Плата за сервитут на земельный участок по соглашению об установлении обремнения

Содержание
  1. Серувитут на земельный участок: что это такое, его виды, договор, соглашение | Юридические Советы
  2. Зачем нужен земельный сервитут?
  3. Разновидности земельных сервитутов
  4. Различия между сервитутами
  5. Основные причины для регистрации частных сервитутов
  6. Как устанавливают сервитуты?
  7. Судебное наложение сервитутов
  8. Плата за использование земли
  9. На величину платежей за сервитут могут влиять:
  10. Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности
  11. соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  12. Как определяется плата по соглашению об установлении сервитута
  13. Лица, получающие плату по соглашению об установлении сервитута
  14. Установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  15. Определение границы действия сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  16. Сервитут на земельный участок
  17. Публичный сервитут на землю
  18. Частный сервитут на землю
  19. Установление обременения на ЗУ
  20. Сервитут на земельный участок
  21. Частный сервитут
  22. Публичный сервитут
  23. Регистрация сервитута (частного и публичного)
  24. Прекращение сервитута
  25. Судебная практика: отказ в установлении сервитута

Серувитут на земельный участок: что это такое, его виды, договор, соглашение | Юридические Советы

Плата за сервитут на земельный участок по соглашению об установлении обремнения

Многих людей, столкнувшихся с применением земельного законодательства, интересует, что такое сервитут на земельный участок, и какие правовые последствия он может создать.

Термин «земельный сервитут» означает право ограниченного возмездного либо безвозмездного использования чужого участка земли либо иной недвижимости. Все сервитуты на землю должны регистрироваться в таком же порядке, что и права, обременения на недвижимость.

Зачем нужен земельный сервитут?

Установление сервитутов на земельные участки может потребоваться по разным причинам.

  • Пример 1: на участке земли, принадлежащей частному лицу, расположен природный источник воды, и собственники (пользователи, владельцы) соседних земель могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику и забора из него воды.
  • Пример 2: ведутся строительные работы на выделенном участке земли, однако водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний участок, законным правообладателем которого выступает гражданин. Для монтажа требуемых коммуникативных систем на этот участок земли устанавливают обременение в виде сервитута, и компания, осуществляющая строительство, может законно использовать конкретную часть участка для оговорённых целей.

Сервитуты в отношении земельного участка требуются для предоставления третьим лицам правомочий по использованию чужой земли, поскольку иным способом, без предоставления земельных участков и установления ограничительных сервитутов, решить проблему невозможно.

Земельные сервитуты могут налагаться и по соглашению лиц, желающих использовать землю, с собственником земли, и в принудительном судебном порядке, без получения его согласия.

Тем не менее, претендовать на регистрацию сервитута вправе лишь лицо, у которого нет другой возможности реализовывать свои права без получения разрешения ограниченно эксплуатировать чужую землю.

Разновидности земельных сервитутов

Существует несколько классификаций сервитутов участков земли.

В зависимости от возможного времени землепользования чужим участком земли обременение бывает:<\p>

Главное отличие срочного сервитута, соответственно, состоит в том, что его устанавливают в пределах определенного срока.

Именно на этот период и будет наложено ограничение на участок. Необходимость в срочном сервитуте, как правило, возникает, когда требуется выполнить какие-то определенные работы, проложить коммуникации.

При завершении этих работ действие обременения прекращается.

Исходя из правовых оснований наложения обременения, сервитуты подразделяются на:

Публичный сервитут регистрируется в Росреестре на основе законодательного либо иного нормативно-правового документа, принятого на уровне федерации, ее субъектов или отдельного муниципалитета.

В частности, сервитут публичного образования может налагаться при проведении газа, воды, иных коммуникаций для общественного использования.

Частный сервитут, затрагивающий интересы конкретного гражданина или организации, устанавливают на базе договора сервитута земельного участка либо судебного решения.

Различия между сервитутами

  • Наложение публичного сервитута диктуется потребностью введения ограниченного пользования землей в интересах государства либо муниципалитета, а частного – для обеспечения прав одного или нескольких граждан (организаций).
  • По общим нормативным правилам, частный сервитут носит возмездный характер, а публичный – безвозмездный. В первом случае отсутствие платы в качестве исключения может быть предусмотрено лишь на уровне федерального законодательства. В иных ситуациях владелец земли, обремененной частным сервитутом, вправе потребовать и получать соразмерную оплату от граждан и компаний, в пользу которых регистрируется обременение. Отсутствие платы также возможно при добровольном отказе от нее собственника земли.
  • Обременения имеют разное основание установления. Так, ограничения, устанавливаемые публичными образованиями, базируются на нормативно-правовых документах, а частный сервитут – на требовании гражданина, компаний или группы граждан.

