Публичный сервитут и частный сервитут – чем они отличаются?

Содержание
  1. Компромисс имущественных интересов – публичный и частный сервитут
  2. Публичный сервитут
  3. Причины обременения
  4. Процедура
  5. Основания для прекращения
  6. Частный сервитут
  7. Причины обременения
  8. Процедура оформления
  9. Способы прекращения
  10. Ключевые отличия
  11. Публичный сервитут: как действовать владельцу земли
  12. Публичный сервитут на земельный участок: что это такое и можно ли возразить
  13. Публичный сервитут и частный: в чем разница 
  14. Полезные памятки для работы юриста в 2018 году
  15. По ЗК РФ публичный сервитут можно оспорить
  16. За публичный сервитут на земельный участок можно потребовать плату
  17. Если устанавливает публичный сервитут, хотя есть другие способы прохода, это можно оспорить
  18. Публичный сервитут Земельный кодекс допускает только при отсутствии иных способов прохода и проезда
  19. Необходимость установления публичного сервитута можно проверить с помощью экпертизы
  20. Сервитут на земельный участок: что это такое, виды и формы
  21. Что это такое?
  22. Виды и формы
  23. Публичный
  24. Частный
  25. Для чего нужен
  26. Порядок заключения сервитута
  27. Сервитут и аренда – в чем разница?
  28. по теме
  29. Заключения и выводы
  30. Публичный сервитут. Определение понятия
  31. Госрегистрация публичного сервитута
  32. Определение понятия публичный сервитут в законодательстве
  33. Установление публичного сервитута. Порядок. Цели 
  34. Публичный сервитут и общественные слушания
  35. Основания (цели) установления публичного сервитута
  36. Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора
  37. Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
  38. Рекомендуемые по теме публикации:
  39. Юридическое бюро Юрьева – Публичный сервитут
  40.  Зачем нужен публичный сервитут?
  41.  Как установить публичный сервитут?
  42. I. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута

Компромисс имущественных интересов – публичный и частный сервитут

Публичный сервитут и частный сервитут - чем они отличаются?

Проблема столкновения интересов частного сектора и общественных нужд встала давным-давно — еще в период появления частной собственности. Дилемма была решена умами древних римлян, которые ввели отрасль сервитутного права.

В современном российском законодательстве под сервитутом понимается ограниченное право использовать чужую землю в связи с законной необходимостью. Юридические рамки устанавливает нормативная база.

Необходимость пользования чужим имуществом возникает по разным жизненным обстоятельствам. Это может быть общественная или индивидуальная нужда и, соответственно, за это отвечают публичный и частный земельный сервитут.

Публичный сервитут

Причиной установления публичного сервитута стали государственные и общественные нужды. Например, в процессе электрификации поселка нужно проложить сети через частные земельные участки. Этот случай предусмотрен на законодательном уровне.

Причины обременения

Приведем перечень основных «легальных» причин для наложения публичного обременения на объект недвижимости:

  • расположения на частной земле ж/д путей;
  • необходимость поставить геодезические обозначения и подъезд к ним;
  • необходимые дренажные работы;
  • прогон или выпас скота;
  • частная территория является береговой границей водоема, обеспечивающей доступ к воде для населения;
  • изыскательные работы в научных и практических целях;
  • рыболовство и охота;
  • расположение на частной территории водоема для водозабора или водопоя;
  • для государственных нужд (ремонтные, строительные, восстановительные, дорожные).

Процедура

Правовое применение публичного сервитута лежит в рамках ГК, ЗК и прочих нормативных актов РФ. Процедура его наложения проходит в несколько этапов:

  • подача заявления с просьбой установить сервитут;
  • рассмотрение заявление госорганами;
  • решение выносится на слушании;
  • положительное решение подлежит государственной регистрации.

В некоторых случаях при публичном сервитуте нарушаются права собственника земли. Он имеет право защитить свои интересы, обратившись в суд. Разбирательства такого рода в ведении арбитражных судов на территории РФ.

Кроме того, «частник» может требовать у местных властей, наложивших публичный сервитут, выкупить у него участок и возместить убытки.

Но это только в том случае, если обременение делает использование участка по назначению невозможным.

