Порядок действий при уточнении границ земельного участка

Как провести уточнение границ участка земли?

Порядок действий при уточнении границ земельного участка

Определение точного местоположения границ земельного надела помогает устранить многие юридические сложности при пользовании таким наделом или совершении сделки по его отчуждению.

Процедура уточнения имеет ряд особенностей, которые зависят от имеющихся документов и текущего статуса границ.

Процедура уточнения

Уточнение границ наделов земли является особым видом межевых работ, результатом которых является составленный кадастровым инженером межевой план надела, в котором указаны обновлённые границы.

Согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218, уточнение границ участков земли проводится в следующих случаях:

  • Границы участка не установлены;
  • В документах отсутствуют данные о ранее определённых границах;
  • Границы участка установлены с недостаточной точностью.

Первый случай относится к ситуации, когда на приобретённый надел земли отсутствует кадастровый документ с указанием границ надела.

Во втором случае кадастровый документ имеется, но необходимо уточнить границы из-за отсутствия межевого плана, так как кадастровый документ на участок можно получить в общих границах, определённых проектом межевания территории (особенно при предоставлении садового или дачного участка).

Необходимые документы

Перед проведением работ по уточнению границ нужно собрать следующие документы:

  • Свидетельство о праве пользования наделом;
  • Кадастровый документ (если имеется);
  • План застройки надела;
  • Копия проекта межевания территории;
  • Копия паспорта.

Проект межевания территории находится в местном органе исполнительной власти, который предоставил ранее землю для застройки или развития. Если земля была предоставлена садовому или дачному товариществу, то копию проекта межевания можно получить в правлении СНТ.

Необходимо знать, что проводить работы по уточнению и переопределению границ имеют право следующие лица:

Данные лица должны иметь документы, подтверждающее право пользования наделом.

Следует знать, что в соответствии с ч.2 п. 1 ст. 29.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» № 221, кадастровый инженер может отказаться от проведения межевых работ, если заказчиком был представлен неполный пакет документов, или в документах имелись недостоверные сведения.

Порядок действий

Если отсутствует кадастровый паспорт на земельный надел и межевой план, то порядок действий по уточнению границ надела следующий:

  • Сбор нужных сведений и подготовка документов;
  • Выбор геодезической компании;
  • Первичный осмотр участка кадастровым работником;
  • Заключение договора с выбранной компанией;
  • Осуществление межевых работ на участке;
  • Анализ собранных данных;
  • Согласование предварительной карты участка;
  • Составление окончательного межевого плана;
  • Регистрация межевого плана в кадастровой палате.

При выборе геодезической компании необходимо обратить внимание на наличие соответствующей лицензии, а также на репутацию фирмы. Кадастровый работник фирмы обязательно должен состоять в федеральном списке кадастровых инженеров, представленном на сайте Росреестра.

Сначала работник фирмы производит осмотр участка и изучает предоставленные документы, после чего заказчик и представитель фирмы обсуждают цену и заключают договор, а также подписывают акт о проведении кадастровых работ.

Далее кадастровый инженер выезжает на участок с необходимыми инструментами для проведения измерений, работы на участке могут продлиться до двух недель.

Кадастровый инженер осуществляет на участке следующие действия:

  • Осмотр естественных границ;
  • Первичный замер длин границ;
  • Фотографирование территории;
  • Осмотр почвы;
  • Установка контрольных точек (колышков);
  • Измерение высоты холмов и/или глубины низин;
  • Уточняющий замер.

После проведённых измерений и проведения ряда необходимых вычислений, кадастровый инженер предоставляет предварительную карту участка заказчику работ для согласования. Также необходимо согласовать вновь определённые границы с заинтересованными лицами – сособственниками надела заказчика и соседними землепользователями.

При отсутствии претензий заинтересованных лиц кадастровый инженер составляет итоговый межевой план участка, который состоит, согласно ч. 5 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», из двух частей:

В графической части приводится изображение плана участка с указанием новых границ и мест прохода/проезда через участок при публичном сервитуте.

