все зависит от тяжести и характера нарушения.

Источник: http://nsovetnik.ru/disciplinarnaya_otvetstvennost/vidy_otvetstvennosti_za_narushenie_trebovanij_ohrany_truda/

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена статей 5.27 КоАП РФ.

Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организаций, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В соответствии со статьей 2.

4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае – это будут лица, на которых лежит обязанность по соблюдению норм по охране труда. КоАП РФ в статье 2.4 дает определение должностного лица.

Должностное лицо – это лицо «постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

Руководители, работники других организаций, индивидуальные предприниматели, в случае совершения ими административного правонарушения, связанного с выполнением ими организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций будут нести административную ответственность как должностные лица.

Нарушение законодательства об охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины. Согласно статье 2.

2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, в случае если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» Верховный Суд Российской Федерации (далее – Постановление Пленума ВС РФ №5) разъясняет, что:

«В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности».

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, согласно части 2 статье 2.

1 КоАП РФ, в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Ответственность, предусмотренная по статье 5.27 КоАП РФ:

  1. Нарушение законодательства об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 50 МРОТ на должностных лиц, отвечающих в организации за охрану труда;
  2. на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица штраф в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  3. на юридических лиц – от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  4. нарушение законодательства об охране труда должностным лицом, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума ВС РФ №5:

«В соответствии с частью 3 статьи 2.

1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.

4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц».

Частью 1 статьи 5.27 предусмотрены в виде административного наказания либо административный штраф, либо административное приостановление деятельности.

Наложение административного взыскания по части 1 статьи 5.27 КоАП осуществляет, в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, инспектор федеральной инспекции по труду.

Административное приостановление деятельности как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12. КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.

12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Согласно этой же части статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть применено в случае:

  1. угрозы жизни либо здоровью людей;
  2. возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  3. наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  4. причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;
  5. совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  6. в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Административное наказание в виде административного приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В части второй статьи 5.

27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания – дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. В пункте 17 Постановление Пленума ВС РФ №5 Верховный Суд Российской Федерации разъясняет, что следует понимать под аналогичным правонарушением:

Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания. Дисквалификация согласно статье 3.11.

КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3.

11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация может быть применена к физическим лицам, работающим в организациях вне зависимости от их организационно-правовой формы.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.

Статьей 5.44.

КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом сокрытием несчастного случая будет считаться несообщение о нем в течение суток.

Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа:

  1. на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;
  2. на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
  3. на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

При разграничении административного правонарушения от уголовного преступления имеет значение квалификация вины и общественно опасных последствий деяния.

Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека будет квалифицироваться как преступление, предусмотренное часть 1 статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). А в случае, если не наступили последствия, предусмотренные этой статьей – причинен легкий или средний вред здоровью, то содеянное будет рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.27 КоАП РФ.

Источник: http://ohrana-bgd.ru/slujba/slujba3_03.html

Нарушение законодательства об охране труда: виды и возможная ответственность

Конституция РФ гарантируется каждому гражданину право на труд, который осуществляется в соответствии с требованиями гигиены и безопасности.

Одним из главных условий соблюдения данных требований является контроль над выполнением законодательства в сфере охраны труда.

В случае нарушения законодательства этой сферы работодателя могут привлечь к ответственности, вид и степень тяжести которой будет зависеть от конкретного правонарушения.

Законодательное регулирование

В настоящее время порядок согласования, разработки, отмены и учета всех правил по охране труда устанавливается таким законодательным актом, как Постановление Минтруда Российской Федерации №80 от 17 января 2002 года.

Регулирование оснований и мер ответственности осуществляется несколькими нормативными актами, в зависимости от ее конкретного вида. В частности, это может быть:

Трудовой кодекс

Устанавливает дисциплинарную ответственность, которая может применяться за наиболее легкие нарушения в отношении должностных лиц. В частности, это может быть руководитель предприятия, конкретного подразделения или лицо, которое несет ответственность за соблюдение норм и правил ОТ.

Также данным документом устанавливается еще и материальная ответственность в отношении виновного лица.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

Устанавливает административную ответственность, которая применяется тогда, когда нет оснований для уголовной. Чаще всего это происходит в том случае, если последствия совершенного виновных лицом проступка не нанесли серьезного ущерба.

