Сущность и виды сервитута в гражданском праве

52. Сервитут. Основные характеристики

Сущность и виды сервитута в гражданском праве

Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. Классическая сущность сервитута сформировалась во времена римского права.

Сервитутом в римском праве считалось право на чужую вещь, состоявшее в пользовании ею и принадлежащее или определенному субъекту, или вещи*.

Слово servitus означало «рабство вещи», «служение ее», когда земельный участок служил не только собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Сервитутами называли права, возникающие на служащую вещь, а затем этот термин был распространен и на целый ряд сходных отношений. В римском праве было выработано правило о том, что «никому не служит собственная вещь», т.е. не может быть сервитута на свою вещь**.

Впервые в нашем современном законодательстве понятие «сервитут» было установлено в п. 4.

10 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535*.

Так, исходя из необходимости обеспечения общественных нужд для продаваемых при приватизации застроенных земельных участков устанавливаются следующие публичные сервитуты, в соответствии с которыми собственники указанных земельных участков обязаны обеспечить: а) безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность; б) возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; в) возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры. Изменение указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным законом или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

В последующем правила установления сервитутов были закреплены в ст. 274—277 ГК (пока эти нормы не действуют). Суть их в следующем.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого соседнего участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. В соответствии со ст. 553 ГК, если условия пользования соответствующей частью земельного участка договором его продажи не определены, продавец сохраняет право ограниченного пользования (сервитут) той частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования в соответствии с ее назначением. Согласно ст. 613 ГК собственник земельного участка при передаче его в аренду обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемый в аренду участок, в том числе и об обременении участка сервитутом. Если арендодатель — собственник участка не выполнил этого условия, то арендатор вправе либо потребовать уменьшения арендной платы, либо расторгнуть договор аренды и требовать возмещения причиненных ему убытков. В случае заключения договора ссуды (ст. 689 ГК) ссудодатель — лицо, передающее свою вещь (земельный участок) в безвозмездное пользование другому лицу, также обязан предупредить ссудополучателя об обременении земельного участка сервитутом (ст. 694 ГК). Невыполнение этой обязанности предоставляет ссудополучателю право потребовать расторжения договора ссуды и возмещения понесенного им реального ущерба. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. В случаях когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута. Сервитутом могут обременяться также здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Возможность установления сервитутов предусмотрена и иными законодательными актами. Так, согласно Федеральному закону от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»* (ст.

13) на земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Этот порядок установлен постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. № 972 «Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением»**, п. 7 которого закрепляет следующее правило. На земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством РФ.

Законодательство предусматривает установление сервитутов в области градостроительства. Так, в отношении объектов недвижимости в градостроительстве могут устанавливаться публичные и частные сервитуты.

Публичный сервитут устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления на основании градостроительной документации и правил застройки в случаях, если это вызвано государственными или общественными интересами.

Частные сервитуты в области градостроительства могут устанавливаться в целях ограниченного пользования чужим (соседним) земельным участком, иными объектами недвижимости для обеспечения: строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации зданий, строений и сооружений; строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктур; проведения работ по инженерной подготовке территорий, работ по защите территорий от затопления и подтопления, устройству подпорных стен; прохода, проезда через чужой (соседний) земельный участок; применения проникающих на чужой (соседний) земельный участок на определенной высоте устройств при возведении зданий, строений и сооружений;

эксплуатации и ремонта общих стен в домах блокированной застройки;

других нужд собственников объектов недвижимости, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Порядок установления и прекращения частных сервитутов определяется в соответствии с ГК (ст. 64 Градостроительного кодекса РФ*).

Федеральный закон от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья»* (п. 5 ст.

8) гласит, что прилегающий земельный участок и иное общее имущество в кондоминиуме могут быть обременены правом ограниченного пользования (сервитутом) другими лицами.

При этом не допускается запрет на установление сервитутов в случае необходимости обеспечения доступа иных лиц к объектам, существовавшим до момента принятия указанного Закона.