Заинтересованные лица должны подписать акт согласования границ надела земли, который располагается на обороте графической части итогового межевого плана.

После этого согласованный межевой план передаётся в государственный кадастр недвижимости для рассмотрения и окончательного утверждения, в процессе которого члены комиссии по рассмотрению могут делать запросы в архивы и проверять подлинность документов.

В случае выявления нарушений кадастровый орган отказывает в согласовании итогового межевого плана с указанием причины.

Причинами могут быть:

  • Недостоверно указанные данные;
  • Неполный пакет документов;
  • Обнаружение ошибок в расчётах кадастрового инженера;
  • Обнаружение факта наложения границ;
  • Недопустимое приближение границ к красным линиям территории;
  • Нарушение публичного сервитута.

В случае успешного согласования заказчик получает межевой план с точно определёнными границами, на основании которого может оформить кадастровый паспорт на земельный надел в будущем.

Важно помнить, что если сведения о площади земельного надела занесены в ЕГРН, то уточнённая площадь не может быть меньше указанной в ЕГРН более, чем на 10%, согласно п. 3 ст. 42.

8 Федерального закона «О кадастровой деятельности» № 221.

Также площадь надела с уточнёнными границами не может превышать предельно установленные размеры для земель данного вида или 10%, если такие пределы не установлены.

Особенности процедуры при наличии кадастрового паспорта

В кадастровом паспорте содержится схематическое изображение участка с указанием основных граничных точек.

Наличие данного документа вносит ряд упрощающих изменений в процедуру уточнения границ надела земли:

  • Уменьшение необходимого пакета документов;
  • Уменьшение количества межевых работ;
  • Наличие дополнительного аргумента при споре с соседями;
  • Упрощённое согласование итогового межевого плана в кадастровой палате.

Межевые работы по уточнению границ непосредственно на участке занимают несколько дней из-за отсутствия необходимости проводить множество предварительных измерений для определения первичных границ. Уточнение стандартных прямоугольных садовых участков при отсутствии разногласий занимает один рабочий день.

Также следует понимать, что если соседние землепользователи заказали межевые работы, то при возникновении спора преимущество будет на той стороне, у которой будет в наличии кадастровый документ со схематичным изображением границ. Если он имеется у обеих сторон спора, то тогда вопрос решает суд.

В конечном этапе уточнения границ, при согласовании их в кадастровом органе, такое согласование происходит значительно быстрее, чем при отсутствии кадастрового документа, и уменьшается вероятность отказа в согласовании.

Как составить исковое заявление об уточнении

Если в процессе уточнения границ межевой план надела не был утверждён в кадастровой палате, или часть надела земли землепользователя была незаконно захвачена соседями, то такой спор решается в судебном порядке.

Структура заявления

Исковое заявление в суд имеет определённую структуру, состоящую из трёх частей:

  • Вступительной;
  • Мотивировочной;
  • Просительной.

Во вступительной части происходит описание ситуации, из-за которой возник спор, с указанием подтверждающих данных.

В мотивировочной части происходит перечисление законов и подзаконных актов, применимых к изложенной истцом ситуации в юридической практике, а также каким именно образом они могут быть применены, по мнению истца (или его адвоката).

В просительной части истец просит суд решить ситуацию в его пользу на основании изложенных в мотивировочной части заявления законов и перечисленных обстоятельств.

заявления и документы

В заявлении должно быть указаны следующие пункты:

Данные (ФИО) заявителя и ответчика;

  • Площадь участка;
  • Кадастровый номер;
  • Категория земли;
  • Вид разрешённого использования;
  • Номер свидетельства регистрации собственности.

Например, в пунктах для категории и вида использования земли следует писать: «Земли поселений, для индивидуального жилищного строительства», или «Сельскохозяйственные земли, для садоводства».

