8(800)350-83-64

Право пользования землями лесного и водного фонда

Нюансы использования земель категории лесного и водного фондов

Право пользования землями лесного и водного фонда

Земли, относящиеся к лесному и водному фондам, являются отдельными категориями земель с определёнными правилами владения и пользования такими землями.

В лесных и водных наделах действует особый правовой режим, отличный от правового режима лесов или прудов, расположенных на земельных участках сельскохозяйственной или иной категории земли.

Особенности и классификация

Правила использования, воспроизводства и охранения земель, относящихся к лесному и водному фондам, регулируется Лесным и Водным кодексами РФ, иными нормативными законодательными актами лесного и водного законодательства, а также локальными актами местного самоуправления.

Земли лесного фонда

Все земли лесного фонда в РФ принадлежат государственным, региональным или муниципальным исполнительным органам власти и могут выдаваться юридическим или физическим лицам только в пользование без права продажи или покупки участков, относящихся к лесному фонду.

В лесной фонд входят:

  • Наделы, покрытые лесной растительностью;
  • Наделы, предназначенные для восстановления лесной растительности после вырубки или пожара;
  • Наделы, предназначенные для покрытия лесной растительностью в связи с государственными планами такого покрытия.

При этом вышеперечисленные наделы должны обязательно находиться на территории лесного фонда, то есть в такой фонд не входят:

  • Лесные насаждения на землях для обороны;
  • Леса в черте городских поселений;
  • Древесная растительность на сельскохозяйственных и других землях.

По целевому назначению земли лесного фонда подразделяются, в соответствии со ст. 10 ЛК РФ, на три категории:

  • Защитные леса;
  • Эксплуатационные леса;
  • Резервные леса.

Резервные леса не подлежат подобному использованию и включают в себя особо ценные насаждения или заповедные территории. Защитные леса призваны защищать от выветривания и расползания плодородные слои почвы.

Земли водного фонда

Водные территории не делят на участки, такие территории создаются в своих естественных или искусственно созданных границах (берегов), заключающих в себе акваторию — единицу водного пространства, согласно ст. 1 Водного кодекса РФ.

В земли водного фонда входят территории:

  • Покрытые поверхностными водами;
  • Занятые гидротехническими сооружениями различного назначения;
  • Граничащие с водными объектами.

Важно знать, что земли, граничащие с водными объектами, подлежат охране как земли водного фонда, поэтому земельные наделы для дачного или индивидуального строительства, расположенные достаточно близко к берегам рек и озёр (ближе 50 метров), невозможно приобрести в собственность, разрешена только долгосрочная аренда.

Основным целевым назначением земель водного фонда является обеспечение за счёт ресурсов водоёмов следующих нужд:

  • Бытовых;
  • Пищевых;
  • Промышленных;
  • Рыбохозяйственных;
  • Энергетических;
  • Транспортных.

К вышеперечисленным нуждам относятся разведение и охрана различных пород рыб, забор воды для пожарно-питьевого запаса, а также использования водных территорий для водного транспорта.

Все граждане РФ, согласно п. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ, вправе иметь свободный доступ к водным объектам и использовать их для своих нужд, не противоречащих принципам охраны природы.

Правила пользования землями лесного и водного фондов

Лесного фонда

Физическим и юридическим лицам предоставляется возможность пользования землями лесного фонда на следующих правовых основаниях:

  • Постоянное (бессрочное) пользование;
  • Безвозмездное срочное пользование;
  • Срочная аренда.

В бессрочное пользование земли из лесного фонда предоставляются только юридическим лицам, перечисленным в ст. 39.9 Земельного кодекса РФ. На правах срочной аренды (безвозмездной или платной) лесные наделы предоставляются как юридическим, так и физическим лицам.

В безвозмездную срочную аренду наделы лесного фонда предоставляются бюджетным организациям или коммерческим предприятиям, с которыми заключён договор о развитии некоторых территорий РФ (Дальний Восток, Север), а также физическим лицам, имеющим право на льготное безвозмездное предоставление земельных наделов.