Что касается новых сервитутов, то они устанавливаются по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и домовладельцами. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом.

В развитие положений, касающихся установления сервитутов, предусмотренных указанным Законом, принято постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г.

№ 1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах» (в ред. от 30 марта 1998 г.)*. Согласно п.

6 Положения территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона подлежит передаче в собственность или аренду домовладельцам или товариществу собственников жилья только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.

Возможность установления сервитутов для нужд племенного животноводства установлена ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве»*.

Необходимость установления сервитутов возникает и при мелиорации земель, например для отвода вод при осушении земельного участка. Поэтому ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 10 января 1996 г.

№ 4-ФЗ «О мелиорации земель»* предусматривает, что земельные участки, которые граничат с участками мелиорируемых (мелиорированных) земель, могут быть использованы для обеспечения мелиорации земель на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) в соответствии с гражданским и земельным законодательством РФ.

Водный и лесной сервитуты. В водном и лесном законодательстве содержатся понятия «водный» и «лесной» сервитут. По содержанию эти сервитуты приближаются к земельным сервитутам.

Трудно представить себе ситуацию, когда пользование водным объектом может осуществляться без использования земель водного фонда. Точно так же нельзя осуществлять право лесопользования, не используя как пространственный базис земли лесного фонда.

Статья 43 ВК РФ закрепила понятие водного сервитута. Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут).

В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

Особо следует отметить, что общие положения о сервитутах, предусмотренные гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Водного кодекса РФ. Согласно ст.

44 ВК РФ публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях: забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств; водопоя и прогона скота; использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств. Кроме того, водным законодательством могут быть установлены иные водные сервитуты. Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование. Их перечень не является исчерпывающим. Все случаи установления водных сервитутов являются по характеру разновидностями осуществления права общего водопользования. Особенности водного сервитута по сравнению с земельным сервитутом заключаются в следующем. Когда речь идет о публичном водном сервитуте, то одна из сторон — собственник водного объекта, а другая — неограниченный круг лиц, осуществляющих общее водопользование и не являющихся собственниками. Что касается частного водного сервитута, то субъектами правоотношения по его поводу могут быть только водопользователи-несобственники. В соответствии со ст. 21 ЛК РФ граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено лесным законодательством (публичный лесной сервитут). Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и участками не входящих в лесной фонд лесов могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Предусмотрено также, что положения гражданского, земельного и иного законодательства применяются к лесным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям ЛК РФ. понятия «лесной сервитут» подразумевает право ограниченного пользования объектом лесных отношений, т.е. землями лесного фонда и лесом. Это весьма специфический вид сервитутов, закрепленный в ЛК по аналогии с водными сервитутами. Понятие «лесной сервитут», как, впрочем, и «водный сервитут», не совпадают с классическим понятием «сервитут». Отличительным признаком сервитута является то, что сторонами в сервитутом правоотношении предстают собственники, или лица, имеющие вещные права на недвижимое имущество. ЛК РФ внес существенные коррективы в содержание понятия сервитута, сформировавшееся со времен римского частного права. Так, когда речь идет опубличном лесном сервитуте, то одной из сторон является собственник лесного фонда или не входящих в лесной фонд лесов — Российская Федерация, а с другой — неограниченный круг граждан, не являющихся собственниками, осуществляющих право общего лесопользования. Что касается частного лесного сервитута, то субъектами такого сервитутного правоотношения могут быть только лесопользователи-несобственники.

Лесной сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка (лесопользователем) и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Дополнительно к этим основаниям ЛК предусматривает возможность установления лесных сервитутов на основании административно-правовых актов: решений государственных органов и органов местного самоуправления. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления об установлении лесных сервитутов могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством в судебном порядке.

