Подробно о правах и обязанностях безработных граждан

Содержание
  1. Правовой статус безработного гражданина
  2. Права и обязанности граждан, имеющих официальный статус безработных
  3. Что говорит законодательство о присвоении статуса безработного
  4. Понятие трудоспособности
  5. Отсутствие работы и трудовых доходов
  6. Поиск работы и готовность трудиться
  7. Регистрация в территориальных центрах занятости
  8. Правовые возможности ставшего на учет безработного
  9. Требования к выполнению обязательств
  10. Что государство гарантирует безработным?
  11. Кто может получить статус безработного. Права и обязанности данной категории граждан
  12. Законодательное регулирование
  13. Кто может быть признан безработным, а кто нет
  14. Льготы и гарантии от государства
  15. Пособие
  16. Бесплатное обучение
  17. Бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу
  18. Поиск подходящей работы
  19. Другая помощь
  20. Обязанности безработного гражданина
  21. Права и обязанности безработного
  22. Лекция №20. Безработные граждане. Понятие, правила регистрации, признание гражданина безработным
  23. Для отдельных категорий безработных эти требования понижаются:
  24. Для  признания гражданина безработным не имеет значения:
  25. Безработным не может быть признан гражданин:
  26. Регистрация безработных осуществляется органами службы занятости в соответствии с порядком, утвержденным правительством РФ №778 от 9 июля 1999 г в следующей последовательности:
  27. Обязанности  безработного сводятся к следующему:
  28. Закон о безработных
  29. Описание закона о занятости населения в РФ
  30. Кто считается безработным?
  31. Последние изменения в законе 1032-1
  32. Налог на безработных в России
  33. Пособия для неработающих граждан
  34. Скачать текст ФЗ о занятости населения в Российской Федерации

Правовой статус безработного гражданина

Подробно о правах и обязанностях безработных граждан

В соответствии с п. 2 ст.

3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления документов, которые необходимы для вынесения решения о признании гражданина безработным. При отсутствии подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы он признается безработным с первого дня представления необходимых документов. Таким образом, в момент регистрации гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы он вправе представить необходимые для его признания безработным документы. По истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы гражданин признается безработным со дня первоначального обращения в органы службы занятости. Следовательно, статус безработного гражданина подтверждается решением соответствующего органа службы занятости. Праву гражданина обратиться в органы службы занятости для признания его безработным корреспондирует обязанность указанных органов после получения перечисленных документов вынести решение о признании гражданина безработным. При этом регистрация гражданина с целью поиска подходящей работы может состояться и без предоставления указанных документов. Но в этом случае решение о признании гражданина безработным по истечении 10 дней при отсутствии подходящей работы будет вынесено с момента представления им перечисленных документов. При невыполнении данной обязанности гражданин вправе обжаловать решение органа службы занятости в вышестоящий орган и (или) в суд. По истечении одного месяца со дня вынесения решения об отказе в признании гражданина безработным у него возникает право на повторное обращение в органы службы занятости. Праву гражданина обратиться в названные органы корреспондирует обязанность названных органов вынести законное и обоснованное решение. При обжаловании решения органов службы занятости гражданином на этих органах лежит обязанность по доказыванию законности и обоснованности вынесенного решения.

Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер.

Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об имеющихся вариантах подходящей работы. Безработный гражданин вправе воспользоваться двумя вариантами подходящей работы.

В свою очередь, орган службы занятости обязан предоставить гражданину два имеющихся варианта подходящей работы.

В соответствии со ст.

9 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” безработные граждане имеют право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующих органов службы занятости и учебных заведений предоставить безработному гражданину возможность пройти перечисленные виды профессиональной подготовки.

При отсутствии подходящей работы, а также при прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости безработные граждане имеют право на получение пособия по безработице или заменяющей данное пособие стипендии. В свою очередь органы службы занятости обязаны обеспечить их выплату.

В ст.

12 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” безработным гражданам гарантируется компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости в размерах, установленных действующим законодательством. Выплата указанных компенсаций обеспечивается соответствующим органом службы занятости, предложившим безработному гражданину работу или обучение в другой местности.

Безработный гражданин имеет право на бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение.

Данному праву корреспондирует обязанность органов службы занятости, медицинских учреждений по бесплатному медицинскому обслуживанию и освидетельствованию безработных граждан.

Органы службы занятости обеспечивают возможность заключения безработными гражданами срочных трудовых договоров для выполнения общественных работ.

Перечень прав безработных граждан и корреспондирующих им обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим, он может быть расширен в региональном законодательстве, а также в актах органов местного самоуправления. Такие акты могут издаваться с соблюдением общих рассмотренных нами правил.

В Законе РФ “О занятости населения в Российской Федерации” исчерпывающим образом определены обязанности безработного гражданина.