Основные причины для регистрации частных сервитутов

  • требуется предоставить часть участка земли для проезда автотранспорта;
  • необходимо прокладывать коммуникации;
  • возникла необходимость установки каких-то объектов на соседней земле;
  • появились иные причины для установления обременения, без которого невозможно реализовывать права.

Публичный сервитут предусматривает пользование землей самим государством, муниципалитетом либо местным населением.

Наиболее распространенными причинами наложения публичных сервитутов выступают:

  • необходимость проезда или прохода по территории участка, принадлежащего частному лицу (например, дорога общего пользования проходит по участку);
  • проведение коммуникаций для общественных нужд;
  • предоставление населению возможности использовать природный источник воды;
  • исследовательские изыскания, проводимые на территории соответствующего участка;
  • обеспечение свободного прохода к прибрежной зоне;
  • размещение на земле знаков для проведения геодезических работ, межевания;
  • выпас, прогон скота.

Как устанавливают сервитуты?

Итак, законодатель допускает 3 основных варианта установления обременения на землю:

  • на основе резолюции полномочного подразделения муниципалитета либо государства, принимаемого на публичных слушаниях (при наложении публичных ограничений);
  • на базе соглашения установки сервитута земельного участка, заключаемого землевладельцем и заинтересованным в ее использовании лицом либо несколькими лицами;
  • по решению суда.

Дальше речь пойдет о порядке добровольного согласования использования земли и наложении частного сервитута.

Заинтересованное лицо, которому необходима законная возможность использовать чужой участок земли, должен обратиться к землевладельцу с соответствующей просьбой. Придя к согласию, стороны должны оформить соглашение (скачать образец соглашения в формате MSWord), обязательно содержащее информацию о:

  1. согласии собственника на установление сервитута за оговоренную плату;
  2. правах, обязательствах сторон;
  3. конкретных целях использования земли, обременяемой сервитутом.

После оформления договора право сервитута требуется зарегистрировать в Росреестре.

Соглашение о сервитуте начинает действовать как раз с момента прохождения регистрационной процедуры. После этого заинтересованное лицо может использовать определенную договором часть участка, а собственник земельного участка вправе получать согласованные платежи.

Судебное наложение сервитутов

Когда землевладелец и заинтересованное лицо, желающее использовать чужую землю для определенных нужд, не могут договориться, спор о наложении сервитута разрешается судом.

Даже если заинтересованное лицо уже фактически использует землю, а ее собственник не желает устанавливать обременение, стоит позаботиться об официальном получении правомочий на ограниченное использование земли.

Судебное решение в рассматриваемой ситуации требуется для получения заинтересованным лицом правовой гарантии дальнейшей беспрепятственной эксплуатации чужого участка земли.

Другими словами, без официального документа землевладелец в любое время может передумать и ограничить доступ на свою землю.

Главное условие, которое влияет на положительное либо отрицательное решение суда, – это отсутствие у истца, требующего установления обременения, другой целесообразной, разумной и справедливой возможности осуществлять необходимые действия без использования чужой земли.

Истцу требуется доказать лишь 2 факта в суде:

  1. факт отсутствия реальных возможностей реализации собственных прав без обременения земли (например, факт того, что гражданин не может провести к своему дому водопровод, минуя участок соседа);
  2. факт наличия спора об обременении между истцом и собственником соответствующего участка, препятствующим оформлению договора о земельном сервитуте (факт того, что землевладелец отказывается оформлять соглашение о сервитуте на приемлемых для истца условиях).

Истцу обычно не требуется доказывать, что собственник чинит ему какие-то препятствия для эксплуатации земли (к примеру, возвел забор, не пускает на участок и т. п.

), поскольку нарушения собственником земли прав лица, требующего наложения обременения, не включаются в предмет доказывания по правовым разногласиям о наложении сервитута.

Истцу также стоит учесть, что сервитуты и непосредственная реализация ограниченной земельной эксплуатации должны создавать наименьшие неудобства, ограничения для непосредственного собственника земельного участка, обремененного сервитутом, поэтому суд будет устанавливать условия ограниченного землепользования, руководствуясь принципом разумного баланса прав, интересов сторон. Это значит, что решение судьи налагает обременение таким образом, чтобы ограниченное землепользование не создавало каких-то значительных неудобств для владельца соответствующей земли и гарантировало лишь действительно необходимые потребности истца.