Важно знать, что лесные участки из лесного фонда не подлежат продаже ни физическим, ни юридическим лицам, продажа может быть только лесных насаждений (древесины), произрастающих на таких участках.

Договор покупки таких лесных насаждений у владельца земли (администрации) не может быть составлен на срок более одного года, в соответствии с п. 5 ст. 75 Лесного кодекса РФ.

Арендная плата за предоставление земель лесного фонда рассчитывается, согласно ст. 73 ЛК РФ, исходя из цели использования леса:

  • При аренде с изъятием лесных ресурсов, арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу объёма и всего объёма изъятых ресурсов;
  • При аренде без изъятия лесных ресурсов арендная плата равна произведению коэффициента платы за единицу площади и площади арендуемого надела.

Коэффициент (ставка) платы определён в специальной Методике, утверждённой правительством РФ. Из данной методики видно, что дороже всего будет стоить аренда лесных насаждений, содержащих преимущественно дуб, ясень и клён.

Необходимо помнить, что получать в аренду можно только наделы лесных земель, прошедшие кадастровый учёт и зарегистрированные в кадастровой палате.

Водного фонда

Большинство водных объектов и территорий находятся в собственности государственной власти.

Исключением является пруд или заполненный водой овраг, расположенный внутри границ земельного надела, принадлежащего юридическому или физическому лицу. Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ, такой пруд будет принадлежать владельцу земельного участка, в границах которого данный пруд расположен целиком.

Согласно п. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ, объекты водных территорий могут быть предоставлены в водопользование для осуществления следующих целей:

  • Забора водных ресурсов (откачка воды) для пищевых и иных нужд;
  • Использования акватории для различных целей;
  • Использования водных ресурсов без их забора для производства электроэнергии.

Водопользование — это такая разновидность аренды, применяемая к территориям водного фонда. Плата за водопользование, согласно ст.

20 ВК РФ, определяется ставкой, рассчитываемой Правительством РФ в зависимости от региона водопользования и конкретного водного объекта, предоставляемого в такое пользование.

На водных объектах, примыкающих к промышленным предприятиям или к стратегическим сооружениям, могут быть запрещены локально-правовыми актами следующие виды деятельности:

  • Забор воды для питья;
  • Купание;
  • Использование маломерных судов;
  • Использование развлекательного водного транспорта (катамараны, надувные лодки);
  • Водопой домашнего скота.

Важно знать, что отдельных налогов за пользование водными или лесными ресурсами не предусмотрено, так как все участки с такими ресурсами находятся в государственной собственности, и органы власти осуществляют пополнение бюджета регулировкой размеров ставок оплаты за аренду лесов или водопользование.

Ответственность за неправомерное пользование

Использование любых лесных ресурсов, кроме сбора дикорастущих ягод, плодов или лекарственных растений, должно быть исключительно на основе договора пользования такими ресурсами (аренда лесного участка или покупка лесных насаждений). Особенно это касается незаконной вырубки леса.

Важно помнить, что земли как лесного, так и водного фондов подлежат особой охране органами государственной власти, и за порчу земель лесного и водного фондов предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.

Лица, нанесшие вред лесам, обязаны уплатить штраф.

Размеры штрафов зависят от вида правонарушения и его масштаба, определяются Постановлением Правительства РФ № 273 от 08.05.2007, и составляют:

  • За незаконную рубку или повреждение деревьев хвойных пород – 50-ти кратная стоимость древесины;
  • За незаконную рубку или порчу хвойных кустарников – 10-ти кратная стоимость древесины;
  • За незаконную рубку или порчу лиственных пород – 10-ти кратная стоимость лиственных пород;
  • Незаконная рубка сухостойных или буреломных деревьев – однократная стоимость сухостоя;
  • Повреждение саженцев лесных пород – 5-ти кратная стоимость затрат на данные саженцы.

Помимо обязательной оплаты штрафа лица, навредившие лесу, обязаны возместить такой вред, согласно ст. 100 ЛК РФ.

