8(499)110-20-64

Штрафы за нарушение трудового законодательства в 2017 году в таблицах

Миллион рублей – штраф за нарушение трудового законодательства

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работодатели обязаны соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, однако часто нарушают требования трудового законодательства и не уделяют должного внимания правильности ведения кадрового учета.

За нарушение трудового законодательства предусматривается административная ответственность и штрафы согласно ст. ст. 5.27, 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Обратите внимание! В Постановлении Верховного Суда РФ от 15.08.

2014 N 60-АД14-16 устанавливается, что каждый из выявленных фактов нарушения законодательства о труде образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ. То есть нарушения разных статей ТК РФ образуют несколько самостоятельных составов правонарушений.

Таким образом, при нарушении трудового законодательства и законодательства об охране труда при проверке работодатель может быть привлечен к административной ответственности и штраф налагается по нескольким основаниям, то есть за каждое нарушение по отдельности.

Приведем самые распространенные нарушения трудового законодательства и размер административной ответственности за них.

Нарушение Норма трудового права Размер административной ответственности юридического лица Основание привлечения к ответственности
Отсутствие штатного расписания Значение штатного расписания отмечает Роструд в Письме от 21.01.2014 № ПГ/13229-6- 1, в соответствии с которым штатное расписание является локальным нормативным актом организации, в котором фиксируется в сводном видесложившееся разделение труда между работниками. 30 000 до 50 000 руб. п.1 ст.5.27 КоАП РФ
Разные оклады (тарифные ставки) по одноименным должностям. Основываясь на положениях абз. 6 ч. 2 ст. 22 и ст. 132 ТК РФ, Роструд придерживается мнения, что в штатном расписании по одноименным должностям следует устанавливать одинаковые размеры окладов. Это следует из абз. 6 — 9 письмаРоструда от 27.04.2011 № 1111-6-1. 30 000 до 50 000 руб. п.1 ст.5.27 КоАП РФ
Договор гражданско-правового характера вместо трудовых отношений За уклонение от оформления, ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, работодатель (организация, индивидуальный предприниматель) или должностное лицо могут бытьпривлечены к административной ответственности 50 000 до 100 000 руб. ч.3 ст.5.27 КоАП РФ
Установление в трудовых договорах заработной платы в иностранной валюте. Согласно части первой статьи 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В связи с этим в трудовых договорах с работникамизаработная плата также должна быть установлена в рублях Письмо Роструда от 20.11.2015 № 2631-6-1 30 000 до 50 000 руб. п.1 ст.5.27 КоАП РФ
Заработная плата меньше минимального размера оплаты труда, установленного на уровне субъекта РФ Согласно части восьмой статьи 133.1 ТК РФ если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представившие в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежитобязательному исполнению ими. 30 000 до 50 000 руб. п.1 ст.5.27 КоАП РФ
Невыплата или несвоевременная выплата заработной платы и иных выплат в пользу работника Ст.136 ТК РФ — заработная плата выплачивается в дни установленные правилами внутреннего распорядка не реже чем каждые полмесяца. Заработная плата должна быть выплачена не позднее 15 числа следующего месяца за которыйона начислена. 30 000 до 50 000 руб. ч.6 ст.5.27 КоАП РФ
Размер заработной платы за первую половину месяца (аванса) менее тарифной ставки за отработанное время Как следует из письма Минтруда России от 03.02.2016 № 14-1/10/В-660 и письма Роструда от 08.09.2006 № 1557- 6, при определении размера выплаты заработной платы за полмесяца (в том числе аванса) необходимо учитывать, вчастности, фактически отработанное работником время (фактически выполненную им работу). 30 000 до 50 000 руб. ч.6 ст.5.27 КоАП РФ
