Жилые помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Жильё для детей-сирот или оставшихся без попечения родителей

Жилые помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Забота о детях-сиротах и оставшихся без попечения родителей в РФ возложена на государство, и основной закон, который обеспечивает реализацию прав, устанавливает льготы этой группы населения – ФЗ № 159 (от 21.12.1996 г.), также он перекликается с Семейным Кодексом.

Выявлением детей этих групп и обустройством их судеб призваны заниматься у нас в стране органы опеки и попечительства, существуют и другие социальные организации, заботящиеся об этих группах.

Один из основных вопросов, которые решает государство в таких ситуациях – вопрос жилья.

Дети, которые в силу разных жизненных обстоятельств остались без родителей или без их попечения, обычно проживают в детских домах или интернатах. Но с достижением ими совершеннолетнего возраста вопрос о жилье становится наиболее актуальным.

Государство решает его в законодательном порядке, предоставляя бесплатную жилплощадь на определённых условиях.

Льготным жильём по закону обеспечиваются дети, оставшиеся без родительского попечения, сироты и все одинокие люди до 23 лет, оставшиеся без жилья.

Порядок и условия предоставления жилых помещений для детей

Если раньше жильё получали в порядке очереди, а основанием выступал договор социального найма жилья, то с 2013 года многое изменилось:

  • основанием является договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет;
  • после пяти лет помещение на условиях социального найма переходит в бессрочное пользование к сироте;
  • жильё предоставляется только в порядке очереди (внеочередные выдачи прекращены);
  • эта группа граждан получает отдельные квартиры с хорошими условиями проживания, а не коммунальные.

Такой новый порядок минимизирует возможности махинаций с жильём для этой группы граждан, и дети-сироты будут гарантированно обеспечены благоустроенным жильём

Чтобы претендовать на льготное жильё, дети не только должны входить в категорию оставшихся без попечения родителей или сирот (описание всех признаков есть в законодательстве), но и необходимо соблюдение следующих условий:

  • у сироты, претендующей на льготное жильё, не должно быть другой собственности, оставшейся, например, после родителей или родственников;
  • после достижения 18 лет (но до того как исполнится 23 года) таким детям необходимо встать в очередь на получение жилья (или раньше,
  • если ребёнок в силу каких-либо особых причин был признан дееспособным);
  • нужно закончить обучение в образовательном учреждении.

Если за таким ребёнком числится какая-либо недвижимость (вне зависимости от того, приватизированное жилье или нет), то чтобы иметь право на получение другого, нужно будет доказать, что уже имеющееся непригодно для проживания:

  • по причине несоответствия санитарным нормам;
  • метраж не соответствует норме;
  • в квартире уже проживают родители, лишенные прав, либо люди с тяжелыми заболеваниями.

Стоит также учитывать и региональные законодательства, где прописаны местные условия и особенности получения недвижимости

Чтобы зарегистрироваться в очереди на получение льготного жилья, необходимо самостоятельно приготовить и сдать документы:

  • заявление с указанием того, что гражданин совершеннолетний и завершил обучение в специальных образовательных заведениях, прошёл
  • военную службу или получил профессиональное обучение (если была судимость, то она должна быть полностью погашена);
  • паспорт (гражданство РФ);
  • подтверждающие статус сироты;
  • справка о численности семьи, свидетельства о рождении детей, если заключен брак и есть дети;
  • указывающие на место жительства.

Каждый территориальный орган РФ самостоятельно рассматривает вопрос получения сиротой льготного жилья, и порядок, и перечень документов, и сроки принятия решения в каждом регионе могут различаться. Поэтому стоит заранее поинтересоваться всеми необходимыми деталями для решения вопроса в конкретной местности.

По предоставленным заявлениям в каждом субъекте федерации составляются отдельные списки. Очерёдность зависит от даты рождения ребёнка или от даты включения в очередь.

После получения пакета документов жилищная комиссия рассматривает вопрос и выносит решение – с сиротой заключают договор о найме специализированного жилья, затем ребёнок исключается из списков

Когда возможно выселение сироты из жилья

По закону дети-сироты являются такими же нанимателями жилья, как и все остальные, и, следовательно, выселить их могут только наоснованиях и в порядке, предусмотренном законодательством (Жилищный кодекс РФ, другие федеральные законы).