Нанёсшие вред водным объектам лица также обязаны возместить такой вред, согласно ст. 68 Водного кодекса РФ.

Помимо возмещения вреда, такие лица обязаны уплатить штраф, рассчитываемый по устанавливаемым правительством РФ методикам в зависимости от совокупности вредных факторов, воздействовавших на акваторию.

Так, за самовольное занятие объекта водного фонда или его части, а также использование водного объекта без необходимых для такого использования документов, влечёт наложение штрафа в размере:

  • От 300 до 500 рублей – для физических лиц;
  • От 500 до 1000 рублей – для должностных лиц;
  • От 5000 до 10000 рублей – для юридических лиц.

Если водный объект используется для забора воды, и объём забранной воды превысил установленный договором водопользования объём, то безответственный водопользователь уплачивает штраф в 5-ти кратном размере ставки оплаты за использование данного водного объекта.

Итак, земли лесного и водного фондов представляют собой своеобразный стратегический ресурс, и поэтому такие земли находятся в государственной или муниципальной собственности.

Гражданам и организациям предоставляется право пользования лесными и водными ресурсами в коммерческих целях на правах аренды или пользования, при этом особое внимание уделяется контролю над законным использованием данных ресурсов без вреда окружающей среде.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemly-lesnogo-i-vodnogo-fondov.html

Право использования земель лесного и водного фонда

Отнесение земель к лесному и водному фонду, их назначение и правила использования определяются статьями Лесного, Водного и Земельного кодексов РФ, прочими законодательными нормативными актами в этой области, а также документами, принятыми органами местного самоуправления.

Земли лесного фонда

В лесной фонд включены покрытые лесом участки земной поверхности, не отнесенные к прочим категориям земель, а именно:

  • покрытые лесными насаждениями территории;
  • участки для восстановления лесных насаждений после вырубки и пожара;
  • территории, выбранные для посадки леса согласно государственному планированию (ст.101 ЗК РФ).

Исключение составляет лесная растительность на землях обороны, в черте города и на сельскохозяйственных угодьях. Границы земель определяются по нормативам лесного, земельного и регулирующего градостроительную деятельность законодательства.

Земли водного фонда

Территории расположенных в пределах РФ водоемов – рек, озёр, прудов и прочих, а также прилегающие к ним земли относятся к водному фонду РФ. Границы земель, входящих в водный фонд, создаются естественным путем, определяются по берегам водоемов и называются акваториями (ст.102 ЗК РФ).

В водный фонд включены земли:

  • занятые поверхностными водами;
  • на которых установлены гидротехнические сооружения;
  • граничащие с водными объектами, на основании чего запрещается приобретение в собственность территорий в пределах водоохранной зоны (50-200 м) для возведения жилых построек.

Назначение и цели использования

Перечень лесов включает:

  • защитные – служат для экологической безопасности, предотвращая выветривание и размывание почвы подземными и талыми водами;
  • резервные – включают особо охраняемые и заповедные территории, вырубка деревьев на которых запрещена;
  • эксплуатационные – земли с лесными насаждениями, отведенные для заготовки древесины государственными и частными предприятиями.

По назначению и порядку использования среди занятых водными объектами территорий выделяют:

  • хозяйственные и промышленные – для сброса сточных и дренажных вод, добычи полезных ископаемых, строительства и обеспечения противопожарной безопасности, рыболовства и охоты;
  • бытовые – для снабжения граждан питьевыми и хозяйственно-бытовыми водами, использования в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях;
  • энергетические – для производства электроэнергии и устройства гидротехнических сооружений;
  • транспортные – для передвижения морского, воздушного и внутреннего водного транспорта, сплава древесины, для прокладывания коммуникаций и возведения мостов.

Правовая основа землепользования

Законодательство РФ предусматривает использование лесных и водных земель для различных целей отдельными категориями граждан. Теми же нормативными документами предусмотрены случаи, в которых использование данных территорий недопустимо.

Лесной фонд

На занятых лесом территориях разрешается свободное нахождение граждан, а также сбор для собственного употребления грибов, ягод и т.д, за исключением видов, занесённых в Красную книгу, при условии соблюдения правил безопасности и порядка ухода за лесами.