Не уведомление работников в письменной форме о составных частях заработной платы (невыдача расчетных листков) Ст.136 ТК РФ — при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждогоработника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период. 30 000 до 50 000 руб. ч.1 ст.5.27 КоАП РФ
Не предоставление отпуска более двух лет подряд. Ст.114 ТК РФ отпуск предоставляется ежегодно. Запрещается не предоставление ежегодногооплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд (ч. 1 ст. 122, ч. 3 и 4 ст. 124 Трудового кодекса РФ). 30 000 до 50 000 руб. ч.1 ст.5.27 КоАП РФ
Не ведется учет рабочего времени. Отсутствует табель учета рабочего времени. Ст.91 ТК РФ — работодатель обязан вести учет рабочего времени отработанного каждым работником. Всоответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Первичным документом, подтверждающим исполнение работником обязательств по трудовому договору, является табельучета рабочего времени. 30 000 до 50 000 руб. ч.1 ст.5.27 КоАП РФ
Работа в праздничные и выходные дни не оплачивается в повышенном размере Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовойтарифной ставки. 30 000 до 50 000 руб. ч.6 ст.5.27 КоАП РФ
Работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени не оплачивается в повышенном размере В соответствии со ст. 152 ТК РФ оплата сверхурочной работы производится за первыедва часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. 30 000 до 50 000 руб. ч.6 ст.5.27 КоАП РФ
Часы работы в ночное время не оплачиваются в повышенном размере. Частью 2 ст. 154 ТК РФ определено, что минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений. Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 повышение оплаты труда за работу в ночное время (с 22 до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада(должностного оклада), рассчитанного за час работы)за каждый час работы в ночное время. 30 000 до 50 000 руб. ч.6 ст.5.27 КоАП РФ
Не проведение специальной оценки условий труда Согласно ст.3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями. Особыеположения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. 60 000 до 80 000 руб. п.2 ст.5.27.1 КоАП РФ
Не включение в трудовой договор условий труда на рабочем месте Одними из обязательных условий трудового договора в соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ являются условия труда на рабочем месте (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Часть 2 ст. 209 ТК РФ определяет условия труда как совокупность факторовпроизводственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.Таким образом, включение в трудовой договор условий труда по степени вредности и (или) опасности, всилу ч. 2 ст. 57 ТК РФ, является обязательным. 30 000 до 50 000 руб. п.1 ст.5.27 КоАП РФ
Допуск к работе без инструктажа по технике безопасности Работодатель обязан обеспечивать проведение инструктажей по охране труда, а работник обязан их проходить.Такой вывод можно сделать из абз. 8 ч. 2 ст. 212, абз. 4 ст. 214, ч. 2 ст. 225 ТК РФ. 110 000 до 130 000 руб. п.3 ст.5.27.1 КоАП РФ
Не оборудовано место для приема пищи Согласно ст. 223 ТК РФ санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. Требования по созданию комнат для приема пищи установлены санитарныминормами, например п. п. 5.48-5.51 Свода правил СП 44.13330.2011. Если на предприятии работает до 10 человек всмену, то вместо комнаты для приема пищи следует предусмотреть в гардеробной дополнительное место площадью 6 кв.м с установкой стола для приема пищи. 30 000 до 50 000 руб. п.1 ст.5.27 КоАП РФ