Безработный гражданин обязан являться в органы службы занятости в установленные сроки для получения предложения о подходящей работе, прохождении профессиональной подготовки, а также для перерегистрации.

Безработный гражданин не должен появляться в указанных случаях в органах службы занятости в состоянии опьянения.

Невыполнение перечисленных обязанностей позволяет органам службы занятости привлечь гражданина к установленным законодательством мерам ответственности.

Как видно из сказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости – корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными.

Такое положение обусловлено тем, что безработному гражданину весьма сложно добиться от должностных лиц органов службы занятости выполнения своих обязанностей. Судебные процедуры защиты прав безработных граждан далеко не всегда эффективны.

В связи с чем должны существовать дополнительные процессуальные механизмы по контролю за выполнением работниками органов службы занятости своих должностных обязанностей, которые напрямую связаны с правами безработных граждан.

По всей видимости, такие механизмы следует связывать с деятельностью общественных организаций, в частности правозащитных организаций, в том числе профсоюзов.

понятие безработного

Источник: http://hr-portal.ru/article/pravovoy-status-bezrabotnogo-grazhdanina

Права и обязанности граждан, имеющих официальный статус безработных

Права и обязанности граждан, имеющих официальный статус безработных

Конституцией России гарантировано всем гражданам страны право на труд, которое они могут реализовать свободным выбором рода деятельности.

Законодательная база РФ, регулирующая различные сферы жизнедеятельности людей направлена на реализацию основных прав и свобод.

В 1991 году был принят ФЗ No 1032 – 1, определяющий политику государства в осуществлении содействия защитить население от безработицы, способствуя правовыми, экономическими, организационными методами трудоустройству граждан.

Что говорит законодательство о присвоении статуса безработного

Согласно третьей статье этого закона, безработный статус признается не за всеми, кто не работает, а только:

  • если гражданин трудоспособен (не имеет признанной медиками группы инвалидности, исключающей возможность трудиться);
  • человек не занимается никакими видами трудовой деятельности, получая заработную плату;
  • люди ищут работу самостоятельно и зарегистрировались с этой же целью в территориальный центр занятости;
  • готовы трудоустроиться в любой момент при наличии подходящей опыту, знаниям, квалификации вакансии.

Понятие трудоспособности

Одним из критериев для определения безработным лица является его возможность заниматься трудовой деятельностью по здоровью и возрасту.

Подростки до 16 лет, несмотря на особенности физиологии (часто вполне сформированные молодые люди) и состояние здоровья, не могут быть отнесены к безработным, поскольку по всем канонам современного общества они в этот период своей жизни должны получать образование.

Не попадают под этот критерий и лица, достигшие пенсионного возраста и вышедшие на заслуженный отдых:

  • граждане, имеющие пенсионное обеспечение;
  • либо оформившие выплаты по выслуге лет;
  • люди, получившие право оформить пенсию при наличии определенного стажа в тяжелых, опасных и особых условиях труда,

для отдельных категорий служащих, не дожидаясь пока женщине исполнится 55 лет, а мужчине – 60 (признанные в 2017 году еще официальным пенсионным возрастом, хотя несколько лет идут разговоры о повышении этого уровня).

Отсутствие работы и трудовых доходов

Говоря о безработице, имеется в виду:

  • молодой специалист или выпускник школы, не имеющие опыта и стажа трудовой деятельности, при желании работать не могут найти подходящих вакансий;
  • у человека прекратившего трудовые отношения с прежним работодателем по неважно каким причинам (собственному желанию или инициативе руководства) не получается трудоустроиться;
  • работник попал под сокращение штата или численности и остался без работы;
  • организация (предприятие) были ликвидированы по инициативе собственника или признаны судом банкротами, когда весь штат сотрудников остается освобожденным от занимаемых должностей с выплатой полагающегося пособия.

Заработной платой при этом считают официальные выплаты за выполненный объем или обусловленную договором деятельность (когда высчитываются все обязательные страховые взносы).

Причем заработок может регулярно получать человек не только по бессрочному трудовому договору, но и выполняя временную, сезонную работу, оказывая услуги по договорам, имеющим гражданский правовой характер.

Пособия, выплачиваемые при увольнении (выходные), а также сохраняемый в течение двух месяцев (в отдельных случаях до трех месяцев) средний заработок по месту последней работы, когда человек потерял ее в связи с сокращением или ликвидацией предприятия не считают заработанной платой, вне зависимости от формы собственности предприятия.

Поиск работы и готовность трудиться

Человек, желающий действительно работать, ищет возможность трудоустроиться как на постоянной основе, так и временно, если предлагаемые вакансии соответствуют его профессиональным навыкам, и нет противопоказаний по состоянию здоровья, заниматься деятельностью в определенных условиях труда.