Источник: http://sthsweet2.blogspot.ru/2013/01/52.html

Сервитуты (понятие и виды)

Однако, несмотря на различные мнения авторов, относительно термина «сервитут», такие ученые, как А. П. Анисимов, Е. А. Суханов, О. Н. Садиков, Ю. К. Толстой, М. Н. Малеина, С. А. Боголюбов и многие другие интерпретируют понятие сервитут исходя из легитимной дефиниции законодателя.

С точки зрения анализа  термина “сервитут”, следует обратиться к зарубежному законодательству.

Так, согласно Германскому гражданскому уложению, земельный участок может быть обременен в пользу собственника другого земельного участка таким образом, чтобы последний имел право использовать чужой земельный участок в определенных случаях.

Чтобы на чужом земельном участке не могли совершаться определенные действия, или чтобы было исключено осуществление права, которое следует из права собственности на обремененный земельный участок в отношении господствующего земельного участка.

Гражданский кодекс Франции (кодекс Наполеона) в статье 637 определяет сервитут, как обременение, наложенное на имение в целях использования имения, принадлежащего другому собственнику, и для выгод этого имения.

Гражданский кодекс Перу, введенный в действие законодательным декретом № 295 от 24 июля 1984 г. понятие сервитут не предусматривает, а лишь ограничивается термином “узуфрукт” В соответствии со ст. 876 Гражданского кодекса Эквадора от 1857 г.

сервитутом является обременение, установленное на один земельный участок в пользу иного участка, принадлежащего другому лицу.

По Гражданскому кодексу Азербайджана сервитут именуется таким обременением недвижимого имущества в пользу собственника другого недвижимого имущества вещи, при котором ему (собственнику другого недвижимого имущества) разрешается пользование имуществом  в  отдельных случаях, или собственнику недвижимого имущества не разрешается совершать определенные действия либо совершать иные права, исходящие из имущественного права. Земельный участок может быть обременен в пользу собственника другого земельного участка (господствующий земельный участок) таким образом, чтобы последний имел право использовать чужой земельный участок в определенных случаях или чтобы на чужом земельном участке не могли совершаться определенные действия, или чтобы было исключено осуществление права, которое следует из права собственности на обремененный земельный участок в отношении господствующего земельного участка (сервитут). Данное определение указано в ГК Туркмении.

Рассмотрев зарубежное законодательство, акцент внимания уделяется, прежде всего, на цель установления сервитута.

Как мы помним, цель установления сервитута по российскому праву является обеспечение общественных интересов, т. е. неопределенного круга лиц.

Тогда зарубежное законодательство обременяет земельный участок или иное имущество в целях непосредственно, самого имущества.

Таким образом, сервитут, как вид вещного права российского  законодательства, неотделим. Категоричное высказывание подтверждается историей отсутствия института “сервитут” в советское время, в силу чего между соседними участками возникали не шуточные споры относительно прав его владения.

1.2 Понятия  сервитута в Российском гражданском  праве

В зависимости  от оснований возникновения и  целей установления сервитуты делятся  в современном российском праве на публичные и частные. Далее рассмотрим каждый из них подробнее.

Частный сервитут

В ст. 23 ЗК РФ отмечается, что частный сервитут устанавливается  по соглашению между лицом, требующим  установления сервитута, и собственником  соседнего участка в соответствии с гражданским законодательством.

Частный сервитут – сервитут, устанавливаемый в отношении  земельного участка или иного  объекта недвижимости соглашением  между лицом, требующим установления сервитута и в его интересах (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, собственником иного объекта недвижимости), и собственником другого земельного участка или собственником иного объекта недвижимости8.

При заключении договора о сервитуте целесообразно  предусмотреть в нем конкретные меры ответственности, т.е. установить определенные гражданско-правовые санкции, в том числе в виде взыскания  неустойки и возмещения убытков  на случай возможных нарушений сторонами пунктов соглашения9.

Можно выделить следующие основные условия  договора о частном сервитуте:

1. Предмет. Предметом является предоставление сервитуарию права ограниченного пользования чужим земельным участком. Земельный участок должен быть индивидуально-определенным, т.е. пройти процедуру межевания и быть поставленным на кадастровый учет.