Предусмотрены следующие формы предоставления в пользование лесных участков:

  • постоянное (бессрочное);
  • аренда;
  • безвозмездное.

Порядок предоставления земель устанавливается Земельным кодексом РФ.

Постоянное (бессрочное) пользование предусмотрено только для юридических лиц, два других способа возможны как для юридических лиц, так и для отдельных граждан. Допустимые случаи и правовое регулирование предоставления земельных участков в использование закреплены в ЗК РФ.

Законодательство РФ не предусматривает возможности приобретения лесных земель в частную собственность, продаже подлежит только заготавливаемая на этих территориях древесина, причем максимальный срок договора о покупке лесных насаждений составляет 1 год.

Арендовать земли с лесной растительностью допускается для заготовки древесины и прочих ресурсов, выращивания растений, ведения работ в области недропользования и сельского хозяйства, строительства некоторых объектов и других целей, указанных в ЛК РФ. Срок аренды не должен превышать 49 лет, арендная плата рассчитывается исходя из характера предполагаемого пользования землями.

Водный фонд

Граждане вправе пользоваться береговой полосой водоемов, которая составляет 5-20 м от границы воды в зависимости от ширины водного объекта, для отдыха, рыболовства, эксплуатации маломерных судов, исключая применение наземного транспорта.

Цели, для которых приобретается право водопользования, случаи эксплуатации водных объектов без их предоставления, а также размер платы указаны в ВК РФ.

Договора на водопользование заключаются для:

  • забора водных объектов;
  • использования их акватории;
  • производства электроэнергии без изъятия водных ресурсов.

В некоторых случаях, таких как угроза причинения вреда здоровью человека, риск возникновения экологической катастрофы или радиационной аварии, использование водных ресурсов может быть приостановлено или ограничено. Мероприятиям и видам деятельности, недопустимым на территории объектов водного фонда, а также способам охраны данных земель от загрязнения посвящена глава 6 ВК РФ.

Ответственность за незаконное использование

Лица, допустившие неправомерные действия в отношении лесов и водоемов, несут уголовную, административную и другую ответственность в рамках законодательства РФ.

Незаконно заготовленная древесина подлежит конфискации в пользу государства.

Размер штрафов за нарушения лесного законодательства определяется на основании оценки лесов и присущих им свойств.

Граждане имеют право пользоваться землями лесного и земельного фонда, принадлежащими государству и местным муниципалитетам, на предусмотренных законодательством РФ основаниях, не нанося ущерб окружающей среде и экологии.

Методика расчета и таксы для исчисления размера вреда, нанесенного лесам, указаны в Постановлении Правительства РФ N273 от 8 мая 2007г.

Штрафы устанавливаются в зависимости от того, деревья, кустарники или другие лесные насаждения понесли ущерб от незаконных действий граждан, а также привели эти действия к прекращению роста растений или нет.

Порядок возмещения нанесенного водным объектам вреда определяется на основании разработанной Министерством природных ресурсов и экологии РФ методики и зависит от денежных затрат на восстановление их состояния, нарушенного вследствие нецелевого использования.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/lesnogo-i-vodnogo.html

2.2 права пользования землями лесного фонда

2.2  права пользования землями лесного фонда

В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве:

– постоянного (бессрочного) пользования;

– ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут);

– безвозмездного срочного пользования;

– аренды.

Лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным или муниципальным учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деятельности (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ). Предоставление лесных участков для тех же целей, но юридическим лицам других организационно-правовых форм допускается только в аренду.

Право ограниченного пользования чужим лесным участком (лесной сервитут) регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. В соответствии с ними сервитут может быть публичным и частным.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для лесного участка, в отношении которого он установлен.

Частный сервитут устанавливается по письменному соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (пользователем) соседнего участка.

Собственник (пользователь) участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Установление сервитута, как обременение, наложенное на земельный участок, обязательно должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

На праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности.