К данному вопросу непосредственно относятся статьи 3 (п.4) и 91 (п.1) ЖК РФ.

Закон гласит, что с одной стороны, никто не может быть ущемлён в правах пользования жилищем и получения коммунальных услуг, с другой стороны, если проживающие нарушают права соседей, используют жильё не по назначению, допускают его разрушение и т.п.

, наймодатель для начала может предупредить их и попросить исправить нарушения. Если жильцы-виновники нарушения не исправляют, то наймодатель вправе выселить их в судебном порядке без предоставления другого жилья.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-66-30, Санкт-Петербург +7 (812) 309-36-67 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonometr.ru/arenda/fond/zhilye-pomeshheniya-dlya-detej-sirot.html

Имеют ли право на получение жилья дети, находящиеся под опекой?

Согласно статистике в нашей стране ежегодно около полумиллиона детей становятся сиротами.

Еще несколько лет назад малышей определяли в специальные детские дома.

Но сегодня политика государства направлена на устройство несовершеннолетних лиц, оставшихся без родителей и близких родственников, в другие семьи.

Так многие оформляют опекунство над сиротами. Вопрос, предоставляется ли жилье детям под опекой, является достаточно актуальным.

Предоставляется ли квартира для опеки над ребенком?

Согласно закону о социальной поддержке несовершеннолетним, которые остались без родителей, должна выделяться квартира от специализированного жилищного фонда.

Если орган опеки установил, что проживание вместе с мамой или бабушкой в одном доме невозможно, ребенку государство предоставляет отдельную жилплощадь.

С этой целью необходимо написать заявление и встать на учет.

Право на жилплощадь имеют несовершеннолетние дети, у которых мать и отец:

  • признаны безвестно пропавшими;
  • умерли;
  • лишены прав быть родителями.

А вот получить за опекунство за квартиру не получится – такого законом не предусмотрено. Если ребенка планируют удочерить или усыновить, опекуны должны иметь в своем распоряжении жилплощадь, оборудованную всем необходимым и полностью соответствующую санитарным требованиям.

В Семейном кодексе указано, что усыновителями имеют право стать все совершеннолетние лица, кроме тех, которые не имеют постоянного места проживания или имеют квартиру, но она не отвечает техническим и санитарным нормам.

Будущие родители обязаны доказать свою возможность растить ребенка в нормальных условиях. Как именно должна быть благоустроена квартира для усыновления ребенка, в Жилищном кодексе не указано.

Нет также нормы жилой площади. Эта величина определяется органами местного самоуправления. Жилищно-бытовые условия приемных родителей проверяются по фактическому состоянию и формальным признакам.

Усыновители обязаны предоставить копию финансово-лицевого счета, свидетельства, а также выписку из домовой книги и ряд других документов, которые являются доказательством того, что человек имеет право собственности на квартиру, и в которых указано:

  • количество зарегистрированных и проживающих лиц на жилой площади;
  • доля каждого владельца;
  • ответственный квартиросъемщик;
  • параметры квартиры.

Далее проводится изучение жилищно-бытовых условий кандидатов на усыновление.

Поскольку семья, планирующая взять ребенка, не обязана предоставлять никаких других справок и документов помимо указанных выше, фактически определить состояние жилья получается лишь путем проверки. Эту процедуру реализуют органы опеки, попечительства.

Изучение условий жилья осуществляют социальный педагог школы, представители органов опеки, общественный инспектор. Они по поручению органов попечительства осматривают квартиру и дают ей оценку.

В результате исследования определяется:

  • санитарное состояние;
  • материальное положение семьи;
  • количество проживающих в квартире;
  • наличие места для игр, отдыха и сна ребенка;
  • готовность будущих родителей создавать и поддерживать необходимые условия для проживания, воспитания и развития приемного малыша.

Поскольку нормативные ограничения по качеству и количеству жилья для приемных родителей не установлены, органы опеки вправе руководствоваться исключительно нормами местного законодательства.

Может ли ребенок под опекой претендовать на жилье?

Вопрос, имеет ли усыновленный право претендовать на квартиру опекуна, является достаточно актуальным. Согласно закону ни опекун, ни опекаемый не имеют прав на материальное, нематериальное имущество друг друга.