Перечисленный выше перечень не является исчерпывающим. В процессе хозяйственной деятельности могут возникнуть и другие нарушения в области трудовых отношений и охраны труда.

Надежный способ избежать штрафов —
провести кадровый аудит

Подробнее

Более того, помимо административной ответственности к юридическому лицу контролирующие органы могут применить административную ответственность еще и к руководителю предприятия согласно тех же статей КоАП РФ. Руководитель организации за некоторые нарушения привлекается и к уголовной ответственности (ст. ст.143 и 145 УК РФ). Так же работодатель несет материальную ответственность перед работниками.

Прочитав данную статью и узнав, какие риски несет работодатель при нарушении трудового законодательства, работодатель без сомнения постарается это законодательство полностью соблюдать. Соблюдение требований трудового законодательства и правильное ведение кадрового учета помогут избежать рисков, которые были подробно описаны в данной статье.

Аудиторы компании «Правовест Аудит» Май 2017 года

Остались вопросы?

Обращайтесь, мы окажем вам практическую помощь в самых сложных и нестандартных ситуациях.

Ссылка на страницу «Кадровый аудит»

Приглашаем посетить Круглые столы, чтобы вовремя узнавать про новшества и получать советы экспертов-практиков компании «Правовест Аудит». Ближайшие темы >>

Источник: http://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/million-rubley-shtraf-za-narushenie-trudovogo-zakonodatelstva

Как накажут специалиста по охране труда за нарушение трудового законодательства

Как накажут специалиста по охране труда за нарушение трудового законодательства

Главное в статье

  1. За одно нарушение могут наказать руководителя и компанию

  2. Штраф за ряд нарушений рассчитывают пропорционально количеству работников

  3. Суд может снизить наказание в два раза

  4. Отсутствие результатов спецоценки — одно из самых распространенных нарушений

Какие санкции предусмотрены за нарушение трудового законодательства

Если инспекторы труда в ходе проверки выявят какие-либо нарушения, к административной ответственности могут привлечь:

  • компанию;
  • руководителя;
  • иных работников, ответственных за соблюдение трудового законодательства и требований охраны труда.

В трудовой сфере предусмотрены следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Для первых лиц организации возможны следующие санкции:

  • административные штрафы, предусмотренные статьями 5.27–5.34 Кодекса об административных правонарушениях РФ;
  • запрет на работу на руководящих должностях в виде дисквалификации.

Наказать руководителя компании могут, даже если он своими приказами переложит ответственность на других сотрудников.

Если ГИТ обнаружит аналогичные нарушения в отношении нескольких работников компании, размер штрафа может быть рассчитан исходя из их общего количества.

Кроме штрафов и других санкций, по итогам проверки государственная инспекция труда также составит предписание. В нем она потребует устранить выявленные нарушения.

Таким образом, помимо оплаты административного штрафа, работодатель должен в срок, установленный в предписании, исправить допущенные нарушения.

В противном случае работодателя накажут еще и за невыполнение предписания (ст. 19.5 КоАП).

Словарь

Административная ответственность — наказание (обычно штраф), которое назначено организации, предпринимателю или должностному лицу за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях.

Какие нарушения самые распространенные

Как показывает практика, к самым распространенным нарушениям в сфере трудового законодательства и законодательства по охране труда относятся:

  • не внесены в трудовые договоры все гарантии работающим во вредных условиях труда;
  • не проведена аттестация или спецоценка;
  • офисные сотрудники, работающие с ПЭВМ, не проходят предварительные и периодические медосмотры;
  • книга учета движения трудовых книжек не скреплена сургучной печатью или пломбой;
  • есть задолженность по предоставлению отпусков;
  • с опозданием выплачивают отпускные.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения соответствующего административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Виды административных нарушений и размер санкций найдете в таблице 1.