Безвозмездное срочное пользование лесными участками в отношении иных организаций, в том числе в случаях, если лесной участок находится не только в государственной или муниципальной, но и в частной собственности, может возникать и прекращаться в соответствии со ст. 24 ЗК РФ.

Безвозмездное срочное пользование лесным участком должно оформляться письменным договором, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования лесным участком. В соответствии со ст.

47 ЗК РФ право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, а также по основаниям, предусмотренным для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев его сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи в случаях, предусмотренных законодательством.

Наиболее часто применяемым правом на лесные участки является право аренды лесных участков. Вообще, при сделках с землями лесного фонда применяются положения ГК РФ и ЗК РФ, если ЛК РФ не предусмотрены какие-нибудь особенности и изъятия.

В отношении аренды земельного участка из состава земель лесного фонда ЛК РФ установлены некоторые изъятия.

В частности предусмотрены минимальные и максимальные сроки аренды земельного участка, определяется специфичный порядок расчета арендной платы за земельный участок, а также установлены особые цели, для которых может быть арендован земельный участок (например, в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для др.).

Аренда на земельный участок устанавливается посредством заключения договора аренды земельного участка из состава земель лесного фонда.

Договор заключается уполномоченным на то государственным органом по результатам проведения аукциона по продаже права на заключение такого договора. В соответствии с ч. 3 ст.

74 ЛК РФ аукцион не проводится в случаях предоставления лесов для использования в сфере охотничьего хозяйства, использования земель для геологического изучения и разработки месторождений полезных ископаемых; строительства и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений, линий связи, дорог и других линейных сооружений; реализации приоритетных национальных проектов.

Порядок проведения аукциона закреплен в главе 8 ЛК РФ (ст. 78-80). Продавцом права на заключение договора является государственный орган, наделенный соответствующими полномочиями.

Организатором аукциона может являться как сам продавец, так и специализированная организация, действующая на основании договора с продавцом.

В целом, указанный порядок содержит вполне стандартные положения о проведении аукциона и ни чем особенным не отличается.

Договор аренды может быть заключен как с юридическими, так и с физическими лицами.

Обособленно можно выделить договор, который устанавливает право собственности на лесные насаждения. Данный договор имеет свои особенности. Во-первых, срок его действия ограничен 1 годом (ч. 5 ст. 75 ЛК РФ).

Во-вторых, несмотря на то, что приобретается право собственности на лесные насаждения, право собственности на землю под ними не приобретается. У покупателя появляется возможность лишь ограниченного пользования земельным участком под приобретенными лесными насаждениями.

Данный договор призван обеспечить такой вид использования леса как заготовка древесины и заготовка древесины гражданами для собственных нужд.

Право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности также должно приобретаться на аукционе, который организовывается и проводится в порядке, установленном Главой 8 ЛК РФ.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/52622

Правовой режим земель лесного фонда

Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Московский государственный открытый университет» Кафедра Права

Правовой режим земель лесного фонда.

Контрольная работа по

земельному праву

Студента V курса заочного отделения

юридического факультета .

Проверил: доц

2008 г.

Введение

I. Понятие и общая характеристика земель лесного фонда

II. Право собственности на земли лесного фонда

III. Управление землями лесного фонда

IV. Использование земель лесного фонда

V. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель лесного фонда

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

Понятие земли в земельном праве – это часть окружающей природной среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в пределах РФ.

В России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей.

В настоящее время возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества.

В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений.

С помощью правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего развития общества.

Земельное законодательство Российской Федерации регулирует общественные отношения в области использования и охраны земель.

Под его функциональным воздействием формируется земельный правопорядок на всей территории России, в пределах территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Земельный правопорядок — важное условие хозяйственной и иной деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001г.

новый Земельный кодекс РФ сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию.

Однако, решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось.

I . Понятие и общая характеристика земель лесного фонда

Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное.

По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива. Но одних норм законодательства для сохранения «легких планеты» недостаточно. Следует активно развивать экологическое воспитание и образование населения.