В связи с этим кадастровый паспорт земельного участка является необходимым приложением к договору. Современные исследователи, в частности Т.В. Дерюгина, предлагают отнести к существенным условиям и цель установления сервитута10.

На мой взгляд, указанное предложение является лишним. Пункт 1 ст. 274 ГК РФ устанавливает обязательные основания, в соответствии с которыми может быть установлен сервитут.

То есть в случае отсутствия этих оснований, причем независимо, для какой цели устанавливается сервитут, соглашение будет считаться незаключенным.

При этом сервитут является ограниченным институтом в  гражданском обороте. Согласно п. 2 ст.

275 ГК РФ он не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

2. Стороны. Сервитут устанавливается между собственником земельного участка или иной недвижимости и сервитуарием – лицом, в пользу которого устанавливается сервитут.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения этим участком, а пожизненного владельца, постоянного пользователя, арендатора – прав владения и пользования земельным участком11.

Следует отметить, что ГК РФ не регулирует установление частных сервитутов на земельных  участках, закрепленных на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования или предоставленных в аренду (из земель государственной, муниципальной собственности).

Тем не менее, у смежных землепользователей (соседей) может возникнуть необходимость в ограниченном использовании таких участков. Указанный недостаток носит не только теоретический, но и практический характер.

Например, возможна ситуация, когда собственником земельного участка является, например, Российская Федерация, землепользователем – Минобороны России. Каким образом будут регулироваться сервитутные отношения? Если следовать буквальному пониманию ст.

274 ГК РФ, то правоотношение будет носить двухсторонний характер: собственник и лицо, требующее установления сервитута.

В данном случае будут нарушены права Минобороны России, ведь последний будет вынужден терпеть различные неудобства в виде ограничений в праве пользования земельным участком. Поэтому правоотношение должно носить трехсторонний характер, т.е. должно быть заключено трехстороннее соглашение.

3. Цена. Установление платы за пользование сервитутом является правом собственника (землепользователя, землевладельца и т.п.) земельного участка.

Причем данным правом собственник или иной законный владелец земельного участка обладает даже после заключения безвозмездного соглашения о сервитуте.

В настоящее  время действуют Временные методические рекомендации по оценке соразмерной  платы за сервитут, утв. Росземкадастром 17 марта 2004 г.

Согласно пункту 1.2.

данных рекомендаций соразмерная  плата  за  сервитут – это плата за пользование чужим земельным участком или иным объектом недвижимости на праве ограниченного пользования чужим земельным участком или иным объектом недвижимости (сервитуте), выплачиваемая собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, лицом, в интересах которого сервитут установлен (при установлении частного   сервитута), либо выплачиваемая собственнику земельного участка органом государственной  власти, органом местного самоуправления, нормативным правовым   актом которого сервитут установлен (при установлении публичного сервитута), величина которой равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Источник: http://referat.yabotanik.ru/grazhdanskoe-pravo-i-process/servituty-ponyatie-i-vidy/236788/222252/page2.html

Понятие и виды сервитутов

Введение

Древнее сервитутное право, воспринятое современными юристами и государствами, свидетельствует, что в мире нет абсолютной частной (и любой другой) собственности. Мы все живем в одном доме – на планете Земля.

Поэтому реализация всех трех правомочий собственности (владеть, пользоваться и распоряжаться вещью по усмотрению собственника) возможна лишь при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 209 ГК РФ). Любые отношения, в том числе и правоотношения, возможны только между людьми, только в социуме, в человеческом обществе. И отношения собственности – это отношения не между собственником и вещью, а отношения между людьми.

Поэтому общественная воля в лице общества либо в лице государства в силах изменить эти отношения в своих интересах.

Ограничения права собственности могут вводиться, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

В числе таких ограничений находится и сервитутное право. Оно достаточно широко распространено во многих современных государствах.