Таблица 1. Административные нарушения и ответственность за них

Вид нарушения Наказание* Основание Для должностных лиц Для индиви-дуальных предпри-нимателей Для органи-заций (юриди-ческих лиц)
Трудовое законодательство
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили законодательство о труде (если иное не предусмотрено другими частями статей 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ) Преду-преждение или штраф от 1000до 5000 руб. Штраф от 1000до 5000 руб. Штраф от 30 000до 50 000 руб. Часть 1 ст. 5.27 КоАП РФ
Должностное лицо, не уполномоченное на это работодателем, фактически допустило к работе сотрудника. При этом работодатель или его уполномоченный представитель отказались признать возникшие отношения трудовыми и заключить трудовой договор Штраф от 10 000 до 20 000 руб. Часть 3 ст. 5.27 КоАП РФ
Для граждан — штраф от 3000 до 5000 руб.
Организация, ее должностные лица или предприниматель уклоняются от оформления трудового договора или ненадлежащим образом оформили трудовой договор, в том числе подменили трудовой договор гражданско-правовым Штраф от 10 000 до 20 000 руб. Штраф от 5000 до 10 000 руб. Штраф от 50 000 до 100 000 руб. Часть 4 ст. 5.27 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили законодательство о труде. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по ч. 3 или 4 ст. 5.27 КоАП РФ Дисква-лификация на срок от одного года до трех лет Штраф от 30 000 до 40 000 руб. Штраф от 100 000 до 200 000 руб. Часть 5 ст. 5.27 КоАП РФ
Для граждан — штраф 5000 руб.
Охрана труда
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили требования охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2–4 ст. 5.27.1 КоАП РФ Преду-преждение или штраф от 2000 до 5000 руб. Штраф от 2000 до 5000 руб. Штраф от 50 000 до 80 000 руб. Часть 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель нарушили установленный порядок проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или не провели ее вовсе Преду-преждение или штраф от 5000 до 10 000 руб. Штраф от 5000 до 10 000 руб. Штраф от 60 000 до 80 000 руб. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель допустили сотрудника к работе, который не прошел: — обучение и проверку знаний требований охраны труда; — обязательный медицинский осмотр (предварительный, периодический, предсменный (предрейсовый)); — обязательное психиатрическое освидетельствование Штраф от 15 000 до 25 000 руб. Штраф от 15 000 до 25 000 руб. Штраф от 110 000 до 130 000 руб. Часть 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель не обеспечили работников средствами индивидуальной защиты*** Штраф от 20 000 до 30 000 руб. Штраф от 20 000 до 30 000 руб. Штраф от 130 000 до 150 000 руб. Часть 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Организация, ее должностные лица или предприниматель повторно нарушили требования охраны труда. Ранее нарушителя уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение по соответствующей части ст. 5.27.1 КоАП РФ Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквали-фикация на срок от одного года до трех лет Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или приостано-вление деятель-ности на срок до 90 суток Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостано-вление деятель-ности на срок до 90 суток Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Несчастный случай на производстве
Организация, ее должностные лица, иные представители или предприниматель скрыли факт несчастного случая на производстве Штраф от 500 до 1000 руб. Штраф от 500 до 1000 руб. Штраф от 5000 до 10 000 руб. Статья 15.34 КоАП РФ
Для граждан — штраф от 300 до 500 руб.
Проведение спецоценки условий труда
Организация, которая непосредственно проводила специальную оценку условий труда, ее должностные лица или эксперты нарушили установленный порядок проведения спецоценки Штраф от 20 000 до 30 000 руб. (в т. ч. и для экспертов по оценке) Штраф от 70 000 до 100 000 руб. Часть 1 ст. 14.54 КоАП РФ
Организация, которая непосредственно проводила специальную оценку условий труда, ее должностные лица или эксперты повторно нарушили установленный порядок проведения оценки. Ранее виновное лицо уже привлекали к ответственности за аналогичное нарушение Штраф от 40 000 до 50 000 руб. или дисквали-фикация на срок от одного года до трех лет (в т. ч. и для экспертов по оценке) Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостано-вление деятель-ности на срок до 90 суток Часть 2 ст. 14.54 КоАП РФ
Выполнение предписаний контролирующих органов
Организация, ее должностные лица или предприниматель не выполнили в установленный срок или ненадлежащим образом выполнили законное предписание государственного инспектора по труду или иного должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за соблюдением трудового законодательства Штраф от 30 000 до 50 000 руб. или дисквали-фикация на срок от одного года до трех лет Штраф от 30 000 до 50 000 руб. Штраф от 100 000 до 200 000 руб. Часть 23 ст. 19.5 КоАП РФ

* Штраф нужно уплатить в течение 60 дней. Отсчет срока начинается со дня вступления в силу постановления о привлечении к ответственности либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа (ст. 32.2 КоАП РФ).

** Указанная мера ответственности фактически применяется с 1 июня 2017 года (ч. 2.1 ст. 3 Закона от 7 мая 2013 года № 92-ФЗ).

*** Под средствами индивидуальной защиты в данном случае следует понимать СИЗ, которые технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» относит ко 2-му классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (примечание к ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Как снизить размер наказания

Если работодатель или должностное лицо компании не согласны с размером наказания, решение ГИТ можно оспорить в суде.

Суд вправе пересмотреть размер административного штрафа и установить его ниже, чем в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Это возможно, если есть исключительные обстоятельства, связанные:

  • с характером совершенного нарушения и его последствиями;
  • имущественным и финансовым положением виновной организации.

Снизить штраф могут не более чем наполовину от минимального предела, предусмотренного в законодательстве. При этом минимальный штраф за нарушение должен составлять не менее 100 000 руб. Такой порядок установлен частями 3.2–3.3 статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Обстоятельства, которые смягчают или отягчают административную ответственность, указаны в таблице 2.

