Предоставление земельных участков для строительства жилого дома – регламент и особенности

Земельные участки под жилищное строительство. Есть ли порядок?

Предоставление земельных участков для строительства жилого дома - регламент и особенности

Земельные участки под жилищное строительство. Есть ли порядок?

Обеспечение граждан жильем – важнейшая социальная функция государства. Решение этой задачи происходит в основном путем осуществления многоквартирного жилищного строительства.

Поэтому законодатель уделяет большое внимание регламентации деятельности по осуществлению многоквартирного жилищного строительства, в частности, порядку предоставления земельных участков для такого жилищного строительства.

Однако в жизни «правоприменительной» есть много «но», позволяющих обойти или исказить процедуру предоставления таких земельных участков, чему и посвящена данная статья.

Находящиеся в собственности органов власти земельные участки образуют одну из экономических основ их деятельности.

Эффективность управления и распоряжения ими характеризует способность органов власти обеспечить не только стратегические интересы государства, экономическую стабильность региона или муниципалитета, но и защиту прав и законных интересов жителей, обеспечение их потребностей, важнейшей из которых является потребность в доступном жилье.

Порядок предоставления земельных участков для многоквартирного жилищного строительства или для их комплексного освоения в целях жилищного строительства подчиняется общему порядку предоставления земельных участков, но с важными особенностями, характерными именно для этого вида хозяйственной деятельности, достаточно детально прописанными в Земельном и Градостроительных Кодексах Российской Федерации и целой системе законодательных актов, принятых в их развитие.

Однако в правоприменительной практике существует много примеров, иллюстрирующих попытки обхода законодательных норм, устанавливающих порядок выделения земельных участков под многоквартирное жилищное строительство.

Применительно к противоправным действиям органов власти их можно условно разделить на две группы: выделение земли в обход проведения аукционных процедур и действия по устранению нежелательных участников проводимых аукционов.

Как не проводить?

В рассматриваемом контексте даже процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка может иметь неоднозначные последствия для обеспечения конкуренции при выделении органами власти земельных участков для жилищного строительства. Казалось бы, причем здесь конкурентное право?

Процедура основана на праве правообладателя земельного участка изменить вид его разрешенного использования и носит заявительный характер.

Действующее земельное и градостроительное законодательство определяет, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Виды разрешенного использования определяются в пределах градостроительного планирования правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

Однако в этой самостоятельности правообладателя и скрываются те обстоятельства, которые способны препятствовать конкуренции при доступе к государственным и муниципальным земельным ресурсам.

Так, в ходе планового контрольного мероприятия муниципальных органов исполнительной власти был выявлен ряд постановлений, утвердивших изменение вида разрешенного использования земельного участка на «многоквартирный многоэтажный жилой дом».

При этом ранее для этих земельных участков применялись такие виды использования, как «индивидуальный жилой дом» или «для эксплуатации нежилого здания».

И для антимонопольного органа здесь важен не собственно сам порядок изменения разрешенного вида использования, а его результат, то есть «что» и на «что» поменяли:

 Согласно статье 30.

1 Земельного кодекса РФ предоставление государственного или муниципального земельного участка для строительства многоквартирных жилых домов возможно только посредством продажи земельных участков или продажи права на заключение договоров аренды земельных участков на аукционе.

Однако предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, на основании которого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, может, в том числе, принять решение о предоставлении такого земельного участка в аренду гражданину и без проведения аукциона.

Предоставление земельных участков для иного, помимо жилищного, строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлено с процедурой предварительного согласования места размещения объекта, которая также не предполагает проведение торгов.

То есть получив государственную или муниципальную землю для строительства дома или гаражей, потом можно просто поменять вид разрешенного использования на «многоквартирный многоэтажный жилой дом», и как правообладатель возводить жилые здания «в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием».

При этом свое право на такое изменение можно осуществить даже, если испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует утвержденным правилам землепользования и застройки. Для этого необходимо осуществить внесение изменений в правила землепользования и застройки путем уточнения содержания градостроительного регламента.

Согласитесь, не слишком сложная процедура, если ее результатом является получение государственной или муниципальной земли для жилищного строительства без участия в аукционе, а следовательно, с минимальными финансовыми затратами. И даже можно выбрать место для строительства по своему усмотрению, предварительно его просто согласовав.

 И никаких публичных процедур: даже публичные слушания, с учетом результатов которых принималось решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, после принятия правил землепользования и застройки или после 1 января 2012 года, можно не проводить (статья 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

Как не надо проводить?