Сервитуты устанавливаются в целях обеспечения национальной безопасности, здравоохранения, градостроительства, охраны окружающей природной среды, нормального осуществления судоходства, а также обеспечения других публичных интересов. Многочисленные сервитутные нормы содержатся в гражданском, земельном, административном, горном законодательстве США, ФРГ, Франции, Италии.

Особенно важную роль сервитуты, по-видимому, должны сыграть в экологическом праве, выполняя функции природоохранного характера. Дело в том, что человечество начало осознавать экологическую опасность.

Примерно с середины 70-х годов XX столетия в лексику многих языков вошло понятие “экологический кризис”. Как всегда бывает, термин этот вызвал поначалу ироническое отношение.

Однако все усиливающаяся деградация окружающей природной среды, все большая интенсификация эксплуатации природы уже явственно стали показывать, что возможности ее самовосстановления не безграничны.

В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы: 1. Понятие и виды сервитутов; 2. История возникновения сервитутов.

Для выполнения данной работы я использовала материалы из следующих источников: Дигесты Юстиниана: Т. 1: Кн. I-IV (под ред. Кофанова Л.Л.).

Изд-во: Статут, 2005 г.; Осипова М. В. Гражданское право; Перетерский И.С, Новицкий И. Б. Римское частное право. / Учебник.

– Москва: Юриспруденция, 1999 и др.

Понятие сервитутов

Сервитуты – ограничения собственности, сообщающие лицам, в пользу которых они установлены, самостоятельные вещные права пользования (так называемые “права в чужой вещи”) чужим недвижимым имуществом в точно определенном размере. Различают несколько видов этих ограничений. I.

Последовательное проведение в жизнь индивидуальной собственности как основной формы обладания вызывает необходимость точного разграничения правомочий собственника от правомочий всех остальных членов гражданского общества и соседей, участки которых граничат с его землею.

Отсюда образование рядом с собственностью особых институтов вещного права, которые теперь называются правами пользования общего и соседскими правами.

Старая доктрина называла эти права легальными сервитутами, так как они установлялись законом и рассматривались как ограничения собственности, ее обременения, в интересах соседей и других членов гражданского общества.

Название это не соответствовало значению института, определяющего пределы господства собственника, а не права вторжения в сферу его господства, права собственника кончаются там, где начинаются права всего общества или соседей. II.

