Раздел земельного участка для образования нового. законодательство

Содержание
  1. Раздел земельного участка: основные правила процедуры
  2. Определение и нормы закона
  3. Какие участки можно разделить?
  4. Основания и причины раздела
  5. Как разделить?
  6. Когда идти в суд?
  7. Заключение
  8. Образование земельных участков
  9. Способы и виды образования новых участков. Кадастровые процессы и официальная регистрация новообразованных земельных участков
  10. Образование новых участков путем разделения, переделения, соединения участков
  11. Требования к созданию земельного участка путем выдела имущественно законных долей
  12. Образование искусственных земельных участков
  13. Подписание соглашения об образовании участка между собственниками или создание земельных участков по постановлению суда
  14. Порядок образования и прекращения существования земельных участков
  15. Особенности образования земельных участков в границах застроенной территории
  16. Раздел земельных участков. Как это возможно и что необходимо
  17. Нормативное регулирование
  18. Раздел
  19. Выдел земельного участка
  20. Требования
  21. Раздел земельных участков, находящихся в частной собственности
  22. Перечислим документы, которые необходимо предоставить
  23. Итог
  24. Порядок образования земельных участков: изменения в законодательстве
  25. Раздел земельного участка |

Раздел земельного участка: основные правила процедуры

Земельный участок является основным производственным ресурсом как для крупных компаний, так и для физических лиц, которые живут в своих интересах. В некоторых случаях участки должны быть разделены для более качественной эксплуатации этого ресурса.

Как выглядит процедура раздела и какие документы необходимо подготовить?

Определение и нормы закона

Разделом земельного участка признается специальная кадастровая процедура, во время которой на основании существующих данных о межевом состоянии конкретного участка производится раздел его на несколько наделов. При этом, если условия действующего законодательства или пожелания собственника разделяемого участка позволяют, разделяемый участок может быть сохранен в изменённых границах.

Раздел земельного участка находится в ведении сразу нескольких крупных нормативных актов, основными из которых являются Гражданский и Земельный Кодексы Российской Федерации.

На Земельный Кодекс возложена обязанность урегулировать процедуру, связанную с непосредственным разделением существующего земельного участка в срезе осуществления такой возможности с позиций существующих категорий земель.

Вопросы, связанные с регулированием процедуры раздела существующего земельного участка, в том числе, если необходимо сохранить существовавшие ранее границы, регулируются нормами статьи 11.4 данного нормативного акта.

Гражданский Кодекс в свою очередь занимается регулированием всех вопросов, связанных с оформлением возникших прав на новые участки, даже если изначально разделённый участок сохранился в изменённых границах.

Гражданский Кодекс выступает также и в качестве регулятора оснований, при наступлении которых может быть осуществлён раздел (устанавливает режим общей долевой собственности, совместной собственности, порядок совершения сделок с разделённым участком, в том числе, с теми участками, которые находятся в совместном имуществе супругов).

Какие участки можно разделить?

Разделение участков может происходить на основании пожеланий совладельцев исходного надела или в соответствии с постановлением уполномоченного органа по управлению государственным и муниципальным имуществом.

При этом, категория участка, который будет разделяться, значения иметь не будет. То есть разделу могут подвергаться и земли, которые отнесены к категории земель населённых пунктов, и те земли, которые признаны сельхозугодиями.

Последние земли могут быть разделены только с сохранением первоначального участка в изменённых границах.

При разрешении вопроса о возможности разделения того или иного участка ключевую роль будут иметь его качественные характеристики, а именно:

  • Площадь участка, которая не должна быть меньше установленных законом санитарных норм (размер минимального участка должен колебаться от шести до семи соток в зависимости от региона);
  • Наличие на разделяемом участке природных или техногенных объектов, которые могут затруднить эксплуатацию вновь образованного надела (овраги, трансформаторные будки для обеспечения электроэнергией жильцов того или иного дома или улицы, которые устанавливались по решению муниципалитета) и т.д.