Если желающий получить статус безработного и получать соответственно пособие:

  • после регистрации в территориальном органе службы занятости в течение 10 дней отказывается от предложенных вакансий, или не имеющие трудового опыта и квалификации не желают пройти профессиональное обучение для возможности дальнейшего трудоустройства, говорит о том, что у человека и в мыслях нет – действительно идти зарабатывать деньги;
  • не являющиеся при отсутствии уважительных причин (которые должны быть подтверждены документально) в течение 10 дней после регистрации в центре занятости для ознакомления с появившимися вакансиями и предложениями работы также не могут быть зарегистрированы безработными, поскольку это подчеркивает несерьезность намерений быть трудоустроенным.

Статус безработного не получат:

  • лица, признанные виновными в совершении преступных деяний и осужденные к лишению свободы или выполнению исправительных работ;
  • представившие поддельные документы или ложные сведения об отсутствии работы.

Регистрация в территориальных центрах занятости

Если самостоятельные поиски работы не привели к успеху, нужно обратиться в территориальный центр занятости для официальной регистрации в качестве безработного.

Это существенно расширит круг возможности трудоустроиться, кроме того при соблюдении всех требований, человек в течение года (при отсутствии подходящих вакансий) гарантированно будет получать пособие, что тоже немаловажно для граждан, не имеющих дохода от заработка.

Порядок регистрации лиц и требования к помощи поиска подходящей работы установлены Правительством России.

Человек, желающий стать на учет с целью трудоустроиться должен подать в местную службу занятости:

  • паспорт, удостоверяющий личность заявителя;
  • при наличии рабочего стажа – трудовую книжку (в какой отражена вся его деятельность) или другие документы, подтверждающие фактический опыт работы (например, копии или выписки приказов о приеме и увольнении, трудовые договора и прочие);
  • документы об образовании и при наличии – полученной квалификации;
  • в случае потери работы перед обращением в центр занятости – справку о размере заработной платы за три последних месяца перед прекращением трудовой деятельности.

В течение десяти максимум дней органами местной службы занятости после рассмотрения представленной документации принимается решение о возможности признания обратившегося гражданина безработным.

Если за этот период не получится помочь трудоустроить человека, с учетом его навыков, знаний, безработным он будет признан со дня подачи документов для регистрации.

Инвалиды, имеющие частичную утрату трудоспособности и по состоянию здоровья которые могут заниматься трудовой деятельностью в определенных условиях для признания их безработными дополнительно к перечисленным документам должны предъявить:

  • индивидуально разработанную медицинскими экспертными комиссиями (в соответствии с Приказом Министерства труда РФ № 528н от 31. 07. 2015 года с внесенными изменениями 27. 01. 2016 года) программу реабилитации, с конкретным указанием рекомендуемых характера и условиях возможности работать.

Правовые возможности ставшего на учет безработного

Пройдя регистрацию в местном органе службы занятости и получив статус безработного, человек не теряет права продолжить самостоятельно поиски работы или обратившись за помощью бесплатного посредничества центра (выдачи направления, например, зная точно о наличии вакантного места в организации).

Безработный может получить бесплатную консультацию, информацию о требующихся профессиях на рынке труда, получить дополнительное профессиональное образование или пройти соответствующее обучение.

В случае необходимости переезда и смены места жительства для трудоустройства, зарегистрированные в органах службы занятости граждане, могут рассчитывать на содействие переселения в другой населенный пункт.

Также получить психологическую поддержку и направление для профессионального обучения является неотъемлемым правом безработных, закрепленным ст. 9 ФЗ 1032 – 1.

Человек, обратившийся в центр занятости и получивший необоснованный отказ быть зарегистрированным (или прочим причинам, когда он считает, что нарушены его права), может обжаловать действие (бездействие) конкретного специалиста или местного органа занятости населения в вышестоящие инстанции или непосредственно в суд.

Требования к выполнению обязательств

Любые права влекут за собой и определенные обязательства.

Зарегистрированные в центре занятости безработные должны:

  1. Приходить на прием к специалисту центра для перерегистрации в установленный день и время.
  2. Активно участвовать в самостоятельных поисках подходящей работы.
  3. При невозможности прийти на прием в установленное время по возможности информировать специалиста, представив в последующем оправдательный документ (например, судебная повестка, лист временной нетрудоспособности или справка из медицинского учреждения о состоянии здоровья и прочие).
  4. В течение трехдневного срока посетить предлагаемые по направлению центра занятости потенциально возможные места трудоустройства.
  5. Своевременно представлять информацию о наступлении обстоятельств, лишающих права получения пособия по безработице.