Проведение аукциона для выделения земельного участка под жилищное строительство также не гарантирует отсутствие ущемления или ограничения конкуренции.

Отчасти это связано с отсутствием детального урегулирования процедуры такого аукциона, как например, при выделении иного (помимо земли) муниципального и государственного недвижимого имущества (приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67).

Так, как показала практика Тульского УФАС России, проблемой для участника аукциона может стать даже реализация права на изменение своей заявки: два из трех участников аукциона по продаже права аренды на земельный участок для жилищного строительства, проводимого летом 2011 года муниципальными властями Богородицкого района Тульской области, были не допущены для участия в нем по причине предоставления недостоверных сведений, представленных в заявке, не смотря на то, что ими до окончания срока приема заявок на участие в аукционе были поданы письма о внесении изменений в заявку.

Данный отказ был обоснован тем, что аукционная документация не предусматривала возможность изменения или дополнения поданных заявок.

Также очень часто при определении перечня сведений и документов, представляемых для участия в аукционах для выделения земельных участков под жилищное строительство, органами власти в него включаются документы, которые  организатор торгов не вправе требовать в силу пунктов 12 и 13 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающих исчерпывающий перечень таких сведений.  Так, очень часто истребываются нотариально заверенные копии учредительных документов; свидетельство о государственной регистрации юридического лица; решение в письменной форме соответствующего  органа управления о приобретении имущества.

При этом истребование документов, не предусмотренных земельным законодательством, может сузить круг участников аукциона.

Однако очень часто судебная практика исходит из того, что для признания данного факта нарушением необходимо доказать причинно-следственную связь между требованием о предоставлении дополнительных документов и конкретным недопуском к участию в аукционе по причине их непредставления.

Но целью Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе, является и предупреждение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, для наличия состава антимонопольного правонарушения не обязательно наступление конкретных последствий (статьи 15, 17 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещают и действия, «которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции»).

Как лучше?

Конкурсный отбор направлен и на выбор оптимальной для бюджета цены за землю и на отбор лучшего претендента на ее использование.

Однако в рассматриваемых случаях земля отдается за «копейки». Например, под индивидуальный жилой дом примерно за 2 500 рублей за сотку.

Договор аренды вышеописанного земельного участка в Богородицком районе Тульской области был заключен с единственным участником аукциона на сумму арендной платы – 150 000 рублей в год, в то время, как один из недопущенных строителей был готов арендовать данный земельный участков за 1 500 000 рублей.

И что немаловажно, такая экономия для строителя не имеет свои следствием снижение стоимости «конечного продукта» – «квадратного метра» жилой площади для их непосредственных покупателей (цены на жилые помещения в Тульской области – «равномерно высокие»).

То есть и бюджет деньги потерял, и население никакой экономии не получило.

К тому же, попытка возведения многоквартирных жилых домов на площади одного индивидуального жилого дома приводит к тому, что комплексы элитных для нашего города таун-хаусов (единственных видов многоквартирных домов, которые можно «воткнуть» на такую площадь) ютятся на крошечных земельных участках.

Как решить?

Для решения вышеизложенных вопросов антимонопольный орган должен воспользоваться всем объемом полномочий, предоставленных ему статьей 23 Федерального закона «О защите конкуренции»: сначала необходимо установить факт нарушения решением комиссии антимонопольного органа, а затем для восстановления конкуренции обратиться в Арбитражный суд для признания совершенных сделок, проведенных аукционов недействительными и отмены их результатов, что, по сути, равно прекращению права пользования спорными земельными участками.

В вышеописанном случае отклонение заявок при проведении аукциона послужило основанием для его отмены по иску Тульского УФАС России, что еще раз подтвердило позицию антимонопольного органа о возможности участников рассматриваемых аукционов изменять поданные заявки.

Постулат о наличии нарушения антимонопольного законодательства в требовании не предусмотренных Земельным Кодексом РФ документов для участия в аукционе также подтверждены решениями арбитражных судов.

Начальник отдела контроля органов власти Тульского УФАС России       

Д.А. Алпатова

Источник: http://tula.fas.gov.ru/publications/7410

Земельный участок для индивидуального жилищного строительства

Земельный участок для индивидуального жилищного строительства

Построить частный жилой дом, в котором будет тепло и уютно всей семье — мечта многих россиян.

Однако возвести семейное жилище на любом понравившемся клочке земли или светлой лесной полянке нельзя.

Все земли Российской Федерации поделены на отдельные категории, каждая из которых имеет свое отдельное целевое назначение.