Так, если истцу требуется проложить коммуникации, в его пользование будет предоставлена строго ограниченная часть участка земли, которую можно будет использовать лишь для монтажа и настройки коммуникационных систем.

Судья, заслушав доводы, вправе сам выбирать оптимальные условия налагаемого обременения, к примеру, маршруты проезда соседей, размер платы, сроки установления обременения.

Плата за использование земли

Законодатель наделил землевладельца правом требовать платы за эксплуатацию заинтересованным лицом его участка. Конкретный размер платежей за такое землепользование определяется соглашением сторон либо решением судьи.

К примеру, землевладелец может потребовать сумму, равную арендной плате за ту часть земли, которая им была предоставлена для прохода соседей.

На величину платежей за сервитут могут влиять:

  • реальные расходы собственника земли на обеспечение условий для землепользователей (к примеру, поддержание исправного состояния дорожного покрытия, по которому проезжают соседи);
  • интенсивность, характер пользования землей лицами, в пользу которых устанавливалось земельное обременение;
  • размеры фактического ущерба, а также упущенной выгоды, возникшие у собственника из-за невозможности исполнить какие-то обязательства перед контрагентами в результате добровольного или принудительного наложения сервитута на землю (например, собственнику земли пришлось расторгнуть арендное соглашения из-за обременения).

Тем не менее, стороны не обязаны руководствоваться приведенными расчетами и вправе устанавливать своим соглашением любой размер оплаты либо предусматривать безвозмездное пользование землей.

https://www.youtube.com/watch?v=VX8atxjJDoM

Если стороны в суде ведут споры о размере платы за использование земли, судья может назначить для определения суммы специальную экспертизу.

Источник: http://juresovet.ru/chto-takoe-servitut-zemelnogo-uchastka-prichiny-registracii-chastnyx-servitutov-obrazec-dogovora/

Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственностиЭнциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Соглашению об установлении сервитута посвящена статья 39.25 ЗК РФ.

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим имуществом. В российской правовой системе сервитут может быть установлен только в отношении недвижимости.

Правовая регламентация сервитутных правоотношений осуществляется с помощью ст. 216, 274 – 277, 613, 694 Гражданского кодекса РФ и отраслевого законодательства: Земельного (ст.

23), Водного и Лесного кодексов.

Будучи вещным правом и обременением одновременно, сервитут подлежит регистрации в ЕГРП по правилам Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Ограниченное право пользования чужим участком устанавливалось с целью восполнения недостающих благ, свойств или удобств соседнего участка.

Речь шла об установлении права прохода, прогона скота, использования водоема для водопоя и подобном.

В дореволюционной России земельный сервитут назывался «правом участия частного».

Установление сервитутов допускается в связи с невозможностью или затруднительностью использования недвижимости. Обеспечивается разумный баланс интересов:

  • сервитут не должен препятствовать собственнику обремененного имущества использовать его согласно целевому назначению;
  • причиненные владельцу обремененного имущества неудобства компенсируются путем установления соразмерной платы за сервитут.

Сервитуты делятся на:

  • личные – установленные в пользу отдельных правообладателей на определенный срок или до конца их жизни;
  • предиальные – установленные в пользу собственника соседней или иной недвижимости, как правило, бессрочно.

Земельные сервитуты отнесены к предиальным. В рамках земельных правоотношений речь идет об обремененных и господствующих участках.

Но поскольку господствующий земельный участок – это объект, а не субъект права, говорить о его правах неправильно. Правами наделен исключительно правообладатель: собственник, арендатор, землепользователь господствующего участка.

Смена правообладателя влечет автоматическую смену носителя сервитутных прав. При этом их объем остается неизменным (ст. 275 ГК РФ).

Законодательство разных стран предусматривает возможность установления земельного сервитута в силу закона, обычая, договора. Согласно ст.

274 ГК РФ сервитут в отношении недвижимости устанавливается соглашением сторон.

При отсутствии согласия между собственниками участков спор разрешается в суде. При этом:

  • собственник господствующего участка может добиться установления и государственной регистрации сервитута в ЕГРП без согласия владельца обременяемого;
  • собственник обременяемого участка может установить и в дальнейшем взыскивать плату за пользование (пусть и ограниченное) своим участком или частью его.

соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Такого рода соглашение должно содержать сведения, перечисленные в ст. 39.25 ЗК РФ. Это:

  • ФИО/наименование сторон соглашения, юридические адреса и идентификационные данные сторон (в отношении физлиц – дата рождения, налоговый код, серия и номер паспорта);
  • сведения о представителях, действующих от имени сторон и документарных подтверждениях их полномочий (приказ о назначении на должность, доверенность);
  • кадастровый номер господствующего участка, в пользу собственника которого устанавливается сервитут;
  • причины, цели, правовые и фактические основания обременения участка муниципальной или госсобственности сервитутом;
  • срок действия сервитута;
  • если сервитут устанавливается на часть участка, сведения, позволяющие идентифицировать такую часть и достоверно установить ее границы;
  • размер платы, взыскиваемой с правообладателя за ограниченное пользование публичными землями;
  • виды разрешенной деятельности сервитутодержателя на обременяемом участке;
  • исключительный перечень правомочностей на осуществление таких видов деятельности;
  • ссылка на обязательство лица, в интересах которого установлено сервитутное обременение, своевременно и в полном объеме вносить соответствующую плату;
  • обязательство правообладателя, в интересах которого установлен сервитут на публичные земли, привести участок в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению (если актуально).

Как определяется плата по соглашению об установлении сервитута

Органы власти, представляющие интересы государства или территориальных общин, не располагают свободой договора. В силу ст. 421 ГК РФ она гарантирована только частным лицам. Условия соглашения о сервитуте, в том числе касательно взимаемой платы, устанавливаются нормативно.

Порядок расчета платы за ограниченное пользование землями общефедеральной собственности установлен Постановлением Правительства РФ № 1461 от 23.12.14 г. Общее правило: размер платы определяется исходя из кадастровой стоимости участка и составляет 0,01% такой стоимости.

Если права сервитутодержателя по условиям договора распространяются на часть участка, плата за сервитут устанавливается из расчета охватываемых сервитутом площадей. Сведения о площади в зависимости от способа оформления соглашения о сервитуте (обычного или упрощенного) можно почерпнуть из:

  • специально разработанной кадастровой документации, касающейся установления сервитута;
  • схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

В случаях, когда земли общефедеральной собственности предоставлены в аренду, постоянное пользование либо пожизненное наследуемое владение, размер платы за установление сервитута определяется квалифицированным оценщиком по правилам Федерального закона РФ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ».

Порядок расчета платы за сервитут в отношении участков, находящихся в региональной собственности, устанавливается региональными властями; муниципальной – органами местного самоуправления. Правила аналогичны установленным на федеральном уровне.

Плата за сервитут вносится, как правило, раз в год. Смена правообладателя земельного участка не признается основанием пересмотра ранее установленной платы по соглашению о сервитуте. Однако при перезаключении сервитутного договора на новый срок условия оплаты могут измениться.

Лица, получающие плату по соглашению об установлении сервитута

Плата по договору об установлении сервитута перечисляется сервитутодержателем его контрагенту – тому, с кем заключено соглашение об установлении сервитута. Перечень лиц, уполномоченных на заключение таких соглашений от имени публичных образований, перечислены в ст. 39.24 ЗК РФ.

Если участок муниципальной или госсобственности передан в аренду, временное или постоянное пользование, соглашение о сервитуте подписывает правообладатель (арендатор, землепользователь), например, унитарное предприятие, коммунальное или госучреждение. Они же получают плату с сервитутодержателя.

Если участок публичных земель не передан в пользование, договор о сервитуте заключает собственник – государство или территориальная община в лице уполномоченного органа власти. Тогда плата за сервитут перечисляется непосредственно в государственную казну, региональный или местный бюджет.

Установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Земельные участки муниципальной и госсобственности нередко имеют большую площадь. При этом заинтересованное лицо зачастую претендует на право ограниченного пользования лишь малой частью участка.

Желание минимизировать площадь, в отношении которой устанавливается сервитут, обусловлено:

  • хозяйственной необходимостью;
  • пропорциональностью оплаты действительной площади участка, на которую распространяются правомочности сервитутодержателя.

Таким образом, соглашение о сервитуте может предполагать установление права ограниченного пользования в отношении части земельного участка.

Однако при этом оно должно надлежащим образом идентифицировать эту часть.

Правила, подлежащие применению к таким ситуациям, зависят от срока действия сервитута.

Определение границы действия сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Если срок действия соглашения об установлении сервитута больше 3 лет, договор должен содержать ссылку на учетный номер части участка, в отношении которой устанавливается сервитут. Предполагается следующий порядок действий:

  • проведение землеустроительных работ, документальное (не на местности) выделение части участка, в отношении которой устанавливается сервитут;
  • осуществление учета части участка в ГКН с присвоением кадастрового номера;
  • заключение соглашения об установлении сервитута;
  • регистрация обременения участка сервитутом в ЕГРП.