При этом, решение о разделе участка принимает не только кадастровый инженер после изучения представленных документов и установления факта соответствия существующего участка санитарным нормам.

Такой раздел должен быть согласован с местной администрацией в лице её руководителя или соответствующего должностного лица.

Необходимость такого согласования объясняется тем, что регистрация произведённого раздела будет осуществляться с внесением соответствующих изменений в существующие кадастровые и иные документы, в том числе, и на уровне местной администрации.

Основания и причины раздела

Раздел существующих земельных участков может быть осуществлён по нескольким основаниям:

  • В случае приобретения участка несколькими совладельцами с целью эксплуатации участка, если было принято решение эксплуатировать его самостоятельно каждому собственнику;
  • В случае, если земельный участок передаётся по наследству (если он находится в собственности у наследодателя или в пожизненном наследуемом владении) нескольким наследникам. При этом, суммарная площадь участка больше минимальной (если три наследника, то 18 соток и больше, четыре — 24 и больше и т.д.);
  • Осуществляется раздел совместно нажитого имущества супругами при принятии ими такого решения или в случае расторжения брака;
  • Желание владельца одного участка образовать несколько новых путём выделения долей в его имуществе для дальнейшего распоряжения долями;
  • В случае, если речь идёт о землях, предоставленных садоводческим некоммерческим товариществам, если участники такого товарищества приняли решение оформить в индивидуальную собственность свои участки (общий надел сохраняется в изменённых границах);
  • Если в процессе эксплуатации арендуемого участка возникла необходимость осуществить перераспределение земель путём его раздела, и такой раздел осуществляется собственником участка по просьбе арендатора.

Как разделить?

Процедура раздела земельного участка на несколько частей выглядит следующим образом.

Пишется заявление о необходимости раздела существующего участка на несколько частей. Данное заявление пишется в адрес администрации и уполномоченные органы.

В течение тридцати дней оно рассматривается на предмет возможности осуществления раздела участка с соблюдением санитарных норм.

Образец заявления о разделе земли доступен по ссылке.

На основании вынесенного решения о возможности такого раздела заинтересованные лица обращаются к кадастровому инженеру с ещё одним заявлением — о проведении работ по разделу. Данные работы являются платными, поэтому, в случае согласия инженера, заключается договор оказания услуг.

Кадастровому инженеру предоставляются все имеющиеся на участок межевые и кадастровые документы, характеризующие участок.

Если у надела несколько собственников, и только один желает осуществить раздел или выделить свою долю в натуральном виде, необходимо предоставить нотариально заверенные согласия остальных владельцев на осуществление раздела. В противном случае вопрос будет решаться в суде.

Скачать образец соглашения можно, перейдя по ссылке.

На основании предоставленных документов кадастровый инженер на месте (на участке) проводит работы по созданию новых границ и выделению участка в самостоятельный надел.

По итогам проведённых мероприятий участок регистрируется в качестве самостоятельного надела с оформлением всех правоустанавливающих документов.

Если выделение доли участка путём его раздела будет осуществляться в натуре, то по итогам такого раздела владелец новообразованного надела может сразу заняться возведением раздела или иной межевой границы.

При этом, старый участок, который подвергся разделу, прекращает своё существование с юридической точки зрения.

Если же участок должен быть сохранен, об этом кадастрового инженера необходимо предупредить отдельно.

В этом случае весь комплекс мероприятий будет отвечать требованиям сохранения участка в изменённых границах.

Собственно, доказательством сохранения участка в изменённых границах станет соответствующий акт кадастрового инженера.

Когда идти в суд?

Обращение в суд становится необходимым в том случае, если участники процедуры раздела имеющегося участка не смогли договориться о проведении мероприятий, направленных на осуществление раздела существующего участка.

В этом случае тот собственник или лицо, которое выступает инициатором раздела (например, арендатор конкретной части или целого участка) имеет право обратиться в суд для принудительного проведения процедуры.