За нарушение обязанностей безработного могут лишить статуса, а соответственно и выплаты пособия.

Что государство гарантирует безработным?

Обратившись к нормам ст. 12 закона «О занятости», видим, что в реализации права каждого гражданина трудиться, государство, заботясь о своих людях, временно не имеющих возможность работать и получать стабильный доход в виде заработной платы, гарантирует:

  • оказание социальной поддержки;
  • оказание бесплатной поддержки психического и эмоционального состояния человека, теряющего веру в себя и порой приходящего в отчаяние от безденежья из-за отсутствия работы;
  • помощь в освоение новых профессий и профессиональной переподготовки;
  • прохождение бесплатного медицинского освидетельствования (для возможности пройти необходимый курс обучения либо переподготовки).

При всей оказываемой помощи государства самым главным в трудоустройстве является искреннее желание самого безработного получить работу.

Источник: http://Vse-o-Trude.ru/prava-i-obyazannosti-grazhdan-imeyushhix-oficialnyj-status-bezrabotnyx/

Кто может получить статус безработного. Права и обязанности данной категории граждан

В последнее время, на территории РФ появилась неприятная тенденция. Она заключается в сокращении численности сотрудников на многих предприятиях.

По этой причине, многих интересует один вопрос – кто может стать на учет в центр занятости?

Какие гарантии предоставляет центр занятости? Какими законами регулируется вопрос о статусе безработного?

Рассмотрим эти вопросы подробней.

Законодательное регулирование

Под определением “безработный” подразумевается гражданин РФ, который по каким-либо независящим от него причинам утратил свою работу.

https://www.youtube.com/watch?v=jyA0VbRrQzw

Если говорить простыми словами – то все просто, утратил работу, обратился в центр занятости и стал на учет по безработице.

Если говорить о законодательных актах, регулирующих этот вопрос, то они следующие:

  • Постановление Правительства РФ, которое гарантирует получение социальной помощи безработным гражданам;
  • Трудовой Кодекс, в котором четко закреплены понятия безработного и официально неработающего гражданина;
  • Федеральный закон РФ “О занятости населения”.

В этом законодательстве четко указано что безработный, который стал на учет в территориальный центр занятости, имеет право на получение пособия и другие льготы.

Кто может быть признан безработным, а кто нет

По сути, безработным может быть признан любой гражданин РФ, у которого отсутствует ежемесячный доход.

Отсутствие заработка – что под ним подразумевается? Как показывает практика, под этим понимается отсутствие заработной платы, выходного пособия, и сохранения средней зарплаты по причине увольнения с предприятия по факту его ликвидации либо же сокращения численности.

Безработным может быть признан любой гражданин РФ, который в течение 10 календарных дней с момента постановки на учет в центр занятости населения не смог отыскать для себя официального места работы. По истечении 10 дней – безработному присваивается этот статус с первого дня постановки на учет.

Но при этом есть некоторые нюансы. Не все могут быть признаны безработными. В частности речь идет о таких гражданах:

  • наличие возраста меньше 16 лет;
  • достижение пенсионного возраста при установлении факта получения пенсионных выплат;
  • на протяжении первых 10 дней отказался больше 2 раз от предоставленных сотрудниками центра занятости свободных вакансий, которые подходят по его специальности/должности. В том числе здесь речь идет и о временной работе, но по его специальности;
  • обратились в центр занятости до момента своего оформления на первую работу и при этом больше 2 раз отказались от курсов профессиональной подготовки, которые необходимо было пройти для повышения своей квалификации, и как следствие, моментального трудоустройства;
  • не явились в указанный срок после постановки на учет в центр занятости для “отметки” по причинам, которые не считаются уважительными и им был поставлен прогул. Здесь нужно понимать, что поход в оговоренные сроки в центр занятости это тоже работа, которую прогуливать нельзя;
  • не явились в указанный сотрудниками центром занятости населения срок для постановки на учет в качестве безработного;
  • предъявил ложные документы либо же банально этот перечень признан не полным;
  • граждан признали таковыми, как получающими доход от осуществления трудовой деятельности (например, он работает по договору и это стало известно сотрудникам центра занятости).

Льготы и гарантии от государства

Пособие

Согласно действующему законодательству, безработный, который стал на учет в центр занятости населения по причине ликвидации либо же сокращении штата сотрудников, то ему будет начислено пособие в размере:

  • первые 3 месяца – 75% от средней заработной платы безработного;
  • следующие 4 месяца – 60% от средней зарплаты;
  • последние 5 месяцев – 45%.

Стоит обратить внимание, что минимальная сумма пособия по безработице составляет 850 рублей.

Но при этом, сума может быть увеличена исключительно от региона проживания конкретного человека путем умножения минимального пособия на районный коэффициент, который в каждом регионе сугубо индивидуален. Наибольший коэффициент в регионе Крайнего Севера.