Если срок действия договора об установлении сервитута на часть участка составляет менее 3 лет, по обоюдному согласию сторон процедуру заключения сделки можно упростить.

Им достаточно согласовать и приложить к договору схему границ сервитута на кадастровом плане территории.

Для краткосрочного договора об установлении сервитута этого документа достаточно для установления территориальных рамок действия сервитута.

При этом проведения землеустроительных работ, выделения части, постановки ее на учет в ГКН и ЕГРП не требуется.

В этом случае сведения об обременении участка сервитутом не становятся общедоступными.

Стоит учесть, что оформление краткосрочного договора об установлении сервитута в отношении части земельного участка публичной собственности в упрощенном порядке является правом, а не обязанностью сторон.

Лицо, претендующее на установление сервитута, вправе инициировать процедуру согласования границ по общим правилам. Однако землеустроительные работы и постановка части участка на учет в этом случае будут проводиться за его средства.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/zemleustrojstvo/soglashenie-ob-ustanovlenii-servituta-na-zemelnyj-uchastok-nahodyashhijsya-v-gosudarstvennoj-ili-municipalnoj-sobstvennosti.html

Сервитут на земельный участок

Сервитут на земельный участок

Если землевладельцу одного участка потребуется провести работы, заступая на территорию другого – устанавливают договор о временном или постоянном обременении.

Договориться можно как письменно, так и устно. Сторонами договора выступают граждане, организации, предприятия, а также – администрация.

Земельный сервитут разрешает использовать не принадлежащую лицу долю земли на основании правоустанавливающей ситуации (уважительной причины), ограничивает собственника в части прав использования ЗУ.

Разновидности:

  • частный (общественный);
  • публичный.

Разрешение на использование чужой территории, устанавливают стороны по соглашению. При отказе собственника – в судебном порядке.

Ограничения не одинаковы, а делятся:

  • на возмездное и безвозмездное использование;
  • срочное и бессрочное использование.

Оплачиваемый характер обременения собственник устанавливает при отчуждении доли земли (см. Отказ от права собственности):

  • Правообладателю – физическому лицу .
  • Организации при общественном сервитуте, установленном на правах частного, по условиям договора.
  • В случае предпринимательского соглашения об отчуждении.

Договор с администрацией жители заключают на основании публичного сервитута. На практике он не оплачивается.

Муниципалитет руководствуется пользой для жителей населённого пункта, работ государственного (муниципального) значения (см. Изъятие дачи для государственных нужд).

Публичный сервитут на землю

Государством, муниципалитетом, организацией проводятся работы, а территория принадлежит правообладателю.

Им является гражданин, житель населённого пункта.

На площади чужой территории потребовалось поместить имущественный объект: трубу газопровода или водопровода, бойлер, трансформатор и т.п.

Разрешение на распоряжение чужим ЗУ для общественных нужд устанавливают через ограничение в правах владельца.

Публичный сервитут определяется необходимостью использовать долю земли граждан для нужд города или населённого пункта. Публичные ограничения делят:

  • на региональные административные;
  • федеральные, государственные.

К обременениям не относят линии электропередач, несмотря на ограничения и ряд запретов.

Владелец утрачивает право:

  • строить здание под проходящими над участком линиями передач;
  • вырубать находящиеся на территории деревья.

Ограничения налагают на линейные объекты и линейно-кабельные сооружения. Железобетонные опоры под линию электропередач, расположенные на территории землевладельца, отчуждением не считают.

Границы зон действия публичных сервитутов определяют на основании межевого проекта, приложения к межевому плану, где указываются характеристики ЗУ с кадастровыми номерами (см. Все о кадастровом учете земли и домов).

Административное отчуждение охватывает комплекс земель, и межевой проект наносят, на оказавшиеся в зоне ограничения.

Межевой проект составляют кадастровые инженеры и проектировщики по заказу администрации. Составляют его по установленной форме, отвечающей требованиям положений ЗК РФ.

Для отдельно расположенного муниципального объекта на территории физического лица, межевой проект составляют на основании межевого плана этого ЗУ (см. Межевание земельного участка).

При составлении проектировщики опираются на учётные кадастровые записи и интерактивную карту:

  • Копируют снимок с интерактивного плана участка.
  • Наносят линию границы, выделяют зоны, подвергнутые изменению ограничением.
  • Устанавливают право пользоваться долей ЗУ владельца.