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Копия паспорта заявителя;
  • Квитанция об оплате госпошлины;
  • Правоподтверждающие документы;
  • Правоустанавливающие документы;
  • Копия кадастрового документа;
  • Технически паспорт на строения;
  • Межевой план.

Если спор возник на стадии составления межевого плана, то вместо него прилагается заключение кадастрового инженера об определённых им границах участка при межевых работах по уточнению.

Правоподтверждающими документами могут являться документы, на основании которых землепользователь осуществляет эксплуатацию земельного надела и имеет право уточнять границы, ими могут быть документ о праве собственности, договор аренды, свидетельство о праве бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Необходимо понимать, что каждый земельный спор по уточнению имеет свои особенности, и для составления заявления в суд лучше обратиться к квалифицированным юристам, так как неверно составленное заявление может привести к неверному решению суда или не будет принято изначально.

Итак, для уточнения границ земельного надела необходимо собрать пакет документов и обратиться в межевую организацию.

Наличие кадастрового паспорта упростит процедуру, а грамотный выбор фирмы-подрядчика и своевременное оповещение заинтересованных лиц о предстоящей процедуре поможет избежать судебных разбирательств.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/granicy/izmenenije/utochnenie-granic-uchastka-kak-provesti.html

Как изменить и уточнить границы земельного участка, если он на учёте

Как изменить и уточнить границы земельного участка, если он на учёте

Уточнение границ участка представляет собой процедуру, целью которой ставится отображение фактически изменившихся границ земельного надела без изменения его площади. Такое изменение может произойти по причине переноса участка без изменения его формы или изменения расположения узловых точек границ, если площадь его не изменилась.

В том же случае, если вследствие переноса границ площадь участка изменилась, необходимо будет выполнить процедуру изменения границ, во время которой будут не только установлены новые границы, но и определен факт наличия нарушений законодательства относительно увеличения или уменьшения площади (чтобы не были превышены предельные значения).

Перечень нужных документов

Уточнение или изменение границ происходит в том случае, если по каким-то причинам изменилось территориальное расположение участка, форма его границ или площадь. Поэтому для юридического подтверждения необходимости проведения таких работ следует подготовить:

  • Правоустанавливающие документы на участок, в которых будет зафиксирована информация о конкретной площади участка;
  • Межевой план и акт о выносе границ в натуру. На эти документы возложена обязанность не только подтвердить установленную ранее площадь участка, но и отобразить предыдущее расположение границ и узловых точек;
  • Кадастровые документы (копия кадастрового плана с отметкой о расположении участка относительно общего массива земель).

Данные документы прикладываются к заявлению о проведении изменений данных, указанных в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

На основании этого заявления специалист Росреестра принимает решение о возможности внесения соответствующих изменений и направляет заявителю извещение о необходимости проведения геодезических работ, направленных на вынос на землю в фактическом отображении новых границ участка с составлением соответствующего акта, на основании которого в реестрах будет уточнена содержащаяся информация.

Заявление 

Заявление подается в Росреестр заявителем в том случае, если границы или площадь участка были изменены. В тексте данного документа должны быть отражены следующие сведения:

  • Наименование того территориального органа, куда направляется заявление (указывается территориальное подразделение по месту нахождения участка, а не по месту регистрации собственника);
  • Данные о заявителе (независимо от того, заявляет об изменении границ собственник или его представитель; в последнем случае необходимо будет указать номер и дату выдачи доверенности, а также объем полномочий по ней, на основании которой действует представитель);
  • Сведения об участке, в отношении которого должна быть изменена информация в реестре (адрес, площадь, кадастровый номер, наличие построек на участке и их принадлежность к жилому и нежилому фондам, сведения о собственнике (дублируются, если заявитель и собственник – одно лицо));
  • Информация о том, по каким причинам и каким образом произошло изменение границ участка и почему требуется уточнение этих сведений в ЕГРН;
  • Перечень приложений к заявлению (с указанием количества листов, которое занимает каждое приложение);
  • Сведения о выданной справке о принятии заявления.