Для жилых построек определили территории, которые обозначили аббревиатурой ИЖС.

Индивидуальное строительство разрешено в нашей стране только на этих землях.

Приобретая участок ИЖС, собственник должен понимать, что в этом случае у него не будет никаких проблем с документами, а значит и с законом, а также по окончании строительных работ не случится дополнительных вопросов с постоянной регистрацией собственника и его семьи.

Особенности

Основными отличиями участков ИЖС от всех остальных являются:

 Строительство возведение жилого дома является основным назначением земель ИЖС. Если на вашем участке будет построено множество хозяйственных построек (баня, сарай, гараж, хозблок и т.д.), но не будет жилья, пригодного для проживания, будет считаться, что земельный надел используется не по целевому назначению и в некоторых случаях может быть изъят из вашего пользования
 Денежные средства на участках ИЖС постройка осуществляется только за счет финансовых возможностей собственника или владельца участка. Это отличает данную категорию земель от других, где можно привлекать заемные, кредитные или инвестиционные средства для возведения жилых многоквартирных домов
 Этажность при строительстве частного жилого дома существуют определенные ограничения, которые отличают индивидуальное строительство от коллективного или многоквартирного. На участке ИЖС законодательно разрешена постройка жилого здания, высотой не более 3 этажей
 Проживание частный жилой дом подразумевает проживание в нем всего одной семьи. Причем понятие семьи в данном случае берется более широкое, чем «мама + папа + несовершеннолетние дети». В доме, построенном на участке ИЖС, могут проживать несколько поколений одной семьи. Главное, чтобы у них было общее ведение хозяйства
 Ограничение на коммерческое использование запрещено получать прибыль от постройки частного дома на участке ИЖС. Если вы построили 3-этажный дом на своем земельном наделе и решили использовать его в качестве гостиницы и хостела, вы столкнетесь как минимум с проблемами оформления подобного жилого строения, и как максимум у вас возникнут неприятности с законом (вплоть до ликвидации)
 Обязательства властей каждый участок ИЖС в обязательном порядке обеспечивается подводом основных коммуникаций (газ, свет, вода), проезжей дороги и устройством инфраструктуры
 Прописка земельным участкам, предназначенным для строительства жилых домов, присваиваются полноценные почтовые адреса, что в дальнейшем гарантирует беспрепятственную постоянную регистрацию по месту жительства собственника домовладения и членов его семьи

Предоставление наделов

В Российской Федерации определенные категории граждан при соответствии выставленным условиям и требованиям могут получить земельные участки, пригодные для строительства частных жилых домов, на безвозмездной основе.

Бесплатные наделы от государства имеют предельные минимальные и максимальные размеры.

Они зависят от:

  • региона предоставления участка ИЖС;
  • количество свободной земли, доступной для строительства;
  • спроса населения на бесплатные участки;
  • экономической ситуации в регионе и т.д.

Цена участка в такой ситуации будет составлять всего лишь 2,5% от кадастровой стоимости.

Законодательство

Данный законный акт включает в себя:

 Основные понятия ИЖС и особенности предоставления участков, предназначенных для строительства, гражданам
 Порядок передачи прав собственности на земельные наделы
 Ограничения, налагающиеся на жилые постройки, возведенные на участках ИЖС не более 3 этажей, соответствие СНиПам, строительство за счет собственных средств, проживание только одной семьи и т.д.
 Особенности предоставления участков ИЖС льготным категориям граждан на безвозмездной основе

Если вы не строите жилой дом на земле, предназначенной для этих целей, значит, вы нарушаете закон.

Если вы получили участок муниципальной или государственной земли и не выполняете своих обязательств по его использованию, у вас просто могут изъять его и передать другим, более активным гражданам.

Земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства

: выбираем землю под индивидуальное строительство

К ним относятся территории, расположенные внутри населенного пункта и в непосредственной близости от него.

Каков размер

Решение о площади, выделяемых земельных участков, принимается органами местного самоуправления на основании действующих нормативных актов.

Однако минимальный размер земельного участка, в среднем по стране, составляет 3 сотки.

Такой надел дает возможность собственнику не только возвести жилой дом, но и расположить необходимые хозяйственные и рекреационные зоны на территории домовладения.

С домом

Возможность получить земельный участок государственной или муниципальной земли на безвозмездной основе существует только до тех пор, пока на земле нет жилой постройки.