После юридического признания отчуждения, сведения о наложении, с указанием конкретно проведённой границы, вносятся в кадастровые записи, а при отмене – там же фиксируются.

Публичный сервитут использует земли одних жителей для пользы других. Администрация предпринимает действия для снижения доставленных неудобств собственнику.

При условии категоричного отказа от обременения – вопрос рассматривает комиссия и принимает решение об изъятии ЗУ и возмещении убытков.

Временные работы, проводимые на земле гражданина, допускают его временное переселение с территории, с последующим возвращением на прежнее место.

Ограничения устанавливают:

  • по хозяйственному назначению;
  • на время сезонных работ;
  • на период сенокоса, выпаса скота, рыбной ловли или охоты.
  • при строительстве объекта;
  • для проезда через участок владельца;
  • для проведения работ по установлению линейных объектов.
  • проведения изыскательских, исследовательских видов работ.

При бессрочном обложении ограничением, срок, по законодательным положениям, приравнивается к 49 годам, срок продолжения действия отчуждения не превышает срока резервирования этих земель со стороны муниципальных или федеральных образований.

Частный сервитут на землю

Обременение вытекает из отношений соседей или общественных интересов. Они живут на территории одного земельного массива или на граничащих друг с другом участках. Отношения обременены из-за установки:

  • стен домов;
  • межевых заборов;
  • линейных объектов;
  • стен надворных построек.

Строения устанавливаются вплотную к межам. Существуют требования при планировании строительства, связанные с эксплуатацией зданий. Но в кварталах старинных построек, эти требования практически не соблюдались, что приводило к неудобствам использования территории.

Обременённость ЗУ среди частников чаще бывает устной, чем юридически оформленной.

Сосед затеял капитальный ремонт фасада, строительство, проведение водопровода или газопровода. Работы проводятся через близлежащий участок.

Сосед просит разрешения использовать территорию у другого:

  • без оплаты, по-дружески;
  • с предоставлением взаимной услуги;
  • оплачивая использование земли.

Возникают предложения от владельца соседнего участка занять долю территории гражданина за приемлемую плату собственным имущественным объектом.

Достигнутое согласие между частниками имеет силу договора до момента возникновения претензий и разногласий (см.Споры при межевании участка).

При конфликте и разногласии сторон, вопрос решается:

  • административным порядком;
  • в суде.

Частные сервитуты – разновидности ограничений, которые не входят в категорию публичных. Они могут иметь различные формы выражения. Устанавливаются общественные обременения дачными, гаражными кооперативами.

На собственности гражданина устанавливают общественный имущественный объект с оплатой или безвозмездно, но с предоставлением взамен других преимуществ.

Существуют различия в установлении личного и земельного ограничения. Земельный тип ограничений устанавливают для землепользования. Он может быть не только личным, но общественным, а также – публичным.

Обременение осуществляют, соблюдая условия использования земель, целевого назначения. Земельный тип берёт за основу правила и условия землепользования. Объектом обременённого использования становится совместно с ЗУ жилое или нежилое помещение.

Правообладателем станет лицо – владелец смежного пространства или предприниматель, что позволит говорить о личной форме.

На основании хозяйственного назначения устанавливают предпринимательский сервитут. Правообладатель – субъект предпринимательства, в пользу него устанавливают обременение собственника. Он пользуется частью ЗУ владельца для предпринимательства.

Ограничение устанавливается для строительства, которые потребуют:

  • использования для проезда;
  • провоза строительных материалов;
  • прохода рабочих и т.п.

Также здесь встречаются требования на предоставление места для возведения стен постройки, заборов и проведения труб.

Распространённой формой обременений становится фермерство. Предприниматели устанавливают использование территории:

  • на сезонные работы;
  • при проведении через земли владельца ЗУ поливных сооружений;
  • при использовании территории соседа для других нужд.

Предпринимательский сервитут не является публичным и предполагает оплату услуг за обременение со стороны ИП.

Установление обременения на ЗУ

Устные договоры не приобретают юридической силы. Легализация вступает в правовую силу с момента:

  • Подписания сторонами соглашения и регистрации в учётных записях кадастра.
  • Административного постановления и регистрации в учётных записях.
  • Вынесения постановления суда и регистрации.

Основания вменения землевладельцу публичного сервитута определяют на основании муниципальных нужд в использовании ЗУ. Градоначальник или руководитель госучреждения подаёт главе местной администрации мотивированное заключение о насущной проблеме в использовании принадлежащих гражданам земель.