Таблица 2. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

Смягчающие(ст. 4.2 КоАП РФ)* Отягчающие(ст. 4.3 КоАП РФ)
Виновный: – раскаялся в совершении правонарушения; – добровольно прекратил совершать противоправные действия; – добровольно сообщил о своем проступке в уполномоченный орган; – помог уполномоченному органу в установлении обстоятельств по делу об административном нарушении; – предотвратил вредные последствия правонарушения; – добровольно возместил нанесенный ущерб или устранил причиненный вред; – добровольно устранил нарушения до того, как контролирующий орган оформил постановление по административному делу; – совершил проступок в состоянии аффекта или в результате стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (только для граждан). Проступок совершил несовершеннолетний, беременная женщина или женщина, имеющая малолетнего ребенка.Другие обстоятельства, которые могут быть предусмотрены КоАП РФ для отдельных нарушений Виновный: – продолжает нарушать закон, хотя контролирующая организация письменно потребовала прекратить нарушения; – повторно совершил проступок в течение года с момента, когда исполнено постановление о наказании за аналогичное правонарушение; – совершил проступок в состоянии опьянения. Проступок совершила группа лиц. Проступок совершили в чрезвычайных обстоятельствах (например, в условиях стихийного бедствия).В нарушение вовлекли несовершеннолетнего

* Даже при наличии смягчающих обстоятельств инспектор не может назначить штраф меньше минимального предела, предусмотренного соответствующей статьей (п. 21 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года № 2). Снизить размер наказания вправе суд.

Источник: http://www.Olivinuc.ru/kak-nakazhut-speczialista-po-oxrane-truda-za-narushenie-trudovogo-zakonodatelstva.html

Какие положены штрафы за нарушение трудового законодательства 2018

Работающее население России нередко сталкивается несоблюдением своих прав на трудовом производстве.

Многие работники ошибочно полагают, что руководители не понесут никакой ответственности, поэтому никуда не обращаются.

Вот именно поэтому кроме работника, ответственность может нести и руководитель. Важно знать о своих правах и о последних изменениях, внесенных в Трудовой Кодекс РФ.

Виды ответственности за нарушение трудового законодательства

Нарушение, которое может совершить руководитель — это неофициальный наем работника без заключения рабочего договора.

Этот случай предусматривает, что закон нарушается и работником, и руководителем.

В 2017 году сумма штрафа возросла до 3 тысяч рублей, а вот высшие руководящие лица могут получить штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей.

Помните, обязательства по закону понесет не только руководитель. Однако, если работник трудоустроен официально, но его права нарушаются, то сотрудник вправе воздействовать по закону на своего руководителя.

Всего предусматривается четыре вида ответственности, которую может понести человек, нарушивший Кодекс Работника:

  • дисциплинарная;
  • материальная;
  • административная;
  • уголовная.

Дисциплинарное взыскание предусматривается в том случае, если условия договора были нарушены работником. Это может быть либо выговор с увольнением, либо лишение заработной платы. Материальная оплачивается в том размере, в котором был нанесенный материальный ущерб имуществу.

Более серьёзное наказание понесут работники, совершившие проступок, за который предусмотрена административная и уголовная ответственности.

Порядок привлечения к административной ответственности

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства предусматривает три этапа:

  • Заведение дела:После совершения правонарушения, составляет протокол, в который подробно вписываются данные об участниках и о самом несоблюдении закона. Протокол прикрепляется к пакету документов, доказывающих вину работника, после чего дело направляется в соответствующие органы;
  • Рассмотрение дела:

В ходе рассмотрения дела проводится административная проверка, и, в случае доказанного административного правонарушения, выносится постановление.

Наказание предусматривает или штраф, или исправительные работы, или лишение свободы в зависимости от тяжести совершенного правонарушения.

 Если административное правонарушение работника или работодателя не было доказано, то дело закрывают.

Необязательная стадия, предусматривающая обжалование и пересмотр вынесенного постановления в том случае, если осужденный не согласен с готовым решением.

Основания для привлечения к уголовной ответственности

Уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена в нескольких случаях:

  • необъясненный беременной претендентке на работу либо женщине с маленькими детьми;
  • необъясненное увольнение женщины в положении либо с маленькими детьми;
  • несоблюдение безопасности на производстве;
  • за отсутствие заработных выплат в течение 2-х месяцев.

В зависимости от вида предусматривается наказание в виде денежных штрафных выплат до 200 тысяч рублей, исправительные работы до 2-х лет, и даже лишение свободы.

Существует несколько нюансов уголовного дела, которые рассматриваются отдельно. Например, если сотрудник погиб в результате несчастного случая, произошедшего из-за несоблюдения правил безопасности, то нарушевшее лицо понесет уголовное наказание, предусматривающее осуждение на 5 лет.