Если на государственной земле возведен объект недвижимости, пригодный для постоянного проживания, такой участок земли можно получить:

 По договору социального найма во многих населенных пунктах числятся такие участки с жилыми домами, которые используют в качестве резерва для непредвиденных ситуаций (предоставление жилья погорельцам, беженцам и т.д.)
 В аренду заключение арендного договора с муниципалитетом обойдется вам намного дешевле, нежели съем жилого помещения у частного арендодателя

Кому бесплатно?

Чем больше жилых домов появляется в населенном пункте, тем быстрее идет экономическое и демографическое развитие области.

В каждом регионе категории могут меняться, но в целом по стране они выглядят следующим образом:

 Многодетные семьи граждане, имеющие трех и более детей, обычно являются малоимущими и нуждающимися  в улучшении действительных условий проживания, поэтому данная категория имеет преимущественное право на выделение участков ИЖС
 Инвалиды получить земельный участок от государства могут не только люди с ограниченными физическими возможностями, но и члены их семей, причем в первоочередном порядке
 Молодые семьи, проживающие в сельской местности и имеющие необходимые для села специальности такие граждане имеют возможность участвовать в государственной программе, направленной на привлечение определенных квалифицированных специалистов в село и получить бесплатно надел земли
 Пенсионеры, постоянно проживающие в селе не менее 5 лет также имеют приоритетное право на получение бесплатного земельного участка
 Семьи, потерявшие кормильца из-за участия в боевых действиях вдовы и дети погибшего имею возможность приобрести бесплатно участок земли и начать строительство жилого дома

Порядок выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, их площадь и другие параметры определяются местными администрациями в индивидуальном порядке.

Статус земли

Все эти ИЖС, СНТ, ДНП и т.д. звучит для простых граждан как некая «тарабарщина», за которой ничего важного не скрывается.

В зависимости от статуса земельного надела владельцу разрешается:

  Построить жилой дом пригодный для постоянного проживания и оформления регистрации по месту жительства
 Заняться огородничеством завести сельскохозяйственных животных и птиц

Между этими земельными участками есть одна важная схожесть. Все они не должны быть использованы в коммерческих целях.

https://www.youtube.com/watch?v=fsaUTaF_4J8

Рассмотрим основные отличия различных категорий земель друг от друга.

СНТ

СНТ обычно расположены на сельскохозяйственных землях, поэтому изначально в таких товариществах нет ни электричества, ни воды, ни газа.

Общим коллективным решением определяются следующие вопросы и проблемы:

  Планирование и подвод к территории товарищества и затем по участкам основных коммуникационных систем
 Благоустройство мест общего пользования развитие инфраструктуры и прокладка проезжей дороги и т.д.

Только после этого администрация вынесет решение о присвоении вашему дачному домику почтового адреса, и вы сможете официально зарегистрироваться на своей жилплощади.

ДНП

Несколько человек, создают партнерство, приобретают на общие деньги земельный участок, выделяют каждому надел, решают, что можно строить и всеми силами облагораживают свою территорию.

Чтобы отдых был полноценным на участках ДНП разрешено строительство жилого дома.

Если дачные участки расположены в черте города, то существует возможность постоянной или временной прописки.

Алгоритм оформления

Для того чтобы получить государственный или муниципальный участок земли бесплатно, необходимо выполнить несколько несложных действий:

 Обращение в местную администрацию и написание заявления
 Сбор необходимых документов и ожидание решения органов самоуправления

Решение по каждому конкретному случаю принимается индивидуально. Однако обычно ожидание длиться не дольше 14 дней.

Сбор документов

Как и любые другие серьезные мероприятия, получение земельного участка не обходится без сбора и предоставления уполномоченным лицам определенного пакета документов.

К ним относятся:

 Заявление и документ, удостоверяющий личность заявителя
 Свидетельство о браке, о рождении детей и прочие документы, определяющие семейное положение заявителя
  Справка о составе семьи и документы, подтверждающие отсутствие в собственности у заявителя и членов его семьи земельных участков ИЖС
 Заключение соответствующих органов о проживании заявителя и его семьи в непригодных условиях

После получения понравившегося участка в свое распоряжение, вам также придется оформлять много документации для строительства будущего жилого дома.

Возникающие вопросы

Самыми «лакомыми» являются те земельные участки ИЖС, которые уже состоят на кадастровом учете.

Если же вы выбрали для себя землю, которая еще нигде не фигурирует, вам придется заниматься оформлением документов на нее.

После этого участок будет поставлена на кадастровый учет и ему присвоят идентификационный номер.

Положительные и отрицательные стороны

Однако такая земля имеет определенные положительные и отрицательные стороны. Рассмотрим их.