Подача заявления разрешается юридическим и физическим лицам. Заявление пишут на имя главы местной администрации с указанием:

  • Адреса и кадастровых (технических) характеристик ЗУ.
  • Цель установления, объяснение причин правомерности ограничения.
  • Планируемый срок установления из расчёта объёма работ, или бессрочно.
  • Данные о собственниках ЗУ, отношение к проблеме ограничения.
  • Сведения о лицах (организации), по чьему требованию устанавливают сервитут.

После подачи заявления, указывается дата слушаний. Уполномоченная комиссия рассматривает материалы дела. Материалы слушаний оформят протоколом, на основании выписки подготовят административные решения.

В течение трёх дней после вынесенного решения и подготовки выписки, инициатор может подойти лично и получить решение на руки, под расписку о выдаче. Кроме того, результаты слушаний требуется показывать на официальном сайте государственных услуг.

Если полученное решение, по результатам будет неудовлетворительным, то в течение 10 дней после получения, желающие обращаются с иском в суд для обжалования.Далее оформление потребует регистрации в кадастровых записях учёта.

Вопрос решат сразу, если стороны достигнут соглашения. Договариваются до подачи заявления в муниципалитет для срочного решения вопроса.

Публичный сервитут – акт федерального или муниципального значения и требует административного утверждения.

Регистрация требует предоставления:

  • паспорта или доверенности представителя;
  • административного акта;
  • межевого плана;
  • квитанции об оплате госпошлины.

Госпошлину выплачивает лицо, в пользу которого устанавливают отчуждение территории. Сумма составляет 6 000 рублей для юридических лиц. Публичные отчуждения пошлиной не облагают.

Порядок установления определяют основания 23 статьи Федерального Закона. Он предполагает наименьший ущерб для владельца обременённой территории при свободном использовании.

Если права и свободы граждан, их имущественные интересы затрагиваются установлением ограничений, они вправе возбудить дело в суде, защищая законные интересы.

При изменении обстоятельств, которые отменяют необходимость в обременении, хозяин территории обращается с заявлением о его отмене:

  • в администрацию;
  • в районный (мировой) суд.

Сервитут не объект имущественной сделки, но при совершении продажи или подписании дарственной на дом, наличие ограничения использования ЗУ не меняется, объект регистрируется вместе с установленным обременением, которое становится привлекательным вариантом для обеих сторон, при условии оплаты за использование пространства собственника. Стоимость приравнивается к арендной плате.

Источник: https://myestate.club/razdel/servitut-na-zemelnyj-uchastok.html

Сервитут на земельный участок

Сервитут на земельный участок

Сервитут (ст. 23 Земельного кодекса РФ) – это право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Владелец участка земли имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им, но обязан предоставить право свободного доступа к объекту, указанному в правоустанавливающих документах, обладателям сервитута, то есть лицам, имеющим право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Сервитут всегда привязан к определенному объекту недвижимости (зданию, сооружению, земельному участку). Он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога.

Сервитут не может быть передан лицам, не являющимися собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок с сервитутом (ст.

275 ГК РФ) обязательства по обременению перейдут новому владельцу.

https://www.youtube.com/watch?v=kNQfgLV9Ce4

Требовать установления сервитута можно от федеральных, региональных и муниципальных властей в зависимости от того, кто из них является собственником участка, но не от арендаторов земли.

Если собственником недвижимости является физическое или юридическое лицо, то по вопросу установления обременения необходимо обратиться к нему.

Когда мирное урегулирование конфликта невозможно, вопрос решается в судебном порядке.

По времени действия сервитут может быть срочным и постоянным. Выделяют сервитут частный и публичный.

Частный сервитут

Частный сервитут может быть установлен на основании соглашения или договора о сервитуте. Документ оформляется в простой письменной форме. Он содержит:

  • информацию и сторонах соглашения;
  • сведения об участке, в отношении которого устанавливается сервитут;
  • цели и задачи наложения обременения;
  • границы сервитута (четко определенное место на участке);
  • величина платы за пользование участком, а также порядок ее внесения;
  • прочие условия.

Собственник участка, имеющего обременение, вправе потребовать соразмерной платы. Величина вознаграждения устанавливается по соглашению либо на основании решения суда.

В соответствии с данным видом обременения собственника земельного участка суд может обязать обеспечить:

  • свободное перемещение через участок;
  • обустройство общественно-значимых инженерных коммуникаций, таких как электросети, линии связи, газопровод и так далее;
  • доступ для создания и поддержания в надлежащем состоянии мелиоративной системы и системы водоснабжения;
  • прочих нужд, удовлетворение которых невозможно без установления сервитута.