Чем грозит нарушение трудового законодательства?

Наказание за нарушение трудового законодательства может быть предусмотрено следующее:

  • штраф;
  • исправительные работы;
  • осуждение без права занимать те же должности;
  • в особо тяжелых ситуациях, лишение свободы.

Наказание предусматривается в зависимости от совершенного преступления, а также от наличия отягощающихся факторов: сокрытие ошибки, попытка уклонения от ответственности.

Например, в случае денежных выплат — сокрытие истинных доходов.

Штраф за нарушение трудового законодательства

Штраф за нарушение трудового законодательства предусмотрен в размере от 100 до 200 тысяч рублей, либо лишением зарплаты ответчика в пользу истица на срок до полутора лет. Сумма штрафа зависит от конкретных рассматриваемых дел.

Срок привлечения к ответственности за нарушение ТК РФ

Срок привлечения работодателя или работника за несоблюдение Трудового кодекса РФ предусматривает 1 год со дня составления протокола об административном правонарушении.

С января 2015 года предусмотрено увеличение штрафных санкции, а также возможного срока осуждения за нарушения трудового кодекса.

Таким образом, срок давности дел об административном нарушении составляет 1 год.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 707-31-40 — все регионы РФ.

Источник: https://classomsk.com/zashhita-prav-rabotnika-i-rabotodatelya/kakie-polozheny-shtrafy-za-narushenie-trudovogo-zakonodatelstva-2018.html

Новый формат проверок: как подготовиться к встрече с трудовым инспектором

После ряда изменений в КоАП штрафы за нарушения трудового законодательства стали поистине страшными.

Но вместе с тем, у работодателей теперь есть возможность идеально подготовиться к плановой проверке ГИТ и не бояться финансовых наказаний.

Даже самый придирчивый инспектор будет вынужден признать: у вас всё в полном порядке!

Оксана Карташова,

Юрист департамента трудового права Группы компаний Валентины Митрофановой

Проверки государственной инспекции труда в последние годы стали пугать работодателей намного сильнее.

Впрочем, ничего странного: если раньше почти во всех случаях штраф составлял максимум 50 тысяч рублей, то сейчас после внесения серьезных изменений в статьи Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) об ответственности в сфере трудового законодательства те же самые штрафы могут обойтись организации в кругленькую сумму.

Напомним, что ранее административная ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда регламентировалась одной для всех случаев статьей 5.

27 КоАП РФ, где была предусмотрена общая ответственность за все нарушения в виде весьма невысокого штрафа и дисквалификация должностного лица, повторно допустившего аналогичное правонарушение.

В конце 2013 года Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ нарушение требований охраны труда было выделено в отдельную статью 5.

27.1 КоАП РФ. А в статье 5.

27 КоАП РФ появились, помимо общего состава, такие отдельные формы административного правонарушения как:

  • фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем;
  • уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора, заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Вышеупомянутые изменения вступили в силу с 1 января 2015 года.

А в 2016 году ряды так называемых «спецсоставов» в статье 5.

27 КоАП РФ пополнила часть шестая, устанавливающая специальные санкции за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, установление заработной платы ниже размера, предусмотренного трудовым законодательством.

При этом ответственность за «рецидив» по каждому новому составу административного правонарушения также установлена указанной статьей КоАП РФ.

Штрафы по всем специальным составам применяются не в общем, а за каждое нарушение отдельно. Таким образом, если речь идет о крупной компании, а работодатель подошел к проверке государственной инспекцией труда несерьезно, сумма штрафов может перевалить за миллион рублей.

Конечно, в связи с этим очевидно, что страх работодателей перед приходом инспектора вполне оправдан. Однако оправдан он, ввиду наметившейся тенденции к изменениям формата проведения инспекционных проверок, не для всех, или, если быть точнее, для всех, но не всегда.

С 1 января 2018 года инспекционные проверки будут осуществляться по-новому, с применением риск-ориентированного подхода.

Это правило стало действовать после внесения изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ).

Как прописано в части второй статьи 8.

1 Федерального закона №294-ФЗ, риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Согласно части третьей статьи 8.

1 Федерального закона №294-ФЗ отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется органом государственного контроля (надзора) с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска, также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.