Однако, в том случае, если обращение в виде подачи искового заявления осуществляет не собственник участка, а иное лицо, такой истец должен подтвердить свои полномочия по предоставлению интересов законного владельца или обосновать необходимость принять судом к рассмотрению его точку зрения (например, он арендует только небольшую часть участка, но, из-за того, что раздел не был осуществлен, платит за аренду всей территории надела).

К исковому заявлению, подаваемому в суд по гражданским делам, необходимо приложить все имеющиеся кадастровые документы на участок, а также те документы, которые смогут подтвердить объективность выставляемых требований (договор аренды с указанием арендуемой площади участка и суммы выплачиваемой арендной платы, а также результаты проведенной оценки земель на предмет установления цены участка и соразмерности арендной платы и т.д.).

В тексте самого искового заявления необходимо указать не только данные истца, ответчика и привлекаемых к рассмотрению третьих лиц, но также и все обстоятельства, при которых возникло нарушение интересов истца, которое повлекло необходимость решения вопроса с использованием судебных органов.

Так как рассмотрение дела в суде является последней инстанцией для разрешения возникшего спора, в тексте искового заявления истец должен указать, какие мероприятия были им предприняты для разрешения существующего спора, а также какие результаты в ходе этих мероприятий были достигнуты.

Исковое заявление подается в суд лично или по почте в количестве стольких экземпляров, сколько сторон будет участвовать в деле, включая суд.

Заключение

Раздел земельного участка – кадастровая процедура, которая осуществляется в случае возникновения необходимости в таком разделе в ходе эксплуатации существующего участка.

Выделяют несколько видов разделов, главными из которых являются раздел с сохранением исходного участка, а также с выделением доли в натуре.

Если о проведении мероприятий по разделу не удается договориться самостоятельно, заинтересованные стороны могут обратиться в суд с гражданским иском.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/razdel-uchastka.html

Образование земельных участков

Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Образование земельных участков

В действующем законодательстве установлены механизмы правового характера, обусловливающие образование земельных участков.

Основным государственным нормативным документом, регламентирующим образование земельных участков, является в нашей стране Земельный кодекс России.

Однако с учетом того, что процедура, предусмотренная в законодательстве, довольно сложна в прохождении, хотя все ее этапы взаимосвязаны и последовательны, в положениях этого Кодекса предусмотрено комплексное регламентирование прохождения этого процесса.

В действующем законодательстве установлены принятые для всех случаев механизмы правового характера, обусловливающие образование земельных участков при наступлении ранее обусловленных событий: как, например, соединения или переделения их, выделения из исходных участков или из земель, принадлежащих государству или муниципалитету.

Существуют также и другие документы, в которых регулируются такие и вытекающие из них смежные отношения, в частности, Гражданский и Градостроительный кодексы и определенные законы федерального уровня.

Способы и виды образования новых участков. Кадастровые процессы и официальная регистрация новообразованных земельных участков

Новые участки согласно земельному законодательству появляются при разделе, выделе, перераспределении или объединении земель, находящихся во владении государства или муниципального образования или принадлежащих другим владельцам. Если создание проводится из государственных или региональных земель, принято считать, что у них пока не имеется качеств, присваиваемых обычно земельным участкам.

В нормативных документах четко указаны три вида образования отдельных участков, которые могут быть применены: раздел, перераздел и объединение.

Получившийся таким методом участок земли не сможет сразу же стать участником товарного оборота между гражданами, поскольку потребуется время на прохождение им указанных в законе процедур: регистрации в учетном кадастре и предоставлении кадастрового номера. Эти процедуры считаются обязательными еще перед образованием нового земельного объекта, поэтому к обороту незарегистрированный участок ни при каких обстоятельствах не допускается.

Первичные участки земли после образования из них новых заканчивают свое существование как в общеупотребительном, так и в кадастровом смысле.

На их местах в обоих смыслах появляются новые, вновь образованные.