Бесплатное обучение

Каждый безработный человек в нашей стране, имеет право при постановке на учет в центр занятости населения воспользоваться возможностью и бесплатно пройти обучение по определенной специальности.

Если говорить о преимуществах такого обучения, то они заключаются в следующем:

  • полученная специальность будет востребованная, поэтому трудоустройство гарантировано;
  • бесплатное обучение – за все платит государство;
  • возможность обрести новую профессию;
  • возможность получить стипендию при успешности в обучении.

Но при этом не стоит думать, что специальность получается за просто так. По полученной профессии сотрудники центра занятости выдают безработному направление на трудоустройство. Отказаться от этого невозможно.

Бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу

Граждане, которые стоят на учете в центре занятости населения имеют полное право при выдаче направления на работу от сотрудников центра пройти бесплатный медосмотр в одной из государственных клиник, которая расположена по месту его проживания.

Этот вопрос регулируется законодательством РФ.

Поиск подходящей работы

Центр занятости обязан в случае появления свободной вакансии по специальности безработного уведомлять об этом соответствующее лицо и при его желании предоставлять направление на предварительное собеседование.

В том случае, если безработный отказывает от предоставленной ему вакансии, об этом делается соответствующая запись, и при повторном отказе будет подписан соответствующий приказ о снятии его с учета.

Другая помощь

Сотрудники центра занятости населения обязаны:

  • проводить различные мероприятия, которые способствуют скорейшему трудоустройству безработными;
  • консультировать их по различным вопросам в области поиска работы;
  • выдавать справки, которые подтверждают статус безработного для получения различных льгот в другой социальной сфере.

Обязанности безработного гражданина

Каждый гражданин РФ, который состоят на учете в центре занятости населения, обязан:

  • приходить на отметку в центр занятости в установленный ему срок без опозданий;
  • в случае неявки в указанный срок предъявлять подтверждающие документы тех причин, по которым он не явился;
  • совершать самостоятельный поиск соответствующего места работы;
  • посещать различные мероприятия по требованию сотрудников центра занятости для скорейшего поиска работы;
  • в случае самостоятельного трудоустройства уведомлять об этом сотрудников центра занятости;
  • проходить собеседования по направлению от центра занятости.

В том случае, если безработный нарушает правила состояния на учете в центре занятости населения и не является на отметку без уважительной причины, отказывается от собеседования, сотрудниками центра может быть принято решение о незамедлительном снятии с учета такого безработного и, как следствие, полной остановки выплаты пособия по безработице.

О помощи безработным гражданам от государства рассказано в следующем видеоматериале:

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://posobie-help.ru/fss/bezrabotnym/pravovoj-status.html

Права и обязанности безработного

Права и обязанности безработного

Сохрани ссылку на реферат в одной из сетей:

Права и обязанности безработного

С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности.

Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными, которые условно можно подразделить на две группы:

– правомочия, направленные на реализацию права на труд;

– правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости.

В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта).

Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного.11 Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 2006 с. 88

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

право на получение подходящей работы;

право на выбор места работы, в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской;

право на бесплатные консультационные услуги, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

право на участие в общественных оплачиваемых работах;

Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:

пособие по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

стипендия на период обучения по направлению службы занятости;

материальная помощь безработным и членам из семей;

назначение досрочной пенсии безработным;

организация отдыха и лечения детей безработных граждан;

возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

К этой группе как и к предыдущей можно отнести общественные работы, потому как они являются не только возможностью осуществить право на труд, но и направлены на поддержку безработного.11 Занятость и безработица в Московской области. Под ред. кандидата экономических наук Н.П. Пашина. М. 2003 с. 208

Но у безработных, помимо правомочий, существует ряд обязанностей.

Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин обязан сообщить определенные сведения о себе и своей семье.

На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработными назначении ему пособия по безработице.

Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, безработный должен регулярно, не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости; заранее сообщать о длительном отсутствии по месту регистрации в качестве безработного, явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу) и на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; безработный должен соглашаться на предложение подходящей работы, информировать органы по вопросам занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости.

Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту. К числу таких специфических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания – лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

В соответствии со ст. 11 Закона о занятости граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Закон РФ «О занятости населения в РФ» не содержит конкретных положений,

закрепляющих обязанности, возлагаемые на безработного гражданина в период

поиска им подходящей работы. Но анализ текста закона дает возможность назвать

следующие обязанности гражданина , имеющего статус безработного:

§ сообщать органам службы занятости о трудоустройстве или ином виде

занятости;

§ перерегистрироваться в службе занятости при соблюдении условий и

установленных сроков, но не реже двух раз в месяц;

§ явиться своевременно в течении трех дней со дня направления органами

службы занятости на переговоры с работодателем;

§ явиться в органы службы занятости для получения направления на

работу или учебу.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей без уважительных

причин влечет в одних случаях – прекращение выплаты пособия по безработице ;

в других – может повлечь приостановку выплаты пособия по безработице,

сокращение размера выплачиваемого пособия.