По итогам принятия данного документа с его приложениями специалист Росреестра изучает все предоставленные материалы (на это ему дается от десяти до тридцати дней) и направляет заявителю уведомление о необходимости проведения фактических работ по установлению новых границ или новой площади земельного участка.

Порядок действий

По итогам получения уведомления о необходимости установления новых границ или фиксации изменения площади участка, собственник или его представитель должен предпринять следующие действия:

  • Найти организацию, имеющую аккредитацию на проведение геодезических, топографических и кадастровых работ (или самостоятельно действующего инженера, имеющего лицензию на осуществление таких работ);
  • Подписать с потенциальным исполнителем договор (подписывается на основании оставленной заявки о проведении работ по установлению границ, подкрепленной кадастровыми и межевыми документами);
  • Кадастровый инженер выезжает на местность и проводит комплекс мероприятий по уточнению границ участка и его площади по тем данным, которые ему были предоставлены, с учетом последних изменений в конфигурации земельного участка;
  • По итогам проведенных работ составляется акт об уточнении границ (или их изменении) с приложенным к нему планом участка (на этом плане не только отображается изменение границ, но также и фиксируется прежнее их положение. Это необходимо для того, чтобы специалист Росреестра, который будет заниматься обработкой полученных документов, мог проследить фактическое изменение границ и причину, повлекшую такое изменение);
  • Полученные документы заказчик процедуры на бумажных носителях передает в Росреестр в качестве еще одного документа, сопровождающего заявление об уточнении границ. Эти же документы, но в электронном виде, кадастровый инженер передает в Росреестр для подтверждения подлинности выданных бумажных носителей.

Обращение в суд 

Решение данного вопроса путем привлечения к рассмотрению судебных органов может потребоваться в двух случаях:

  • Если была установлена кадастровая ошибка, но совершившая ее организация отказывается от добровольного исправления. Исковое заявление в этом случае подается против такой организации. Так как исправление ошибки должно быть осуществлено силами той же организации, что ее допустила, против нее может быть подано сразу два заявления: об устранении ошибки и о проведении работ по уточнению или изменению границ участка;
  • Если имеется спор между собственниками соседних участков о меже. Вопрос о фактическом расположении межи и, соответственно, об уточнении границ участка будет поставлен в рамках искового заявления.

искового заявления в обоих случаях будет сходным, так как ключевым требованием является уточнение (или изменение) существующих границ земельного участка. В таком заявлении необходимо будет указать:

  • Наименование судебного органа, куда направляется заявление;
  • Данные об истце и ответчике (адреса, паспортные данные);
  • Сведения по существу дела (обязательно необходимо указать информацию об участке и спорных территориях, когда возник спор и при каких обстоятельствах);
  • Данные о проведенных досудебных мероприятиях для разрешения существующего конфликта;
  • Непосредственно исковые требования и их подробная формулировка;
  • Перечень приложений к иску (с указанием количества листов, которое занимает каждое приложение в отдельности).

Подаче искового заявления должна обязательно предшествовать процедура досудебной попытки урегулирования, так как данные о такой попытке обязательно должны быть указаны в тексте искового заявления. В противном случае суд может отказать в принятии иска, так как не были исчерпаны все методы досудебного урегулирования имеющегося спора.

Если есть кадастровый паспорт…

Уточнение и изменение границ, если на участок уже есть кадастровый паспорт, происходит путем не просто внесения изменений в ЕГРН на основании проведенного фактического установления новых пределов участка.

Имеющиеся правоустанавливающие документы, в том числе и выписка из ЕГРН, в которой содержатся кадастровые сведения об участке, также должна быть заменена, так как сведения в ней теряют свою актуальность ввиду их обязательного изменения.

Если изменению или уточнению подвергаются границы участка, которому присвоен кадастровый (теперь реестровый в ЕГРН) номер, необходимо не просто изменить данные о нем, но и получить свежие документы (в том числе, и правоустанавливающие, так как площадь может измениться).