В Гражданском кодексе указано, что ребенок под опекой может быть наследником:

  • по завещанию. Если приемный родитель написал завещание на усыновленного малыша, то после смерти опекуна квартира предоставляется опекаемому. Но на жилплощадь также имеют право претендовать и родственники умершего;
  • по закону. Если опекаемый не является родственником опекуну, право на наследование по закону он не имеет. Но если ребенок ко дню смерти приемного родителя был нетрудоспособным, находился на иждивении покойного наследодателя не менее 12 месяцев, вместе с ним проживал в одной квартире, тогда он имеет полное право претендовать на жилплощадь. Даже если имеются другие наследники по закону, усыновленный наравне с ними может бороться за право на часть квартиры.

Приемному родителю лучше подумать заранее о завещании квартиры своему подопечному, поскольку при составлении завещания, заверенного нотариусом, ребенок будет уже гарантированно обеспечен жилплощадью.

Закон о предоставлении жилья детям-сиротам и оставшимся без попечительства родителей

Сегодня согласно законодательству каждая территориальная единица использует особые программы, благодаря которым реализуется право детей-сирот на жилье.

Программы имеют некоторые отличия касательно количества помещений, предусмотренных для выделения.

Обычно на один год планируется обеспечение квартирами около 600 детей-сирот. До 2013 года формировались списки, в которых указывались дети, нуждающиеся в жилье.

С 2013 года были внесены некоторые изменения в законодательство. С этого момента в перечень включаются особы 14-летнего возраста, которые остались без попечения.

Также теперь список пополняют и личности, не имеющие помещения по социальному найму и не находящиеся на содержании у приемных родителей.

Помимо этого существуют специальные нормативы.

Согласно им приобретенный объект зачисляется в государственный фонд жилых помещений конкретной области. Порядком выполняется регулировка распределения квартир для детей-сирот.

Очередь на жилплощадь детям, которые были лишены родительской опеки, формируется органами местного самоуправления.

Подготавливаются списки и графики, проверяется статус каждого претендента. Власть предлагает помещение, которое полностью отвечает санитарным нормам, в личную собственность.

Для получения квартиры, необходимо собрать такие документы:

  • заявление. В нем следует указать желание предоставить ребенку жилплощадь для проживания;
  • документ, который подтверждает сиротство;
  • паспорт;
  • выписка о том, что отсутствует жилая площадь;
  • справка о том, что ребенок находился в исправительной колонии за совершение плохого поступка (если такой случай действительно быть).

Согласно закону помещение, которое выдается сироте для проживания, должно отвечать следующим нормативам:

  • для одинокого человека общая квадратура составляет не менее 33 м.кв.;
  • если семья состоит из двух членов – не менее 42 м.кв.;
  • при наличии более 2 человек на каждого выделяется по 18 м.кв.

В действительности же получить квартиру для сироты не так уж просто. Поэтому к подобному вопросу надо подходить со знанием дела, действовать целеустремленно и правильно.

Если осталась доля или квартира от биологических родителей?

В Семейном кодексе указано, что усыновленные дети лишаются права на имущество своих биологических родителей.

Но личные неимущественные и имущественные права могут быть сохранены, если так хочет мать или отец.

О том, что родители или родственники желают сохранить отношения с усыновленным ребенком, суд обязан указать в своем решении.

Таким образом, детям, которые находятся под опекой, жилье не предоставляется. А вот сиротам государство обязано выделять квартиру. Усыновление может быть проведено лишь в том случае, если приемная семья докажет, что для ребенка созданы все требуемые для нормального проживания условия.

Источник: http://uristjournal.ru/semejnoe-pravo/usynovlenie-i-opekunstvo/zhile-detyam.html

Жилищные права детей-сирот (Огурцова М.)

Дата размещения статьи: 28.05.2015

С 1 января 2013 года установлен новый порядок обеспечения жильем детей-сирот.

Теперь жилые помещения предоставляются им по договорам найма специализированных жилых помещений, а не по договорам социального найма.

Однако по-прежнему остались нерешенными вопросы в сфере реализации жилищных прав детей-сирот.

Равнозначность оплаты

Несмотря на предпринимаемые государством усилия по совершенствованию законодательных норм, новая редакция Федерального закона от 21.12.