К неоспоримым конкурентным преимуществам участков ИЖС можно отнести:

 Почтовый адрес дому, построенному на землях подобного назначения, в обязательном порядке присваивается почтовый адрес, что недоступно при строительстве жилья на дачных участках или землях садовых товариществ
 Прописка благодаря наличию почтового адреса, в жилье, возведенном на участках ИЖС, не возникает проблем с оформлением постоянной или временной прописки
 Обязательства местных органов самоуправления каждый участок ИЖС в обязательном порядке обеспечивается подводом основных коммуникаций (газ, свет, вода), проезжей дорогой и устройством инфраструктуры (медицинские учреждения, торговые точки, детские сады, школы и т.д.)
 Социализация жители, прописанные в частных дома, построенных на участках ИЖС, в обязательном порядке подлежат постановке на учет в поликлиниках, собесах, дети ставятся на очередь в дошкольные и образовательные учреждения
 Налоги для участков ИЖС предусмотрена упрощенная процедура оформления налогового вычета при подаче ежегодной декларации о доходах
 Финансовое обеспечение дома, построенные на участках ИЖС, а также сама земля может выступать в качестве залога при заключении кредитных сделок с финансовыми организациями

При огромном количестве положительных сторон, земельные участки имеют и некоторые недостатки, которые в той или иной мере препятствуют массовому приобретению россиянами земли ИЖС:

  Стоимость среди всех категорий земель, пригодных для индивидуального жилищного строительства, участки ИЖС имеют самую высокую цену за 1 кв.м., поэтому покупка необходимого участка зачастую недоступна малообеспеченным гражданам
 Ограничения предельный максимальный размер земельного участка ИЖС законодательно ограничен и составляет 1500 кв.м., поэтому те, кто мечтает о собственном родовом поместье, будут разочарованы
 Документация процесс постройки жилого дома предполагает оформление большого количества документов, невыполнения законодательных предписаний на любом из этапов строительства может привести к тому, что жилое строение будет признано нелегальным

Строительство частного дома сопряжено со множеством бюрократических нюансов и юридических тонкостей.

Но те, кто реально хочет уйти от городской суеты и жить в частном доме на лоне природы, смогут преодолеть все трудности и получить желанный участок земли ИЖС в своем населенном пункте.

Источник: http://domdomoff.ru/zemlja-dlja-individualnogo-zhilishhnogo-stroitelstva.html

Порядок предоставления земельного участка под строительство

Порядок предоставления земельного участка под строительство

В настоящее время порядок предоставления земельных участков должным образом урегулирован в законодательстве.

Например, ранее в распоряжение физического или юридического лица мог попасть только земельный учас­ток, который обладал всеми необходимыми характеристиками: границами, кадастровым номером.

Кроме того, такое было возможно только при наличии у земельного участка правообладателя. Также зачас­тую на практике вызывала большие сложности передача несформированных земельных участков, особенно из государственной собственности.

Следует отметить, что в Земельном кодексе Российской Федерации (далее ЗК РФ) есть понятие «земельный участок». Согласно п. 3 ст.

6 ЗК РФ:  «Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки..»

Порядок предоставления земельного участка

Образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих до­кумен­тов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, проектная до­кумен­тация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Порядок определения границ земельного участка никак не связан с основаниями его предоставления.

Важно, что при отсутствии утвержденного проекта межевания территории образование земельных участков из земель или участков, находящихся в государственной или муниципальной собственнос­ти, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

Порядок предоставления земельного участка

Законом предусмотрены случаи, когда возможно формирование земельного участка исключительно при наличии проекта межевания: из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории (то есть комплексной застройки), из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам, в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии (например, если надо снести квартал ветхого жилья и на его месте построить новое), в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (то есть опять же в границах квартала), для размещения линейных объектов федерального, регио­нального или местного значения (трубопроводы, ЛЭП и т.д.). Таким образом, масштабные вопросы освоения земельных участков требуют наличия проекта межевания, в остальных же случаях можно обойтись схемой расположения земельного участка.

Способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок

Земельный кодекс устанавливает различные способы перехода прав на государственный или муниципальный земельный участок:

1) в собственность за плату

Земельный участок в собственность за плату

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только на торгах.

Без проведения торгов в специальном порядке осуществляется продажа земельных участков для комплексного освоения территории, для индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества, дачного, фермерского хозяйства, для собственников зданий, сооружений либо помещений в них;

2) в собственность бесплатно

Земельный участок в собственность бесплатно

Предоставление государственного или муниципального земельного участка гражданину или организации в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

В том числе в следующих случаях: лицу, с которым заключен до­говор развития территории; религиозной организации, имею­щей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения; многодетным семьям в случаях, предусмот­ренных законом;

3) в аренду (платное временное пользование).