Уголовный кодекс (УК РФ)

Устанавливает, соответственно, уголовную ответственность, которая применяется в случае наступления серьезных последствий.

На практике чаще всего применяется административная ответственность, меры которой могут быть различными.

Виды нарушений и административная ответственность

С начала 2015 года в КоАП РФ был внесен ряд определенных изменений, в частности, была введена в действие новая статья 5.27.1. В данной статье были выделены отдельные виды нарушений по охране труда, а также установлено наказание за каждое из них.

В соответствии с этой статьей предусмотрены следующие виды нарушений и такие меры ответственности:

1.Нарушение нормативных требований ОТ, которые установлены государственными актами федерального или местного уровня. Предполагает вынесение виновному лицу предупреждения или наложение на него штрафа в таком размере:

  • от 2 до 5 тыс. руб. — для должностных лиц, а также ИП;
  • от 50 до 80 тыс. руб. — для юрлиц.

2. Несоблюдение работодателем определенного законом порядка проведения такой процедуры, как специальная оценка условий труда на рабочем месте (или же полное отсутствие данной процедуры) также предполагает либо предупреждение, либо штраф в следующем размере:

  • от 5 до 10 тыс. руб. — для должностных лиц или ИП;
  • от 60 до 80 тыс. руб. — для предприятий и организаций.

Стоит учесть, что проведение этой процедуры является обязательным требованием для тех рабочих мест, которые характеризуются наличием опасных или вредных факторов.

3. Допуск работника к трудовой деятельности без соблюдения необходимых процедур влечет за собой наложение такого штрафа:

  • от 15 до 25 тыс. руб. — для должностных лиц и ИП;
  • от 110 до 130 тыс. руб. — для юрлиц.

При этом к перечню данных обязательных процедур можно отнести:

4. Необеспечение подчиненных средствами индивидуальной защиты наказывается таким штрафом:

  • от 20 до 30 тыс. руб. — для ИП или должностных лиц;
  • от 130 до 150 тыс. руб. — для юридических лиц.

В том случае, если какие-либо из перечисленных нарушений было совершено повторно, ответственность в отношении виновного лица ужесточается:

  • должностные лица могут быть оштрафованы в пределах 30-40 тыс. руб. или дисквалифицированы на 1-3 года;
  • штраф для ИП будет также равен 30-40 тыс. руб., однако дополнительно в отношении них может быть применено приостановление деятельности на период до 90 суток;
  • юридические лица могут получить штраф на сумму 100-200 тыс. руб., а также приостановление работы на период до 90 суток.

Очевидно, что наиболее жесткие меры полагаются тем работодателям, которые относятся к юридическим лицам. В отношении физлиц законодательство является более лояльным.

Другая ответственность за нарушения

Помимо административной, за нарушение трудового законодательства может быть также установлена иная ответственность:

Материальная

Если вследствие одного или нескольких из перечисленных выше нарушений был также нанесен ущерб — имуществу работников, предприятия или третьих лиц, то в этом случае виновное лицо обязано возместить данный ущерб.

При этом подобное требование не зависит от того, применяются ли к нему еще какие-либо виды ответственности.

Дисциплинарная

Может применяться как к работнику, так и к представителю работодателя (то есть руководителю). В зависимости от вида нарушения его могут наказать замечанием или выговором. При повторном нарушении возможно даже увольнение.

Уголовная

Наиболее серьезный вид ответственности, который полагается в том случае, если последствия, наступившие в результате нарушения, привели к причинению вреда здоровью или жизни человека. Она применяется в соответствии со ст. 143 УК РФ в отношении лица, которое было наделено обязанностями по выполнению требований ОТ и которое данные обязанности не выполняло.

Конкретное наказание зависит от наступивших последствий и отображено в таблице:

Последствие Штраф Обязате- льные работы Исправи-тельные работы Принуди-тельные работы Лишение свободы
Нанесение тяжелого вреда здоровью до 400 тыс. руб. или же равный доходу осужденного за полуторагодовой период от 180 до 240 часов до 2 лет до года до года (может применяться с лишением права работать на определенных должностях в течение этого срока)
Смерть одного человека до 4 лет до 4 лет (плюс лишение права занимать отдельные должности в течение трех лет)
Смерть двух и более людей до 5 лет до 5 лет (плюс лишение права занимать отдельные должности в течение трех лет)

Такие строгие меры наказания за совершение нарушений связаны с важностью сферы охраны труда в трудовой деятельности всех предприятий.

