Публичная форма собственности земельного участка и ее особенности

Содержание
  1. Формы собственности на землю
  2. Что значит публичная собственность земельного участка
  3. Собственность на землю
  4. Особенности приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований (Гряда Э
  5. Земельный участок
  6. PRO новостройку 7 (499) 703-51-68 (Москва)
  7. Что такое публичная собственность на землю в РФ
  8. Что такое публичная форма собственности?
  9. Особенности публичной собственности на землю
  10. Формы и виды собственности на земельные участки: что они означают?
  11. Земельная собственность
  12. История страны как история собственности
  13. Земельные отношения
  14. Форма собственности земельного участка
  15. Право собственности на земельный участок
  16. Приватизация земельного участка в собственность
  17. Общая долевая собственность земельного участка
  18. Публичная собственность, муниципальная собственность
  19. Что такое публичная собственность на земли и недвижимость, отличие от частной
  20. Публичная собственность
  21. Права государства на землю
  22. Собственность муниципалитетов в отношении земель
  23. Отличие публичной собственности от частной
  24. Права частных лиц на земли в публичной собственности
  25. Порядок пользования землями в публичной собственности

Формы собственности на землю

Публичная форма собственности земельного участка и ее особенности

Раньше была одна форма собственности – государственная, и один субъект права собственности на землю – государство.

Земля была национализирована и обращена в собственность государства.

Все сделки с землёй запрещались. С 90-х гᴦ. XX в. начались дискуссии о частной собственности на землю (в законе ʼʼО земельной реформеʼʼ, на съездах народных депутатов). Пошёл процесс формирования и развития форм собственности (в том числе и на землю).

Ст.ЗЗК РСФСР 1991 ᴦ. закрепляла определённые формы собственности на землю:

1) государственная

2) частная

3) колхозно-кооперативная

4) коллективно-долевая

Коллективно-долевая форма собственности По сути она относится к частной форме собственности.

Колхозно-кооперативная форма собственности на землю

Советскому законодательству была известна колхозно-кооперативная форма собственности, но не на землю, а на имущество и другие средства производства, принадлежащие артелям, колхозам и т.д.

Почему закреплена эта форма собственности? ЗК РСФСР был принят в 1991 года, а указ Президента РФ, по которому предписано начать процесс реорганизации колхозов и совхозов, датируется 27 декабря 1991 ᴦ.

Закрепляя формы собственности, законодатель принял компромиссный вариант.

Ст.9 Конституции РФ закрепляет несколько форм собственности:

1) государственная собственность

2) частная

3) муниципальная

Этот перечень открытый. Говорится о возможности появления новых форм собственности (в том числе и на землю).

Частная форма собственности на землю

Высказывались предположения о том, что введения этой формы позволит заполнить рынок.

Для действования определённых форм хозяйствования на земле должны быть соответствующие хозяйственно-экономические условия.

При введении НЭПа крестьянам была дана некоторая экономическая, хозяйственная свобода, ʼʼотдушинаʼʼ.

Благодаря этому рынок был заполнен недорогой продукцией в кратчайшие сроки. Земля уже была в государственной собственности.

Потом началась коллективизация: крестьян в массовом порядке отправили в с/х артели. Проблемы:

1) всœе предписания артелям направлялись сверху (часто, людьми, не имеющими специальных знаний в этой области)

2) доходы распределялись между работниками по трудодням, а не по результату.

Проведение сплошной коллективизации привело к противоположному от ожидаемого результату.

Форма собственности – государственная.

Сочетание государственной и частной форм собственности должно было дать положительный результат.

Частная форма собственности на землю закреплена:

· в ЗК РФ (гл. III ʼʼСобственность на землюʼʼ. Ст. 15 ʼʼСобственность на землю граждан и юридических лицʼʼ)

· в ст.36 Конституции РФ закреплено основное право граждан на получение в частную собственность земельных участков.

· в ст. 17 закона Свердловской области от 29.12.95 ᴦ. № 40-ОЗ “О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области”.