Согласно ЗК РФ земельные участки, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на торгах и без проведения торгов.

Без проведения торгов могут быть предоставлены земельные участки:

  • юридическим лицам в соответствии с указом или распоряжением Президента РФ;
  • юридическим лицам в соответствии с распоряжением Правительства РФ для размещения объектов социально-культурного назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
  • юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного ­лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвес­тиционных проектов;
  • юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения;
  • образованные из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды земельного участка;
  • образованные из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это преду­смотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, самой некоммерческой организации;
  • для завершения строительства собственникам объектов незавершенного строительства;
  • для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • для освоения территории в целях строительства жилья экономического класса или для комплексного освоения территории в целях строительства жилья экономического класса;
  • собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в некоторых случаях на праве оперативного управления;
  • образованных в границах застроенной территории — лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории;
  • гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пунк­та, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
  • при изъятии арендуемых гражданином или организацией земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

4) в безвозмездное (временное) пользование

Гражданину может быть предоставлен земельный участок во временное пользование для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые работают в таких муниципальных образованиях по специальнос­тям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этому гражданину, на срок права пользования таким жилым помещением.

5) в постоянное (бессрочное) пользование

https://www.youtube.com/watch?v=N2eRZueiTrU

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным), казенным предприятиям, цент­рам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Каждый способ приобретения земельного участка имеет свои особенности

Земельный кодекс РФ определил особеннос­ти приобретения земельного участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.

1) Приобретение земельного участка на торгах

Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона осуществляется в следующем порядке.

Уполномоченный орган готовит и утверждает схему расположения земельного участка если участок к этому моменту не образован (это только предстоит) и отсутствует утвержденный проект межевания территории.

Если же образование участка предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения участка, уполномоченный орган обеспечивает выполнение кадастровых работ, а также постановку на кадастровый учет и регистрацию прав на участок (за исключением случаев, если учас­ток образован из земель, государственная собственность на которые не разграничена). После этого уполномоченный орган получает технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (исключение — случаи, когда в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не преду­сматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освое­ния территории или ведения дачного хозяйства). После этих процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона.

При этом по общему правилу объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона запрещено.

Немаловажно, что аукцион, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении участка гражданина или компании. В этом случае перечисленные подготовительные действия осуществляет само заинтересованное лицо.

2). Предоставление земельного участка гражданам бесплатно

Предусмотрен порядок однократного предоставления земельного участка отдельным категориям граждан.

Это граждане, имеющие трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иные граждане и (или) некоммерческие организации, созданные гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, и отдельные категории граждан в случаях, преду­смотренных законами субъектов Российской Федерации (Герои Социалистичес­кого Труда, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и т.д.).

3). Предоставление земельного участка под зданиями и сооружениями

Порядок предоставления земельного участка

Исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, либо если на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, а другим — на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить до­говор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный ­участок.

Инвентаризация объекта недвижимости.+70

Источник: http://stroyzeta.ru/poryadok-predostavleniya-zemelnogo-uchastka-pod-stroitelstvo/

Порядок предоставления земельных участков для строительства дома

Порядок предоставления земельных участков для строительства дома

В настоящее время государство предусматривает возможность получения земли для осуществления индивидуального жилищного строительства как одну из форм поддержки различных нуждающихся категорий граждан, а также тех, кто ранее добросовестно пользовался арендованной или оформленной в постоянное бессрочное пользование землей и в настоящее время желает узаконить своё право. Для такого оформления существует своя процедура.

Вопросы, связанные с получением физическими и юридическими лицами участков для осуществления строительства, в том числе относимого к индивидуальному жилищному строительству, находятся в ведении нескольких крупных нормативных актов, принятых на федеральном уровне. Это Земельный Кодекс Российской Федерации, который осуществляет регулирование порядка предоставления земельных участков, которые отнесены к государственной и муниципальной собственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Порядок оформления права аренды и собственности на предоставленные участки находится в ведении Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Порядок предоставления участков, относительно регламентного проведения всей процедуры, прорабатывается в региональных нормативных актах, созданных специально для регулирования деятельности уполномоченных на распоряжение государственным и муниципальным имуществом органов.