Это объясняется в том, что несоблюдение законодательства или невыполнение отдельных требований могут повлечь за собой не только сложности в производственном или рабочем процессе.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/trudovoe/ohrana/otvetstvennost-za-narushenie-zakonodatelstva.html

Ответственность за нарушения законодательства в области охраны труда

Ответственность за нарушения законодательства в области охраны труда

К ответственности привлекаются работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, общественного контроля (ст. 40 Закона «Об охране труда» [1]).

Ответственность подразделяется на четыре вида:

– дисциплинарная,

– административная,

– уголовная,

– материальная.

В статье 465 Трудового кодекса [2] указывается, что юридические и физические лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

Дисциплинарная ответственность работников предусмотрена главой 14 (статьи 197-204) ТК [2].

Противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, в том числе правил и норм охраны труда, называется дисциплинарным проступком.

За совершение дисциплинарного проступка наниматель имеет право применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания:

– замечание;

– выговор;

– увольнение.

Могут быть и другие меры дисциплинарного взыскания для отдельных категорий работников.

При выборе меры дисциплинарного взыскания наниматель учитывает тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства его совершения, предшествующую работу и поведение работника на производстве.

Одновременно с дисциплинарным взысканием к работнику могут применяться: лишение премии, изменение времени предоставления трудового отпуска или другие меры воздействия в соответствии и в порядке, предусмотренными правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением и иными локальными нормативными правовыми актами.

В Трудовом кодексе оговорены порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий; органы, правомочные их применять; порядок их обжалования, снятия и погашения (статьи 199 – 203 ТК [2]).

Дисциплинарное взыскание применяется органом (руководителем), которому предоставлено право приема и увольнения работников.

Руководитель может передать приказом это право другому должностному лицу.

Для отдельных категорий работников с особым характером труда могут быть применены дисциплинарные взыскания со стороны вышестоящих органов управления.

Административная ответственность выражается в применении взыскания к физическому или юридическому лицу за соответствующие правонарушения, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст. 4.1. [6]).

Права государственных органов надзора и контроля по привлечению должностных лиц, виновных в нарушении законодательства в области охраны труда, к административной ответственности предусмотрены положениями об этих органах.

Виды административных взысканий:

– предупреждение;

– штраф;

– исправительные работы;

– административный арест;

– лишение специального права;

– лишение права заниматься определенной деятельностью;

– конфискация;

– депортация;

– взыскание стоимости предмета административного правонарушения (ст. 6.2. [6]).

В статье 9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [6] указаны размеры штрафов, налагаемых на физические и юридические лица за нарушения правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда.

Предусмотрена административная ответственность нанимателя или им уполномоченного должностного лица за нарушения правил проведения и оформления аттестации рабочих мест по условиям труда, за незаконное привлечение работника к ответственности и за другие нарушения законодательства о труде (ст. 9.19. [6]).

Нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила, полежит административной ответственности и влечет наложение штрафа, размер которого предусмотрен статьей 16.8 КоАП [6].

В главе 18 (ст. 18.1-18.40) КоАП [6] приведены размеры штрафов за правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

В КоАП указаны также размеры штрафов за нарушения:

– правил и норм радиационной безопасности (ст. 16.6. [6]);

– правил и норм безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте систем газоснабжения, магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов (ст. 20.8. [6]);

– правил эксплуатации электрических или теплоиспользующих установок (ст. 20.12. [6]);

– требований нормативной документации в области архитектуной и градостроительной деятельности (ст. 21.3. [6]);

– требований проекта или нормативной документации при проведении строительно-монтажных работ (ст. 21.4. [6]);

– порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (ст. 21.6. [6]).

Неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение законного требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и надзор, влекут предупреждение или наложение штрафа (ст. 23.1. [6]).

Штраф предусмотрен за воспрепятствование проведению проверки, ревизии, экспертизы (ст. 23.2. [6]) и за неповиновение законному распоряжению должностного лица государственного органа (ст. 23.4. [6]).

В соответствии со статьей 306 УК [5] уголовной ответственности подлежит нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение.

Если такое нарушение повлекло за собой по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, то оно наказывается:

– штрафом, или

– исправительными работами на срок до двух лет, или

– ограничением свободы на срок до трех лет, или

– лишением свободы на тот же срок.