Публичный сервитут

Основания его возникновения – законодательные акты федеральных, региональных или муниципальных властей в целях обеспечения интересов государства, муниципалитета или местных жителей. Решение об установлении сервитута на земельный участок принимается по результатам общественных слушаний и с владельцем или пользователем недвижимости не согласовывается.

Цели установления публичного сервитута:

  • перемещение по территории участка;
  • проведение ремонтных работ и монтаж разнообразных инженерных коммуникаций, объектов транспортной инфраструктуры;
  • установка спецзнаков и обеспечение подъезда к ним;
  • обеспечение водой;
  • прогон скота;
  • сохранение исторически сложившейся традиции сенокоса либо выпаса скота;
  • охота и рыбалка на замкнутом водоеме, расположенном на участке;
  • сбор дикорастущих растений;
  • проведение исследовательских работ;
  • свободный доступ к побережью.

Основное отличие публичного сервитута от частного – платность последнего.

Исключение: публичный сервитут может быть установлен на возмездной основе только в том случае, если у собственника земельного участка возникли серьезные затруднения.

Например, часть земли стала непригодна для растениеводства, пришлось снести или перенести хозяйственные постройки и прочее.

Регистрация сервитута (частного и публичного)

Право сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав как право на недвижимое имущество в течение 18 календарных дней с момента подачи соответствующих документов. Необходимые бумаги (ст. 28 Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»):

  1. заявление лица, в пользу которого будет установлен сервитут;
  2. документ, удостоверяющий личность заявителя (для физического лица), а также соответствующие документы для юридического лица (доверенность, учредительные документы, выписка из ЕГРЮЛ);
  3. документ об оплате госпошлины;
  4. соглашение о сервитуте, соответствующие акты федеральных или муниципальных органов власти либо решение судебных органов;
  5. если обременение относится к части участка, то предоставляется кадастровый паспорт земельного надела с отмеченной на нем зоной действия сервитута, либо кадастровая выписка с аналогичными сведениями. Если сервитут устанавливается на весь участок, то указанный документ не требуется.

Сервитут это вещное право на недвижимость, но регистрируется как обременение. Суть понятия от этого не меняется.

Прекращение сервитута

Основания прекращения сервитута:

  • по причине прекращения существования оснований, которые были причиной установления сервитута (ст. 276 ГК РФ);
  • в суде доказана невозможность целевого использования участка именно по причине установленного обременения (ст. 276 ГК РФ). Собственник участка вправе потребовать, чтобы орган государственной власти или местного самоуправления, установивший сервитут, выкупил его, компенсировал понесенные убытки либо предоставил другой равноценный участок земли;
  • физическое уничтожение участка;
  • изъятие земли из гражданского оборота;
  • в случае если собственник участка, обремененного сервитутом, становится владельцем данного сервитута;
  • прекращение действия нормативного акта, установившего сервитут.

Судебная практика: отказ в установлении сервитута

Важно правильно составить исковое заявление в судебные органы об установлении сервитута.

Например, собственник участка земли, по которому проходит ЛЭП, обратился в суд с иском к владельцу коммуникаций о понуждении к заключению договора сервитута.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа признал, что имеется ограничение на пользование земельным участком и требование истца об установлении платы законно.

В иске было отказано: в законодательстве отсутствуют нормы, на основании которых можно обязать ответчика подписать подобное соглашение.

Собственнику участка нужно обратиться в суд об устранении препятствий в пользовании участком. Тогда владелец ЛЭП будет вынужден заключить соглашение о сервитуте.

Подавая исковое заявление об установлении сервитута нужно предоставить достаточно веские доказательства того, что наложение обременения действительно необходимо.

ФАС Волго-Вятского округа отказал истцу в следующей ситуации: требовалось обеспечить проезд к промышленному зданию. Рядом с постройкой в пределах участка истца имелся пустырь.

Истец требовал обеспечить проезд через соседний участок, но не было доказано, что:

  • перемещение через пустырь невозможно;
  • проезд возможен только через соседний участок, так как другие пути отсутствуют;
  • участок ответчика оборудован транспортной инфраструктурой;
  • движение автотранспорта по территории ответчика будет безопасно для находящихся там людей.

Источник: http://www.landatlas.ru/help/servitut-na-zemelnyy-uchastok.htm

По закону
Добавить комментарий