Не передаются в частную форму собственности:

· земельные участки, занятые объектами историко-культурного наследия;

· земельные участки, занятые государственными природными заповедниками, национальными и природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками, ботаническими садами и другими особо охраняемыми природными территориями;

· земельные участки, находящиеся в границах курортов, санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений;

· земли общего пользования в посœелœениях (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие территории и акватории).

С долевой формой собственности связывается определœение доли каждого участника. Доли будут равными, в случае если иное не предусмотрено законом или соглашением между всœеми участниками долевой собственности.

С долевой формой собственности связывается также и право преимущественной покупки – оно принадлежит участникам соглашения.

Распоряжение земельным участком, находящимся в частной собственности, осуществляется по соглашению участников либо по решению суда. Выводы:

1) с учётом исторических традиций в России фактически была ограничена частная собственность на землю

2) купля-продажа земельных ресурсов в целом должна быть оценена как положительное явление. При этом нужно создать надлежащие экономические условия разумного хозяйствования на земле. Сегодня 4 млн. гектаров плодородных земель не обрабатываются должным образом.

3) при частной форме собственности на землю собственники свободно владеют, пользуются и распоряжаются землёй. При этом свобода предполагает строгое соблюдение целœевого назначения земель в рамках законодательства.

Государственная форма собственности на землю

Государственная форма собственности на землю предусмотрена:

· в ст.16, 17 3К РФ

· в ФЗ ʼʼО разграничении государственной собственности на землюʼʼ (от 17.07.01 ᴦ. № 101-ФЗ) на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

В соответствие со ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан и их объединœений, юридических лиц либо в муниципальной собственности.

Федеральные земли определяются в процессе их разграничения с иными (ᴛ.ᴇ. находящимися в иной форме собственности) земельными участками. При этом обязательно учитывается общегосударственный интерес.

К федеральным землям относятся земельные участки:

‣‣‣ необходимые для нужд обороны

‣‣‣ занятые космическими системами

‣‣‣ занятые объектами ядерной энергетики

‣‣‣ занятые федеральным желœезнодорожным транспортом

‣‣‣ на которых расположены курортные зоны

‣‣‣ на которых расположены заповедники.

Порядок отнесения земель к федеральным, их разграничения с землями субъектов федерации определяется ФЗ ʼʼО разграничении…ʼʼ

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в муниципальную собственность, а также гражданам и юридическим лицам (для строительства, занятия с/х производством и иных целœей).

Муниципальная форма собственности на землю

В соответствие со ст. 1 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28.09.95 ᴦ. № 154-ФЗ: муниципальная собственность – это собственность муниципального образования.

Муниципальная собственность – это земли, находящиеся в ведении муниципальных образований.

По общему правилу: земли, находящиеся в пределах черты муниципального образования (не всœе), могут составить муниципальную форму собственности.

На территории муниципального образования могут находиться земли федерального значения, земельные участки граждан и юридических лиц.

В муниципальную собственность бывают приобретены земли с аукциона, а также возможна передача земельных участков для развития МО (даже если эти земли не входят в черту МО – в данном случае граница как бы ʼʼотодвинœетсяʼʼ).

На землях, относящихся к муниципальной собственности, находятся:объекты муниципального значения (школы, больницы, детские дошкольные учреждения, муниципальное жильё и т.п.) дороги, подъезды, площади (ᴛ.ᴇ. земли общего пользования).

Земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду или на других основаниях.

Все вопросы, связанные с муниципальной формой собственности, решают органы местного самоуправления.

См. ст.19 ЗК РФ.

  • – Формы собственности на землю.

    Государственная собственность на землю – земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Управление и распоряжение землями, находящимися в государственной собственности осуществляется органами исполнительной… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/khozyaystvo/view/533010_formy_sobstvennosti_na_zemlyu

    Что значит публичная собственность земельного участка

    Что значит публичная собственность земельного участкаСтатья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении ЗК РФ) устанавливает критерии разграничения государственной собственности на землю.