Интересы современного индивидуального собственника не допускают возможности ограничений его в праве распоряжения объектами своего обладания, установляемых в интересах третьих лиц; они не допускают также двойной собственности (dominium utile и directum) или так называемых фидеикомиссарных субституций, за исключением особых случаев, предусматриваемых законом (вечно наследственная аренда, чиншевое право, фидеикомиссы, имения заповедные). Между тем, иногда существует потребность установить по крайней мере двоих обладателей той же вещи: отказать по завещанию имение в пожизненное пользование одного лица и затем по смерти пользователя — в собственность другого, удержать при отчуждении дома право жительства (см. соотв. статью) в нем или пользование имением, садом и т. п. объектами без получения плодов. Допуская такие формы обладания, западные законодательства и юристы называют их обыкновенно личными сервитутами, видя в них временные ограничения права собственности их главного обладателя, в исключительное обладание которого они должны затем перейти. И здесь, однако, дело идет об ограничениях, которые наступают прежде, чем собственник получает обладание вещами. Личные сервитуты скорее устраняют собственника временно от обладания, чем ограничивают его. Они поэтому должны быть признаны самостоятельными формами обладания, независимыми от собственности; их конструкция во всяком случае не имеет ничего общего с конструкцией следующей группы ограничений собственности. III. Сервитуты реальные (или предиальные, сельские и городские) — единственные, которые следует считать сервитутами в собственном смысле слова. Распределение недвижимостей в исключительное обладание отдельных лиц не может быть проведено со строгой и безусловной последовательностью. Земельные участки далеко не всегда обладают всеми угодьями, необходимыми для ведения хозяйства, и нуждаются в восполнении один другим; поддержание в нормальном состоянии городских зданий и дворов также далеко не всегда возможно без содействия соседних участков. Это восполнение не может быть достигнуто путем установления простых обязательственных отношений между владельцами участков — отношений, имеющих временный характер и потому не гарантирующих прочно интересы участка, нуждающегося в восполнении, отсюда допущение законом особой формы вещных отношений, сообщающих определенным участкам постоянное, защищенное наравне с остальными вещными правами право пользования угодьями и другими свойствами соседних участков, дворов и зданий, или ограничивающих в известной мере права собственника в интересах соседнего участка. Такие права и носят название реальных сервитутов. Историческое образование этих сервитутов стоит в связи с постепенным укреплением и окончательным утверждением индивидуального, исключительного обладания недвижимостями. Если и допустить исконность индивидуального, а не общинного обладания недвижимостями, все-таки этому обладанию далеко не сразу подчиняется вся совокупность хозяйственных статей и угодий отдельных имений. Во многих местностях не только России, но и Западной Европы владельцы лесов, лугов, воды, пастбищ долгое время не эксплуатировали эти статьи исключительно, а допускали участие в пользовании ими соседей и других лиц. Точно так же допускался выпас скота на пашнях по снятии урожая, беспрепятственный проезд по полям в зимнее время для провоза дров и других целей. В Германии и других странах эти права пользования чужими угодьями считались достоянием всех жителей данной общины с теми или иными ограничениями и не признавались нарушением прав индивидуального обладания, как и другие менее важные: право прохода, водопоя и т. п. Германистами эти права конструируются часто как сервитуты особого рода, (так наз. сервитуты германского права). Позднейшие римские и современные сервитуты возникают по частным соглашениям с тех пор, как утверждается мысль об исключительном праве собственника на обладание его землею. Стремление ввести их в виде постоянной статьи дохода в хозяйственный оборот, чему препятствовало постороннее пользование, другие стеснения, обусловливаемые вторжением чужих людей в сферу господства собственника, желание обеспечить себе свободу распоряжения землею на будущее время — все это заставляет собственников признавать только те ограничения их права, которые установлены по соглашению, специальными актами, отрицая допустимость сохранения сервитутов, существующих только в силу давности. В Риме это освобождение было достигнуто очень рано, и лишь в древнейшей конструкции сервитутного права мы встречаем намеки на старое, нераздельное и основанное на самостоятельном праве участников общее пользование угодьями (старый римский сервитутовладелец считал себя обладателем не только права в чужой вещи, но и того участка земли, на котором осуществлялось это право). Давностное возникновение сервитута раньше допускалось и уничтожено специальным законом (les Scribonia, неизвестного года). В Западной Европе борьба собственников с претендентами на совместное обладание отдельными статьями их земельных участков тянется в течение XVI–XVIII ст. Новые законодательства (франц., прусск., австр., сакс. и общегерм.) стремятся последовательно провести римскую конструкцию сервитутов, наиболее отвечающую и интересам современного собственника; но в партикулярных правах сохраняется еще много остатков старых форм “прав в чужой вещи”, которые не укладываются в римскую форму и носят название “германских сервитутов”.

Сервитуты подразделяются на несколько видов.

Для любых сервитутов свойственны следующие характеристики:

а) содержание сервитута не может быть таково, что собственник вещи обязывается что-либо сделать в пользу обладателя сервитута; сервитут состоит в том, что собственник обязывается терпеть определенные акты пользования его вещью или воздерживаться сам от определенных актов пользования своей вещью;

б) никто не может иметь сервитутного права на собственную вещь: собственность поглощает сервитут;

в) сервитут не может быть объектом нового сервитута;

д) сервитут должен предоставлять какую-либо выгоду управомоченному лицу, следовательно, не допускается установление сервитута по каким-то иным мотивам (ради каприза, например).

Источник: http://MirZnanii.com/a/44371/ponyatie-i-vidy-servitutov

По закону
Добавить комментарий