1996 N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” не в полной мере учитывает потребности правоприменительной практики и поэтому нуждается в дальнейшей доработке.

Так, остался нерешенным вопрос о равнозначности платы за жилое помещение, предоставленное по договору найма специализированного жилого фонда для детей-сирот и по договору социального найма.

Также не предусмотрена возможность освобождения детей-сирот от платы за наем специализированного жилого помещения.

Указанные пробелы в правовом регулировании были устранены в 10 субъектах Российской Федерации посредством принятия законов, в соответствии с которыми плата по договорам специализированного найма для детей-сирот соответствует плате по договору социального найма .——————————– Республика Калмыкия, Татарстан, Камчатский край, Астраханская, Кемеровская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва, Ненецкий автономный округ.Учитывая изложенное, представляется целесообразным внести изменения в ст. 8 Закона N 159-ФЗ, указав, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги взимается с детей-сирот по тарифам, установленным для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма по месту нахождения жилого помещения; дети-сироты, признанные в установленном порядке малоимущими, освобождаются от внесения платы за наем.

Учет членов семьи

Отметим, что ранее действующий порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот предусматривал предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий .

——————————– Часть 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ; Определение ВС РФ от 11.05.2011 N 43-Г11-9.

В настоящее время в федеральном жилищном законодательстве подобная норма отсутствует, что приводит к ухудшению положения детей-сирот. В данном случае нельзя говорить и об активной позиции регионов.

В законодательстве только четырех субъектов Российской Федерации предусмотрено, что члены семьи учитываются при предоставлении жилья.При таких обстоятельствах полагаем целесообразным ч. 7 ст.

8 Закона N 159-ФЗ после слов “по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма” дополнить словами “с учетом членов их семьи”.

Невозможность проживания

Следует внести изменения в п. 1 ч. 4 ст. 8 Закона N 159-ФЗ, исключив условие о необходимости наличия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст.

72 ЖК РФ для признания невозможности проживания детей-сирот в жилом помещении с лицами, лишенными в их отношении родительских прав.Внесение указанных изменений позволит избежать трудностей при реализации жилищных прав детей-сирот.

Поскольку дети-сироты на момент решения вопроса о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении не проживают вместе с лицами, лишенными в их отношении родительских прав, они в соответствии с буквальным толкованием ч. 3 ст.

72 ЖК РФ не вправе требовать в судебном порядке осуществления принудительного обмена спорного жилого помещения.

Если судебная практика пойдет по пути рассмотрения таких дел о принудительном обмене жилого помещения, то исполнение решения суда в случае удовлетворения требований ребенка-сироты может быть затруднительным, поскольку должниками по исполнительному производству являются лица, лишенные родительских прав, которые будут уклоняться от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.Практика правоприменения позволяет констатировать, что нередки случаи, когда в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, проживают лица, не являющиеся членами семей детей-сирот, например бывшие усыновители, новые супруги или сожители родителей, лишенных родительских прав, иные посторонние лица, а также лица, отстраненные в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или попечителей, что создаст препятствия для реализации жилищных прав детей-сирот.Кроме того, в законодательстве не определен порядок предоставления жилья ребенку-сироте, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний: по договору социального найма или найма специализированных жилых помещений. В целях устранения коллизий и трудностей правоприменения необходимо на федеральном уровне законодательно предусмотреть, что детям-сиротам в случае наличия у них таких заболеваний жилые помещения предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, что будет способствовать повышению государственных гарантий защиты их жилищных прав.Учитывая изложенное, предлагаем ч. 4 ст. 8 Закона N 159-ФЗ дополнить новыми основаниями признания невозможным проживания детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях:- п. 1 ч. 4 ст. 8 Закона N 159-ФЗ дополнить абз. 3 и 4 соответственно: “не являющихся членами семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа”; “отстраненных в установленном порядке от выполнения обязанностей опекунов или попечителей”;- ч. 4 ст. 8 Закона N 159-ФЗ дополнить п. 4 следующего содержания: “наличие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа тяжелых форм хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которых совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно”;- п. 4 считать п. 5.

Контроль за сохранностью жилых помещений

В целях установления единого порядка осуществления контроля за сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, предлагаем в ч. 2 ст.