    Ключевыми из них являются следующие: на земельном участке находится здание, строение или сооружение, принадлежащее соответствующему публично-правовому образованию, и (или) публично-правовое образование предоставило данный земельный участок территориальным органам этого образования, его унитарным предприятиям или некоммерческим организациям.

    Собственность на землю

    Положения пункта 1 статьи 19 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 декабря 2011 г.

    N 423-ФЗ) применяются к отношениям, связанным с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества в собственность субъекта РФ — города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность и возникшим после дня вступления в силу названного Федерального закона Федеральным законом от 22 июля 2008 г.

    Особенности приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований (Гряда Э

    Так законопроектом предлагается сократить сроки проведения камеральной проверки, учитывая современные системы контроля финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

    Кроме того, предметом повторной выездной налоговой проверки на основании уточненной налоговой декларации с уменьшением исчисленной суммы налога может быть только обоснованность уменьшения налога на основании измененных в уточненной декларации сведений.

    Земельный участок

    Однако как собственник, муниципальное образование строится по той же модели.

    Земля в государственном владении по Гражданскому Кодексу представляет собой национальное достояние, принадлежит всему народу.

    Муниципальные земельные участки – соответственным местным учреждениям.

    Распоряжение землей, находящейся в общем имуществе, имеет свои возможности и ограничения. Во-первых, право такого владения может возникнуть, тогда как частную земельную территорию можно только приобрести.

    PRO новостройку 7 (499) 703-51-68 (Москва)

    Муниципальное образование строится по той же модели лишь в качестве собственника. Но это не значит, что муниципальное владение можно полностью отнести к государственному.

    Образование прав и объектов в публично-правовой сфере происходит не так, как на уровне государства.

    К национальным достояниям относят любую землю , право на которую есть у государства .

    Если соблюдены все требования действующего законодательства.

    Что такое публичная собственность на землю в РФ

    Публичную землю можно взять в аренду с последующей приватизацией.

    Отчуждение публичных земель находится в ведении комитетов и фондов, наделенных государством сообразными полномочиями.

    Лучше понять структуру и содержание публичной собственности, поможет следующая схема: Здравствуйте! У меня вопрос такого плана: Продается участок л п х не далеко от города, участок находится в аренде у продавца, цена на участок дешевле на 30% чем такие же в том же населенном пункте, но в собственности.

    Что такое публичная форма собственности?

    В то время как частная собственность может быть заменена (при помощи государства) только на равнозначную квартиру; Публичная форма собственности активно практиковалась в Советском Союзе.

    Сегодня многие жилые дома находятся в собственности государства.

    Но данный ряд преимуществ делает их во многом не хуже частной недвижимости. У таких московских квартир существует всего два минуса, которые для многих являются серьезными.

    Особенности публичной собственности на землю

    принадлежащие муниципалитетам.

    Если рассматривать право собственности в целом, то в качестве субъекта принято рассматривать тех, кто обладает этим правом в отношении того или иного объекта.

    Что касается именно публичной собственности на землю, то субъектами здесь выступают государство в целом, его регионы или муниципальные образования.

    Непосредственно распоряжаться государственными землями уполномочены органы власти федерального и регионального уровней.

    Формы и виды собственности на земельные участки: что они означают?

    Право частной собственности физ.лиц отдельно обговаривается в Ст.15 ЗК РФ .

    Там подробно описываются все права собственника.

    В частности, подчеркивается, что человек может владеть и полностью распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению. Собственник имеет право не только владеть землей . но и право отчуждения (передавать права) в установленном порядке.

    Источник: http://urdexp.ru/chto-znachit-publichnaja-sobstvennost-zemelnogo-uchastka-80754/

    Земельная собственность

    Перейти к следующей статье

    Возвращение частной собственности на землю положило начало формированию и развитию рынка земли – важной составной части рынка недвижимости. 

    История страны как история собственности

    На протяжении веков земельная собственность в России служила экономической основой власти феодалов, первым серьезным потрясением для которой стала земельная реформа 1861 г.