А приоритеты хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды должны быть соотнесены без ущерба богатству народного достояния и доведены до сознания каждого, и в первую очередь лиц, осуществляющих эксплуатацию природных ресурсов в любых формах и для любых целей.

Леса обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами.

Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления.

Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.

Статья 101 Земельного кодекса РФ определяет земли лесного фонда как «лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр». В Лесном кодексе основополагающую роль играют понятия «лес» и «лесной фонд». Из определений этих понятий следует, что земля – неотъемлемая часть леса и лесного фонда. В преамбуле ЛК РФ говорится о лесе как совокупности лесной растительности, земли и других элементов природы. Следует отметить, что данное понятие не соответствует понятию лесов, определенному ГК и предусматривающему, что леса являются отдельными объектами недвижимости наряду с земельными участками.

Леса, входящие в лесной фонд, следует отличать, с одной стороны, от лесов, расположенных на землях обороны, землях городских поселений, а с другой – от древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, землях транспорта, землях поселений и иных категорий земель. Наличие на землях лесной, древесно-кустарниковой растительности не означает их принадлежности к землям лесного фонда.

Лес, а также земли, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли) образуют лесной фонд. Лесной фонд нельзя отождествлять с землями лесного фонда. Земли являются хоть и неотъемлемой, но все же только составной частью лесного фонда.

ЗК РФ и ЛК РФ подразделяют земли лесного фонда на лесные земли и нелесные земли.

Состав лесных земель определяется указанными федеральными законами одинаково. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления.

Нелесными землями ЗК признает земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства. ЛК решает этот вопрос иначе.

В составе нелесных земель этот федеральный закон выделяет земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями и другие земли), и иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями и другие неудобные для использования земли).

ЛК более точно определяет структуру нелесных земель. Данная структура сложилась давно и уже на протяжении не одного десятилетия не меняется. Пункт 1 ст.

101 ЗК не в полной мере учитывает специфику распределения площадей в лесном фонде.

При определении состава нелесных земель целесообразно руководствоваться лесным, а не земельным законодательством РФ.

По данным государственного земельного учета на 1 января 2007 г. общая площадь земель лесного фонда составляла 1 096 844,7 млн. га, т.е. около 70% суши Российской Федерации.

Среди земель лесного фонда площади, занятые лесами, составляют 73%, болотами – 9%, другими водными объектами – 2%, сельскохозяйственными угодьями, застроенными территориями, дорогами, оленьими пастбищами и прочими объектами – 16%.

В юридической литературе указывается, что общность правового режима всех земель лесного фонда определяется их целевым назначением. При этом в качестве предназначения земель лесного фонда называются нужды лесного хозяйства. В п.1 ст.

101 ЗК предназначением этих земель названы восстановление лесной растительности и ведение лесного хозяйства. Целевое назначение земель лесного фонда устанавливается с учетом их предназначения.

Структура земель лесного фонда такова, что его составные части могут использоваться для разных целей либо вообще не использоваться.

Учитывая указанные особенности земель лесного фонда, п.2 ст.101 ЗК требует отграничить их от земель иных категорий. В лесной фонд и в леса, не входящие в него, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на:

– землях сельскохозяйственного назначения, в том числе на землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

– землях транспорта (на полосах отводов железнодорожный магистралей и автомобильных дорог);

– землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

– землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

– землях иных категорий.

Лесные земли призваны выполнять функцию пространственно-территориального базиса лесного хозяйства.

В зависимости от экономического, экологического и социального значения, местоположения и выполняемых функций лесное законодательство различает леса первой, второй и третьей групп.

К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Леса первой группы разделяются на следующие категории защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса, имеющие научное или историческое значение; памятники природы; орехово-промысловые зоны; лесоплодовые насаждения; притундровые леса; леса государственных природных заповедников; леса национальных парков; леса природных парков; заповедные лесные участки.

Источник: http://MirZnanii.com/a/31071/pravovoy-rezhim-zemel-lesnogo-fonda

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

×
Рекомендуем посмотреть