Если подобное нарушение повлекло за собой по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, то оно наказывается ограничением или лишением свободы на срок до пяти лет.

Нарушение, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

В каждом из наказаний может быть дополнительно определено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Предусмотрена уголовная ответственность за нарушения производственно-технической дисциплины или правил безопасности:

– на объектах, связанных с использованием ядерной энергии (ст.301 УК);

– на взрывоопасных предприятиях и работах (ст.302 УК);

– при выполнении горных или строительных работ (ст.303 УК).

А так же:

– при нарушении проектов строительно-монтажных работ (ст.305 УК);

– при нарушении правил пожарной безопасности (ст.304 УК);

– за непринятие мер по спасению людей (ст.307 УК);

– за не сообщение информации об опасности для жизни людей (ст. 308 УК);

– за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 309-321 УК);

– за нарушения правил обращения с радиоактивными материалами (ст. 325 УК);

– за нарушения правил радиационного контроля (ст. 326 УК).

Уголовная ответственность наступает только по решению суда.

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный нанимателю, предусмотрена главой 37 ТК [2].

Материальная ответственность за нарушения в области охраны труда, причинившие вред жизни и здоровью гражданина, устанавливается Гражданским кодексом Республики Беларусь [3]:

– предусмотрено возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных или иных обязательств (ст. 953 ГК);

– установлен объем и характер этого возмещения (ст. 954 ГК);

– указаны правила определения заработка или дохода, утраченного в результате повреждения здоровья (ст. 955 ГК);

– определены особенности возмещения вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия (ст. 956 ГК);

– установлено возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (ст. 957 ГК) и размер этого возмещения (ст. 958 УК);

– определены платежи по возмещению вреда (ст. 961 ГК);

– предусмотрено возмещение расходов на погребение (ст. 963 ГК).

Источник: http://megaobuchalka.ru/7/15024.html

Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда

Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда

Правила внутреннего трудового распорядка. Коллективный договор, соглашение

Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нор­мативный акт, являющийся обязательным как для нанимателя, так и для работников.

В них регламентируется внутренний распорядок предприятия, организации.

Правила внутреннего трудового распо­рядка составляются на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка (утверждены постановлением Министерства труда РБ от 5 апреля 2000ᴦ. № 46).

Правила внутреннего распорядка устанавливаются нанимателœем с участием профсоюзов на основании Типовых правил внутреннего трудового распорядка.

Основным назначением правил внутреннего трудового распорядка являются: обеспечение труда, укрепление его дисциплины, рациональное использование рабочего времени, улучшение качества работ, повышение роста производительности труда.

Правила внутреннего трудового распорядка состоят из следующих разделов:

– Общие положения

– Порядок приема и увольнения работников

– Обязанности работников

– Обязанности нанимателя

– Рабочее время и его использование

– Поощрение за достижения и успехи в работе

– Ответственность за нарушение трудовой дисциплины

Коллективный договор – ϶ᴛᴏ локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателœем и работающими у него работниками (статья 361 ТК).

Соглашение – нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определœенной профессии, отрасли, территории. Соглашение заключается на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях (статья 358 ТК).

За нарушения работниками законодательства о труде и правил охраны труда установлены следующие виды ответственности: дисциплинарная, материальная, уголовная и административная.

Ø Дисциплинарная ответственность работников предусмотрена статьей 198 ТК РБ. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание,выговор,увольнение с работы.

Ø Материальная ответственность предусмотрена статьями 400 – 409 ТК РБ. За причинœение, в результате нарушений требований охраны труда, имущественного ущерба нанимателю, работник должна быть привлечен к материальной ответственности.

В случае если же в нарушениях законодательства о труде и правил по охране труда имеются признаки состава преступления, виновный, независимо от того, наложено ли на него дисциплинарное взыскание, должна быть привлечен и к уголовной ответственности.

Полное или частичное лишение нарушителя премий не является мерой дисциплинарной ответственности и может применяться одновременно с привлечением его к какой-либо ответственности.

Ø Уголовная ответственность установлена статьей 306 Уголовного кодекса РБ. Учитывая зависимость оттяжести наступивших последствий виновные привлекаются к штрафу, исправительным работам, ограничению или лишению свободы (до 7 лет лишения свободы).