    Попытке более активного внедрения в сельское хозяйство капиталистических отношений ─ cтолыпинской аграрной реформе 1906-1907 г.г.

    ─ не суждено было предотвратить последовавшие через десятилетие кардинальные изменения в жизни государства, одним из знаковых символов которых стал отменивший частную собственность на землю Декрет о Земле. Семь десятилетий социалистического строительства закончились ренессансом рыночных отношений.

    Процесс экономических преобразований в землепользовании существенно ускорился после того, как закон предоставил каждому гражданину право на приобретение в собственность земельного участка.

    Земельные отношения

    Земельные отношения – т. е. отношения по поводу владения, пользования и распоряжения землей – в части, не противоречащей земельному, лесному и водному законодательствам и ряду специальных федеральных законов, регулируются гражданским законодательством.

    Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица и государство. В зависимости от прав на землю участники земельных отношений могут быть собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, обладателями сервитута.

    Собственники земельного участка имеют право его продать, подарить, отдать в залог, сдать в аренду.

    Землепользователи владеют и пользуются земельными участками на правах постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования, землевладельцы – на праве пожизненного наследуемого владения, а арендаторы – по договору аренды или субаренды. Обладатели сервитута обладают правом ограниченного пользования чужими земельными участками.

    Форма собственности земельного участка

    К формам земельной собственности относятся государственная и частная земельная собственность.

    Государственная собственность представлена тремя «ветвями»: федеральной, собственностью субъектов Российской Федерации и муниципальной.

    Земельные участки в федеральной собственности ─ это участки, признанные таковыми федеральными законами или приобретенные Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Муниципальная земельная собственность включает все земли в пределах населенных пунктов, за исключением находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность.

    Муниципальная собственность на земельные участки реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения муниципального образования.

    Одним из видов хозяйственной деятельности муниципалитетов и важным источником пополнения бюджета является аренда земельных участков муниципальной собственности.

    Частная собственность на земельные участки позволяет реализовывать свои интересы отдельным гражданам и их группам. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

    Право собственности на земельный участок

    Собственность – вид общественно-экономических отношений. А право собственности – совокупность юридических норм, их регламентирующих.

    Один из важнейших объектов прав собственности – земельные участки.

    Право собственности земельное право истолковывает как совокупность прав владения, пользования и распоряжения имуществом.

    Право собственности на землю – не константа, оно может возникать и прекращаться. Например, общая собственность на земельный участок возникает при объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам.

    Если происходит раздел земельного участка долевой собственности, то у ее участника, по заявлению которого осуществляется выдел, возникает право собственности на образуемый земельный участок, и одновременно с этим утрачивается право долевой собственности на измененный земельный участок.

    Право собственности на земельный участок прекращается в силу разных причин.

    Основанием для этого могут быть: отказ собственника от права собственности, отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, выкуп земельного участка в собственность государством для государственных и муниципальных нужд и проч.

    В условиях рынка один из наиболее очевидных путей стать собственником земли – покупка земельного участка в собственность.

    За исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, предоставление земельного участка в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Подробнее о покупке земли Вы прочитаете в статье

    Впрочем, существует возможность получить земельный участок в собственность бесплатно. Так, бесплатное получение в собственность земельного участка, в т. ч. для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), предусмотрено законодательством для многодетных семей.

    Бесплатная передача земельного участка в собственность граждан осуществляется из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

    Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, подают заявление на собственность земельного участка в письменной или электронной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

    Приватизация земельного участка в собственность

    Перевод в собственность земельного участка осуществляется в процессе приватизации, в результате которой граждане становятся собственниками земли, находившейся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, но при этом являвшейся государственной или муниципальной собственностью.

    Одно из наиболее распространенных оснований для приобретения права собственности на земельные участки гражданами и юридическими лицами – приватизация находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения.

    Если не оформить земельный участок в собственность, распорядиться им как недвижимым имуществом будет достаточно сложно.