Источник: http://works.doklad.ru/view/EmIoQlmoCEI.html

Лекция №20. Безработные граждане. Понятие, правила регистрации, признание гражданина безработным

Лекция №20. Безработные граждане. Понятие, правила регистрации, признание гражданина безработным

Согласно ст.3 закона «О занятости» безработным признаётся гражданин при наличии следующих условий:

  1. трудоспособность по состоянию здоровья и возрасту, т.е. гражданин достиг 16 лет  и не получает пенсии по старости или за выслугу лет;
  2. отсутствие работы и заработка, при этом не учитывается оплата за время выполнения общественных работ по направлению службы занятости, для уволенных по п.1, 2 ст.81 ТК;
  3. готовность приступить к работе;
  4.  регистрация в целях поиска подходящей работы в государственной службе занятости по месту жительства, а для беженцев и вынужденных переселенцев – по месту пребывания;
  5. отсутствие возможности трудоустройства в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы. В течение 10 дней служба занятости обязана по возможности предложить гражданину два варианта подходящей работы, а если нельзя подобрать подходящую работу или когда у гражданина нет необходимой квалификации – два варианта профессиональной подготовки, при этом одно и то же место работы, обучения не может быть предложено дважды.

Определение подходящей работы дано в ст.4 закона «О занятости», применительно к отдельным категориям безработных. По общему правилу, подходящей считается работа, учитывающая 4 условия:

  • профессиональная пригодность работника. Если у работника несколько профессий, то поиск работы производится по каждой из них, при этом предпочтение отдаётся той профессии, по которой он работал перед обращением в службу занятости, учитываются состояние рынка труда и пожелания гражданина;
  • условия последнего места работы, учитывается состояние охраны труда и заработок. Предлагаемый заработок не может быть ниже среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, а если этот заработок выше прожиточного минимума в регионе для трудоспособного населения, то не ниже прожиточного минимума;
  • состояние здоровья: возраст, физические недостатки, хронические заболевания. Для инвалидов подходящая работа – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, медицинскими рекомендациями;
  • Транспортная доступность нового рабочего места, т.е. максимальная удалённость от места жительства безработного определяется службою занятости.

Для отдельных категорий безработных эти требования понижаются:

Для тех, кто впервые ищут работу, не имел профессии, специальности, кто уволен более 1 раза в течение 1 года за виновные действия, для прекративших предпринимательскую деятельность, для стремящихся возобновить трудовую деятельность после более года перерыва, кто не работал более трёх лет, кто обратился после сезонных работ. Для них любая оплачиваемая работа считается подходяще, которую они могут выполнять с учётом возраста, состояния здоровья и других особенностей.

В любом случае подходящею не может считаться работа, если она связана с переменою места жительства, без согласия гражданина; условия труда не отвечают требованиям охраны труда; предлагаемый заработок ниже заработной платы на прежней работе, ниже прожиточного минимума; одна и та же работа предложена дважды и если рабочее место транспортно недоступно. Отказ от такой работы не влечет для безработного неблагоприятных последствий. При возникновении спорных вопросов они разрешаются в суде или в вышестоящей организации. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней со дня предъявления   необходимых документов,  т.е. со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Если подходящей работы нет и в ближайшее время не предвидеться, то гражданин регистрируется  в качестве безработного до истечения 10 дней (т.е.

даже в день обращения).

С этого момента начинается отсчет первого периода безработицы, в течении которого граждане будут получать пособие по безработице в течение 6 или 12 мес.

Для  признания гражданина безработным не имеет значения:

  • Причина увольнения с места работы, службы  (даже если работник был уволен по п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК).
  • Сколько времени прошло со дня увольнения по день обращения в службу занятости.

Безработным не может быть признан гражданин:

  • Не достигший 16 лет
  • Которому назначена пенсия по старости или за выслугу лет
  • Отказался в течении 10 дней со дня регистрации в службе от 2 вариантов подходящей работы или 2 вариантов профессиональной  подготовки.
  • Не явился без уважительной причины в течении 10 дней со дня регистрации для предложения подходящей работы, а также не явился в срок для регистрации в качестве безработного.
  • Осуждён по решению суда к исправительным работам или к лишению свободы.
  • Предоставил документы, содержащие заведомо ложные сведения.
  • Считающийся занятым.

Отказ в регистрации не лишает гражданина  права на повторное обращение в службу занятости через месяц со дня отказа.