При этом участкам, которые подвергались кадастровым процедурам, в ГКН (государственном кадастре недвижимости) присваивают состояние «архивных» и там же указывается информация о новых появившихся территориях с указанием старых и присвоенных кадастровых номеров.

Образование новых участков путем разделения, переделения, соединения участков

Если из имеющегося земельного участка образуется другой для погашения земельной доли, то он остается в документах под старым номером, но меняются его границы и, соответственно, меняется и площадь. В сведениях из ГКН о выделенном участке в качестве “предыдущего кадастрового номера” указывается номер измененного участка земли.

От выбранного метода зависит требуемый состав информации об исходных участках, документы, входящие в комплектацию межевых планов, законные обоснования для подготовки и, собственно, проведения государственной регистрации собственности на каждый образованный участок.

Требования к созданию земельного участка путем выдела имущественно законных долей

Если кадастровые характеристики земли, находящейся в долевом владении, не препятствуют такому процессу, как образование земельных участков с измененными границами, то это возможно осуществить на практике только путем выдачи земли в счет земельной доли.

При этом не разрешается проведения выделений из территорий, принадлежащих государству или муниципалитету.

Таким же образом возможно отделить долю из земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства, если в их собственниках насчитывается не менее пяти человек.

Перераспределять или объединять разрешается исключительно участки, по документам считающиеся смежными, поскольку следствием такого распределения является появление других участков, которые тоже на практике и в документации будут являться смежными.

Образование земельных участков четко привязано к определению таких конструкций, как «делимые» и «неделимые» участки земли, поскольку свойства участков, как участников землеустройства и гражданских прав далеко не всегда можно считать зеркальными.

Другими словами, неделимый участок при определенных условиях может превратиться в делимый объект недвижимости и по имеющимся параметрам сможет быть разделен, но по правовому режиму, установленному для земли его категории или по разрешенному для нее использованию могут обнаружиться законные ограничения его делимости. Следствием такого случая может оказаться, что поставить образованные участки на государственный учет невозможно, что сделает невозможным их использование по назначению и в планируемых целях.

Образование искусственных земельных участков

В земельном законодательстве РФ предусмотрен общий юридический порядок образования земельных участков.

Целевым использованием новообразованных участков признаются те же цели, которые имелись у исходных участков, исключая случаи, оговоренные в федеральном законодательстве.

К таким случаям относится создание искусственных участков, целевое предназначение которых зависит только от непосредственной цели, которую преследует его образование.

Важно, что технические характеристики исходного участка решающим образом влияют на категорию образованных на его основе искусственных участков. В законодательстве, согласно последним изменениям, закреплено понятие искусственного участка, появившегося на базе водного объекта.

Такие участки создаются методом отсыпки или намыва грунта либо же других специальных технологий. Водный объект при этом может принадлежать государству и прилегать к зарегистрированным участкам или же находиться отдельно от них.

Подписание соглашения об образовании участка между собственниками или создание земельных участков по постановлению суда

В Земельном кодексе России отдельно предусмотрено, что одним из условий, необходимых, чтобы образование земельных участков было законным, является согласие землепользователей, владельцев, а также арендаторов и залогодержателей, если участки находятся в собственности государства или муниципалитета, а если они находятся в частном владении – согласие землепользователей, на основе срочного безвозмездного пользования владеющих земельным участком, арендаторов и залогодержателей.

В этом случае в состав межевого плана должно быть включено письменное согласие законного правообладателя или нескольких правообладателей земельного участка.

Порядок образования и прекращения существования земельных участков

Земельный участок может прекратить свое существование и при этом, как и в предыдущих случаях, одновременно учитываются как его юридические, так и технические качества.

Причем, в отношениях между гражданами и публичными организациями существенное значение приобретают иски о выделении земельных участков как принадлежащей доли или о признании такого выделения незаконным.

Если речь в иске идет о земле, имеющей сельскохозяйственное назначение, то суд рассматривает спор в соответствии с федеральным законодательством и признает выдел незаконным, если он осуществлен без учета решения общего собрания долевой собственности об утверждении проекта межевания.