    Для граждан оформление земельного участка в собственность, ранее предоставленного им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, а также переоформление земельного участка в собственность, предоставленного в постоянное пользование государственным или муниципальным унитарным предприятием никакими сроками не ограничивается. Подробнее о приватизации земельного участка в собственность читайте в статье.

    Но приватизация не всегда возможна. Не допускается продажа земельных участков в собственность, занятых муниципальным или государственным жилым фондом. Не подлежат приватизации спорные земельные участки.

    Единственным доказательством существования права на земельный участок является государственная регистрация права собственности земельного участка (регистрация земельного участка в собственность) – юридический акт признания и подтверждения государством прав собственника. Зарегистрированное право можно оспорить только в судебном порядке.

    Удостоверяет государственную регистрацию прав свидетельство установленной формы – свидетельство о собственности земельного участка. Сегодня документы на собственность земельного участка выданы миллионам россиян.

    Общая долевая собственность земельного участка

    Общая собственность ─ собственность двух или более лиц на одно и то же имущество ─ может быть долевой и бездолевой.

    Общая долевая собственность земельного участка (иногда говорят «общедолевая собственность на земельный участок») может возникнуть, например, если в общей долевой собственности находится расположенный на нем приватизируемый жилой дом.

    В полной мере право собственности на земельную долю у участника долевой собственности появляется только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Только в этом случае возможна продажа долевой собственности земельного участка.

    Земельный участок в долевой собственности в случае выдела из него доли (или долей) сохраняется, но в измененных границах.

    Своего рода суррогат права собственности на землю ─ земельный пай. Земельный пай в собственность получали во время приватизации сельскохозяйственных земель работники уже исчезнувших колхозов и совхозов.

    Исторический опыт России наглядно убеждает: успешное развитие страны невозможно без общественного консенсуса в земельном вопросе, в том числе вопросе собственности на землю.

    Отказ от частной собственности и полное огосударствление земли, равно как и сосредоточие всех земельных ресурсов в руках небольшой группы населения, не способствуют эффективному использованию земельных ресурсов.

    Существование полноценного земельного рынка – обязательного условия способной обеспечить благосостояние общества рыночной экономики – возможно лишь при наличии большого числа земельных собственников.

    22 октября 2013 г.

    Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье

    Источник: http://zakadom.ru/zemelnaja_sobstvennost

    Публичная собственность, муниципальная собственность

    Публичная собственность, муниципальная собственность

    Важное значение здесь имеет соотношение государственной собственности и потенциала государства.

    Эффективно управляемая государственная собственность способствует увеличению государственных ресурсов, а значит и повышению потенциала государства.

    Но соответственно, если государственная собственность управляется не эффективно, то это способствует понижению потенциала государства.

    2015-08-10

    13.72 KB

    0 чел.

    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

    Реферат

    «Публичная собственность, муниципальная собственность»

    Введение

    1.Публичная собственность

    2.Муниципальная собственность

    Заключение

    Список литературы

    Введение

     В соответствии с ст. 8 Конституции, ст. 212 ГК в Российской Федерации, выделяются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

    Соответственно, имущество может находиться в собственности граждан, в собственности юридических лиц, в собственности государства и в собственности муниципальных образований.

    Права всех собственников защищаются одинаково.

    1.Публичная собственность

     Публичная собственность – это государственная и муниципальная собственность.

     Государственная собственность на землю имеет сложный состав.

     В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК, в Российской Федерации выделяют две формы государственной собственности:

    • федеральная собственность (собственность Российской Федерации в целом);

    • собственность субъектов Российской Федерации (собственность республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономных областей, автономных округов).

     От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти (в поле своей компетенции, установленному актами, определяющими статус этих органов).

    В случаях , установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

     В настоящее время объекты исключительной государственной собственности приводятся, в частности, в ст. 27 ЗК, ст. 5 Федерального закона № 170 «Об использовании атомной энергии», ст.