Ø Административная ответственность физических и юридических лиц установлена Кодексом РБ об административных правонарушениях (КоАП), а порядок привлечения к административной ответственности – Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях (ПИКоАП), введенными в действие с 1 марта 2007 года.

В сфере труда такая ответственность установлена, в частности, за:

· отказ в приеме на работу (статья 9.16);

· нарушение правил по охране труда (статья 9.17);

· нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений (статья 9.18);

· нарушение законодательства о труде (статья 9.19);

· сокрытие страхового случая (статья 9.20);

· нарушение требования заключения гражданско-правовых дого­воров (статья 9.25).

Учитывая зависимость отхарактера правонарушений законодательства об охране труда КоАП предусматриваются различные меры ответственности как для физических, так и для юридических лиц.

Установлено, что штраф, налагаемый на физическое лицо, составляет от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – до 300 базовых величин.

То же деяние совершенное повторно в течении одного года после наложения взыскания за такое же нарушение влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо – от 100 до 400 базовых величин

Административные взыскания налагаются уполномоченными государственными органами и должностными лицами, которым предоставлено такое право.

Основанием для наложения взысканий являются протоколы об административных правонарушениях, которые составляются уполномоченными должностными лицами, указанными в законодательных актах.

ПИКоАП подробно регламентированы вопросы, связанные со всœеми процессуальными действиями при привлечении к административной ответственности, а также установлен порядок исполнения и обжалования принятых решений.

  • – Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда

    Порядок проведения сертификации рабочих мест Сертификация производственных объектов осуществляется исходя из результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Сертификат—это документ, выданный государственными организациями, подтверждающий в данном случае… [читать подробнее].

  • – Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда

    За нарушения работниками законодательства о труде и правил охраны труда установлены следующие виды ответственности: дисциплинарная, материальная, уголовная и административная. Ø Дисциплинарная ответственность работников предусмотрена статьей 198 ТК РБ. За… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/proizvodstvo/view/332480_vidy_otvetstvennosti_za_narushenie_zakonodatel_stva_ob_ohrane_truda

    Ответственность должностных лиц и работников за нарушение требований законодательства об охране труда

    За совершение дисциплинарного проступка в зависимости от характера нарушения и последствий предусмотрены три формы ответственности:

    · замечание;

    · выговор;

    · увольнение.

    Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

    До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснения в письменной форме. Взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка.

    Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

    Приказ о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трёх рабочих дней со дня его издания.

    Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в Федеральной инспекции труда соответствующего субъекта Российской Федерации или в органе по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

    В случаях, когда руководитель организации не является работодателем, к нему также может быть применены меры дисциплинарного воздействия.

    Работодатель обязан рассмотреть заявление представительных органов коллектива о фактах нарушения законодательства об охране труда и применить к нарушителям соответствующие меры наказания.

    Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания (ст. 194).

    Административная ответственность регулируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г.).

    Должностные лица Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда, а также инспекторы других государственных органов надзора и контроля являются уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

    За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    · предупреждение;

    · административный штраф;

    · лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    · административный арест;

    · дисквалификация и др.

    Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечёт наложение административного штрафа:

    – на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

    – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

    – на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечёт дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет.

    Сокрытие страхователем (работодателем) наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечёт наложение административного штрафа:

    · на граждан в размере от 1 000 до 5 000 руб.;

    · на должностных лиц – от 1 000 до 5 000 руб.;

    · на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

    Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечёт:

    · наложение административного штрафа на граждан;

    · на должностных лиц.

    Непринятие по постановлению должностного лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц.

    Непредставление в государственный орган (должностному лицу) сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности влечёт:

    · наложение административного штрафа на граждан;

    · на должностных лиц;

    · на юридических лиц.

    Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами влечёт:

    · предупреждение или наложение административного штрафа на граждан;

    · на должностных лиц;

    · на юридических лиц.

    Уголовная ответственность определяется судом. В соответствии со ст.

    143 Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершённое лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, наказывается штрафом, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

    То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

    В некоторых случаях возможна и материальная ответственность, которая имеет два вида:

    а) материальная ответственность работника за понесённый им ущерб предприятию (работодателю);

    б) материальная ответственность предприятия (работодателя) перед работником за нанесённый ему ущерб на работе.

    Источник: http://studopedya.ru/1-24938.html

    По закону
    Добавить комментарий