Особенности образования земельных участков в границах застроенной территории

В границах застраиваемой территории Земельный кодекс не разрешает никакие, названные ранее, способы образования земельных участков, кроме одного: их может образовывать только тот человек, с которым ранее был заключен официальный договор по поводу развития указанной территории. То есть после утверждения решения о предоставлении этому гражданину прав на занятие развитием участка и составления и подписания вышеозначенного договора, застройщик своими силами и материальными возможностями должен официально обозначить границы такого участка и официально же поставить его на государственный учет.

По мере постройки и сдачи в эксплуатацию жилых домов и вспомогательных объектов в его же обязанности вменяется регистрация частей существующего участка, находящихся под объектами в качестве самостоятельных земельных участков. По прошествии определенного времени он должен зарегистрировать все те земельные участки, которые не вошли в участки, названные придомовыми территориями и не находятся под вспомогательными объектами инфраструктуры.

В таких случаях из оставшихся частей исходной земли формируются отдельные участки и окончательное решение об этом принимает только лично застройщик.

Он может действовать методом раздела, соединения и даже, в отдельных случаях, переразделения.

В теории законодательство допускает любой способ образования земельных участков.

Источник: http://Advokat-Malov.ru/zemelnoe-pravo/obrazovanie-zemelnyh-uchastkov.html

Раздел земельных участков. Как это возможно и что необходимо

Раздел земельных участков — это образование из исходной территории нескольких новых земель. Данная процедура регламентируется положениями Земельного кодекса и соответствующими Федеральными законами.

Следует отличать понятие раздела землевладения, находящегося в общей собственности, от понятия выдела, находящегося в долевой.

Рассмотрим все определения, относящиеся к данной теме, а также основные принципы разделения, условия, при которых оно производится и особенности процедуры регистрации прав на вновь созданные земельные территории.

Нормативное регулирование

Рассмотрим основные положения действующего законодательства. В каждом конкретном случае будем полагаться на нормы Жилищного кодекса и соответствующих Федеральных законов.

Раздел

При разделе одного землевладения происходит образование нескольких новых, а первоначальное прекращает своё существование, исключая случаи, прописанные в положениях Земельного кодекса и соответствующих Федеральных законах.

При разделении собственник получает право на все вновь образованные в результате раздела владения.

Если земля, подлежащая разделу, находилась в общей собственности, её участники сохраняют свои права на все вновь образованные территории, за исключением случаев, установленных во взаимном соглашении этих участников.

Если землевладение было предоставлено садоводческому, дачному некоммерческому или огородническому объединению граждан, то его раздел производится на основании проектов застройки и организации территории данного объединения либо на основании иных правоустанавливающих документов, устанавливающих порядок распределения. При разделении такой территории образовывается от одного до нескольких новых земель, целевое назначение которых — ведение дачного строительства, огородничества, садоводства либо использование в качестве общего имущества. При этом участок, раздел которого был произведён, становится изменённым и сохраняется в изменённых границах.

Раздел земельных участков, принадлежащих государству (муниципальных), происходит с образованием одного либо нескольких земель, но с сохранением изменённых границ первоначальной территории.

Выдел земельного участка

Выдел производится в случаях выдела доли/долей из участка, находящегося в долевой собственности граждан. При этом образуются один либо несколько новых участков, а первоначальная территория сохраняется в изменённых границах.

Выдел по заявлению участника «долевки» предполагает возникновения права на вновь образованную землю вкупе с утратой долевого права на изменённый участок.

Прочие участники долевой собственности (не заявители) сохраняют долевые права на изменённый участок, при этом учитывается изменение объёма их доли в праве долевой собственности.

Таким образом, раздел земельных участков находящихся в общей долевой собственности является выделом.

Требования

  1. Максимальные и минимальные (предельные) размеры территории определяются градостроительными регламентами, если в отношении участков эти регламенты установлены в законодательном порядке.