    5 Федерального закона № 76 «Об уничтожении химического оружия» и некоторых иных законодательных актах.

    К таким объектам отнесено имущество для общего пользования и имущество, обеспечивающее безопасность, обороноспособность, стратегические и иные публичные интересы государства.

     Это следующие объекты:

    1)государственные заповедники, национальные парки;

    2)зданиями для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации;

    3)здания военных судов;

    4)объекты федеральной службы безопасности;

    5)объекты использования атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

    6)объекты Федеральной службы исполнения наказаний;

    7)инженерно-технические сооружениями, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и Государственной границы РФ;

    8)т. д.

     ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» указывает, что в федеральной собственности могут находиться следующие участки земель:

    1)земли лесного фонда; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности и безопасности;

    2)земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения находятся в федеральной собственности:

    а)если на этих земельных участках находится недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

    б) если эти земельные участки предоставлены органу государственной власти РФ, его территориальному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданные органами государственной власти РФ;

    в)если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации;

    г)если под земельными участками находятся участки полезных ископаемых федерального значения;

    3)участки земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности РФ.

     К тому же, государство не допускает  приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ.

     Здесь можно особо отметить, что, в соответствии с п. 2 ст. 214 ГК, земля, не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, является государственной собственностью.

     Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и иные функции, в соответствии со ст. 9 и 10 ЗК РФ, и в качестве собственника земельных участков – в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и иные собственники земельных участков. В соответствии со ст. 124 ГК РФ, в случае заключения сделок с землей Российская Федерация и ее субъекты выступают на одинаковых началах с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами.

     Важное значение здесь имеет соотношение государственной собственности и потенциала государства.

    Эффективно управляемая государственная собственность способствует увеличению государственных ресурсов, а значит и повышению потенциала государства.

    Но соответственно, если государственная собственность управляется не эффективно, то это способствует понижению потенциала государства.

    2.Муниципальная собственность

    Муниципальная собственность – это, в соответствии со ст.

    215 ГК,  имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также иным муниципальным образованиям.

    От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления, т. е. они являются субъектами муниципальной собственности.

     В России муниципальная собственность на законодательном уровне считается самостоятельной формой собственности.

     Право собственности на земельные участки у муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. 

     Территорию муниципального образования составляют земли городских и сельских поселений; земли общего пользования; зоны отдыха; земли, необходимые для развития поселений, и иные земли в границах муниципального образования.

    В соответствии со ст.

    19 ЗК, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

     Здесь также необходимо отметить, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не выделяются.

     В соответствии со п. 5 ст.

    19 ЗК, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность; земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность иного муниципального образования в целях их предоставления в постоянное (бессрочное) пользование (в соответствии со ст. 20 ЗК), в безвозмездное срочное пользование (в соответствии со ст. 24 ЗК) и т. д.; земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам в соответствии со ст. 28 ЗК.

     Относительно гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки следует отметить, что, в отличие от государственной собственности, она может возникать также на бесхозяйные земельные участки, от которых отказались собственники.

     Участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам, юридическим лицам, органам местного самоуправления и созданным ими некоммерческим организациям, муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям.

    Заключение

     Для чего же необходима публичная собственность?

     Каждое государство должно думать о своей безопасности, и  не только военной, но и об экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и т. д.

    Также государство выполняет действия для обеспечения достаточного прожиточного минимума населения, для выполнения своих публичных задач. Публичная собственность является важным инструментом для обеспечения публичных интересов населения.

    А для всего этого необходима соответствующая материально-техническая и финансовая база.

     Публичная собственность охватывает те области, которые не интересны субъектам частной собственности из-за высоких издержек, низкой прибыли, значительной возможности убытков и т.п.

     Главный аспект – это эффективность управления публичной собственностью и внесение новшеств.

    Список литературы

    1.  Конституция Российской Федерации;
    2.  Гражданский кодекс Российской Федерации;
    3.  Земельный кодекс Российской Федерации;
    4.  Федеральный закон № 101 «О разграничении государственной собственности на землю»;
    5.  http://ua.coolreferat.com;
    6.  http://all-books.biz;
    7.  http://www.aup.ru/.