Также ЗК предусматривает разумную плату за использование участка от лиц, в пользу которых было составлено сервитутное соглашение.

Основания для прекращения

Правовая причина для снятия публичного сервитута:

  • устаревание причин наложения обременения;
  • окончание срока действия, если он был предусмотрен договором (при срочном сервитуте).

Также действие сервитута прекращается из-за уничтожения земельного участка в результате природных катаклизмов (землетрясение, потоп и т. д.).

Независимо от причин прекращения действия обременения, действие закрепляется правовым актом от структур, вынесших изначально решение. Также документ проходит государственную регистрацию.

https://www.youtube.com/watch?v=kNQfgLV9Ce4

Для отмены сервитута не требуются общественные слушания, если иное не прописано в местном законодательстве.

Частный сервитут

В юридической практике чаще встречается частный сервитут. Причина жизненны — споры между собственников земельных участков или владельцем и сторонними юридическими лицами. Компромиссом является частный сервитут.

Главное условие такого обременения в земельном праве — наличие двух участков, один из которых главный (главенствующий), другой — второстепенный (служебный). При этом оба владельца имеют права на свою недвижимость.

Чаще всего такая необходимость возникает, когда земли соседствуют. Иные случаи рассматриваются по другим критериям, прописанным в законодательстве.

Частный сервитут также регулируется ГК РФ, ЗК РФ и прочими законодательными актами.

Причины обременения

Необходимость ограниченного права использования чаще связана с обоснованными нуждами владельца главенствующего надела:

  • свободный проезд через соседский участок к своему;
  • прокладывание систем коммуникаций или необходимых кабелей;
  • пользование колодцем на территории соседнего участка, если нет иных вариантов.

При оформлении такого сервитута всегда указывается его цель, потому что нужна веская причина, чтобы ограниченно пользоваться чужим объектом недвижимости.

Процедура оформления

Если стороны пришли к общему решению и приняли все условия, они могу заключить письменный договор.

В нем обязательно нужно указать сроки обременения, в противном случае, сервитут автоматически будет считаться бессрочным.

Также в документе указывается сумма, которую должно платить лицо, в чью пользу устанавливается сервитут.

После этого соответствующее заявление и пакет документов подается в кадастровый орган, который вносит решение. В случае положительного исхода, документ регистрируется в общем госреестре. Только после этого сервитут становится легальным.

Если соседи не могут договориться, решение принимает суд по исковому заявлению требующей сервитута стороны.

Способы прекращения

Если соглашение предусматривает сроки действия сервитута, то по их истечении он теряет свою правовую силу. Если же соглашение бессрочное, то основанием для его прекращения могут служить:

  • требование собственника;
  • потеря актуальности причины установления обременения;
  • заявление одной из участников договоренности.

Ключевые отличия

Хоть понятия публичного сервитута и частного во многом схожи — они преследуют одну цель, но их правовые «рамки» отличаются. Сравнение представлено в виде таблицы:

Факторы Публичный сервитут Частный сервитут
Объект земля любая недвижимость
Субъект неограниченный круг лиц конкретное лицо
Срок действия — срочный (временный)— бессрочный (постоянный).
Основание установления законодательный акт
  • судебное решение;
  • добровольный договор.
Права собственника земли при затруднении использования участка по назначению требовать соразмерную плату от местных властей, установивших сервитут
  • требовать адекватную плату от лица, в чью пользу установлен сервитут (в любом случае);
  • требовать снять обременение, если его необходимость отпала;
  • требовать в судебном порядке снять сервитут, если из-за него невозможно пользоваться землей по назначению.
Причина интерес государства, местной власти, населения интерес отдельного лица
Способ установления суд;договор;

Компромиссное решение проблем — признак цивилизации. Как примирить общественные интересы с частными, придумали древние римляне.

Этим способом пользуется и современная юриспруденция, активно применяя сервитутное право. Но сервитут — сервитуту рознь.

Для защиты частной собственности и общественных нужд введены разные меры.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/vidy/publichnyj-i-chastnyj-servitut-otlichija.html

Публичный сервитут: как действовать владельцу земли

Публичный сервитут: как действовать владельцу земли

Публичный сервитут ограничил права собственника участка. Компания-собственник может оспорить решение администрации или заставить платить за ограничение. Как действовать правообладателю, зависит от обстоятельств.