Изменение или уточнение границ земельного участка – процедура, призванная не только отобразить в фактическом виде произошедшие трансформации участка, но и подготовить документальное подтверждение таких трансформаций для внесения изменений в ЕГРН. В том случае, если при проведении такой процедуры были допущены кадастровые ошибки или возникли споры о расположении границ, рассмотрение данного вопроса производится путем привлечения судебных органов.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/mezhevanie/granicy/izmenenie/izmenenie-i-utochnenie-granic-zemelnogo-uchastka.html

Процедура согласования границ земельного участка при межевании

Довольно часто землевладельцы сталкиваются с тем что им нужно уточнить границы собственного земельного участка.

И важным этапом по уточнению границ участка будет являться его согласования с соседями и иными заинтересованными в этом лицами.

Важно соблюсти порядок всех действий ведь после оформления данной процедуры она будет документироваться и подшиваться в межевое дело. О том, как получить документы о проведенном согласовании вы узнаете из нашей статьи.

Что означает процедура согласования границ участка?

Согласование границ земельных участков (ЗУ) – это один из видов кадастровых работ, входящих в процедуру межевания.

И если ознакомиться со статьей 39 закона № 221-ФЗ, где говориться, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, которые на правах собственности владеют смежными ЗУ, если в процессе кадастровых изысканий было определено местоположение границ ЗУ, в отношении них выполнялись указанные работы, или установлено местоположение границ, соседствующих (прилегающих) участков, информация о которых внесена в Росреестр.

Из вышесказанного можно сделать вывод что согласование границ с прилегающими ЗУ необходимо если:

  1. Смежные участки внесены в Государственный кадастр недвижимости.
  2. Уточнены границы прилегающих ЗУ в процессе кадастровых работ.

консультация юриста по согласованию границ земельного участка:

Пошаговая инструкция согласования границ участка

Если вы убедились, что информации о границах вашего участка нет, то порядок действий будет одинаков независимо от того проводите ли вы согласование в процессе межевания, либо как отдельной правовой нормой.

Определением межевых линий вашего ЗУ, должен заниматься компетентное лицо, обычно это кадастровый инженер. Поэтому первым шагом будет обращение в геодезическую организацию или в территориальный орган кадастра и картографии, где вам предложат кандидатуру инженера.

У него вы сможете узнать все нюансы и детали процедуры согласования, и получите соответствующие рекомендации. Важно знать, что доверяя данную процедуру специалисту, итогом его работы должен быть подписанный акт согласования. Вам предпринимать какие-либо действия не нужно.

Рекомендуем перед началом согласования произвести предварительную беседу с соседями. В большинстве случаев соседи сами должны быть заинтересованы данной процедуре и не будут препятствовать проведению согласования границ.

Вторым шагом будет подача заявления в геодезическую организацию. После этого нужно поэтапно выполнить ряд действий:

  1. Обговариваете все нюансы и договариваетесь о проведении согласования на определенную дату.
  2. Подписываете договор на проведение работ, и вносите по нему авансовый платеж, либо всю сумму сразу.
  3. Собственников смежных участков оповещают о проведении согласования не менее чем за 30 дней до процедуры. Документом, свидетельствующим о том что соседи уведомлены, будет являться извещение выданное под подпись собственников смежных ЗУ.
  4. В извещения будет содержаться подробная информация о данной процедуре.
  5. В оговоренный день кадастровый инженер с уже готовым планом межевых линий, проводит встречу с владельцами соседних участков и подписывает акт согласования.
  6. Если необходимо, то проводиться индивидуальная беседа с каждым собственником.
  7. По окончанию процедуры, акт согласования подписывается и вкладывается в межевое дело.

Конечно все описанные выше действия, иногда бывает достаточно сложно выполнить, при наличии разногласий с соседями, поэтому понадобиться проявить смекалку и опыт убеждения. Поэтому если вы уверены, что спора с соседями не избежать, то лучше нанять юриста, который практикует земельные правоотношения.