    Источник: http://refleader.ru/jgernapolqasjge.html

    Что такое публичная собственность на земли и недвижимость, отличие от частной

    Что такое публичная собственность на земли и недвижимость, отличие от частной

    С распадом Советского Союза, все недвижимое имущество, которое при существовавшем ранее режиме считалось собственностью государства, плавно перешло во владения Российской Федерации, которая была объявлена правопреемницей СССР. Примерно такое же положение было введено в отношении всего недвижимого имущества во всех вновь образовавшихся на постсоветском пространстве стран.

    Однако вновь выбранный режим подразумевал ограничение права государства во владении имуществом и другими экономическими благами в пользу частных лиц.

    Но сразу передать все земли и здания во владение граждан было не целесообразным.

    Таким образом, в России были внедрены понятия частной и публичной собственности.

    Публичная собственность

    Понятие публичной собственности, как уже говорилось, появилось в законодательстве Российской Федерации лишь после распада СССР. Публичная форма собственности на квартиру или землю — это права государства, его субъектов на владение, пользование и распоряжение имуществом.

    Однако у такого права, в отличии от частной собственности, есть некоторые ограничения:

    1. Указанные правомочия не могут реализоваться в интересах отдельных граждан, за исключением случаев социальной поддержки уязвимых слоев населения.
    2. Прибыль, полученная в результате реализации полномочий, может быть использована лишь для обеспечения социально-экономических нужд общества.
    3. Порядок использования такой собственности и конкретные случаи должны быть отражены в НПА и доступны для публичного ознакомления.
    4. Распоряжение таким имуществом осуществляется лишь лицами, специально уполномоченными на то народом России, Конституцией и законами.

    Таким образом, ограничивается возможность государства и отдельных должностных лиц злоупотребить предоставленными полномочиями.

    Не стоит забывать о том, что согласно Конституции публичная форма собственности значит, что принадлежит оно всему обществу в целом, а не только государственным органам и должностным лицам.

    Но в целом, в зависимости от вида публичной собственности указанные ограничения могут быть расширены либо сокращены.

    Права государства на землю

    Перед тем, как начать разбираться с субъектами права публичной собственности на земельные владения, необходимо уточнить, что из себя представляет государство. В случае с Российской Федерацией, согласно законодательству, государством принято называть совокупность федеральных органов власти.

    Это очень важно, ведь публичная собственность включает в себя и имущество федеральных органов и имущество региональных структур власти. Но между тем по правовому статусу земля под контролем федеральных органов отличается от владений региональных властей.

    Так, в перечень земель, находящихся в государственной собственности, относятся следующие виды:

    • земли заповедников и иных природоохранных зон;
    • земли приграничных территорий;
    • земли путей федерального значения;
    • места расположения стратегических полезных ископаемых;
    • зоны могильников вредных отходов;
    • территории лесов и водных объектов.

    Все остальные земли являются собственностью муниципалитетов и ими могут распоряжаться лишь региональные власти.

    Собственность муниципалитетов в отношении земель

    Региональные власти, власти населенных пунктов правомочны самостоятельно распоряжаться находящимся в их владении публичными земельными участками. Распоряжение муниципальной собственностью должно производиться в рамках установленных Конституцией и законами Российской Федерации.

    Распоряжаться муниципальные власти вправе:

    • землями сельскохозяйственного назначения;
    • территориями населенных пунктов, не находящихся в частной собственности.
    • землями запаса.

    Для обеспечения нужд общества земля или квартира могут быть реквизированы и переведены из частной собственности в публичную, муниципальную собственность. Общими формами изъятия частных земельных владений являются:

    • национализация;
    • конфискация;
    • реквизиция.

    Права муниципалитетов в отношении земель в публичной собственности ограничены также территориями соответствующих административно-территориальных образований.

    Один субъект федерации не вправе вмешиваться в процессы реализации прав другого.