Публичный сервитут налагает ограничения для собственника на распоряжение своим участком. Публичный сервитут – это возможность использовать чужую землю (ст. 23 ЗК РФ).

Часто публичный сервитут на земельный участок устанавливают субъекты РФ и органы местного самоуправления. Если собственник не согласен с правовым актом о публичном сервитуте, документ можно оспорить.

Также владелец земли может потребовать плату за ограничение своих прав.   

Публичный сервитут на земельный участок: что это такое и можно ли возразить

Публичный сервитут и частный: в чем разница 

Существует две формы: публичный сервитут и частный. И публичный сервитут, и частный сервитут устанавливают в соответствии с правилами ЗК РФ, а также ст. 274 ГК РФ. От того, публичный сервитут или частный, зависит правовое регулирование вопроса:

  1. Нормы о частном – это п. 1 ст. 23 ЗК РФ. О таком сервитуте стороны правоотношений могут заключить соглашение. Также суд вправе вынести решение о таком сервитуте на основании иска частного лица.
  2. Нормы о публичном сервитуте Земельный кодекс содержит в п. 2 ст. 23.  В соответствии с Земельным кодексом публичный сервитут устанавливается законом либо иным правовым актом, причем только с учетом итогов общественных слушаний.

Полезные памятки для работы юриста в 2018 году

Порядок установления публичного сервитута состоит из нескольких этапов:

  1. Инициатор направляет соответствующее заявление в органы местного самоуправления или субъекта РФ.
  2. Госорган рассматривает заявление и назначает публичные слушания.
  3. В ходе слушаний ведут протокол. На заседании должны присутствовать все заинтересованные стороны, в том числе собственники земли, которой коснется обременение.
  4. По итогам слушаний госорган издает нормативно-правовой акт о публичном сервитуте на земельные участки.
  5. Акт должен пройти процедуру регистрации.
  6. Об установлении публичного сервитута вносят информацию в ЕГРН.

Публичный сервитут устанавливается, когда необходимо обеспечить:

  • свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • ремонт коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещение на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов сетей, подъездов к ним;
  • проведение дренажных работ на земельном участке;
  • изъятие водных ресурсов, водопой;
  • прогон сельскохозяйственных животных;
  • сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использование участка для охоты, рыболовства;
  • проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

По ЗК РФ публичный сервитут можно оспорить

Если правообладатель считает, что публичный сервитут нарушает его права, он вправе оспорить нормативный акт. Как правило, споры между правообладателем и органом власти возникают по двум причинам собственника участка не устраивает:

  • оплата (наличие задолженности) за пользование его землей;
  • сам факт установления публичного сервитута.

В обоих случаях препятствовать доступу и загораживать проход через свой участок нецелесообразно. Чтобы защитить свои права, нужно обращаться в суд.

За публичный сервитут на земельный участок можно потребовать плату

Владелец земли, в отношении которой устанавливается публичный сервитут, может взыскать за это сумму, которая будет соразмерной плате за пользование участком (п. 6 ст. 23 ЗК РФ, п. 5 ст. 274 ГК РФ).

Если устанавливает публичный сервитут, хотя есть другие способы прохода, это можно оспорить

Если субъект РФ или орган местного самоуправления злоупотребляет правом, оспорьте его действия.

Публичный сервитут Земельный кодекс допускает только при отсутствии иных способов прохода и проезда

Правообладатель может признать недействующим нормативный акт, который устанавливает сервитут. Такая возможность есть, когда постановление нарушает интересы собственника. Изучите соответствующее постановление.

Обратите внимание, устанавливает ли оно конкретные границы, которые необходимы для прохода, проезда, обосновывает ли площадь, которую запрашивает.

Орган местного самоуправления или субъекта РФ не вправе устанавливать публичный сервитут на весь участок, если не докажет, что нет другого способа обеспечить интересы третьих лиц.

Так, правообладатель оспорил публичный сервитут на земельные участки. Администрация ввела ограничения на землю истца в целях прогона и проезда сельскохозяйственных животных, свободного доступа к прибрежной полосе.