8 Закона N 159-ФЗ после слов “органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации” добавить слова “в порядке, установленном Правительством Российской Федерации”.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации должны быть утверждены правила проверки обеспечения сохранности такого жилого помещения, в которых будут определены понятие сохранности жилого помещения, частота проводимых проверок, основания для проведения внеплановых проверок, порядок составления акта проверки, порядок проведения ремонта, источники финансирования, обязанности и ответственность должностных лиц; будет закреплена норма об освобождении от платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Административная ответственность

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона N 159-ФЗ неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных данным Законом, влечет в том числе административную ответственность.

Вместе с тем на сегодняшний день административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обеспечении жильем детей-сирот не установлена.

Учитывая неудовлетворительное состояние законности в данной сфере, полагаем необходимым дополнить главу 5 “Административные правонарушения, посягающие на права граждан” КоАП РФ ст. 5.

64 “Нарушение жилищных прав детей-сирот”, предусмотрев административную ответственность должностных и юридических лиц за совершение указанного административного правонарушения.

Предлагаемые изменения в законодательстве Российской Федерации являются результатом анализа норм федерального и регионального законодательства, обобщения выявленных правовых коллизий. Надеемся, что имеющиеся в настоящей статье выводы и предложения окажутся полезными как при совершенствовании законодательства, регулирующего жилищные права детей-сирот, так и в практике его применения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/7030

Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теория и практика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего  образования«Тюменский государственный нефтегазовый университет»Нефтегазовый колледж им. Ю.Г. Эрвье

Тема: «Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: теория и практика»

Иванова Алена, Мавлютбаев Дамир, Нефтегазовый колледж им. Ю.Г. Эрвье, Тюменская область, г. Тюмень

Научный руководитель: Белоногова Людмила Николаевна, преподаватель истории и обществознания

Тюмень 2014-2015

Каждое государство в области социальной политики гарантирует социальную поддержку населения и отдельных категорий людей, что официально находит отражение в действующем законодательстве.

Дети представляют собой наиболее незащищенную группу населения, особенно это касается категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По официальным данным количество детей-сирот в России к концу 2014 года снизилось до 93 тысяч [17].

В нормативных актах используются следующие определения этих категорий:

дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке [10].

В последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Причем лишь незначительная часть данной категории детей остались без попечения в результате смерти их родителей.

Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растет катастрофически.

Основными причинами увеличения числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством [3]. В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

Дети-сироты, и дети, родители которых были лишены родительских прав – это одна из самых обездоленных  категорий населения. Их жизнь и без того трудна и безрадостна.

Выпускники детского дома не могут рассчитывать на помощь родителей, а между тем им приходится решать весьма широкий круг достаточно сложных проблем.

Это проблемы защиты прав, в частности жилищных и трудовых; это психологические проблемы, решение которых предполагает умение разбираться в людях; способность не впадать в панику в трудных жизненных ситуациях; множество частных, но весьма существенных проблем функционального характера: оказание себе первой помощи, приготовление обеда, ремонт жилья, разрешение конфликтов с соседями, рациональное использование средств на покупки и др.

Огромную помощь в решении проблем этим детям оказывают федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений, которые  ставят своей целью создать необходимые условия для интеграции этих детей в общество, чтобы подготовить их к жизни в современном обществе.

Актуальна проблема жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 40 ст.  Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый гражданин имеет право на жилище [4].

В других нормах действующего законодательства прописаны обязанности государства по предоставлению им жилых помещений, однако реализация этого законодательства на практике зачастую встречает затруднения.

Цель работы заключается в том, чтобы на основании сравнительного анализа теоретических и практических аспектов в области правового регулирования жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявить причины возникновений в процессе реализации действующего законодательства трудностей с получением жилья и выявить пути решения.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/04/09/zhilishchnye-prava-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Жилые помещения по договору социального найма должны предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. И это не обязательно воспитанники детских домов.

Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Категория детей, оставшихся без попечения родителей гораздо шире.

Это дети до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Право на предоставление жилья от государства получают те дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не имеют закрепленного жилого помещения, то есть если отсутствует собственное жилье, и жилье, где данные лица приобрели право пользования по договору социального найма.