    В противном случае предельные размеры устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом и соответствующими Федеральными законами.

  2. Границы земель не должны находиться на пересечении с границами населённых пунктов и/или муниципальных образований.
  3. Нельзя разделять/образовывать земельные участки, если это приведёт к невозможности использования расположенных на них недвижимых объектов.
  4. Нельзя разделять, выделять или перераспределять участки в случаях, когда в отношении этих участков сохранены обременения/ограничения, не позволяющие использовать территорию.
  5. При разделе не должно происходить изломанности, вкрапливания, вклинивания границ, чересполосицы, невозможности размещения на участке объектов недвижимости и прочих препятствующих использованию недостатков.

Раздел земельных участков, находящихся в частной собственности

  1. В данном случае разделение можно произвести только при наличии оформленного письменно согласия всех землевладельцев, землепользователей, залогодержателей, арендаторов.

    Такое согласие не требуется только, если раздел будет производиться на основании судебного решения.

  2. Первоначальные участки прекратят своё существование с момента госрегистрации права, иных вещных прав на все вновь образованные земли.

  3. Собственник приобретёт право собственности на все образованные земли, включая право общей собственности.
  4. Если в отношении первоначального участка были установлены сервитуты, они сохраняются и в отношении новых земель в прежних границах.
  5. Новые земли требуют обязательной постановки на кадастровый учёт.

Перечислим документы, которые необходимо предоставить

  1. Основание для госрегистрации: это может быть решение о разделе участков, относящихся к муниципальной, государственной собственности, соглашение о разделе, выделе, перераспределении, иной документ, который может являться основанием в соответствии с законодательством.
  2. Правоустанавливающий документ на первоначальный участок, который был разделён.
  3. Согласие вышеперечисленных лиц на раздел земли, заключённое в письменной форме.
  4. Заявление вкупе с документами будет рассмотрено должностными лицами в течение пяти дней с последующим принятием решения о госрегистрации и постановкой земли на кадастровый учёт.

Итог

Раздел земельных участков: принципы, условия и процедура прописаны в Земельном кодексе и соответствующих Федеральных законах.

  1. Следует отличать понятия раздела земли от её выдела: в первом случае земля находится в общей собственности, а во втором — в долевой.
  2. Вновь образованные территории обязательно нужно поставить на кадастровый учёт, а права на каждый участок зарегистрировать в соответствующем государственном органе.
  3. Прежде чем приступать к разделению земли, необходимо заручиться согласием всех землевладельцев, землепользователей, залогодержателей, арендаторов, выраженным в письменной форме.
  4. Согласие всех землевладельцев, землепользователей, залогодержателей, арендаторов не требуется, если решение о разделении было вынесено в судебном порядке.

Источник: http://DomaNaNeve.ru/info/operacii-s-nedvizhimostju/razdel-zemel-nyh-uchastkov-normativnoe-regulirovanie-principy-usloviya.html

Порядок образования земельных участков: изменения в законодательстве

Дорофеев А. Н. Порядок образования земельных участков: изменения в законодательстве // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/archive/110/27577/ (дата обращения: 25.02.2018).

)

С 1 марта 2015 г. значительно изменяется правовое регулирование предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в связи с чем автором анализируется новый порядок образования земельных участков.

Ключевые слова: земельный участок, образование земельного участка, формирование земельного участка.

https://www.youtube.com/watch?v=fLrbakkYuSg

К существенным новеллам земельного законодательства можно отнести расширение части принципиально важных понятий, например, понятие земельного участка. Данная дефиниция в свете изменений, внесенных, Федеральным законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 г.

«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», получила следующее толкование: «земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки». Таким образом, законодатель прямо указал, что, во-первых, земельный участок является недвижимой вещью, во-вторых, должен иметь характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

В новой редакции ЗК РФ понятию «образование земельного участка» посвящена целая глава I.1 с одноименным названием, что свидетельствует о существенном расширении объема данного понятия.

Так, Д. С.