Владелец земли в ходе слушаний предлагал три иных варианта проезда и прохода, а также выступил с инициативой решить вопрос о проезде техники через земельные участки заявителя по соглашению сторон.

Однако акт об обременении приняли без учета его интересов.

Суд отметил, что в постановлении администрация не указала границы используемого участка. Она не определила часть земли, в отношении которой установила сервитут. Суд сделал вывод, что размер необходимой части земли для проезда и прохода никто не выяснял.

Администрация не подтвердила необходимость установления публичного сервитута на всю площадь, которая принадлежит заявителю. Суд признал недействующим постановление администрации (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.09.2011 по делу № А39-465/2011).

Необходимость установления публичного сервитута можно проверить с помощью экпертизы

При необходимости можно обратиться в суд с ходатайством о проведении экспертизы.

Источник: https://www.law.ru/article/21822-publichnyy-servitut

Сервитут на земельный участок: что это такое, виды и формы

Сервитут на земельный участок: что это такое, виды и формы

В большинстве случаев каждый из нас имеет собственность, которая была куплена либо самостоятельно, либо подарена.

Это может быть квартира или собственный дом, где владельцем являетесь только вы. Но иногда встречаются такие случаи, когда земля принадлежит одновременно нескольким владельцам.

Обычно такое происходит, когда имущество переходит по наследству.

Очень часто между равноправными собственниками земельных участков возникают вопросы по поводу распределения пользования общим имуществом. Тут и приходит на помощь создание сервитута. Что же это такое и каков порядок его заключения стоит разобраться более подробно.

Что это такое?

Сервитут представляет собой право на ограниченное пользование недвижимостью.

Он обычно устанавливается, когда человеку нужно проехать или пройти по определенной территории, обслужить или сделать свои дела, которые не могут быть согласованы без такой бумаги.

Как показывает практика, сервитут обычно применяется при проблемах пользования земельным участком. Тут стоит обратить внимание на довольно большое количество таких видов бумаг.

Сервитуты обычно устанавливаются в Гражданском кодексе РФ, а некоторые пункты входят в действие из Земельного кодекса. Отменяется такой документ по тем же законам.

Сервитут устанавливается либо по решению суда, либо при помощи заключения договора между равноправными владельцами земли. Именно собственник участка может подавать заявку на рассмотрение. При этом он не теряет право собственности на недвижимость.

Он может, как и раньше, распоряжаться участком, а также устанавливать плату за пользование сервитутом.

Виды и формы

Если же вы все-таки столкнулись с проблемой разделения имущества, то стоит более тщательно разобраться в вопросе нужных документов. Существует 32 вида сервитута, которые регулируют различные области.

Здесь можно встретить сервитут на пользование землей, дачей или другим имуществом. Сервитуты при частом рассмотрении в большинстве случаев бывают частными и собственными.

Чем они отличаются, стоит разобраться более подробно.

Публичный

Чтобы установить публичный сервитут, потребуется создание акта.

Он может учреждаться для:

  • Проезда или прохода
  • Эксплуатации участка
  • Охоты и рыболовства
  • Изысканий
  • Сельскохозяйственных мероприятий

Созданный сервитут позволяет всем жителям пользоваться землей в целях, которые установлены в документе. Время при такой ситуации обычно не устанавливается. Но бывают случаи, когда при судебном разбирательстве пользование ограничивается определенным сроком.

Публичный сервитут легче получить, так как государство не может отказать населению в предоставлении пользования.

Если же частная организация хочет приобрести в пользование территорию, то тогда законодательный орган может отказать ей, если территории будет наноситься вред. Таким примером можно выделить предоставление территории заказника под охоту.

Частный

Такой вид сервитута обычно используется при совместном пользовании земельным участком.

Он означает, что ваш сожитель может требовать возможность создания условий для пользования вашей землей.

Таким примером может быть прокладывание тротуара как единственного пути для их возможного прохождения до своего участка. Это и есть частный сервитут.

Он прописан в Гражданском кодексе для:

  • Обеспечения полива территории
  • Прохода или проезда граждан
  • Прокладки коммуникаций
  • Для иных нужд

Если ситуация разрешается мирным путем, то тогда сервитут оформляется в виде договора через специалиста. Если же нельзя договориться, то дело идет в суд.