Теперь более подробно рассмотрим некоторые пункты, указанные выше, первым делом обратите внимание на извещение, которое можно провести следующими способами:

  • личное вручение под роспись;
  • отправить заказным письмом с уведомлением о вручении Почтой России;
  • уведомить путем сообщения на электронную почту (e-mail);
  • дать информационное объявление в местную газету;

Публикация извещения в периодическую печать возможна если:

  • адрес местонахождения собственника смежного ЗУ не установить;
  • после отправки письма не получено уведомления о вручении;
  • если дачный участок граничит с 5 и более земельными участками.

Форма извещения регламентирована приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 года № 735, в него вносятся ФИО кадастрового инженера и данные организации, сведения о заказчике, и то где можно с предварительным планом проекта.

https://www.youtube.com/watch?v=mb9bKhwX8L4

Еще одним важным документом будет подписанный акт согласования, он является непосредственным результатом проведенных мероприятий. И после его подписания, дальнейшие земельный споры могут проходить только в зале суда.

Акт должен быть составлен кадастровым инженером, и он должен удостовериться что подписавшиеся под ним лица являются собственниками смежного ЗУ. Это очень важный документ и незначительные ошибки при составлении могут сделать его недействительным, и он может быть оспорен в суде.

В акте присутствую такие данные как площадь участка, кадастровый номер или обозначение ЗУ и сведения о лицах, поставивших в нем подпись. И должен иметься сопроводительный чертеж границ расположения вашего участка относительно соседних.

Нюансы законодательства при проведении согласования в процессе межевания участка

Что касается законодательных нюансов, то тут нужно постоянно держать руку на пульсе. Так как оно из года в год меняется, и меняются регламентируемые формы документов.

В этом году кадастровому инженеру необязательно возиться с бумажными копиями документов, и он имеет право предоставить акт в виде электронного документа, удостоверенного электронной подписью.

Также нужно внимательно относиться к землям федерального значения, которые состоят на особом контроле государства.

Важно строго соблюдать положения ст.40 №221-ФЗ, где указано что границы участка должны быть четко прорисованными и точно определять его форму и все поворотные точки.

Также иногда может потребоваться согласование границ ЗУ не только с соседями, но и с местными муниципальными органами.

В основном это относиться к землям, которые граничат с муниципальной собственностью. Поэтому повторимся еще раз что в этой сложной процедуре лучше прибегнуть к услугам юриста.

Чем в будущем тратить время на судебные тяжбы ведь они у вас отнимут время и деньги.

Когда согласование границ необязательно?

Есть определенные виды земель, для которых процедура согласования границ необязательна.

Вот их список:

  • земли, являющиеся лесными массивами;
  • земли, расположенные вблизи государственной границы РФ;
  • земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в пользовании коренных народов Дальнего востока, Севера и Сибири;
  • если границы были определены линейным объектом;
  • и иные виды земель прописанных в законодательстве РФ.

К процедуре описанной в статье необходимо отнестись с большой ответственностью, и контролировать работу кадастрового инженера, ведь именно от него зависит будут ли присутствовать ошибки или все пройдет гладко.

Источник: https://rukazakona.ru/jurisprudencija/zemelnoe-pravo/72-procedura-soglasovaniya-granic-zemelnogo-uchastka-pri-mezhevanii.html

Установление (уточнение) границ сформированных земельных участков

Достаточно часто на практике можно встретить земельные участки, формально поставленные на кадастровый учет, имеющие кадастровый номер и даже зарегистрированное в ЕГРП право собственности, но не имеющих определенных в установленном порядке границ.

Такая ситуация, как правило, относится к земельным участкам, предоставленным в 1990-е годы, когда в стране началось массовое предоставление земельных участков частным субъектам, но твердой законодательной и технической базы под данные процессы еще не было.

Особенно массово рассматриваемая ситуация была характерна для земель сельскохозяйственного назначения, когда на основании одного распоряжения администрации и невнятного чертежа к ней предоставлялись сотни гектар ценных сельскохозяйственных угодий.