Каков порядок предоставления жилья детям-сиротам? В какой срок должны предоставляться жилые помещения?

Жилые помещения предоставляются лицам указанных категорий, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения 23 летнего возраста.

Жилье предоставляется во внеочередном порядке после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

https://www.youtube.com/watch?v=mOo2TJYMzYE

Другими словами, к тому моменту, когда сироты уже не могут проживать в каких-либо государственных учреждениях, приемных семьях, общежитиях образовательных учреждений и тому подобное, они должны быть обеспечены жильем по социальному найму.

На практике, конечно дела обстоят иначе. Детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставят в так называемую «льготную» очередь, и ждать своей квартиры приходится ни один год.

Много ли судебных разбирательств по не предоставлению жилья? Примеры?

Судебные разбирательства, конечно, идут, но на наш взгляд, их могло бы быть гораздо больше.

Просто зачастую данные категории лиц не имеют вообще никакой поддержки и рассчитывают только на помощь государства, а потому боятся с ним (государством) спорить. А государство не очень-то спешит помочь.

Например, очень формально подходят к проблеме закрепленного жилья. Как уже было сказано, квартиры предоставляются лицам, которые закрепленного жилья не имеют.

Так вот органы опеки и попечительства стараются закрепить за детьми любое возможное жилье, на этом основании отказывают в предоставлении жилья.

Но в практике возникают случаи, когда закрепляется жилье, уже имеющее собственника (например, квартира опекуна) и ребенок не приобретает самостоятельного права пользования данным жилым помещением. Или закрепляют жилье, которое не пригодно для проживания и т.д.

Существуют проблемы и со сроками предоставления жилья. Своей очереди приходится ждать много лет, а жить в это время негде. Хотя и закон и судебная практика говорят о том, что жилье должно предоставляться именно вне очереди, независимо от наличия иных лиц данной категории.

Что делать, если жилье не предоставляют?

Прежде всего, надо встать на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем во внеочередном порядке до достижения 23 лет. Если по каким-либо причинам в постановке на учет отказывают или жилье не предоставляют, надо обращаться в суд. Положительной практики довольно много.

Какие есть дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют дополнительные гарантии в сфере образования, по медицинскому обслуживанию, в сфере труда.

Например, они имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также на получение второго начального профессионального образования без взимания платы.

Лица, обучающиеся в образовательных учреждениях, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Могут предоставляться бесплатные путевки в оздоровительные лагеря.

Работникам – детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.
Дополнительная поддержка может также устанавливаться областными и местными законами.

Ольга Отрохова, Генеральный директор “Правового центра “Логос”, 11.08.2010

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/obespechenie-zhilymi-pomeshcheniyami-detey-sirot-i-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya

Предоставление жилья для детей-сирот и детей без родителей

Предоставление жилья для детей-сирот и детей без родителей

В современной России, как и в любой другой стране, существует проблема с обеспечением жильем сирот и детей, которые остались без попечительства родителей.

Именно в таких случаях предусмотрены специальные государственные социальные программы, которые помогают таким детям получить жилье.

В нашей статье мы подробно распишем порядок получения жилья для детей сирот и для тех, кто остался без попечительства родителей, а также расскажем о том, какие документы нужны для получения жилья таким способом, об жилищных условиях, которые описаны в законодательстве и о том, возможно ли выселить такого ребенка из ранее полученного им жилья.

Условия, при которых можно претендовать на жилье

Чтобы претендовать на бесплатное жилье будучи ребенком-сиротой или одним из тех, кто утратил попечительство родителей, нужно соответствовать нескольким простым условиям:

  1. Ребенок не должен быть нанимателем или собственником жилых помещений, а также членом семьи нанимателя или собственника.
  2. Если ребенок является собственником или нанимателем жилого помещения, на законных условиях комиссия должна установить факт, что в таком помещении проживать невозможно и поэтому ребенок должен претендовать на новое жилье.
  3. Для того чтобы претендовать на бесплатное жилье в таком случае, ребенок должен достигнуть 14 лет, а заявление от его имени подают заинтересованные лица. Жилье же предоставляется после достижения 18 лет и окончания учебного заведения (например, школы-интерната).
  4. Ребенок должен быть гражданином Российской Федерации.
  5. Региональные требования по месту жительства (например, если ребенок претендует на жилье в Москве, он должен проживать или находиться в государственных организациях проживания или обучения г. Москва).