При этом истец – человек, который требует установления сервитута. Ответчик после заключения имеет право потребовать компенсацию с истца за пользование сервитутом. В этом праве ему никто не может отказать.

Об этом стоит помнить и использовать такую возможность несмотря ни на что.

Для чего нужен

Сервитут создается для регулирования отношений между пользователями одного земельного участка. Он позволяет создать деловое взаимодействие, что исключает вариант конфликтной ситуации. Сервитут создается для того, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность всех членов конфликта.

Очень часто при взаимном проживании на совместной территории возникают проблемы проезда.

Во многих домах сохранились такие планировки, где гараж располагается в конце участка.

И если один из владельцев захочет проезжать к помещению, то второй обязан будет предоставить беспрепятственный проезд. И здесь вы сделать ничего не сможете.

Если же вы в такой ситуации оказались ответчиком, то стоит не поднимать панику. Вы можете потребовать от истца компенсацию за пользование сервитутом на вашей земле.

Порядок заключения сервитута

Так как земля всегда рассматривается государством как объект недвижимости, то любые действия и ограничения подлежат рассмотрению и регистрации в соответствующих органах. Информация устанавливается в государственном реестре.

Для проведения таких действий стороны либо заключают между собой договор (скачать образец соглашения в формате MSWord), либо дело рассматривается в суде. В обоих случаях устанавливаются права и плата за использование.

Здесь может рассматриваться как единовременная сумма, так и ежемесячная комиссия.

При подаче документов на получение сервитута, в государственный орган подается квитанция об оплате госпошлины и план сервитута земельного участка. При этом заявителем является человек, который требует выдачи сертификата.

Срок рассмотрения заявки составляет 18 календарных дней. Чтобы расторгнуть данное соглашение, потребуется составление от отказа пользования сервитутом от обеих сторон процесса. В течение 5 дней с момента окончания действий по выдаче сервитута, законодательный орган уведомляет обе стороны.

Сервитут и аренда – в чем разница?

После прочтения информации в интернете многие зададутся вопросом: зачем оформлять сервитут, если есть возможность взять в аренду определенный участок земли? С этим стоит разобраться более подробно.

Самым главным сходством сервитута и аренды выступает то, что оба документа представляют собой право на ограниченное использование чужой собственности. Основными различиями будет являться следующие:

  • Аренда оформляется на любой предмет и объект, а сервитут может быть оформлен только на недвижимость, принадлежащую одновременно обеим сторонам.
  • Сервитут можно получить даже тогда, когда одна из сторон не хочет этого делать. Аренда же является полностью добровольной.
  • Сервитут предполагает выплату компенсации. Если ответчик не хочет, чтобы его земля использовалась кем-то, но уже оформлен сертификат, то он вправе потребовать возмещения средств через суд. Здесь может быть назначен либо единоразовый платеж, либо ежемесячная оплата.
  • Сроки. Аренда устанавливается на определенное время, по истечению которого может быть либо перезаключен договор, либо расторгнуты отношения между сторонами. Сервитут же является постоянно действующим документом. Расторгнуть его можно только через суд при взаимном желании сторон.
  • При заключении договора аренды предполагается, что права собственника будут ограничены при использовании предоставленного имущества. Арендатор вправе это обговаривать в начале деловых отношений. Сервитут здесь имеет существенное отличие. Он полностью предоставляет все права на собственность. Обладатель сертификата может пользоваться недвижимостью без ограничения, но прибыль оттуда он извлекать никак не может.

по теме

Заключения и выводы

Если вы все же столкнулись с проблемой оформления сервитута, то тут стоит еще раз подумать – нужен ли он вам вообще? Конечно, он не ограничивает право собственника на владение и управление землей, но создает немного иные проблемы. Сюда можно отнести то, что при продаже своей части собственник должен обговорить с покупателем условия по сервитуту. Если же эти действия не будут произведены, то сделка через некоторое время может считаться недействительной.

При заключении такой сделки стоит тщательно оформлять все документы и обращать внимание на все возникающие нюансы при оформлении. Тут стоит быть аккуратным и проводить все действия только через государственные органы. Это обеспечит вам в дальнейшем беспроблемное существование.