Круг лиц

Земельный Кодекс Российской Федерации определил круг лиц, которые могут рассчитывать на получение земельного участка на безвозмездной основе для осуществления строительства дома, в том числе для индивидуального жилищного строительства.

К таким лицам относятся:

  • многодетные семьи, в которых трое или больше детей (рожденных в этой семье или усыновленных), не достигли совершеннолетнего возраста и имеют гражданство Российской Федерации;
  • молодые семьи, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и признаны таковыми по порядку, установленному в конкретном регионе;
  • обладатели высших званий (Героя России, Героя Советского Союза, Героя Труда и т.д.);
  • лица, которые являются собственниками домов, построенных на участках, выданных по праву постоянного бессрочного или пожизненного наследуемого владения.

Независимо от того, к одной или нескольким категориям относится тот или иной человек, право на получение земельного участка на безвозмездной основе реализовать может только один раз в своей жизни.

На региональном и муниципальном уровне этот перечень может быть расширен также лицами, относящимися к категориям:

  • нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц и семей (например, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу);
  • семьи, в которых есть рожденные или усыновленные дети-инвалиды, а также те семьи, в которых такие дети находятся под опекой;
  • лица, имеющие ограниченные возможности здоровья, а также члены семей таких лиц, если строительство дома на полученном участке будет осуществляться с целью улучшения условий жизни таких лиц;
  • ветераны Великой Отечественной войны и участники и ветераны боевых действий, которые имеют подтвержденный статус или приравнены к ним по своему статусу, а также те, кто потерял кормильца в боевых действиях и имеет подтвержденный статус;
  • работающие в селах по наиболее востребованным профессиям люди, признаваемые молодыми специалистами, если они работают в селе по программам привлечения необходимых кадров в село;
  • лица, достигшие пенсионного возраста, которые постоянно проживают в селе и имеют там постоянную регистрацию;
  • лица, имеющие инвалидность по врожденным или приобретенным заболеваниям, а также члены их семей.

Требования к участку

Основными требованиями, которые предъявляются к предоставляемым участкам, следует считать:

  • размер (минимальный размер участка, соответствующий социальным и санитарным нормам для осуществления индивидуального жилищного строительства составляет не менее 3 соток, максимальный устанавливается в каждом конкретном регионе действующими нормативными актами, но не может превышать 15 соток);
  • расположение относительно инженерных коммуникаций (чтобы была возможность провести коммуникации на участок от основных магистралей или они находились на входе на участок);
  • транспортная доступность участка (расположение рядом с населенными пунктами либо в доступности от дорог, пригодных для проезда автомобильного транспорта, с помощью которого можно будет доставить материалы для строительства дома);
  • пригодность для возведения объекта малоэтажного жилого строительства (отсутствие на участке критических изъянов, которые могут либо существенно осложнить строительство, либо сделать его невозможным, например, овраги или сильный уклон поверхности земли).

Кроме того, для каждого конкретного региона, если там имеются какие-то особенности климата, предъявляются свои требования для предоставляемых для строительства участков.

Порядок действий

Весь процесс получения участка от государства, в том числе на безвозмездной основе, происходит в несколько крупных этапов, которые будут различаться для участков, которые уже находились в пользовании и теперь оформляются в собственность и для тех участков, которые только выделяются в пользование и собственность.

Для участков, которые уже были в пользовании, процесс оформления их в собственность на безвозмездной основе следует считать получением от государства.

Общий перечень действий будет существенно короче и состоит из следующих этапов:

  • подача заявления о передаче ранее использовавшего участка в собственность и подтверждение такого права документами, которые свидетельствуют об осуществлении использования участка (например, документы о проведении строительных работ на участке по возведению жилого дома или других капитальных строений, которые в последующем будут проходить регистрацию в качестве объекта недвижимости);
  • подписание соглашения о передаче участка в собственность заявителя либо Распоряжения или Постановления руководителя уполномоченного органа о таком действии;
  • оформление права собственности на приобретенный участок путем регистрации состоявшегося перехода в Росреестре и получения Выписки из Единого государственного реестра недвжимости.