Регистрация безработных осуществляется органами службы занятости в соответствии с порядком, утвержденным правительством РФ №778 от 9 июля 1999 г в следующей последовательности:

  1. Первичная регистрация без документов с целью учета.
  2. Регистрируется в целях поиска подходящей работы.

    Для нее необходимы следующие документы:

  • Паспорт
  • Документ, подтверждающий трудовой стаж
  • Справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы
  • Документы о профессиональной квалификации
  • Инвалиды представляют индивидуальную программу реабилитации.
  • Граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья соответствующие—справки
  1. регистрация граждан в качестве безработного (необходимы те же  документы)
  2. перерегистрация  безработных осуществляется в сроки, устанавливаемые службой занятости, но не реже 2 раз в месяц. При перерегистрации необходимо предъявить те же  документы.

Основания для снятия безработного с учета те же, что и для отказа в регистрации (кроме осуждения его к исправительным работам). Кроме того осуждение снятие с учета происходит при переезде безработного в другую местность, не явки без уважительной причины в течении 1 месяца, смерть безработного. Если вы безработный то можете начать выполнение дипломных работ на заказ.

При снятии с учета служба занятости дает гражданину справку о сроке, в течении которого он числился безработным. При некоторых условиях (ст. 110. 113 закона «О трудовых пенсиях») он включается в трудовой стаж.

Обязанности  безработного сводятся к следующему:

  1. соблюдать условия регистрации и перерегистрации.
  2. Являться на регистрацию и перегистрацию в трезвом состоянии.
  3. Являться на переговоры с работодателем в течении 3 дней с момента получения направления от службы занятости.
  4. Представлять достоверные сведения и документы
  5. Информировать службу занятости о своем трудоустройстве.
  6. Активной содействовать в трудоустройстве (самостоятельно искать работу, не отказываться от предложений).
  7. Добросовестно учиться по направлению службы занятости.

Невыполнение этих условий влечет ответственность: уголовную (за мошенничество), гражданско-правовую.

Кроме того это влечет приостановление выплаты пособия на срок до 3 месяцев, снижение его размеров на 25 % на срок до 1 месяца и лишения статуса безработного.

трудовое право

Источник: http://univer64.ru/bezrabotnyie-grazhdane-ponyatie-pravila-registratsii-priznanie-grazhdanina-bezrabotnyim.html

Закон о безработных

Несмотря на то, что в настоящее время уровень безработицы в России значительно снизился, вопрос отсутствия трудовой деятельности у граждан РФ остаётся довольно острым.

Согласно официальной статистике, процент безработных на август 2017 года составляет 5,1% от общего числа трудоспособного населения.

Для обеспечения безработных жителей России рабочими местами и урегулирования проблемы злонамеренного тунеядства разработан и принят соответствующий закон.

Описание закона о занятости населения в РФ

Закон РФ «О занятости населения Российской Федерации» N 1032-1 вступил в силу 19 апреля 1991 года.

Рассматриваемый закон регламентирует организаторскую деятельность по обеспечению занятости граждан РФ, участие правовых и руководящих органов в упразднении безработицы, как явления.

Действительный закон о безработных и занятых трудовой деятельностью граждан состоит из 6 действующих глав, 1 главы, утратившей силу и 37 статей. Структура данного нормативного акта выглядит следующим образом:

  • Глава 1 (статьи 1-7.2) – определяет основные положения закона;
  • Глава 2 (статьи 8-11) – освещает юридические права и обязанности российских граждан в сфере трудовой занятости;
  • Глава 3 (статьи 12-13) – устанавливает государственные гарантии в области предоставления рабочих мест безработным;
  • Глава 4 (статьи 14-24) – описание организационного регламента занятости населения Российской Федерации, мер, принимаемых в отношении безработных граждан;
  • Глава 5 (статьи 25-26) – определяет меру участия работодателей в обеспечении безработных трудовой занятостью;
  • Глава 6 (статьи 27-36) – постановляет нормативы по обеспечению безработных граждан пособиями по безработице, страхованию на случай лишения работы, и прочие социально-экономические компенсации;
  • Глава 7 – утратила силу по постановлению Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ с 1 января 2007 года.

Как и другие Федеральные законы, действительный нормативный акт регулярно претерпевает ряд актуализирующих его поправок. Последний раз существенные изменения в действительный закон вносились 29 июля 2017 года.

Кто считается безработным?

Согласно нормативам рассматриваемого закона, безработными считаются граждане, способные к труду, но на данный момент не привлечённые к трудовой деятельности. Безработные нацелены на поиск постоянной работы, и с этой целью регистрируются на государственных биржах труда (ст. 7, п.1).

Для официального признания гражданина безработным, находящимся в поиске, данному лицу надлежит явится на биржу труда по месту жительства.