2016 №806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности. Приложением к этим Правилам установлены категории риска и классы (категории) опасности. В зависимости от того, к каким классу опасности и категории риска отнесена та или иная компания, определяется частота проведения в ней плановых проверок.

Категории риска

Классы (категории) опасности

Особенности осуществления мероприятий по контролю

Чрезвычайно высокий риск

1 класс

плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Высокий риск

2 класс

Значительный риск

3 класс

Средний риск

4 класс

плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)

Умеренный риск

5 класс

Низкий риск

6 класс

плановые проверки не проводятся

В Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г.

№875 (далее – Положение №875), конкретизируется, что проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска – один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска – один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 5 лет;
  • для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

При этом Приложением к Положению №875 определены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риск.

Каждый работодатель, руководствуясь ими, может попробовать самостоятельно просчитать, к какой категории риска он относится.

Критерии в основном завязаны на численности работников организации, а также на количестве и степени тяжести несчастных случаев.

Вместе с тем, организации, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска, могут уже сейчас найти себя на странице Роструда в Интернете.

Таким образом, работодатели, отнесенные к категориям высокого и значительного риска, неспроста переживают, ведь встречаться с инспекторами им теперь предстоит чаще. А вот маленькие компании, где трудятся офисные работники, могут вздохнуть с облегчением.

Но не все так плохо.

Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1080 в порядок проведения плановых проверок государственной инспекцией труда также вносятся изменении.

Теперь нормативно-правовое регулирование обязывает инспекторов использовать проверочные листы (списки контрольных вопросов).

С одной стороны, таких проверочных листов довольно много (на данный момент их 107, но предполагается, что это не финальная цифра, и количество будет увеличиваться).

Зато, с другой стороны, вопросы, содержащиеся в этих листах, носят исчерпывающий характер: то есть, выйти за рамки прописанных пунктов инспектор не сможет.

Это говорит о том, что хозяйствующий субъект теперь реально может вооружиться перед визитом государственной инспекции труда по максимуму. Тем более, далеко не все проверочные листы могут быть применены к любой организации. Например, проверочным листом №40 проверяется выполнение требований охраны труда при газосварочных работах

Рассмотрим, что представляют собой проверочные листы, более подробно.

Фактически это списки вопросов по различным сферам применения трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и каждый список посвящен отдельному регулятивному требованию, которое необходимо исполнять в ходе трудовых отношений.

Каждый проверочный лист содержит информацию о том, что предмет плановой проверки всех работодателей – юридических лиц и работодателей – физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Рассмотрим детально содержание проверочных листов на примере листа №4, который нацелен на проверку соблюдения порядка прекращения трудового договора.

В первой части рассматриваемого проверочного листа, как и в прочих, отражаются:

  • сведения о работодателе (наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; вид деятельности; категория риска деятельности);
  • наименование территориального органа Федеральной службы по труду и занятости;
  • основание проведения плановой проверки;
  • место проведения проверки и (или) указание на используемые производственные объекты;
  • учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок;
  • должности, фамилии и инициалы должностных лиц государственной инспекции труда, проводящих плановую проверку и заполняющих проверочный лист.

Во второй части проверочного листа содержатся собственно вопросы по соответствующей теме.

В листе, который мы взяли для примера (№4), указаны следующие вопросы:

  • «Работодатель имеет письменное подтверждение своевременного уведомления работников о прекращении трудового договора»;
  • «Работодатель имеет письменное мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при увольнении члена профсоюза на основании пункта 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) или пункт 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание)»;
  • «Работодатель имеет письменные заявления работников об увольнении по собственному желанию»;
  • «Расторжение трудового договора по соглашению сторон оформлено в письменной форме» и др.

Вопросы размещены в нумерованной таблице, где предусмотрены графы «Вопросы, отражающие содержание обязательных требований», «Реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования», «Ответы на вопросы».

Последняя графа содержит варианты ответа «Да», «Нет», «Не относится».

Как раз в этой графе проверяющим инспектором ставятся соответствующие пометки, на основе которых принимается решение, о наличии в конкретной организации деяний, образующих состав административного правонарушения.

Источник: http://hrdocs.ru/poleznaya-informacziya/novyij-format-proverok/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.