Если же участок предоставляется первый раз, порядок действий существенно расширится:

  • с помощью публичной кадастровой карты необходимо подобрать наиболее оптимальный вариант участка, который соответствует всем требованиям, предъявляемым к участку для строительства для конкретной семьи;
  • обращение в уполномоченные региональные или муниципальные органы о предоставлении такого участка с указанием его расположения на кадастровом плане или схеме участка;
  • заявление рассматривается и, в случае, если у подавшего его есть право на предоставление земли на льготных основаниях, ему сообщается о предварительном одобрении предоставления участка;
  • после вынесения такого решения заявитель за свой счет должен осуществить межевание участка и поставить его на кадастровый учет;
  • после получения Выписки из Единого государственного реестра недвижимости подается основное заявление о предоставлении участка, подкрепленное имеющимися кадастровыми и межевыми документами;
  • на основании полученных документов выносится Распоряжение или Постановление о предоставлении участка путем заключения соглашения о его передаче в собственность;
  • подписывается соглашение о передаче участка в собственность;
  • на основании такого соглашения осуществляется регистрация права собственности в Росреестре.

Если заявитель никакими льготами не обладает, то после подачи первичного заявления и проведения межевых и кадастровых работ относительно конкретного участка, в течение тридцати дней с момента подачи второго заявления уполномоченные органы публикуют извещение о предоставлении земельного участка в специально аккредитованных средствах массовой информации. Если на этот участок поступит несколько заявок (срок на их подачу составляет в разных регионах от десяти до двадцати дней с момента публикации извещения), то предварительное одобрение отменяется, и участок передается на возмездной основе победителю объявленного аукциона.

Необходимые документы

Для того, чтобы оформить и реализовать свое право на получение земельного участка, следует подготовить пакет сопровождающих документов, в который будут входить:

  • заявление о предоставлении земельного участка в пользование или собственность для осуществления строительства, в том числе именуемого индивидуальным жилищным (заявлений подается два, так как после рассмотрения первого происходит оформление кадастровых и межевых документов на участок, а по итогам второго решается вопрос о заключении договора передачи земли);
  • паспорта или иные документы, удостоверяющие личность, для всех членов семей, которые проживают вместе с заявителем;
  • документы, которые могут подтвердить наличие прописки на территории того региона, в котором планируется подавать документы на получение участка;
  • справка, полученная в органах местного самоуправления, о том, что ранее заявитель не использовал свое право на предоставление земельного участка ни по одной из существующих категорий;
  • документы, которые подтверждают льготы на получение земельного участка по одной или нескольким категориям принадлежности (если есть несколько оснований для предоставления льгот, то лучше обозначить их все, так как это позволит расширить возможности для получения, так как может появиться возможность включиться в разные очереди для предоставления земли);
  • на участок готовятся кадастровые и межевые документы, если ранее в отношении него не была осуществлена постановка на кадастровый учет, и не было проведено межевание.

Весь пакет документов, кроме межевых и кадастровых, необходимо собрать до подачи первичного заявления, так как некоторые из них могут готовиться длительное время и не быть готовы к моменту подачи второго заявления.

Сроки и стоимость

Срок рассмотрения поданной заявки составляет не менее двух месяцев с момента подачи первичного заявления, так как рассмотрение каждого из поданных заявлений может занимать до тридцати дней с момента их подачи. Также следует учитывать срок проведения межевых работ, который по времени занимает не менее двух недель.

Общий срок оформления земельного участка для строительства таким образом может составить от трёх месяцев до полугода.

Стоимость оформления участка складывается, в зависимости от того, на безвозмездной основе он оформляется или выкупается по результатам специально проведённых торгов.

Общая стоимость оформления земли выглядит следующим образом: стоимость участка + стоимость межевых работ + стоимость оформления права собственности. Каждая из величин может колебаться в зависимости от региона.

Причины отказа

Отказать в предоставлении участка могут как на этапе рассмотрения первичного заявления, так и на этапе рассмотрения основного.

Причин для этого может быть несколько:

  • заявление подано лицом, которое не имеет права на предоставление участка без торгов либо уже однажды такое право реализовало;
  • на момент подачи заявления на участок уже проводилась процедура регистрации, но она еще не была завершена (то есть участок стал объектом притязаний третьих лиц);
  • участок находится в пользовании некоммерческих организаций, которые занимаются осуществлением садоводческих и огороднических целей;
  • на участке расположены здания в завершенном и незавершенном состоянии, которые принадлежат другим лицам на юридически оформленном праве собственности;
  • участок полностью изъят из оборота или частично ограничен в нем;
  • земля зарегистрирована для государственных и муниципальных нужд;
  • площадь участка, которую указал заявитель, больше максимальной, установленной в регионе, или не может быть предоставлена из-за отсутствия участков такого размера;
  • в отношении выбранного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления.

Получить участок от государства возможно для осуществления различных видов строительства как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Для реализации своего права его надо тщательно подготовить.

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/predostavlenie/stroitelstva-doma.html

По закону
Добавить комментарий