    Возникающие в этой связи споры между различными муниципальными органами одного уровня разрешаются соответствующим федеральным органом.

    Отличие публичной собственности от частной

    Главной отличительной особенностью публичной формы собственности, как уже говорилось, является отсутствие конкретных лиц, кому данная собственность принадлежит.

    Как определяет Конституция РФ, публичное имущество, находящееся в распоряжении государства или муниципальных образований принадлежит всему народу, и блага от ее эксплуатации предназначаются для выполнения обязанностей государства и муниципалитетов перед гражданами.

    Частной же собственностью могут распоряжаться конкретные лица, которые правомочны пользоваться благами, полученными в результате пользования такими землями по своему усмотрению в форме и целях, не запрещенных законодательством.

    Помимо указанного отличия существуют и следующие разграничения:

    1. Фискальная особенность – публичные земли не облагаются налогом, в отличии от частной форм распоряжения землями.
    2. Особенности распоряжения – земли в публичном владении не могут быть переданы конкретным частным лицам, за исключением случаев, установленных законодательством. Когда как земли в частной собственности находятся в свободном обороте.
    3. Земли в публичном распоряжении не могут быть переданы в собственность иностранных граждан и зарубежных стран, за исключением земель, предоставленных для обустройства посольств и консульств, которые считаются политической территорией соответствующих стран. Частные земли могут быть свободно проданы иностранцам.

    В целом, формы собственности земельного участка регулируются ст. 15-16 Земельного Кодекса РФ. А возможность их оборота четко регламентированы в ГК.

    Права частных лиц на земли в публичной собственности

    Частные лица получают некоторую выгоду от использования земель и иных объектов недвижимости в публичном владении государственными органами.

    Так, прибыль, полученная по итогам коммерческого пользования землями, находящимися в распоряжении у властных структур, направляется на нужды инфраструктуры, на защиту социально уязвимых слоев населения.

    Эти правомочия действуют в отношении земель сельскохозяйственного назначения и территорий населенных пунктов.

    Арендованные земельные участки из данных категорий земель могут быть в последующем приватизированы по согласованию с уполномоченными органами.

    Такими органами считаются органы государственной власти на местах.

    Под особым правовым статусом предоставляются частным лицам участки запаса. В основном особое положение таких лиц заключается в предоставленных налоговых и иных льгот на имеющие в их владении земли запаса.

    Во многом льготы предоставляются из-за того, что эти земли являются не ухоженными и не пригодны к использованию в любых целях.

    А лица, получающие такие земли на правах аренды либо приватизирующие их, могут обустроить их, что значит обеспечения их рационального и выгодного использования.

    Порядок пользования землями в публичной собственности

    Право публичной собственности не ограничено в пользовании землями. Самое главное обеспечение целевого использования земель и направление результатов эксплуатации на общественные нужды.

    А вот порядок использования участков в публичном владении частными лицами четко регламентирован Земельным кодексом РФ. Так, чтобы приобрести право пользования такими землями необходимо:

    1. Подать заявление на получение соответствующей земли на праве аренды.
    2. Выиграть объявленный конкурс (аукцион).
    3. Заключить договор аренды (обустройства) земли.
    4. Зарегистрировать договор в Росреестре.

    Последний пункт осуществлять лично не обязательно. Ведь в любом случае государственный орган, с которым был заключен договор, обязан направить его на соответствующую регистрацию.

    Также использование земли должно соответствовать их целевому назначению. Так, земельные участки, предназначенные для ИЖС, должны быт использованы в целях строительства частного дома.

    Таким образом, публичная собственность на недвижимость является таким же объектом гражданских правоотношений, как и частная недвижимость.

    И лишь в некоторых случаях они могут быть выступать предметом публичных отношений, когда такое требуется исходя из сложившихся политических, социально-экономических условий.

    Источник: https://neuristu.ru/zemlya/publichnaya-forma-sobstvennosti-chto-znachit.html

    По закону
    Добавить комментарий