Вместе с тем, участок не имеющих установленных надлежащим образом границ, не может считаться полноценным объектом недвижимости.

Во-первых, с 2018 года распоряжение такими участками без установления границ будет невозможно.

Во-вторых, даже без законодательного запрета участок без границ не может по определению являться юридически чистым товаром.

В-третьих, формально органы местного самоуправления могут предоставлять части таких «неопределенных участков» иным лицам. В этом случае надлежащий правообладатель будет вынужден защищать свои права на земельный участок (его части) в судебном порядке с непредсказуемым результатом.

Очевидно, что земельные участки должны иметь установленные границы и, если таких границ нет, они должны быть установлены.

При установлении (уточнении) границ земельных участков на практике возникают следующие основные вопросы:

– каким документом были первоначально установлены границы земельного участка, предоставленного правообладателю.

Данные документы должны позволять точно установить уточняемые границы земельного участка, которые подлежат отражению в подготавливаемом кадастровом инженером межевом плане.

Если таких документов нет либо они в недостаточной степени позволяют определить границы земельного участка, границами участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения (дороги, мосты и пр.), позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

– на каком праве принадлежит земельный участок правообладателю.

Как правило, земельный участок, границы которого требуют уточнению, принадлежит правообладателю на праве собственности либо праве постоянного бессрочного пользования.

Отсутствие документально подтвержденных прав на земельный участок может быть серьезным препятствием к уточнению его границ, поскольку лицо, уточняющее границы земельного участка, должно быть его правообладателем.

– не существует ли наложение уточненных границ землепользователя на границы иных участков.

Данный вопрос является самым проблематичным. Отсутствие публично установленных границ земельных участков может привести к тому, что части или даже весь участок может быть сформирован и предоставлен иному лицу.

Объяснение простое: сведения о неуточненных границах участка правообладателя отсутствуют в публичной кадастровой карте, документы о предоставлении участков правообладателю находятся в архивах или у самого правообладателя, в связи с чем об их содержании мало кому известно.

Наиболее оптимальным способом защиты права в рассматриваемой ситуации является иск правообладателя об установлении границ его земельного участка.

Для предъявления данного иска необходимо предварительное соблюдение досудебного порядка согласования межевого плана.

Правообладатель, обращаясь в суд, прикладывает к заявлению:

  • документы, подтверждающие права на земельный участок;
  • документы, подтверждающие границы земельного плана;
  • межевой план и доказательства попыток его досудебного согласования.

Неотъемлемой частью данного судебного спора будет являться проведение на основании определения суда кадастровых работ по определению границ земельного участка.

Решение суда, которым удовлетворяются требования об установлении границ, содержит необходимую информацию обо всех опорно-поворотных точках земельного участка и является основанием для внесения сведений о данных границах в кадастр недвижимости.

Основная ошибка, которую допускают землепользователи при обращении в суд в случае спора о границах земельного участка – это неправильный выбор способа защиты права.

Попытки оспаривать действия органов власти по утверждению схем расположения «конкурирующих» участков, снять эти участки с кадастрового учета и пр. – это неправильные меры, которые могут сильно затянуть восстановление нарушенных прав землепользователя.

Правовой центр «Два М» имеет уникальный опыт участия в спорах о границах земельных участков и предлагает следующие услуги:

  • правовую экспертизу оснований, порядка и проблемных аспектов процедуры установления (уточнения) границ земельного участка;
  • судебная защита прав землепользователей по искам об установлении границ и иным судебным спорам, связанным с установлением, уточнением либо изменением границ земельных участков;
  • судебная защита прав землепользователей против исков и иных действий лиц, считающих себя правообладателями земельных участков на основании ранее изданных распорядительных документов.

По всем вопросам, связанным с предоставлением услуг, просьба связываться по телефону: +7 495 989-47-25 или по e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: http://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/poryadok-obrazovaniya-zemelnyh-uchastkov/utochnenie-granic

По закону
Добавить комментарий