Если соискатель ранее не трудился, в качестве необходимой документации ему необходимо предъявить паспорт и диплом (аттестат) о полученном образовании.

Если у безработного на данный момент гражданина имеется определённый стаж и квалификация, к уже перечисленным документам прилагается трудовая книжка, справки о предыдущем среднем заработке и документация, подтверждающая квалификацию.

К безработным не могут быть отнесены следующие категории граждан:

  • Лица младше 16 лет;
  • Пенсионеры по возрасту, инвалидности и обладатели страховой пенсии;
  • Отказавшиеся от двух предлагаемых вариантов трудовой занятости, предложенных биржей труда в течение 10 дней с момента регистрации;
  • Не пришедшие в биржу труда на собеседование на тему предлагаемых рабочих мест в течение 10 дней с момента поступления предложения, если причина неявки не является уважительной;
  • Отбывающие срок в исправительных учреждениях или приговорённые к ряду исправительных работ;
  • Предоставившие неточные или заведомо ложные данные о себе.

Граждане, которым было отказано в предоставлении статуса безработных, вправе обратиться повторно в государственные службы занятости через 30 дней после получения официального отказа.

Последние изменения в законе 1032-1

Для того чтобы положения закона оставались актуальными в стремительно меняющейся социально-экономической обстановке, в них регулярно вносятся поправки. В текст закона «О занятости населения Российской Федерации» N 1032-1 поправки в последний раз вносились 29 июля 2017 года.

Ознакомьтесь  ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”

Изменяющим документом стал Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 20 июля и одобренный Советом Федерации 25 июля того же года.

Согласно поправкам, внесенным в пункт 1 статьи 29 действительного закона, стипендия в период получения образования в числе прочих выплачивается лицам, уволенным с военной призывной службы, если данное увольнение состоялось не ранее, чем за год до начала обучения.

Также в статье 29 появился пункт 1.1, гласящий, что данной категории граждан также полагается пособие по безработице, если на тот момент дополнительного образования они не получают.

Налог на безработных в России

На текущий момент налога на тунеядство в Российской Федерации не существует. Однако вице-премьер РФ О.

Голодец сообщает, что соответствующий проект выносится на рассмотрение Совета Федерации.

Данный проект закона разрабатывается Министерством труда России, учитывая опыт Республики Беларусь, в которой предлагаемый тип налогообложения уже введён.

Минтруд руководствуются тем, что официально безработные граждане по факту трудоустроены, но не платят налогов и не отчисляют средства в пенсионный фонд. При этом указанные лица пользуются благами инфраструктуры страны.

Если законопроект будет одобрен в третьем чтении, и соответствующий закон вступит в силу, то, согласно его нормативам, к выплатам налога за тунеядство призовут официально неработающих граждан, пользующихся бесплатными медицинскими и прочими государственными услугами. После вступления данного закона в силу, от выплаты рассматриваемых налогов будут освобождены только безработные, зарегистрированные в официальных биржах по трудоустройству.

Пособия для неработающих граждан

Действительным Федеральным законом предусматриваются социальная и материальная поддержка безработных граждан. Согласно нормативам, изложенным в статье 28 рассматриваемого нормативного акта, безработным гражданам предлагаются следующие варианты государственной поддержки:

  • Пособие по безработице;
  • Стипендии во время получения профессионального образования;
  • Оплачиваемые общественные работы.

Согласно закону о выплате пособия по безработице, рассматриваемый тип соцподдержки предусмотрен для официально зарегистрированных безработных граждан в течение года и 6 месяцев после потери предыдущего рабочего места. При этом период, отработанный данным лицом, не должен быть менее 26-недельного срока с учётом полнодневного рабочего графика. В таких случаях пособие по безработице в течение следующих 12 месяцев начисляется:

  • Первые 3 месяца – в размере 75% от предыдущей заработной платы;
  • В последующие 4 месяца – 60%;
  • В остальной период – 45%.

На второй год после увольнения гражданин может рассчитывать на выплаты минимального пособия. Для оформления пособия по безработице необходимо зарегистрироваться в центре занятости населения (ЦЗН) по месту жительства.

Скачать текст ФЗ о занятости населения в Российской Федерации

В целях подробного ознакомления с положением безработных и работающих граждан Российской Федерации, а также для изучения собственных прав и обязанностей в сфере трудовой занятости, необходимо ознакомиться с регламентом соответствующего закона.

Актуальный текст Закона Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации» N 1032-1 с последними изменениями можно скачать по ссылке:

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 404-01-39 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 494-88-69 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (499) 404-01-39 — все регионы РФ.

Источник: https://210fz.ru/zakon-o-bezrabotnyx/

По закону
Добавить комментарий