Источник: http://yurist.help/nedvizhimost/zemlya/predostavlenie/polzovaniya/servitut

Публичный сервитут. Определение понятия

Публичный сервитут. Определение понятия

Основа регулирования частных сервитутов содержится в гражданском законодательстве (статья 274 ГК РФ), публичных сервитутов – в земельном законодательстве (ст. 23 ЗК РФ).

Статья 23 ЗК РФ не содержит определения сервитута, но описывает виды сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков, особенности их установления.

Специфика публичных сервитутов состоит в том, что их установление обусловлено интересами общества, а не отдельного собственника соседнего земельного участка.

Понятие публичного сервитута было введено статьей 23 Земельного кодекса РФ, вступившего в силу с 30.10.2001 года.

Согласно статье 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут на земельный участок устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Госрегистрация публичного сервитута

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (п. 9 ст. 23 ЗК РФ; ст. 52 Закона N 218-ФЗ).

Определение понятия публичный сервитут в законодательстве

Публичный сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком (объектом недвижимости) в интересах неопределенного круга лиц, установленное законом или иным правовым актом Российской Федерации, правовым актом субъекта Российской Федерации, правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Территория сервитута определяется на стадии подготовки документации по планировке территории – проекта межевания.

Публичный сервитут –  право ограниченного пользования чужим земельным участком, установленное законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний по обсуждению документации по планировке территории, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичный сервитут – сервитут, устанавливаемый в отношении земельного участка законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. В нормативных правовых актах, указанных в настоящем пункте Методических рекомендаций, может быть установлена обязанность органа, установившего сервитут, по выплате лицу, земельный участок которого обременен сервитутом, соразмерной платы за сервитут, а также может быть установлен размер данной платы.

Установление публичного сервитута. Порядок. Цели 

В отличие от сервитута частного, который устанавливается либо соглашением сторон, либо на основании решения суда, публичный сервитут устанавливается органами власти или местного самоуправления.

Для установления публичного сервитута не требуется согласие владельца земельного участка, не заключается с ним и соглашение.

Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которым установлен такой сервитут (п. 2 ст. 41 ЗК РФ).

Публичный сервитут, согласно п. 2 ст.

23 ЗК РФ устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. 

Публичный сервитут и общественные слушания

Установление публичного сервитута на земельный участок осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Порядок проведения общественных слушаний может устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого производится информирование населения через СМИ о планируемом установлении сервитута с указанием на способы выражения мнения заинтересованных лиц.

Если, например, постановлением администрации города в отношении земельного участка, принадлежащего организации на праве собственности, установлен публичный сервитут, а общественные слушания не содержат сведений о необходимости в установлении указанного публичного сервитута для обеспечения интересов местного населения или интересов органов местного самоуправления, то в отношении этого земельного участка данный нормативный акт признается недействительным (например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2009 г. по делу N А43-31249/2008-1-452).

Основания (цели) установления публичного сервитута

Исчерпывающий перечень оснований (целей) для установления публичного сервитута установлен положениями пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ. Так, публичный сервитут может быть установлен для:

Оспаривание нормативного акта об установлении сервитута в суде. Подведомственность спора

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке, то есть, требовать в суде признания указанного правового акта недействительным (п. 8 статьи 23 ЗК РФ).

Пунктом 1 статьи 61 ЗК РФ предусмотрено, что … нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.

2013 N 58 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов” заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также, если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает, в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере.

Таким образом, законодатель помимо связи предмета спора с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, определил необходимость установления судом федерального закона, который бы отнес рассмотрение данных дел к компетенции арбитражного суда.

Исходя из положений пункта 8 статьи 23 и пункта 1 статьи 61 ЗК РФ, не содержащих указаний о том, что споры о признании недействующим нормативного правового акта об установлении публичного сервитута отнесены к компетенции арбитражных судов, такие споры не подлежат рассмотрению арбитражным судом.

Учитывая изложенное, за защитой своих прав, в данном случае, следует обращаться не в арбитражный суд, а в суд общей юрисдикции в порядке, изложенном в Кодексе административного производства РФ с административным исковым заявлением о признании недействующим нормативного правового акта РФ, субъекта РФ, или органа местного самоуправления.