Железнов в одной из своих работ, сравнивая понятия «образование» и «формирование земельного участка» по действующему законодательству, делает вывод о том, что формирование земельного участка по своей сущности является способом первичного образования земельного участка из публичных земель [2, с. 104–106, 155–156]. В новой редакции ЗК РФ законодатель придерживается аналогичного подхода. Понятие «формирование земельного участка» по смыслу ст. 30 ЗК РФ в старой редакции исключается, при этом понятие «образование земельного участка» расширяется за счет включения в его объем правовой конструкции, аналогичной по своей сущности формированию земельного участка (т. е. первичному созданию земельного участка из публичных земель).

На настоящем этапе научные подходы к понятиям «образование» и «формирование земельного участка» довольно сильно разнятся.

Так, например, одни ученые считают, что данные понятия имеют разное содержание (Крассов О. И.) [3, С.

90], другие же утверждают, что понятия являются тождественными (Корнеев А. Л., Иванова Т. Г.) [4, С. 38–43].

Однако необходимо отметить, что законодатель установил, что понятие «образование земельного участка» в свете земельной реформы включает в себя две группы общественных отношений.

Первая группа — это отношения по первичному созданию земельного участка из группы неиспользуемых публичных земель (ранее такой тип правоотношений именовался «формированием земельного участка»).

Вторая же группа отношений включает в себя вторичное создание земельного участка или участков, образованных при разделе, объединении и перераспределении земельных участков из уже существующих (ранее представляла собой «образование земельного участка»).

Новая редакция ЗК РФ устанавливает исчерпывающий перечень документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ устанавливает следующие перечень документов, среди которых:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК РФ);

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка), которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=JW3v1cxC8vA

Необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка допускается при отсутствии проекта межевания.

Исключения из указанного правила сформулированы в п. 3 ст. 11.

3 ЗК РФ, в силу которого только при наличии утвержденного проекта межевания территории осуществляется образование земельных участков из:

1) земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;

2) земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;

3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;

4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;

5) для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Согласно п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Введение необходимости утверждения схемы расположения земельного участка в том виде, в котором это предложено Федеральным законом N 171-ФЗ, можно оценить положительно, так как это позволит избежать имеющегося в настоящее время дублирования в действиях органов государственной власти при принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта [5, С. 68]. Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ уполномоченный орган власти сначала утверждает схему расположения земельного участка, а затем (по сути, дублируя это же действие, а именно утверждая границы будущего земельного участка) — акт о его выборе.

Статья 11.10 ЗК РФ предлагает подробный перечень лиц, которые вправе подготовить схему расположения земельного участка.

По общему правилу таковыми являются исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления (п. 3 ст. 11.10 ЗК РФ).

А в зависимости от целей образования земельного участка ими также могут быть граждане и юридические лица (п. 4 — 8 ст. 11.10 ЗК РФ).

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, в соответствии с п. 14 ст. 11.10 ЗК РФ указываются:

1) его (их) площадь;

2) адрес (при его отсутствии — описание местоположения);

3) кадастровые номера земельных участков, из которых происходит образование новых земельных участков (при наличии);

4) территориальная зона (или вид разрешенного использования в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент) [6, С. 590];

5) категория земель.

Подводя итог, следует отметить, что принципиальная новая процедура формирования земельных участков имеет свое положительное значение.

Так, формирование и предоставление земельных участков полностью замыкается на документы территориального планирования, что создает среду для рационального и гармоничного развития территорий, устранены проблемы с формированием земельных участков в случаях комплексной застройки, развития застроенных территории и строительства линейных объектов.

Изменения законодательства, внесенные Федеральным законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 г.

«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» с нашей точки зрения, позволили создать наиболее удобную и функциональную среду для становления и развития института земельных правоотношений в РФ.