Процесс предоставления жилья

  1. Ребенок или заинтересованное лицо (законный представитель) должен обратиться в Городскую межведомственную комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа своего города.

     При себе нужно иметь все необходимые документы для оформления заявления и становления на учет.

  2. По достижению ребенком полных четырнадцати лет, нужно поставить его на учет в региональный список детей-сирот или тех, кто потерял попечительство родителей.

    Заявление подается законным представителем ребенка не позднее чем после двух месяцев со днях достижения ребенком полных четырнадцати лет.

    Также те дети-сироты, которые после достижения четырнадцати лет не были включены в этот список, могут после достижения полной дееспособности до восемнадцати лет самостоятельно стать на учет.

    Со дня подачи заявления и до дня принятия решения о включении в список может пройти до трех месяцев.

  3. Обратиться с заявлением о предоставлении такому ребенку жилья и ожидания принятия решения по его обращению.

  4. После принятия решения по предоставлению жилья, в случае его одобрения ребенок сможет получить квартиру по договору социального найма.

    На протяжении ста дней ребенок и заинтересованное лицо должны осмотреть жилье и в случае их одобрения — подписать договор найма. Позже договор направляется в Департамент городского имущества по месту проживания ребенка.

    Сам документ подписывается сроком на пять лет. По договору ребенок не оплачивает плату за жилье, тем не менее, он или его законный представитель должен оплачивать коммунальные услуги.

  5. В тех случаях, когда проживающий в таком жилье находиться в трудном жизненном положении и ранее добросовестно исполнял свои обязанности по договору допустимо переоформить договор найма на новый срок после окончания первого договора.

Необходимые документы для становления на учет и оформления жилья

Для того, чтобы оформить бесплатное жилье, необходимо предоставить следующие документы:

  • Документ, который удостоверяет личность ребенка.
  • Документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица (законного представителя), а также доверенность, которая удостоверяет его полномочия.
  • Документ о месте фактического проживания такого ребенка.
  • Медицинская справка, выданная медучреждением, которая подтверждает льготу ребенка на получение жилья по состоянию здоровья (при наличии).

Жилищные условия

Площадь жилого помещения, которая предоставляется по договору найма специализированного жилья, должна составлять не меньше двадцати пяти квадратных метров. В тех случаях, если на жилое помещение претендуют оба члена семьи — не менее тридцати четыре квадратных метров.

При наличии медицинских показаний и в соответствии с действующим законодательством России допустимо предоставление дополнительной площади жилого помещения сверх установленной нормы в виде отдельной комнаты. В случае отсутствия отдельной комнаты, дополнительная площадь предоставляется в размере не менее десяти квадратных метров.

Выселение из жилья

Выселение из специализированного жилого помещения происходит после расторжения договора найма.

Расторжение договора может быть по обоюдному согласию (например, если ребенок приобрел собственную квартиру или сменил место жительства) или же при определенных нарушениях ранее подписанного договора.

К таким нарушениям относят:

  • Систематическая неуплата нанимателем коммунальных платежей сроком более шести месяцев.
  • Разрушение или серьезное повреждение жилого помещения нанимателем или членами его семьи, а также теми, кто совместно с ним проживает.
  • Систематическое нарушение прав и законных интересов соседей, которое лишает возможности совместного проживания в одном жилом помещении.
  • При использовании специализированного жилого помещения не по его назначению (нелегальная сдача в аренду и прочее).
  • Другие случаи, описанные в законодательстве.

Таким образом, процесс получения специализированного жилищного помещения ребенком сиротой или ребенком, который потерял попечительство родителей, является достаточно трудоемким и длительным, тем не менее, получение собственного жилья стоит того. Тем более, что законодательством гарантируется сохранение жилья за ребенком в дальнейшем на пять лет или возможность его приватизации со временем.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-80-59, Санкт-Петербург +7 (812) 309-94-01 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Источник: http://zakonguru.com/nedvizhimost/arenda/fond/zhylje-dlja-sirot-i-detej-bez-roditelej.html

По закону
Добавить комментарий