Сервитут в отношении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.3 Земельного кодекса РФ (“Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности”) введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Теперь Земельным кодексом предусмотрена возможность установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности).

 Если такой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, с целью заключения соглашения об установлении сервитута необходимо обратиться к землепользователю, землевладельцу, арендатору (п. 1 ст. 39.24 ЗК РФ).

Рекомендуемые по теме публикации:

Определение понятия сервитут (частный сервитут)

Соразмерная плата за сервитут

Примеры решений судов об установлении сервитутов (примеры того, как суды формулируют резолютивные части решений об установлении сервитутов с текстами соответствующих судебных постановлений).

“Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок”; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года

Исковые заявления о сервитуте:

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/publichnyy-servitut-opredelenie-ponyatiya

Юридическое бюро Юрьева – Публичный сервитут

Юридическое бюро Юрьева - Публичный сервитут

Действующее законодательство определяет земельный сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком (ст. 23 Земельного кодекса РФ, ст. 274 Гражданского кодекса РФ).

При этом различают публичный и частный сервитут, срочный и постоянный сервитут.

Публичный сервитут устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты могут устанавливаться для следующих целей:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

В отличие от частного сервитута, который устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

В литературе можно встретить следующее выделение признаков публичного сервитута:

1. устанавливается для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, т.е. по сути, для обеспечения некоего публичного интереса;

2. устанавливается нормативно правовым актом;

3. устанавливается с учетом результатов общественных слушаний.

 Зачем нужен публичный сервитут?

Публичный сервитут устанавливается:

  1. одновременно с принятием решения о предоставлении земельного участка в собственность (постоянное бессрочное пользование, аренду);

  2. после момента предоставления участка в собственность

 Как установить публичный сервитут?

Для установления публичного сервитута необходимо пройти несколько этапов. Среди этапов установления публичного сервитута в юридической литературе различают:

  1. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута;

  2. Рассмотрение заявления органом государственной власти (местного самоуправления) и назначение общественных слушаний;

  3. Организация и проведение общественных слушаний, принятие решения по итогам общественного слушания;

  4. Решение органа государственной власти (местного самоуправления) об установлении публичного сервитута;

  5. Государственная регистрация публичного сервитута.

Разберем каждый этап и определим не только последовательность действий и особенности каждого этапа установления публичного сервитута:

I. Подача заявления об установлении публичного земельного сервитута

Среди лиц, имеющих право на подачу заявления об установлении публичного сервитута, выделяют граждан, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления.

Каждый из перечисленных субъектов имеет возможность обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

Например, интересы членов садоводческих товариществ можно приравнять к интересам местного населения.

Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции нормы Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, которые запрещали регистрацию граждан в жилом строении, возведенном на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства. В его Постановлении от 14 апреля 2008 г. этот запрет признан неконституционным “в той части, в какой ею ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов”.

Принимая во внимание Постановление Конституционного суда РФ и учитывая возможность регистрации членов СНТ в садоводческом товариществе, можно утверждать, что члены СНТ приравнены к местному населению.

Публичный сервитут устанавливается, в том числе в интересах местного населения (ст. 23 ЗК РФ). Следовательно, в интересах членов СНТ возможно установление публичного сервитута.

Одним из нерешенных вопросов на законодательном уровне вопросов остается вопрос о том, куда или в какой орган необходимо обратиться с заявлением об установлении публичного сервитута.

Пробел существует и в определении, каким органом власти (федеральным, субъекта Российской Федерации или местного самоуправления) устанавливается публичный сервитут.

Полагаем, что данная проблема должна решаться на законодательном уровне.

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение федеральных нормативных актов и актов субъектов РФ в области земельных правоотношений органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Полагаем, что вопрос о компетенции органа власти и о том, каким именно органом власти устанавливается земельный сервитут, должен на законодательном уровне субъекта РФ и устанавливаться нормативным актом субъекта РФ или органа местного самоуправления в зависимости от принадлежности земельного участка, на котором устанавливается земельный сервитут.

Источник: http://juryev.ru/publikacii/grazhdanskoe-pravo/191-%E2%80%A6

По закону
Добавить комментарий