Литература:

  1. Гринь Е. А. Принудительное прекращение прав на земельные участки: теория и практика правового регулирования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар. 2012.
  2. Теоретические и практические проблемы предоставления земельных участков для строительства в городах Москва и Санкт-Петербург / Под ред. Н. Г. Жаворонковой. М.: Статут, 2014.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27577/

Раздел земельного участка |

В данной статье адвокат по земельным вопросам о разделе земельного участка, который осуществляется по правилам, установленным в ст. 11.4 Земельного Кодекса (далее Кодекс). В соответствии с п.

1 данной статьи при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п.

4 и 6 этой же статьи, а также случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Как и любая другая вещь в гражданско-правовом смысле, земельный участок может быть делимым и неделимым. Неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

Информация о возможности или невозможности разделения земельного участка на несколько земельных участков может включаться в состав градостроительного плана земельного участка (см. ч. 4 ст. 44 ГрК РФ).

Особенности выдела доли в праве собственности на неделимую вещь определяются правилами ст. 252, 258 ГК РФ.

В случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.

Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку (см. ч. 4 ст. 41 ГрК РФ).

Если земельный участок может быть разделен в натуре в результате проведения землеустройства на две или более части, каждая из которых после раздела будет соответствовать требованиям, предъявляемым к образуемым земельным участкам, то каждый образованный в результате разделения земельный участок будет представлять собой объект недвижимого имущества, который должен пройти государственный кадастровый учет по установленным правилам. После этого новые земельные участки приобретают юридические качества объектов гражданских прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ от 24.07.

2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.

По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.

4 Кодекса исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки.

При этом имеется в виду, конечно, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.

Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков установлены ст. 22.2 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Пункты 2 и 3 ст. 11.4 Кодекса определяют судьбу права соответственно индивидуальной и общей собственности на образуемые в результате раздела земельные участки.

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

В любом случае субъективное право прежних собственников «переходит» на новые объекты прав — вновь образованные земельные участки.

При этом следует обратить внимание на то, что п. 2 указанной статьи сформулирован в императивной норме, в то время как положения п. 3 являются диспозитивными.

В качестве исключения из общего правила участники общей собственности вправе по соглашению между собой установить иные условия «перехода» права общей собственности на образованные в результате раздела земельные участки.

Пунктом 4 ст. 11.4 Кодекса в специальных нормах установлено исключение из общего правила п. 1 этой же статьи, согласно которому земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование.

Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Подчеркнем, что в случае раздела земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, измененный земельный участок, который являлся предметом раздела, сохраняется в новых границах.

Несмотря на некоторое сходство, раздел земельного участка по правилам п. 4 ст. 11.4 Кодекса не следует отождествлять с выделом земельного участка (ст. 11.

5 Кодекса), так как выдел может быть осуществлен только в случае выдела доли или долей из исходного земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

В соответствии с п. 5 ст. 11.

4 Кодекса раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляется лицом, с которым заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

Комплексное освоение земельного участка в целях жилищного строительства включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования (см. ст. 30.2 Кодекса).

Поэтому арендатор земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, должен обеспечить выполнение землеустроительных работ по межеванию территории в пределах предоставленного ему земельного участка.

В соответствии со ст. 43 ГрК РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.

Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту.

В проекте межевания территорий, подготовленном применительно к территории исторического поселения, учитываются элементы планировочной структуры, обеспечение сохранности которых предусмотрено ст.

59 и 60 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519 (с последующими изменениями и дополнениями).

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:

  1. красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
  2. линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
  3. границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты;
  4. границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства;
  5. границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
  6. границы территорий объектов культурного наследия;
  7. границы зон с особыми условиями использования территорий;
  8. границы зон действия публичных сервитутов.

составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.

При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков.

При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (см. п. 6 ст. 11.4 Кодекса). В таком случае не применяется общее правило п.

1 этой же статьи, согласно которому земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование как объект правовых отношений.

Адвокат Головин К.С.

Источник: http://5898523.ru/razdel-zemelnogo-uchastka/

По закону
Добавить комментарий